Магазин RigRaise — первая в России попытка дать шанс старым вещам

ЭкспертБизнес

Секонд-хенд от дизайнера

В Москве открылся магазин вещей вторичной переработки RigRaise. Это первая в России попытка дать шанс старым вещам, а экологичным производителям возможность оказаться на модном рынке

Вера Кузьмина

Анна Леконцева заходит в секонд-хенд. Долго ходит от одного ряда к другому, внимательно рассматривая каждую вещь. В результате отбора в ее корзину попадают блейзер и косуха, с ними она направляется к двум художникам, а через несколько дней забирает, но уже с принтом, нашивкой или надписью. Анна делает фото «новых» вещей и размещает их в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) на странице RigRaise, а сами вещи попадают на вешалки магазина RigLavka.

Год назад Анна основала бренд-ресейл, то есть перепродажу экологичных вещей RigRaise, где продает переработанную одежду двух типов обработки — апсайкл (поверхностная обработка вещей вторичного пользования) и ресайкл (создание новых вещей путем глубокой переработки сырья). Предпринимательница уверена, что будущее за снижением объема производства новых вещей и ростом вторичного потребления.

Искусство, которое носят на себе

До появления RigRaise Анна Леконцева уже работала на fashion-рынке. Ее карьера началась с маркетплейса русских дизайнеров, которых она объединяла на одной онлайн-площадке. «В России очень много дизайнеров, они работают по всей стране, но не было магазина, где были бы только русские дизайнеры, и я решила такой магазин создать», — рассказывает она. За время работы с профессионалами дизайна, помогая им открывать шоурумы, она стала экспертом в этой области. Ход событий круто изменила поездка на китайские швейные фабрики: когда Анна увидела, сколько одежды там производится, продвигать пошитую зачастую китайцами одежду русских брендов ей уже не захотелось. Но интерес к fashion-рынку сохранился, к тому же Анна увлекалась современным искусством, и возникла мысль работать с товарами вторичного пользования, видоизменяя их с помощью современных художников. Ее идею поддержал бизнесмен Сергей Поппер, у которого был подобный опыт: его дети дорабатывали дизайн готовой одежды и продавали. Сначала партнеры решили создавать вещи по типу переработки апсайкл. Покупали их в секонд-хенде, где, кстати, попадается одежда известных брендов. «Нам важно, чтобы вещи были высокого качества и подходили с точки зрения дизайна для дальнейшей доработки», — говорит предпринимательница. По цене каких-то явных ограничений нет, но очень дорогие вещи компания не покупает, 3–12 тысяч рублей — предел. Изначально закупались вещи на собственные средства, а потом из оборота. Среди художников, с которыми стали сотрудничать, есть известные имена, например Дмитрий Цветков, но большая их часть — начинающие. «Начинающие нам даже интереснее, потому что процент за свою работу у них ниже, а среди них есть очень талантливые люди. Художников, которые сами перерабатывают готовые вещи в уникальные изделия, довольно много, но для продажи их вещи редко подходят — качество очень кустарное, вы такое носить не станете. Но если мы видим, что дизайнер перспективный, то даем технолога и швею для реализации его идеи», — говорит Сергей Поппер.

В штате компании есть технолог, несколько швей и около 20 художников на аутсорсинге. «Это вещи для человека, который заботится об окружающей природе и хочет выглядеть оригинально. Потому что у каждой вещи свой уникальный дизайн с историей. У нас есть коллекция художника, который проехал на поезде от Москвы до Владивостока и делал зарисовки на каждой станции, на их основе были сделаны принты для вещей», — рассказывает Сергей Поппер. Все изделия продаются в единственном экземпляре, и это, конечно, усложняет продажу: если покупателю понравилось платье, он может не купить его только потому, что не подошел размер. В ситуации, когда есть повышенный спрос на определенную модель одежды, предприниматели делают ее реплику — покупают похожую вещь и создают аналогичный дизайн.

Позже партнеры пошли по тому пути, с которого начинала Анна Леконцева: решили объединить в своем магазине все бренды, которые перерабатывают вещи. Среди них оказались компании, которые производят глубокую переработку синтетического сырья в полностью новые изделия, то есть они идут по пути ресайкла. Это в основном компании, в ассортименте которых есть изделия, традиционно произведенные из синтетики: купальники, сумки, спортивная одежда. Например, русский бренд женских купальников Ginger Ocean использует пряжу иностранного производства Econyl, которая полностью сделана из отходов океана и мусора, таких как промышленный пластик, обрезки тканей, из нее же выпускали коллекции Gucci, Burberry, Roxy, Adidas, Prada. «Это бифлекс — эластичная ткань, которая на 75 процентов состоит из переработанных рыболовных сетей. В России подобные ткани не производят, поэтому мы закупаем их за рубежом», — говорит Татьяна Елфимова, основатель Ginger Ocean. Другой отечественный бренд, Lethed, производит мужские и женские толстовки, свитшоты, футболки также из импортного сырья — специальной переработанной ткани на основе текстильных остатков. Бренд Polyarus специализируется на производстве сумок из переработанных автомобильных и велосипедных камер, рекламных баннеров и ремней безопасности. Можно сказать, бренд уже популярен в России: его клиентами являются Сбербанк, «Адидас», «Газпром нефть» и др. «В 2019 году мы удвоили свой оборот по сравнению с 2018-м. В 2020 году мы планировали расти аналогичным темпом, но пандемия нарушила наши планы. Рост сейчас все равно есть, но все же не такой значительный, как годом ранее», — рассказала «Эксперту» основатель Polyarus Александра Полярус.

