Шоколад со вкусом победы, но без сахара
В подмосковном Егорьевске кондитерская фабрика «Победа» провела реконструкцию промплощадки и планирует удвоить там объем производства. Расчет — на уход с рынка иностранных компаний, которые, однако, не спешат это делать
В каталоге продукции на официальном сайте кондитерской фабрики «Победа» под некоторыми позициями конфет и шоколада написано «Нет в наличии», что говорит о простом факте: спрос на них превышает предложение, хотя последние годы фабрика работает на максимальных оборотах, ежегодно наращивая объемы производства на десятки процентов. И это при том, что на рынке царит жесткая конкуренция: на один метр полки в магазине претендуют порядка 150 производителей кондитерской продукции! Это стало для «Победы» поводом задуматься о расширении производства. «В прошлом году начали реконструкцию одной из двух производственных площадок компании, расположенной в Егорьевске, а в этом году, когда произошли масштабные изменения конъюнктуры рынка, мы почувствовали себя готовыми к новым реалиям», — говорит генеральный директор кондитерской фабрики «Победа» Ольга Муравьева.
Инвестиции в проект составили 28 млн евро собственных средств, площадь производства выросла почти в четыре раза, с 8 до 22 тыс. кв. м, а объем выпуска удвоится с 18 тыс. тонн до 36 тыс. тонн кондитерских изделий в год. Общий объем производства компании, у которой три производственные площадки (еще одна в Подмосковном Клемёново и одна в Латвии), с учетом дополнительных мощностей приблизится к отметке 100 тыс. тонн, или 12% российского выпуска шоколада и шоколадных изделий. Это позволит ей стать солидным игроком, в том числе еще увереннее почувствовать себя на внешних рынках, где она зарабатывает 10% выручки, или свыше 0,5 млрд рублей.
Впрочем, уверенности и смелости «Победе», типичному представителю среднего бизнеса, всегда было не занимать. Начать с того, что это семейный бизнес четы Виталия и Ольги Муравьевых с 1999 года, и они его никогда в чужие руки не отдавали, хотя предложений поступало много и некоторые известные отечественные бренды не избежали соблазна перейти во владение транснациональных компаний. Кроме того, «Победа» стала первой отечественной кондитерской компанией, которая приняла участие в программе соинвестирования новых производств ЕС и в 2016 году построила фабрику за границей, в латвийском Вентспилсе, заявив тогда, что это тренировка перед более масштабным походом на мировые рынки. И наконец, Муравьевы наперед решили проблему топ-менеджмента и сохранения бизнеса в статусе семейного, родив пятерых сыновей, причем старший, Андрей, уже руководит той самой фабрикой в Латвии, а младшие тройняшки придумывают новые сорта мармелада.
Кроме производственных площадей в Егорьевске «Победа» запустила в эксплуатацию новый склад, который поможет справиться с увеличением объема производимой продукции, а также — для ускорения логистики — планирует перевести на новую площадку линейку шоколада этнической коллекции «Сингл Ориджин», который ранее производила в Вентспилсе.
Форточки возможностей
Стремительно наращивая производство, «Победа» рассчитывает в том числе на сокращение присутствия в России иностранных производителей кондитерской продукции — их заявления стали звучать в информационном пространстве. Если посмотреть на рынок под этим углом зрения, то картина впечатляет: около 40% производства сладостей в России, по данным BCGroup за 2019 год, контролируют иностранцы, имеющие десятки фабрик по всей стране, — это АО «Марс» (США) с одноименными батончиками и брендами «Сникерс», «Коркунов», «Баунти», «Твикс» и другими; группа «Нестле» (Швейцария) с брендами «Россия — щедрая душа», «КитКат», батончиками «Натс»; АО «Крафт Фудс Рус» (США) с брендами «Альпен Гольд», «Милка», «Тоблерон», «Чудный вечер»; АО «Кондитерское объединение “СладКо”» (Норвегия).
Однако на сегодняшний день окончательно хлопнула дверью на российском рынке лишь швейцарская компания Lindt & Spruengli, у которой производство находится в Европе и США, а в России было девять магазинов и аутлетов с объемом выручки 3 млрд рублей. Впрочем, за счет ухода с рынка Lindt & Spruengli освободится пространство, достаточное для планируемого прироста продаж «Победы». Что касается общей ситуации на рынке, то, по данным Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД), объемы производства кондитерки в стране давно превысили аппетиты населения. В 2021 году было продано 831,7 тыс. тонн шоколадных изделий, из них 270,0 тыс. тонн шоколадных плиток и 561,8 тыс. тонн конфет. Не случайно почти 28% произведенной шоколадной продукции отправилось на экспорт в 98 стран мира. «Победа», доля которой в общем экспорте пока менее 5%, тоже намерена его развивать: сегодня география поставок охватывает около 30 стран ближнего и дальнего зарубежья, но взор компании уже обращен на новые рынки — Индию, Катар, Египет, ОАЭ, африканские страны.
