Магазин RigRaise — первая в России попытка дать шанс старым вещам

ЭкспертБизнес

Секонд-хенд от дизайнера

В Москве открылся магазин вещей вторичной переработки RigRaise. Это первая в России попытка дать шанс старым вещам, а экологичным производителям возможность оказаться на модном рынке

Вера Кузьмина

Анна Леконцева заходит в секонд-хенд. Долго ходит от одного ряда к другому, внимательно рассматривая каждую вещь. В результате отбора в ее корзину попадают блейзер и косуха, с ними она направляется к двум художникам, а через несколько дней забирает, но уже с принтом, нашивкой или надписью. Анна делает фото «новых» вещей и размещает их в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) на странице RigRaise, а сами вещи попадают на вешалки магазина RigLavka.

Год назад Анна основала бренд-ресейл, то есть перепродажу экологичных вещей RigRaise, где продает переработанную одежду двух типов обработки — апсайкл (поверхностная обработка вещей вторичного пользования) и ресайкл (создание новых вещей путем глубокой переработки сырья). Предпринимательница уверена, что будущее за снижением объема производства новых вещей и ростом вторичного потребления.

Искусство, которое носят на себе

До появления RigRaise Анна Леконцева уже работала на fashion-рынке. Ее карьера началась с маркетплейса русских дизайнеров, которых она объединяла на одной онлайн-площадке. «В России очень много дизайнеров, они работают по всей стране, но не было магазина, где были бы только русские дизайнеры, и я решила такой магазин создать», — рассказывает она. За время работы с профессионалами дизайна, помогая им открывать шоурумы, она стала экспертом в этой области. Ход событий круто изменила поездка на китайские швейные фабрики: когда Анна увидела, сколько одежды там производится, продвигать пошитую зачастую китайцами одежду русских брендов ей уже не захотелось. Но интерес к fashion-рынку сохранился, к тому же Анна увлекалась современным искусством, и возникла мысль работать с товарами вторичного пользования, видоизменяя их с помощью современных художников. Ее идею поддержал бизнесмен Сергей Поппер, у которого был подобный опыт: его дети дорабатывали дизайн готовой одежды и продавали. Сначала партнеры решили создавать вещи по типу переработки апсайкл. Покупали их в секонд-хенде, где, кстати, попадается одежда известных брендов. «Нам важно, чтобы вещи были высокого качества и подходили с точки зрения дизайна для дальнейшей доработки», — говорит предпринимательница. По цене каких-то явных ограничений нет, но очень дорогие вещи компания не покупает, 3–12 тысяч рублей — предел. Изначально закупались вещи на собственные средства, а потом из оборота. Среди художников, с которыми стали сотрудничать, есть известные имена, например Дмитрий Цветков, но большая их часть — начинающие. «Начинающие нам даже интереснее, потому что процент за свою работу у них ниже, а среди них есть очень талантливые люди. Художников, которые сами перерабатывают готовые вещи в уникальные изделия, довольно много, но для продажи их вещи редко подходят — качество очень кустарное, вы такое носить не станете. Но если мы видим, что дизайнер перспективный, то даем технолога и швею для реализации его идеи», — говорит Сергей Поппер.

В штате компании есть технолог, несколько швей и около 20 художников на аутсорсинге. «Это вещи для человека, который заботится об окружающей природе и хочет выглядеть оригинально. Потому что у каждой вещи свой уникальный дизайн с историей. У нас есть коллекция художника, который проехал на поезде от Москвы до Владивостока и делал зарисовки на каждой станции, на их основе были сделаны принты для вещей», — рассказывает Сергей Поппер. Все изделия продаются в единственном экземпляре, и это, конечно, усложняет продажу: если покупателю понравилось платье, он может не купить его только потому, что не подошел размер. В ситуации, когда есть повышенный спрос на определенную модель одежды, предприниматели делают ее реплику — покупают похожую вещь и создают аналогичный дизайн.

Позже партнеры пошли по тому пути, с которого начинала Анна Леконцева: решили объединить в своем магазине все бренды, которые перерабатывают вещи. Среди них оказались компании, которые производят глубокую переработку синтетического сырья в полностью новые изделия, то есть они идут по пути ресайкла. Это в основном компании, в ассортименте которых есть изделия, традиционно произведенные из синтетики: купальники, сумки, спортивная одежда. Например, русский бренд женских купальников Ginger Ocean использует пряжу иностранного производства Econyl, которая полностью сделана из отходов океана и мусора, таких как промышленный пластик, обрезки тканей, из нее же выпускали коллекции Gucci, Burberry, Roxy, Adidas, Prada. «Это бифлекс — эластичная ткань, которая на 75 процентов состоит из переработанных рыболовных сетей. В России подобные ткани не производят, поэтому мы закупаем их за рубежом», — говорит Татьяна Елфимова, основатель Ginger Ocean. Другой отечественный бренд, Lethed, производит мужские и женские толстовки, свитшоты, футболки также из импортного сырья — специальной переработанной ткани на основе текстильных остатков. Бренд Polyarus специализируется на производстве сумок из переработанных автомобильных и велосипедных камер, рекламных баннеров и ремней безопасности. Можно сказать, бренд уже популярен в России: его клиентами являются Сбербанк, «Адидас», «Газпром нефть» и др. «В 2019 году мы удвоили свой оборот по сравнению с 2018-м. В 2020 году мы планировали расти аналогичным темпом, но пандемия нарушила наши планы. Рост сейчас все равно есть, но все же не такой значительный, как годом ранее», — рассказала «Эксперту» основатель Polyarus Александра Полярус.