Одежда для будущего поколения

Апсайкл и ресайкл как виды вторичной переработки готовых изделий и сырья появились в мире, когда стала очевидной глобальная проблема — избыточное производство и потребление товаров и продуктов, для производства и переработки которых тратятся огромные ресурсы планеты, усугубляя ее состояние. Сначала появилось такое понятие, как шеринг, когда один ресурс используется многократно разными людьми, и он охватил сразу несколько емких сегментов потребительского рынка — каршеринг, фудшеринг. В этом же направлении работают апсайкл и ресайкл, которые адаптируют уже существующие товары для вторичного использования в обновленной или абсолютно новой форме. От быстрой моды мы переходим к медленной — это новый тренд. О снижении объемов производства одежды сейчас говорят уже многие бренды, в частности, в России это Akhmadullina Dreams, «Снежная королева», I Am Studio. Компании снижают объемы производства на 10–15%.

За рубежом рынок потребления вторичных вещей растет опережающими темпами. По данным Fashion Consulting Group, ежегодный прирост продаж этих товаров последние пять лет там составляет от 15 до 20%. При этом мировой оборот переработанного текстиля, по данным Allied Market Research за 2018 год, составил 5,3 млрд долларов, из них порядка 40% приходится на одежду и аксессуары, остальные — на автомобильную промышленность и смежные отрасли. Прогноз оборота всего переработанного текстиля на 2026 год — 8 млрд долларов.

Фактически все ведущие бренды предлагают какие-то варианты продажи вторичных вещей. H&M в этом году выпустил коллекцию Conscious Exclusive из экоматериалов, смешав натуральное волокно и переработанные ткани. Levi’s в сотрудничестве с итальянским кооперативом Porto Alegre создал коллекцию денимных аксессуаров — из отрезов денима и других тканей. Puma создает коллекции из материалов, изготовленных британской компанией по переработке отходов First Mile из пластиковых бутылок. Есть пример и из люкса: Prada активно использует и продвигает переработанные материалы и в следующем году намерена перейти на полностью переработанный нейлон в тех коллекциях, где он может быть использован.

В России сейчас заработать на этом бизнесе сложно: оборот RigRaise за год составил пять миллионов рублей, компании по производству переработанных вещей зарабатывают примерно столько же. Маржа по одежде составляет 40–60%, при этом значительная доля идет на оплату работы художников — 30–60% с каждой вещи. Культура потребления вторичных вещей только стала формироваться через небольшое число микрокомпаний и дизайнеров, крупные игроки поддержать идею не спешат. Видимо, они понимают, что ожидать повышенного интереса к таким вещам не стоит. «Очень важно понимать, что эта история у нас по-другому позиционируется. За рубежом она напоминает об ответственном производстве и потреблении, из которого вытекает идея дать вещам вторую жизнь. В России она продвигается противоположным образом — через пафос обеспеченных людей, которые следуют таким модным трендам. Да и вообще, большая часть наших потребителей находятся на уровне восприятия апсайкл и ресайкл, как “старых” вещей и поэтому относятся к ним скептически. А молодое поколение, более открытое таким новинкам, еще не вошло в покупательную силу», — считает Дарья Ядерная, CEO Y Consulting. И все же, по прогнозам Fashion Consulting Group, в течение ближайших десяти лет у покупателей поколений Y и Z до 20% гардероба будут составлять вещи из магазинов ресейла.

Фото: предоставлены RigRaise

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вертикальная зачистка Вертикальная зачистка

Власти заявили об административной «оптимизации» по новой схеме

Эксперт
Лига чемпионов асов Второй мировой — кто сбивал больше всех Лига чемпионов асов Второй мировой — кто сбивал больше всех

Главные бомбардиры своих стран

Maxim
Переменная величина Переменная величина

Насколько важен для нас секс

Psychologies
«Я таскала Данилу в сумке»: Надежда Бабкина рассказала о воспитании сына «Я таскала Данилу в сумке»: Надежда Бабкина рассказала о воспитании сына

Надежда Бабкина рассказала о непростом воспитании сына Данилы

Cosmopolitan
Своя система ближе к базе Своя система ближе к базе

Как создавалась отечественная система хранения данных

Эксперт
Периодическую часть спектра быстрого радиовсплеска объяснили дифракционным линзированием Периодическую часть спектра быстрого радиовсплеска объяснили дифракционным линзированием

В роли линзы могло выступать облако плазмы или небольшой массивный объект

N+1
Коридор невозможностей Коридор невозможностей

«Псих» Федора Бондарчука: простовато про «умное»

Огонёк
Partners in Crime Partners in Crime

Елена Ильиных и Влад Топалов — самая темпераментная пара шоу «Ледниковый период»

OK!
Как избавиться от изжоги? Как избавиться от изжоги?

