Страховщики нацелились на прибыль
Тарифы ОСАГО в «токсичных» регионах повышены, а вот жители крупных благополучных городов могут даже увидеть некоторое снижение тарифов. Сами же страховщики непременно заработают на изменении тарифов — правда, по их утверждению, не так уж много
Граждане России уже начали ощущать на себе последствия либерализации тарифов ОСАГО. Жители так называемых токсичных регионов, то есть субъектов, где распостранены мошенничества в области ОСАГО и повышена активность автоюристов (тех, кто получает со страховщиков повышенные возмещения по ОСАГО), уже могли заметить повышение тарифов ОСАГО вплоть до 20%. Это неудивительно: желание страховых компаний компенсировать свои убытки вполне можно понять. Честным же обитателям этих регионов приходится страдать незаслуженно. С другой стороны, обитатели благополучных регионов, в особенности крупных и богатых городов, могли увидеть даже небольшое снижение стоимости ОСАГО. Конкуренция за клиентов в таких регионах приводит к снижению цен.
Все это произошло из-за того, что 9 января 2019 года вступило в силу указание Банка России. В нем говорится о расширении тарифного коридора для страховок ОСАГО до уровня 2746–4942 рублей, пересмотре системы коэффициентов «возраст–стаж» и изменении порядка применения коэффициента «бонус-малус». Целью этого указания, как, впрочем, и всего проекта либерализации ОСАГО, является, как уверяет регулятор и сами страховщики, переход к более рыночной модели в этом сегменте. «Причины реализации проекта — продолжительный структурный кризис во всей системе ОСАГО, который проявлялся в общей несбалансированности рынка, высоком уровне убыточности, существовании “токсичных” регионов, а также активности мошенников. В результате для добросовестных водителей сложилась ситуация, при которой доступность полисов ограничена», — говорит руководитель дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
Деятельность мошенников и автоюристов действительно существенно влияла на показатели страховых компаний. Это легко увидеть из отношения страховых выплат к премиям. В среднем этот показатель по ОСАГО в России составляет около 0,6 (см. график). Однако в 2016 году он подскочил до 0,74, а в 2017-м — до 0,8. После замены денежных выплат возмещением стоимости ремонта в 2018 году показатель вернулся к привычным 0,6. В то же время не нужно воспринимать его как единственный индикатор состояния бизнеса страховщиков в сегменте ОСАГО. «На этот показатель очень сильно влияет и установившийся на рынке уровень комиссий посредникам, а также уровень расходов страховщиков на заработную плату, аренду, величина налоговой нагрузки и прочее», — поясняет управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин.
Автоюристы подкосили ОСАГО в 2016 и 2017 гг. но ремонт помог вернуться в норму
Юрлица заплатят меньше
Если посмотреть на тарифы лидеров рынка ОСАГО, то предположение, что цены поднимутся в основном в «токсичных» регионах, подтверждается. «Суммарно по стране (все регионы, все типы транспортных средств) наша средняя премия упала на 55 рублей (6962 vs 6907), или на 0,8 процента, — рассказывает заместитель генерального директора СК “РЕСО-Гарантия” Игорь Иванов. — По всей стране “РЕСО-Гарантия” понизила ставку для легковых ТС юрлиц, встав при этом на нижнюю границу нового тарифного коридора. По легковым автомобилям физлиц в 35 регионах, включая Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области, у нас остались прежние ставки тарифов. В столицах еще 24 регионов мы также не меняли тарифов».
В то же время «РЕСО-Гарантия» подняла на 20% базовые ставки на легковые автомобили физлиц в тех регионах, где компания не планирует активного расширения деятельности: в Амурской, Еврейской автономной, Курганской и Магаданской областях, Забайкальском и Камчатском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее, Бурятии, Калмыкии, Якутии, Тыве, Хакасии, Ненецком и Чукотском автономных округах. Из регионов активного присутствия «РЕСО-Гарантия» на 20% подняла тарифы в Воронежской и Липецкой областях и Ингушетии.
В «АльфаСтраховании» обещают, что благодаря изменению коэффициента «возраст–стаж» 40% россиян заметят снижение, а не повышение расходов на ОСАГО в 2019 году. Кроме того, в компании считают, что до конца года уже в 70 регионах РФ произойдет сокращение средней итоговой премии для автовладельцев. Однако детальной информации о своих тарифах по регионам компания не предоставила.