Одежда для будущего поколения

Апсайкл и ресайкл как виды вторичной переработки готовых изделий и сырья появились в мире, когда стала очевидной глобальная проблема — избыточное производство и потребление товаров и продуктов, для производства и переработки которых тратятся огромные ресурсы планеты, усугубляя ее состояние. Сначала появилось такое понятие, как шеринг, когда один ресурс используется многократно разными людьми, и он охватил сразу несколько емких сегментов потребительского рынка — каршеринг, фудшеринг. В этом же направлении работают апсайкл и ресайкл, которые адаптируют уже существующие товары для вторичного использования в обновленной или абсолютно новой форме. От быстрой моды мы переходим к медленной — это новый тренд. О снижении объемов производства одежды сейчас говорят уже многие бренды, в частности, в России это Akhmadullina Dreams, «Снежная королева», I Am Studio. Компании снижают объемы производства на 10–15%.

За рубежом рынок потребления вторичных вещей растет опережающими темпами. По данным Fashion Consulting Group, ежегодный прирост продаж этих товаров последние пять лет там составляет от 15 до 20%. При этом мировой оборот переработанного текстиля, по данным Allied Market Research за 2018 год, составил 5,3 млрд долларов, из них порядка 40% приходится на одежду и аксессуары, остальные — на автомобильную промышленность и смежные отрасли. Прогноз оборота всего переработанного текстиля на 2026 год — 8 млрд долларов.

Фактически все ведущие бренды предлагают какие-то варианты продажи вторичных вещей. H&M в этом году выпустил коллекцию Conscious Exclusive из экоматериалов, смешав натуральное волокно и переработанные ткани. Levi’s в сотрудничестве с итальянским кооперативом Porto Alegre создал коллекцию денимных аксессуаров — из отрезов денима и других тканей. Puma создает коллекции из материалов, изготовленных британской компанией по переработке отходов First Mile из пластиковых бутылок. Есть пример и из люкса: Prada активно использует и продвигает переработанные материалы и в следующем году намерена перейти на полностью переработанный нейлон в тех коллекциях, где он может быть использован.

В России сейчас заработать на этом бизнесе сложно: оборот RigRaise за год составил пять миллионов рублей, компании по производству переработанных вещей зарабатывают примерно столько же. Маржа по одежде составляет 40–60%, при этом значительная доля идет на оплату работы художников — 30–60% с каждой вещи. Культура потребления вторичных вещей только стала формироваться через небольшое число микрокомпаний и дизайнеров, крупные игроки поддержать идею не спешат. Видимо, они понимают, что ожидать повышенного интереса к таким вещам не стоит. «Очень важно понимать, что эта история у нас по-другому позиционируется. За рубежом она напоминает об ответственном производстве и потреблении, из которого вытекает идея дать вещам вторую жизнь. В России она продвигается противоположным образом — через пафос обеспеченных людей, которые следуют таким модным трендам. Да и вообще, большая часть наших потребителей находятся на уровне восприятия апсайкл и ресайкл, как “старых” вещей и поэтому относятся к ним скептически. А молодое поколение, более открытое таким новинкам, еще не вошло в покупательную силу», — считает Дарья Ядерная, CEO Y Consulting. И все же, по прогнозам Fashion Consulting Group, в течение ближайших десяти лет у покупателей поколений Y и Z до 20% гардероба будут составлять вещи из магазинов ресейла.

Фото: предоставлены RigRaise

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Остров сокровищ Остров сокровищ

Алмазные старатели Борнео

Вокруг света
Тональный на все лицо и еще 9 ошибок, которые ты делаешь, когда наносишь макияж Тональный на все лицо и еще 9 ошибок, которые ты делаешь, когда наносишь макияж

Рассказываем, как избежать мейкап-ошибок, чтобы выглядеть отлично

Cosmopolitan
«Вы белый, потому что у вас “белое” сознание» «Вы белый, потому что у вас “белое” сознание»

Борьба против расизма может стать новым американским геополитическим оружием

Эксперт
Голоса. Как учат разговаривать голосовые помощники Голоса. Как учат разговаривать голосовые помощники

Как из машины делают личность

Популярная механика
Кухня в виртуальном, корпоративном и прочих измерениях Кухня в виртуальном, корпоративном и прочих измерениях

Как Первая мебельная фабрика разработала новую стратегию продаж в пандемию

Эксперт
В воде обнаружили перекись водорода. Никто не понимает, откуда она берётся В воде обнаружили перекись водорода. Никто не понимает, откуда она берётся

