Магазин RigRaise — первая в России попытка дать шанс старым вещам

ЭкспертБизнес

Секонд-хенд от дизайнера

В Москве открылся магазин вещей вторичной переработки RigRaise. Это первая в России попытка дать шанс старым вещам, а экологичным производителям возможность оказаться на модном рынке

Вера Кузьмина

Анна Леконцева заходит в секонд-хенд. Долго ходит от одного ряда к другому, внимательно рассматривая каждую вещь. В результате отбора в ее корзину попадают блейзер и косуха, с ними она направляется к двум художникам, а через несколько дней забирает, но уже с принтом, нашивкой или надписью. Анна делает фото «новых» вещей и размещает их в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) на странице RigRaise, а сами вещи попадают на вешалки магазина RigLavka.

Год назад Анна основала бренд-ресейл, то есть перепродажу экологичных вещей RigRaise, где продает переработанную одежду двух типов обработки — апсайкл (поверхностная обработка вещей вторичного пользования) и ресайкл (создание новых вещей путем глубокой переработки сырья). Предпринимательница уверена, что будущее за снижением объема производства новых вещей и ростом вторичного потребления.

Искусство, которое носят на себе

До появления RigRaise Анна Леконцева уже работала на fashion-рынке. Ее карьера началась с маркетплейса русских дизайнеров, которых она объединяла на одной онлайн-площадке. «В России очень много дизайнеров, они работают по всей стране, но не было магазина, где были бы только русские дизайнеры, и я решила такой магазин создать», — рассказывает она. За время работы с профессионалами дизайна, помогая им открывать шоурумы, она стала экспертом в этой области. Ход событий круто изменила поездка на китайские швейные фабрики: когда Анна увидела, сколько одежды там производится, продвигать пошитую зачастую китайцами одежду русских брендов ей уже не захотелось. Но интерес к fashion-рынку сохранился, к тому же Анна увлекалась современным искусством, и возникла мысль работать с товарами вторичного пользования, видоизменяя их с помощью современных художников. Ее идею поддержал бизнесмен Сергей Поппер, у которого был подобный опыт: его дети дорабатывали дизайн готовой одежды и продавали. Сначала партнеры решили создавать вещи по типу переработки апсайкл. Покупали их в секонд-хенде, где, кстати, попадается одежда известных брендов. «Нам важно, чтобы вещи были высокого качества и подходили с точки зрения дизайна для дальнейшей доработки», — говорит предпринимательница. По цене каких-то явных ограничений нет, но очень дорогие вещи компания не покупает, 3–12 тысяч рублей — предел. Изначально закупались вещи на собственные средства, а потом из оборота. Среди художников, с которыми стали сотрудничать, есть известные имена, например Дмитрий Цветков, но большая их часть — начинающие. «Начинающие нам даже интереснее, потому что процент за свою работу у них ниже, а среди них есть очень талантливые люди. Художников, которые сами перерабатывают готовые вещи в уникальные изделия, довольно много, но для продажи их вещи редко подходят — качество очень кустарное, вы такое носить не станете. Но если мы видим, что дизайнер перспективный, то даем технолога и швею для реализации его идеи», — говорит Сергей Поппер.

В штате компании есть технолог, несколько швей и около 20 художников на аутсорсинге. «Это вещи для человека, который заботится об окружающей природе и хочет выглядеть оригинально. Потому что у каждой вещи свой уникальный дизайн с историей. У нас есть коллекция художника, который проехал на поезде от Москвы до Владивостока и делал зарисовки на каждой станции, на их основе были сделаны принты для вещей», — рассказывает Сергей Поппер. Все изделия продаются в единственном экземпляре, и это, конечно, усложняет продажу: если покупателю понравилось платье, он может не купить его только потому, что не подошел размер. В ситуации, когда есть повышенный спрос на определенную модель одежды, предприниматели делают ее реплику — покупают похожую вещь и создают аналогичный дизайн.

Позже партнеры пошли по тому пути, с которого начинала Анна Леконцева: решили объединить в своем магазине все бренды, которые перерабатывают вещи. Среди них оказались компании, которые производят глубокую переработку синтетического сырья в полностью новые изделия, то есть они идут по пути ресайкла. Это в основном компании, в ассортименте которых есть изделия, традиционно произведенные из синтетики: купальники, сумки, спортивная одежда. Например, русский бренд женских купальников Ginger Ocean использует пряжу иностранного производства Econyl, которая полностью сделана из отходов океана и мусора, таких как промышленный пластик, обрезки тканей, из нее же выпускали коллекции Gucci, Burberry, Roxy, Adidas, Prada. «Это бифлекс — эластичная ткань, которая на 75 процентов состоит из переработанных рыболовных сетей. В России подобные ткани не производят, поэтому мы закупаем их за рубежом», — говорит Татьяна Елфимова, основатель Ginger Ocean. Другой отечественный бренд, Lethed, производит мужские и женские толстовки, свитшоты, футболки также из импортного сырья — специальной переработанной ткани на основе текстильных остатков. Бренд Polyarus специализируется на производстве сумок из переработанных автомобильных и велосипедных камер, рекламных баннеров и ремней безопасности. Можно сказать, бренд уже популярен в России: его клиентами являются Сбербанк, «Адидас», «Газпром нефть» и др. «В 2019 году мы удвоили свой оборот по сравнению с 2018-м. В 2020 году мы планировали расти аналогичным темпом, но пандемия нарушила наши планы. Рост сейчас все равно есть, но все же не такой значительный, как годом ранее», — рассказала «Эксперту» основатель Polyarus Александра Полярус.

Одежда для будущего поколения

Апсайкл и ресайкл как виды вторичной переработки готовых изделий и сырья появились в мире, когда стала очевидной глобальная проблема — избыточное производство и потребление товаров и продуктов, для производства и переработки которых тратятся огромные ресурсы планеты, усугубляя ее состояние. Сначала появилось такое понятие, как шеринг, когда один ресурс используется многократно разными людьми, и он охватил сразу несколько емких сегментов потребительского рынка — каршеринг, фудшеринг. В этом же направлении работают апсайкл и ресайкл, которые адаптируют уже существующие товары для вторичного использования в обновленной или абсолютно новой форме. От быстрой моды мы переходим к медленной — это новый тренд. О снижении объемов производства одежды сейчас говорят уже многие бренды, в частности, в России это Akhmadullina Dreams, «Снежная королева», I Am Studio. Компании снижают объемы производства на 10–15%.

За рубежом рынок потребления вторичных вещей растет опережающими темпами. По данным Fashion Consulting Group, ежегодный прирост продаж этих товаров последние пять лет там составляет от 15 до 20%. При этом мировой оборот переработанного текстиля, по данным Allied Market Research за 2018 год, составил 5,3 млрд долларов, из них порядка 40% приходится на одежду и аксессуары, остальные — на автомобильную промышленность и смежные отрасли. Прогноз оборота всего переработанного текстиля на 2026 год — 8 млрд долларов.

Фактически все ведущие бренды предлагают какие-то варианты продажи вторичных вещей. H&M в этом году выпустил коллекцию Conscious Exclusive из экоматериалов, смешав натуральное волокно и переработанные ткани. Levi’s в сотрудничестве с итальянским кооперативом Porto Alegre создал коллекцию денимных аксессуаров — из отрезов денима и других тканей. Puma создает коллекции из материалов, изготовленных британской компанией по переработке отходов First Mile из пластиковых бутылок. Есть пример и из люкса: Prada активно использует и продвигает переработанные материалы и в следующем году намерена перейти на полностью переработанный нейлон в тех коллекциях, где он может быть использован.

В России сейчас заработать на этом бизнесе сложно: оборот RigRaise за год составил пять миллионов рублей, компании по производству переработанных вещей зарабатывают примерно столько же. Маржа по одежде составляет 40–60%, при этом значительная доля идет на оплату работы художников — 30–60% с каждой вещи. Культура потребления вторичных вещей только стала формироваться через небольшое число микрокомпаний и дизайнеров, крупные игроки поддержать идею не спешат. Видимо, они понимают, что ожидать повышенного интереса к таким вещам не стоит. «Очень важно понимать, что эта история у нас по-другому позиционируется. За рубежом она напоминает об ответственном производстве и потреблении, из которого вытекает идея дать вещам вторую жизнь. В России она продвигается противоположным образом — через пафос обеспеченных людей, которые следуют таким модным трендам. Да и вообще, большая часть наших потребителей находятся на уровне восприятия апсайкл и ресайкл, как “старых” вещей и поэтому относятся к ним скептически. А молодое поколение, более открытое таким новинкам, еще не вошло в покупательную силу», — считает Дарья Ядерная, CEO Y Consulting. И все же, по прогнозам Fashion Consulting Group, в течение ближайших десяти лет у покупателей поколений Y и Z до 20% гардероба будут составлять вещи из магазинов ресейла.

Фото: предоставлены RigRaise

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Меморандум суверенного роста Меморандум суверенного роста

Цели и задачи экономической политики в новых условиях

Эксперт
Необычный запах: как эфирные масла влияют на мозг Необычный запах: как эфирные масла влияют на мозг

Почему ароматы действуют на людей по-разному?

Популярная механика
Жилье для цифровых кочевников Жилье для цифровых кочевников

Для цифровой эпохи нужны новые форматы недвижимости

Эксперт
7 лучших фильмов о Японии 7 лучших фильмов о Японии

Фильмы, которые помогут лучше понять Японию и японцев

GQ
Бизнес с хорошей пластикой Бизнес с хорошей пластикой

Юрий Гребе наладил бизнес по производству инженерных пластиков и изделий

Эксперт
7 брендов General Motors, которых больше не существует 7 брендов General Motors, которых больше не существует

Вспоминаем, какими марками владела GM раньше: часть 1

Популярная механика
Спасать страну от дефицита лизина взялся «Саратовбиотех» Спасать страну от дефицита лизина взялся «Саратовбиотех»

В Саратовской области будут производить кормовые добавки для животных

Эксперт
От костюма до портупеи: одеться как герои фильмов Мартина Скорсезе От костюма до портупеи: одеться как герои фильмов Мартина Скорсезе

Безупречная визуальная эстетика — вот за что мы любим фильмы Мартина Скорсезе

Esquire
Ароматерапия против стресса: 8 масел, которые помогут расслабиться и улучшить настроение Ароматерапия против стресса: 8 масел, которые помогут расслабиться и улучшить настроение

Как использовать силу запахов себе на благо?

Playboy
Три способа выгодно продать детей в истории Три способа выгодно продать детей в истории

Нетривиальные судьбы детей в разные исторические периоды

Maxim
Фильм «Дорогие товарищи!» – повод обратиться к самым важным и болезненным вопросам российского общества Фильм «Дорогие товарищи!» – повод обратиться к самым важным и болезненным вопросам российского общества

В своем фильме «Дорогие товарищи!» Кончаловский неожиданно бьет по больному

GQ
Ананасы в шампанском — это пульс вечеров! Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

О литературном и гастрономическом вкусе Серебряного века

Наука и жизнь
Самый распространенный сленг из компьютерных игр, и как его использовать в реальной жизни Самый распространенный сленг из компьютерных игр, и как его использовать в реальной жизни

Если тебе надоело скрывать от коллег, что считаешь их орками

Maxim
Драгоценный сплав Драгоценный сплав

Елена Стафьева о Chopard Ice Cube Capsule by Marion Cotillard

Weekend
Грубые ошибки с длиной верхней одежды: исправь их, чтобы не выглядеть безвкусно Грубые ошибки с длиной верхней одежды: исправь их, чтобы не выглядеть безвкусно

Рассказываем обо всех нюансах, связанных с длиной верхней одежды

Cosmopolitan
Верблюжий полк, голуби-камикадзе и еще 5 экспериментов военных США Верблюжий полк, голуби-камикадзе и еще 5 экспериментов военных США

Если вы думаете, что у военных туговато с фантазией, то вы сильно заблуждаетесь

Популярная механика
Как безумный Майк Хьюз отправился за славой и погиб Как безумный Майк Хьюз отправился за славой и погиб

Пустыня Мохаве что-то шептала в темноте, пока Безумный Майк готовился к полету

Популярная механика
Как Станислав Черчесов превратился из героя чемпионата мира в одного из главных злодеев российского футбола Как Станислав Черчесов превратился из героя чемпионата мира в одного из главных злодеев российского футбола

Разбираемся, почему главного тренера сборной России стали так часто критиковать

GQ
Гибель жены, заикание и аневризма: история Джо Байдена, нового президента США Гибель жены, заикание и аневризма: история Джо Байдена, нового президента США

Джо Байден – самый возрастной президент США

Cosmopolitan
Тысячи дворцов и лучшие верблюды: на что тратят миллиарды самые богатые арабы Тысячи дворцов и лучшие верблюды: на что тратят миллиарды самые богатые арабы

Их жизнь похожа на восточную сказку, рассказанную Шахерезадой

Cosmopolitan
Детское время Детское время

Снимаем с повестки вопрос, чем занять детей на каникулах — и себя за компанию

Glamour

Накануне своего 80-летия сэр Патрик Стюарт рассказывает о своей жизни и карьере

Playboy
К баллистическому будущему К баллистическому будущему

Траектория движения космических аппаратов строится с учетом разных соображений

Популярная механика
Первый каскадерский трюк, первый спецэффект, первая комедия и другие важнейшие вехи кино Первый каскадерский трюк, первый спецэффект, первая комедия и другие важнейшие вехи кино

Как снимали блокбастеры на заре кинематографа

Maxim
Сергей Лебедев: Дебютант. Первая глава романа об изобретателе смертельного советского яда Сергей Лебедев: Дебютант. Первая глава романа об изобретателе смертельного советского яда

Первая глава из книги о создателе смертельного советского яда «Дебютант»

СНОБ
Светит, но не верит Светит, но не верит

Кино как религия и аддикции в новом фильме Гаспара Ноэ

Weekend
Роберт Фальк. Случайная встреча Роберт Фальк. Случайная встреча

Таких черных туч над Фальком не сгущалось даже после возвращения из Парижа

Караван историй
«У меня есть внутренний страх привязаться к деньгам»: правила потребления сооснователя Grow Food Даниэля Гальпера «У меня есть внутренний страх привязаться к деньгам»: правила потребления сооснователя Grow Food Даниэля Гальпера

Сооснователь и CEO Grow Food Даниэль Гальпер: как он не копит деньги как хомяк

Forbes
«У меня мало друзей, потому что много денег» «У меня мало друзей, потому что много денег»

Мы все с детства усвоили, что дружбу за деньги не купишь

Psychologies
«Зачем делать длинную песню — можно сделать две коротких и заработать больше»: как современные технологии меняют музыку «Зачем делать длинную песню — можно сделать две коротких и заработать больше»: как современные технологии меняют музыку

Как меняется современная музыка и медиарынок в целом

VC.RU
Открыть в приложении