В свою очередь, «Ингосстрах» объявил о снижении базовой ставки тарифа ОСАГО для владельцев легковых автомобилей категорий B и BE в пяти регионах. С 18 января 2019 года размер базовой ставки в Вологодской, Владимирской, Ярославской и Воронежской областях, а также в Республике Коми составит 3946 рублей. В Удмуртии тариф снизится до 3912 рублей. Ранее в этих регионах он составлял 4118 рублей. В то же время в Архангельске, Северодвинске и Котласе базовая ставка увеличена до 4324 рублей, в Казани — до 4200 рублей, в Республике Татарстан (за исключением Казани) и городах Бердске и Искитиме Новосибирской области — до 4365 рублей. «Мы снизили базовую ставку тарифа в Мурманской области, Перми, Республике Коми, Удмуртской Республике, Владимирской, Вологодской, Ярославской и Воронежской областях, — добавляет Виталий Княгиничев. — Но прогнозируем повышение базовой ставки тарифа в “токсичных” регионах, на которые приходится 25 процентов общего количества страхователей».
Руководитель Центра управления страховым портфелем ВСК Василий Бусаров рассказал, что с 9 января компания снизила базовые ставки по ОСАГО в шести регионах на 10%: в Удмуртии, Пермском крае, Тульской, Вологодской и Костромской областях, а также в Республике Коми. По оценкам ВСК, возможное изменение средней премии по портфелю физических лиц будет варьироваться около нуля. При этом по юридическим лицам Василий Бусаров ожидает снижения средней премии в среднем на 10–15%.
По сути, проблему с автоюристами страховщики переложили на добросовестных жителей «токсичных» регионов — пусть лучше страдают они, чем балансы страховых компаний.
2018-й обещает стать для крупнейших страховщиков по ОСАГО годом роста прибыли
Источник: отчетность компаний по МСФО
Автоюристы не помешали заработать
Страховщики уверяют, что баснословного увеличения прибылей от ОСАГО они даже после либерализации тарифов не получат. Как поясняет Алексей Янин, расширение тарифного коридора в ОСАГО лишь позволило страховщикам поднять тарифы в «токсичных» регионах, что приведет к уменьшению в них убытков от ОСАГО. В остальных регионах, где ОСАГО прибыльно, в течение года будет разнонаправленное и достаточно умеренное изменение тарифов. «В результате в целом по всему рынку ОСАГО доходы страховщиков от ОСАГО должны умеренно вырасти за счет снижения убыточности в “токсичных” регионах. По нашим прогнозам, объем премий по ОСАГО вырастет за 2019 год примерно на два процента в целом по страховому рынку», — говорит Алексей Янин. По подсчетам «Эксперта», это означает, что объем собранных в 2019 году премий увеличится на 4,5–5 млрд рублей.
Что же касается дохода страховщиков, то чистая прибыль страховых компаний зависит далеко не только от ОСАГО, но и от других видов страхования, а также от инвестиционного дохода, то есть от ситуации на фондовом рынке и динамики процентных ставок по депозитам. Показатели прибыли у разных страховщиков совершенно разные. «В целом по всей страховой отрасли, скорее всего, показатели прибыли останутся без резких изменений», — заключает Алексей Янин.
Василий Бусаров из ВСК также не ожидает повышения рентабельности ОСАГО в 2019 году: стоимость запасных частей растет, и это будет тормозить рентабельность данного вида страхования.
В свою очередь, в агентстве Fitch Ratings ожидают, что собранные премии по ОСАГО вырастут, но на сколько именно, предполагать не берутся. «Рентабельность будет во многом зависеть не только от изменений в тарифах, но и от аквизиции, то есть доли относительно дешевых онлайн-продаж и уровня комиссионных по традиционным каналам продаж (агенты, брокеры, дилеры и так далее), — рассказывает директор аналитической группы по страховому сектору Fitch Ratings Анастасия Литвинова. — Мы ожидаем роста концентрации сектора ОСАГО вследствие взрывного роста онлайн-продаж и благодаря изменениям в регулировании тарифов, которые позволяют применять более экономически обоснованные тарифы в “токсичных” регионах. И то и другое создает преимущества для крупных федеральных компаний с более зрелыми ИТ-ресурсами».
Стоит отметить, что даже беглый взгляд на доходы первой шестерки страховщиков на рынке ОСАГО (см. таблицу) ясно дает понять: в 2017 году, когда автоюристы еще беззастенчиво нападали на страховщиков, компании оставались прибыльными, а многие лидеры рынка эту прибыль успешно наращивали. Ситуация с «Росгосстрахом» явно выбивается из картины по не связанным с ОСАГО причинам. Однако здесь надо отметить, что сохранение прибыльности было обеспечено в том числе тем, что страховщики всеми правдами и неправдами старались не выдавать полисы ОСАГО в «токсичных» регионах, что порой приводило к недоступности ОСАГО для части автовладельцев. 2018 год обещает для страховщиков, активно работающих с ОСАГО, стать еще более прибыльным, — и от 2019-го разумно ждать еще большего роста рентабельности страховых компаний.
До Запада далеко
Могут ли страховщики за счет других источников компенсировать расходы по ОСАГО и не повышать тарифы?
Так, электронное ОСАГО, как ожидают в Fitch Ratings, поможет лидерам страхового рынка увеличить прибыли. Скорее всего, в перспективе нескольких лет так и будет, но сейчас ситуация осложняется первоначальными вложениями и расходами на онлайн-продвижение. «Переориентация на электронные полисы — это только возможное сокращение расходов на заключение договоров страхования. Однако расходы на урегулирование убытков остались. Поэтому, если игрок наращивал объемы премий, ему приходилось вкладывать дополнительные средства в повышение качества клиентского сервиса, ИТ инфраструктуру и многое другое», —разъясняет финансовый директор АО «АльфаСтрахование» Вера Маммадова.
Василий Бусаров также отмечает, что существенную часть расходов страховщики сейчас переориентируют на развитие ИТ-инфраструктуры — с учетом требований, предъявляемых регулятором, и с целью разработки и запуска новых онлайн-решений для клиентов. «ВСК запустила мобильное приложение “ВСК Страхование”, в котором можно не только купить онлайн полис каско и другие продукты компании, но и урегулировать страховой случай онлайн в личном кабинете клиента на сайте компании. Все это требует постоянных инвестиций», — поясняет Василий Бусаров.
В свою очередь Игорь Иванов обращает внимание на то, что электронное ОСАГО — это всего лишь один канал продаж одного продукта, да и электронные полисы пока составляют очень небольшую долю портфеля ОСАГО.
Может быть, страховщики сумеют увеличить свою прибыль за счет инвестиционных доходов, как это делает большинство западных страховых компаний? «От самих страховых компаний здесь мало что зависит, так как высокая доходность сопряжена с высоким риском, а в высокорисковые активы инвестировать страховщикам запрещено, да и это было бы губительно для бизнеса, даже если бы было разрешено, — поясняет Алексей Янин. — Инвестиции страховых компаний должны быть консервативными, и следствием этого является их относительно невысокая доходность. Кроме того, выбор доступных инвестиционных инструментов невелик, все высоконадежные страховщики инвестируют примерно в одни и те же инструменты».
По расчетам Fitch Ratings, соотношение доходов от страхования и от инвестирования в чистой прибыли российских страховых компаний постоянно меняется. Так, в 2016 году результат от страховой деятельности (только сектор non-life) составил 28,9 млрд рублей, а результат от инвестиционной деятельности — 56,1 млрд рублей. В 2017 году картина принципиально иная: от страховой деятельности — 56,8 млрд, от инвестиционной — 28,6 млрд. «Доля инвестиционного дохода у крупных устойчивых компаний на зрелых рынках ощутимо выше по той простой причине, что они работают с меньшей нагрузкой на баланс. Иными словами, соотношение подписанных премий (принятых к учету в финансовом году. — “Эксперт”) к капиталу и валюте баланса там в среднем ниже, чем в России. Российский страховой сектор продолжает работать на низкой базе капитала, это давняя проблема», — поясняет Анастасия Литвинова.
Вообще, многие российские компании демонстрируют весьма неплохие показатели доходности инвестиционной деятельности. «Доходность у нас даже выше (доход на единицу инвестированных средств), — рассказывает Игорь Иванов (“РЕСО-Гарантия”). — Но доля доходов от инвестирования активов меньше, чем у коллег на Западе, по одной простой причине: они существуют и благополучно развиваются по сотне лет! У них денег (активов, резервов) намного больше. Поэтому даже при более низкой доходности вложений (активов) они получают больше доходов, так как их активы на порядок или на несколько порядков больше активов российских страховщиков. Маржа от продажи страхования у них ниже (рынок совершенный, конкуренция чудовищная), так что главный источник доходов, действительно, инвестиции».
Логично предположить, что в такой ситуации отечественные страховщики будут всеми способами повышать свою маржу именно от страховой деятельности. Иногда эти способы выглядят весьма экзотически: так, в минувшем году в ряде регионов сотрудники ГИБДД перестали выезжать для оформления ДТП на незначительные аварии. Предполагается, что водители должны сами оформлять европротокол и отправляться в страховую. По факту же это неминуемо приведет к возвращению к такому урегулированию споров на дорогах, какое было до ОСАГО: за наличные. Только приобретать ОСАГО все равно необходимо. По итогам 2018–2019 годов мы увидим, насколько это повысит маржинальность страхового бизнеса.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl