Магазин RigRaise — первая в России попытка дать шанс старым вещам

ЭкспертБизнес

Секонд-хенд от дизайнера

В Москве открылся магазин вещей вторичной переработки RigRaise. Это первая в России попытка дать шанс старым вещам, а экологичным производителям возможность оказаться на модном рынке

Вера Кузьмина

Анна Леконцева заходит в секонд-хенд. Долго ходит от одного ряда к другому, внимательно рассматривая каждую вещь. В результате отбора в ее корзину попадают блейзер и косуха, с ними она направляется к двум художникам, а через несколько дней забирает, но уже с принтом, нашивкой или надписью. Анна делает фото «новых» вещей и размещает их в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) на странице RigRaise, а сами вещи попадают на вешалки магазина RigLavka.

Год назад Анна основала бренд-ресейл, то есть перепродажу экологичных вещей RigRaise, где продает переработанную одежду двух типов обработки — апсайкл (поверхностная обработка вещей вторичного пользования) и ресайкл (создание новых вещей путем глубокой переработки сырья). Предпринимательница уверена, что будущее за снижением объема производства новых вещей и ростом вторичного потребления.

Искусство, которое носят на себе

До появления RigRaise Анна Леконцева уже работала на fashion-рынке. Ее карьера началась с маркетплейса русских дизайнеров, которых она объединяла на одной онлайн-площадке. «В России очень много дизайнеров, они работают по всей стране, но не было магазина, где были бы только русские дизайнеры, и я решила такой магазин создать», — рассказывает она. За время работы с профессионалами дизайна, помогая им открывать шоурумы, она стала экспертом в этой области. Ход событий круто изменила поездка на китайские швейные фабрики: когда Анна увидела, сколько одежды там производится, продвигать пошитую зачастую китайцами одежду русских брендов ей уже не захотелось. Но интерес к fashion-рынку сохранился, к тому же Анна увлекалась современным искусством, и возникла мысль работать с товарами вторичного пользования, видоизменяя их с помощью современных художников. Ее идею поддержал бизнесмен Сергей Поппер, у которого был подобный опыт: его дети дорабатывали дизайн готовой одежды и продавали. Сначала партнеры решили создавать вещи по типу переработки апсайкл. Покупали их в секонд-хенде, где, кстати, попадается одежда известных брендов. «Нам важно, чтобы вещи были высокого качества и подходили с точки зрения дизайна для дальнейшей доработки», — говорит предпринимательница. По цене каких-то явных ограничений нет, но очень дорогие вещи компания не покупает, 3–12 тысяч рублей — предел. Изначально закупались вещи на собственные средства, а потом из оборота. Среди художников, с которыми стали сотрудничать, есть известные имена, например Дмитрий Цветков, но большая их часть — начинающие. «Начинающие нам даже интереснее, потому что процент за свою работу у них ниже, а среди них есть очень талантливые люди. Художников, которые сами перерабатывают готовые вещи в уникальные изделия, довольно много, но для продажи их вещи редко подходят — качество очень кустарное, вы такое носить не станете. Но если мы видим, что дизайнер перспективный, то даем технолога и швею для реализации его идеи», — говорит Сергей Поппер.

В штате компании есть технолог, несколько швей и около 20 художников на аутсорсинге. «Это вещи для человека, который заботится об окружающей природе и хочет выглядеть оригинально. Потому что у каждой вещи свой уникальный дизайн с историей. У нас есть коллекция художника, который проехал на поезде от Москвы до Владивостока и делал зарисовки на каждой станции, на их основе были сделаны принты для вещей», — рассказывает Сергей Поппер. Все изделия продаются в единственном экземпляре, и это, конечно, усложняет продажу: если покупателю понравилось платье, он может не купить его только потому, что не подошел размер. В ситуации, когда есть повышенный спрос на определенную модель одежды, предприниматели делают ее реплику — покупают похожую вещь и создают аналогичный дизайн.

Позже партнеры пошли по тому пути, с которого начинала Анна Леконцева: решили объединить в своем магазине все бренды, которые перерабатывают вещи. Среди них оказались компании, которые производят глубокую переработку синтетического сырья в полностью новые изделия, то есть они идут по пути ресайкла. Это в основном компании, в ассортименте которых есть изделия, традиционно произведенные из синтетики: купальники, сумки, спортивная одежда. Например, русский бренд женских купальников Ginger Ocean использует пряжу иностранного производства Econyl, которая полностью сделана из отходов океана и мусора, таких как промышленный пластик, обрезки тканей, из нее же выпускали коллекции Gucci, Burberry, Roxy, Adidas, Prada. «Это бифлекс — эластичная ткань, которая на 75 процентов состоит из переработанных рыболовных сетей. В России подобные ткани не производят, поэтому мы закупаем их за рубежом», — говорит Татьяна Елфимова, основатель Ginger Ocean. Другой отечественный бренд, Lethed, производит мужские и женские толстовки, свитшоты, футболки также из импортного сырья — специальной переработанной ткани на основе текстильных остатков. Бренд Polyarus специализируется на производстве сумок из переработанных автомобильных и велосипедных камер, рекламных баннеров и ремней безопасности. Можно сказать, бренд уже популярен в России: его клиентами являются Сбербанк, «Адидас», «Газпром нефть» и др. «В 2019 году мы удвоили свой оборот по сравнению с 2018-м. В 2020 году мы планировали расти аналогичным темпом, но пандемия нарушила наши планы. Рост сейчас все равно есть, но все же не такой значительный, как годом ранее», — рассказала «Эксперту» основатель Polyarus Александра Полярус.

Одежда для будущего поколения

Апсайкл и ресайкл как виды вторичной переработки готовых изделий и сырья появились в мире, когда стала очевидной глобальная проблема — избыточное производство и потребление товаров и продуктов, для производства и переработки которых тратятся огромные ресурсы планеты, усугубляя ее состояние. Сначала появилось такое понятие, как шеринг, когда один ресурс используется многократно разными людьми, и он охватил сразу несколько емких сегментов потребительского рынка — каршеринг, фудшеринг. В этом же направлении работают апсайкл и ресайкл, которые адаптируют уже существующие товары для вторичного использования в обновленной или абсолютно новой форме. От быстрой моды мы переходим к медленной — это новый тренд. О снижении объемов производства одежды сейчас говорят уже многие бренды, в частности, в России это Akhmadullina Dreams, «Снежная королева», I Am Studio. Компании снижают объемы производства на 10–15%.

За рубежом рынок потребления вторичных вещей растет опережающими темпами. По данным Fashion Consulting Group, ежегодный прирост продаж этих товаров последние пять лет там составляет от 15 до 20%. При этом мировой оборот переработанного текстиля, по данным Allied Market Research за 2018 год, составил 5,3 млрд долларов, из них порядка 40% приходится на одежду и аксессуары, остальные — на автомобильную промышленность и смежные отрасли. Прогноз оборота всего переработанного текстиля на 2026 год — 8 млрд долларов.

Фактически все ведущие бренды предлагают какие-то варианты продажи вторичных вещей. H&M в этом году выпустил коллекцию Conscious Exclusive из экоматериалов, смешав натуральное волокно и переработанные ткани. Levi’s в сотрудничестве с итальянским кооперативом Porto Alegre создал коллекцию денимных аксессуаров — из отрезов денима и других тканей. Puma создает коллекции из материалов, изготовленных британской компанией по переработке отходов First Mile из пластиковых бутылок. Есть пример и из люкса: Prada активно использует и продвигает переработанные материалы и в следующем году намерена перейти на полностью переработанный нейлон в тех коллекциях, где он может быть использован.

В России сейчас заработать на этом бизнесе сложно: оборот RigRaise за год составил пять миллионов рублей, компании по производству переработанных вещей зарабатывают примерно столько же. Маржа по одежде составляет 40–60%, при этом значительная доля идет на оплату работы художников — 30–60% с каждой вещи. Культура потребления вторичных вещей только стала формироваться через небольшое число микрокомпаний и дизайнеров, крупные игроки поддержать идею не спешат. Видимо, они понимают, что ожидать повышенного интереса к таким вещам не стоит. «Очень важно понимать, что эта история у нас по-другому позиционируется. За рубежом она напоминает об ответственном производстве и потреблении, из которого вытекает идея дать вещам вторую жизнь. В России она продвигается противоположным образом — через пафос обеспеченных людей, которые следуют таким модным трендам. Да и вообще, большая часть наших потребителей находятся на уровне восприятия апсайкл и ресайкл, как “старых” вещей и поэтому относятся к ним скептически. А молодое поколение, более открытое таким новинкам, еще не вошло в покупательную силу», — считает Дарья Ядерная, CEO Y Consulting. И все же, по прогнозам Fashion Consulting Group, в течение ближайших десяти лет у покупателей поколений Y и Z до 20% гардероба будут составлять вещи из магазинов ресейла.

Фото: предоставлены RigRaise

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тайная жизнь птиц Тайная жизнь птиц

Камерная и декоративная китайская живопись «цветы и птицы»

Вокруг света
Честер Беннингтон, Курт Кобейн и другие — как погибли звезды-самоубийцы Честер Беннингтон, Курт Кобейн и другие — как погибли звезды-самоубийцы

Истории звезд, чья жизнь рано и трагически оборвалась

Cosmopolitan
Не дайте яблоку упасть Не дайте яблоку упасть

Почему активные инвестиции в садоводство не помогут полностью заменить импорт

Эксперт
Мужчина и его собаки: Джо Байден и его немецкие овчарки Чемп и Мейджор Мужчина и его собаки: Джо Байден и его немецкие овчарки Чемп и Мейджор

Если вам нужен друг в Вашингтоне, заведите собаку

Esquire
Нелюбимая жена — мать нелюбимого сына Нелюбимая жена — мать нелюбимого сына

Судьба Евдокии Лопухиной сложилась драматично

Дилетант
23 классические шутки Марка Твена 23 классические шутки Марка Твена

Вспоминаем великие цитаты Марка Твена

Maxim
Демонизация иконы Демонизация иконы

Из былой иконы правозащитного движения делают настоящего демона

Огонёк
Тогда и сейчас: как выглядят первые и последние снимки планет Тогда и сейчас: как выглядят первые и последние снимки планет

Космические технологии не стоят на месте!

Популярная механика
Интервью с художественным руководителем ЦИМа Дмитрием Волкостреловым Интервью с художественным руководителем ЦИМа Дмитрием Волкостреловым

Дмитрий Волкострелов — о феномене большой русской литературы

СНОБ
Все о звездах сериала «Ход королевы»: личная жизнь и истории успеха Все о звездах сериала «Ход королевы»: личная жизнь и истории успеха

Чем известен блестящий состав мини-сериала «Ход королевы»

Cosmopolitan
Правила жизни Гаспара Ноэ Правила жизни Гаспара Ноэ

Правила жизни французского режиссера Гаспара Ноэ

Esquire
Алкогений: Петр Мамонов Алкогений: Петр Мамонов

Хмурым утром у ларька с пивом очередь расступалась, завидя Мамонова в пиджаке

Maxim
Почему ребенок плачет Почему ребенок плачет

Плач новорожденного - это надежный сигнал любого неблагополучия

9 месяцев
У Гугла за пазухой: во что вкладывают деньги корпорации и какое будущее они нам готовят У Гугла за пазухой: во что вкладывают деньги корпорации и какое будущее они нам готовят

Когда в мире восстанут машины, получится, что мы сами это оплатили

Maxim
Сезон спокойствия Сезон спокойствия

Какие стрессовые факторы действуют на вас сильнее всего?

Домашний Очаг
В воде обнаружили перекись водорода. Никто не понимает, откуда она берётся В воде обнаружили перекись водорода. Никто не понимает, откуда она берётся

Учёные обнаружили — в каплях воды при конденсации образуется перекись водорода

Популярная механика
История ярмарок в России История ярмарок в России

Как менялись развлечения — от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина

Культура.РФ
7 картин, приносивших несчастья своим владельцам 7 картин, приносивших несчастья своим владельцам

Обладание этими шедеврами смертельно опасно

Maxim
«Искусство не терпит трафаретов» «Искусство не терпит трафаретов»

История жизни Ильи Репина в его картинах

Культура.РФ
К баллистическому будущему К баллистическому будущему

Траектория движения космических аппаратов строится с учетом разных соображений

Популярная механика
Правила жизни Мартина Скорсезе Правила жизни Мартина Скорсезе

Правила жизни режиссера Мартина Скорсезе

Esquire
Доигрался Доигрался

Райан Рейнольдс о том, как попытался изменить нашу реальность

GQ
Правила жизни Натальи Бонк Правила жизни Натальи Бонк

Правила жизни лингвиста и педагога Натальи Бонк

Esquire
Из нуклеотидных последовательностей сделали генератор истинно случайных чисел Из нуклеотидных последовательностей сделали генератор истинно случайных чисел

Ученые разработали генератор случайных чисел на основе ДНК

N+1
Типично псковские дали Типично псковские дали

Едем на длинные выходные в Псковскую область

Seasons of life
Такими ты их не помнишь! Звезды, которые сильно похудели и невероятно изменились Такими ты их не помнишь! Звезды, которые сильно похудели и невероятно изменились

Вспомнили истории знаменитостей, которым удалось сильно похудеть

Cosmopolitan
Почему психические проблемы могут казаться нам привлекательными? Почему психические проблемы могут казаться нам привлекательными?

Почему мы стремимся брать пример с героев, страдающих депрессией и зависимостями

Psychologies
Плащ «казак» мушкетёров короля Плащ «казак» мушкетёров короля

Одежда, по которой мы узнаём королевских мушкетёров в фильмах

Дилетант
Неандертальцев уличили в сильном хвате Неандертальцев уличили в сильном хвате

Антропологи построили 3D-модель кисти неандертальца

N+1
Как Путин, Лавров и Шойгу проиграли войну в Карабахе Как Путин, Лавров и Шойгу проиграли войну в Карабахе

Москва окончательно потеряла влияние на постсоветском пространстве

СНОБ
Открыть в приложении