Учёные обнаружили — в каплях воды при конденсации образуется перекись водорода

Популярная механика
От нуля к единице От нуля к единице

Как создать стартап, который изменит будущее

kiozk originals
5 мифов про космос, в которые мы верим из-за фантастических фильмов 5 мифов про космос, в которые мы верим из-за фантастических фильмов

Какие мифы про космос распространялись благодаря режиссерам

Maxim
5 городов, в которых проще умереть, чем жить 5 городов, в которых проще умереть, чем жить

После этой статьи ты перестанешь жаловаться на пробки и смог в твоем районе

Maxim
Пять изобретений школьников, которым позавидуют стартаперы Пять изобретений школьников, которым позавидуют стартаперы

Перспективные технологические проекты, которые создали российский школьники

Популярная механика
Как Окинава стала островом с самым высоким в мире процентом долгожителей Как Окинава стала островом с самым высоким в мире процентом долгожителей

Окинава — эта не та привычная нам всем Япония

Maxim
Учимся разбираться в моде: кто создает тренды и какие коллекции одежды бывают? Учимся разбираться в моде: кто создает тренды и какие коллекции одежды бывают?

Объясняем, что обозначают модные термины и кто придумывает тренды в мире одежды

Cosmopolitan
Вертикальная зачистка Вертикальная зачистка

Власти заявили об административной «оптимизации» по новой схеме

Эксперт
«Секс без людей, мясо без животных. Кто проектирует мир будущего» «Секс без людей, мясо без животных. Кто проектирует мир будущего»

Выращенное в лаборатории мясо и его преимуществам над животным аналогом

N+1
Обречены жить Обречены жить

Отечественные станкостроители планируют удвоить выпуск продукции и ее экспорт

Эксперт
Как изменились звезды культовой трилогии Как изменились звезды культовой трилогии

После завершения трилогии "Назад в будущее" о главных актерах известно мало

Cosmopolitan
Какие американские президенты были в хороших отношениях с Россией и чем это закончилось Какие американские президенты были в хороших отношениях с Россией и чем это закончилось

Мир и дружба до появления жвачки

Maxim
«Нельзя лишить права на культуру военными методами» «Нельзя лишить права на культуру военными методами»

Археолог Гамлет Петросян — об уникальных раскопках в античном Тигранакерте

Огонёк
35 лет ОС Windows: история голубого экрана смерти 35 лет ОС Windows: история голубого экрана смерти

Откуда взялся тот самый голубой экран смерти, который никто не любит

Maxim
Как оценить стоимость стартапа. Ультимативное руководство для фаундера Как оценить стоимость стартапа. Ультимативное руководство для фаундера

Мир венчурных инвестиций особенно загадочен в части оценки стоимости стартапов

Inc.
Никита Кукушкин: «Свои желания я исполняю сам» Никита Кукушкин: «Свои желания я исполняю сам»

Актер театра и кино – о новогодних сюрпризах и разочарованиях

Cosmopolitan
Интервью: Софико Шеварднадзе — о своей дебютной книге, о пандемии и об эпохе неопределенности Интервью: Софико Шеварднадзе — о своей дебютной книге, о пандемии и об эпохе неопределенности

Журналистка Софико Шеварнадзе о том, как изменился мир вокруг нас

Esquire
Александр Великий Александр Великий

Македонец, покоривший мир

kiozk originals
7 книг для поддержания эмоциональной стабильности 7 книг для поддержания эмоциональной стабильности

Книги, которые помогут пережить испытания и продолжить идти вперед

РБК
«YouTube игрового мира»: как устроена игровая платформа для создания виртуальных миров Roblox с оценкой $4 млрд «YouTube игрового мира»: как устроена игровая платформа для создания виртуальных миров Roblox с оценкой $4 млрд

Игра-«песочница» вышла на Нью-Йоркскую биржу

VC.RU
Кристоф Копен, директор мужской линии COS: «Людям всегда будет нужна одежда. Она неразрывно связана с образом жизни, который ты ведешь» Кристоф Копен, директор мужской линии COS: «Людям всегда будет нужна одежда. Она неразрывно связана с образом жизни, который ты ведешь»

Интервью с Кристофом Копеном, директором мужской линии COS

Esquire
«Африканцы глупее других!»: 6 самых громких скандалов из-за Нобелевской премии «Африканцы глупее других!»: 6 самых громких скандалов из-за Нобелевской премии

В чем упрекают этих нобелевских лауреатов

Cosmopolitan
Сила звука: Zivert Сила звука: Zivert

В 2020‑м Zivert записывала хит за хитом. Продолжение следует

Glamour
Меняю автомат на беспилотник Меняю автомат на беспилотник

Первое боестолкновение, где решающую роль сыграли беспилотные дроны

Популярная механика
Интервью с кинокритиком Гордеем Петриком Интервью с кинокритиком Гордеем Петриком

Интервью с 17-летним кинокритиком Гордеем Петриком

СНОБ
Открыть в приложении