Почему возникает изжога и чем она опасна?

Лиза
Зачем мы навешиваем ярлыки на себя самих Зачем мы навешиваем ярлыки на себя самих

Кажется, что попытка всему дать название, все классифицировать — это тренд

Psychologies
«Красота архитектуры мозга завораживала меня»: первая женщина-президент MIT — о начале своей карьеры в науке «Красота архитектуры мозга завораживала меня»: первая женщина-президент MIT — о начале своей карьеры в науке

Отрывок из книги Сьюзан Хокфилд, посвященный ее становлению как учёной

Forbes
Юрий Каракур: Фарфор. Отрывок из книги Юрий Каракур: Фарфор. Отрывок из книги

Рассказ из новой книги обладателя Гран-премии «Рукопись года 2020»

СНОБ
Вам и не снилось Вам и не снилось

В канун Нового года и Рождества хочется верить в чудеса — и они происходят

Cosmopolitan
5 приятных фактов про боль 5 приятных фактов про боль

Безболезненно о наболевшем

Maxim
Неуправляемый ребенок Неуправляемый ребенок

Что стоит за плохим поведением детей?

Лиза
Прокачай себя! Тренировка c REBOOT LIVE #11. Кардиопрограмма Fullbody Прокачай себя! Тренировка c REBOOT LIVE #11. Кардиопрограмма Fullbody

Одиннадцатая тренировка из цикла Rebbot: кардиопрограмма

Maxim
Как одевался Дольф Лундгрен в восьмидесятых (как завсегдатай Studio 54, а вовсе не как герой боевиков) Как одевался Дольф Лундгрен в восьмидесятых (как завсегдатай Studio 54, а вовсе не как герой боевиков)

Дольф Лундгрен не всегда выглядел как «машина для убийств»

Esquire
Шон Мендес: «Мне хочется донести до людей, что счастье мое не в статусе, а в музыке» Шон Мендес: «Мне хочется донести до людей, что счастье мое не в статусе, а в музыке»

Шон Мендес рассказал GQ, как перезапустил карьеру и задумался о здоровье психики

GQ
Игорь Пальчицкий. Дотянуться до звезды Игорь Пальчицкий. Дотянуться до звезды

Двадцатого ноября Майе Плисецкой исполнилось бы девяносто пять лет

Караван историй
Грубые ошибки с длиной верхней одежды: исправь их, чтобы не выглядеть безвкусно Грубые ошибки с длиной верхней одежды: исправь их, чтобы не выглядеть безвкусно

Рассказываем обо всех нюансах, связанных с длиной верхней одежды

Cosmopolitan
Камуфляжные листья защитили рябчики от сбора на нужды китайской медицины Камуфляжные листья защитили рябчики от сбора на нужды китайской медицины

Интенсивный сбор людьми заставил растения приобрести серовато-бурые листья

N+1
Ретроградный Меркурий и президентская гонка Ельцина. Отрывок из новой книги Михаила Зыгаря Ретроградный Меркурий и президентская гонка Ельцина. Отрывок из новой книги Михаила Зыгаря

Фрагмент из книги Михаила Зыгаря о президентский выборах в России в 1996 году

СНОБ
Расширить границы возможностей Расширить границы возможностей

Многие артисты пробуют свои силы в разных форматах и осваивают новые площадки

OK!
Культурный спецназ Культурный спецназ

В Нагорном Карабахе Россия продолжает миссию охраны исторического наследия

Огонёк
Ты – моя собственность Ты – моя собственность

«Кто не ревнует, тот не любит»

Лиза
От нуля к единице От нуля к единице

Как создать стартап, который изменит будущее

kiozk originals
Физики обнаружили в нитрате кобальта вывернутые закрученные магнитные зонтики Физики обнаружили в нитрате кобальта вывернутые закрученные магнитные зонтики

Экзотическое строение магнитной подсистемы в безводном нитрате кобальта

N+1
“Заткнул ребёнку рот носком”: кто такие “яжеотцы”? “Заткнул ребёнку рот носком”: кто такие “яжеотцы”?

Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, из чего сделаны “яжеотцы”

Cosmopolitan
Почему потребность в безопасности важнее потребности в любви Почему потребность в безопасности важнее потребности в любви

Почему безопасность так важна для нас — особенно в личных отношениях

Psychologies
Специальная теория относительности помогла компьютеру предсказать будущее Специальная теория относительности помогла компьютеру предсказать будущее

Этот алгоритм поможет в разработке стратегий лечения в медицине

N+1
Открыть в приложении