«В целом рынок кондитерских изделий в стране не растет, но внутри рынка есть сегменты с положительной динамикой, к примеру шоколад без сахара, продукты с функциональными добавками, темпы развития компаний зависят от наличия или отсутствия удачного предложения в растущем сегменте», — считают в «Победе». То, что сама фабрика растет быстрее рынка, как раз и объясняется тем, что они постоянно ищут узкие ниши с высоким спросом. К примеру, многолетним лидерам ассортимента «Победы», таким как шоколад «Горький 72%» и «Горький 72% без сахара», вафельным конфетам «Мишки в лесу», классическим трюфелям, которые являются визитной карточкой компании, уже наступают на пятки продукты нового поколения — шоколад и конфеты на натуральном заменителе сахара стевии, этнический шоколад из какаобобов разных стран. «Уникальность нашего подхода в том, что мы сочетаем традиционность и современный запрос, натуральные ингредиенты и функциональные полезные добавки, на которые хорошо откликаются потребители», — поясняют в «Победе». К примеру, такие новинки, как вафельные конфеты «Чаржет» без сахара с подсластителем стевией и жевательный мармелад «Злые языки» — с полезной рецептурой на основе натуральных ингредиентов и желатина, даже превзошли ожидания компании по спросу. В этом году была выпущена еще одна новинка, которая набирает популярность, — жевательный мармелад «Мишки» с витаминами для детей и взрослых. «До конца года планируем запустить линию вафельных тортиков, в том числе без сахара, обещаю, это будет вкусно!» — говорит Ольга Муравьева.
Актуальность тренда на сокращение сахара или полный отказ от него при производстве кондитерских изделий подтверждают и наблюдения в ритейле. «Основным трендом становится потребление меньшего количества сахара, выбор продуктов без сахара, притом что стресс подгоняет спрос на кондитерские изделия, люди больше покупают сладостей, в том числе шоколада и весовых шоколадных изделий», — отмечает директор по онлайн-сервисам сети «Лента» Дмитрий Иванов. То же самое показали недавние исследования в центре «Ромир»: вкусная еда, в том числе сладости, вышли на третье место у россиян среди способов борьбы со стрессом. «А весной мы проводили исследование, которое показало, что в годовой динамике выросла доля потребителей, покупающих шоколадные батончики, конфеты и кексы, а по частоте покупок самый активный рост показали шоколадные пасты», — говорит директор по работе с клиентами «Ромира» Анастасия Сидорина. Собственно, что такое стресс и каким количеством шоколада его заедают, на «Победе» знают не понаслышке: в пандемийном 2020 году выручка компании выросла на 27% к предыдущему году и составила 4,7 млрд рублей, темпы роста онлайн-продаж опередили офлайн, речь идет как о маркетплейсах Wildberries и Ozon, так и о собственном интернет-магазине, который заработал на 90% больше, чем годом ранее.
Стевия выручает
Хорошая новость в плане расширения производства шоколада заключается в том, что обилие санкций от западных стран на закупке основного сырья не сказалось. «Какао-бобы поступают к нам преимущественно из дружественных стран, таких как Кот-д’Ивуар, Нигерия, Гана, Эквадор, а какао-масло — из Индонезии, Малайзии, Сингапура и Котд’Ивуара. Сложные растительные жиры, в том числе эквиваленты масла какао, и шоколадные массы производятся либо в нашей стране, либо импортируются из стран Юго-Восточной Азии», — сообщили в АСКОНД. «Победа», развивая этническое направление шоколада с акцентом на страну произрастания, закупает какао-бобы в Доминикане, Перу, Колумбии, Эквадоре и даже на Мадагаскаре. «Какао в принципе дорогой ингредиент, особенно если речь идет о качественном продукте, исторически цены на него медленно растут вслед за инфляцией, кроме того, это валютные контракты, соответственно, на цену здесь в первую очередь влияет волатильность курса», — поясняет Ольга Муравьева.
Нет проблем у производителей шоколада и с оборудованием. То есть нет санкций на поставки импорта, и большинство предприятий закупает его в Бельгии, Германии, Италии, Швейцарии. Кроме того, по словам исполнительного директора АСКОНД Вячеслава Лашманкина, сейчас при Минпромторге действуют совместные рабочие группы из производителей отечественного оборудования и кондитерской продукции, чтобы оперативно искать варианты для ремонта своими силами, то есть подбирать варианты запасных частей, узлов, агрегатов, которые можно сделать самим и обеспечить бесперебойную работу фабрик.
Единственное, что в шоколадной отрасли испытало болезненный удар от санкционной политики, — это логистика. Вследствие ухода из России ряда ключевых игроков логистического рынка транспортные услуги подорожали в 4–8 раз, усложнились расчеты с контрагентами, кратно выросли сроки доставки товара. А совсем недавно в пятый пакет санкций ЕС попали отдельные виды эмульгаторов и сложных пищевых красителей, которые использовались в том числе для производства шоколада. Оперативно подобрать полноценные аналоги этим ингредиентам будет тоже нелегко. Как и все игроки рынка, в марте вследствие роста себестоимости из-за подорожания сырья, упаковки и логистических издержек «Победа» была вынуждена поднять цены на свою продукцию на 15–20%. Однако нового витка повышения цен компания пока не планирует. «Стоимость упаковочных материалов у нас в среднем выросла на 20 процентов, сахар с начала года подорожал на 27 процентов, хорошо, что в нашем ассортименте довольно много шоколада на стевии, цены на которую относительно стабильные», — объясняют на фабрике.
Фото: Предоставлено кондитерской фабрикой «Победа»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl