На сцене театра МДМ — премьера «Шахмат»

ЭкспертКультура

«Шахматы»: игра превыше всего

На сцене театра МДМ — премьера «Шахмат»: одного из лучших мюзиклов всех времен и народов

Вячеслав Суриков

Действие «Шахмат» происходит в 1980-е годы XX века. Фото: Юрий Богомаз

Золотая пора мюзиклов пришлась на семидесятые–восьмидесятые годы прошлого века. Тогда же случился расцвет шахмат. Но потребовалось сложная комбинация обстоятельств, чтобы Тим Райс, одна из ключевых фигур в жанре мюзикла, обратил внимание на шахматный сюжет и облек его в форму либретто. Для начала шахматная корона должна была выскользнуть из рук советских шахматистов (они передавали ее друг другу на протяжении предыдущих двадцати с лишним лет) и попасть к американскому шахматному гению Роберту Фишеру. Тогда шахматная доска стала ареной битвы двух систем: капитализма и социализма. Затем на смену Фишеру, у которого гениальность шла рука об руку с неустойчивой психикой, в качестве антагониста русского шахматиста номер один должен был прийти бежавший из СССР Виктор Корчной, что усугубляло шахматное противостояние: уступить корону «предателю» было еще болезненнее. И наконец, Тим Райс должен был прибыть в самом начале восьмидесятых в Мерано, где Корчной и Карпов сошлись в схватке за звание чемпиона мира по шахматам, и провести там две недели.

В разгар холодной войны Тим Райс сделал главным героем мюзикла советского шахматиста, прообразом которого стал Анатолий Карпов, на что прежде всего указывает совпадение имен главного героя и его прототипа. Но это не точная копия: Карпов, в отличие от главного героя и своего противника по матчам в Багио и Мерано Корчного, и не думал бежать за границу (или мы ничего не знаем об этом). Он был почти идеальным олицетворением советской системы — не случайно ему доверили возглавлять сразу после выигрыша матча в Мерано советский Фонд мира. В ходе противостояния с Гарри Каспаровым Карпов также был олицетворением консервативных сил как в мире шахмат, так и на политической арене, с которой шахматы к тому времени были почти неразрывно связаны. Его отличительной чертой, о которой сам Анатолий Карпов не преминул упомянуть и на московской премьере мюзикла «Шахматы», помимо предельно рациональной игры было как раз умение скрывать свои эмоции, тогда как главный герой мюзикла справляется с ними с трудом.

В образе Анатолия Сергиевского по воле Тима Райса слились воедино два извечных противника — Анатолий Карпов и Виктор Корчной. Доставившие столько хлопот друг другу в реальной жизни, в воображении либреттиста они синтезировались в эффектный образ мятущегося шахматного гения. Анатолий Сергиевский вызывает симпатию выработанной в суровых условиях социализма сдержанностью. Однако если его захватывают сильные чувства, он следует за ними. Но и в этом случае для него есть границы: если на кону стоит человеческая жизнь, он в состоянии отступить, пожертвовать собой. Собой, но не игрой. Игра превыше всего. В этом его величие. И то, что Тим Райс смог уловить этот мотив и воплотить его в либретто, делает «Шахматы» одним из лучших в череде выдающихся мюзиклов, написанных в семидесятые-восьмидесятые, не уступающим по силе не только общепризнанным вершинам жанра — созданным Тимом Райсом в союзе с великим Эндрю Ллойдом Уэббером мюзиклам «Иисус Христос — суперзвезда» и «Эвита», но и мюзиклам, написанным Уэббером на либретто других авторов: «Призрак оперы» и «Кошки».

Еще одно стечение обстоятельств, благодаря которому появились «Шахматы», — желание музыкантов группы ABBA Бенни Андерсона и Бьорна Ульвеуса попробовать себя в жанре мюзикла. Они не только согласились на концепцию, предложенную Райсом, но и вложились в музыку со всей силой невероятного мелодического таланта, пребывавшего тогда в самом расцвете, с помощью которого они и смогли покорить все вершины в поп-музыке. Скорее всего, для шведов мюзикл и стал той самой новой высотой. Высотой, ради которой они были готовы пожертвовать и временем, и творческими силами. Встреча с Тимом Райсом и его свобода от творческих обязательств перед Эндрю Ллойдом Уэббером стали решающими. Тим Райс обладает не только драматургическим и поэтическим талантом. Он приносит удачу. Он смог принести ее Уэбберу, который благодаря их сотрудничеству стал величайшим композитором XX века; он принес ее шведам Андерсону и Ульвеусу, которые благодаря «Шахматам» вошли в историю не только как ярчайшие представители европейской поп-музыки, и он же принес ее создателям русской версии «Шахмат».

Эта удача заключается в том, что проект удалось довести до премьеры. Работа над мюзиклом проходила в тяжелейший период для театральной и музыкальной индустрии. Она одной из первых попала в плен ограничений, спровоцированных пандемией. Сейчас мы не знаем, как будут развиваться события дальше и как сложится судьба отечественного театра, а вместе с ней и русской версии мюзикла, но те, кому удалось посмотреть уже состоявшиеся представления и кому удастся попасть на представления запланированные, смогут увидеть музыкально-драматический шедевр; не исключено, что в идеальном воплощении, проделавшем такой долгий путь в Россию, которая не в последнюю очередь стала родиной авторского замысла. «Шахматы» не такой уж частый случай в истории мюзиклов, когда зрителю предлагается сопереживать персонажу родом из России. Мало того, это еще и положительный герой, и он — победитель.

Ульвеус и Андерсон написали для «Шахмат» арии с мелодизмом, с легко угадывающимся ассоциативным рядом, выстроенным такими советскими композиторами, как Исаак Дунаевский, Ян Френкель, Оскар Фельцман. В мюзикле есть вокально-танцевальный номер, который воспроизводит узнаваемую манеру ансамбля песни и пляски Советской армии, узнаваемость которой постановщики русской версии многократно усилили с глубоким знанием дела. В этом ритуальном танце накануне поединка вспыхивает концентрированная энергия военизированного государства, слабеющего, но все еще помнящего о былом неоспоримом могуществе. И в этой лихой пляске тоже проглядываются впечатления Ульвеуса и Андерсона от поездки в Советский Союз — в период царствования Юрия Андропова и пребывания на самой вершине популярности Аллы Пугачевой. Возможно, что она поделилась с звездными шведами ключами к русской музыке, и судя по тому, что у них получилось, им и в самом деле удалось проникнуть в эту тайну и унести ее с собой.

Впервые «Шахматы» предстали слушателям как музыкальный концепт-альбом; мюзикл часто исполняется в концертном варианте, но его красота и обаяние по-настоящему раскрываются только в драматической постановке. Евгению Писареву и всей постановочной группе удалось создать органичный спектакль, в котором все очень сбалансировано: визуальный и повествовательный ряд, музыка, пение и танец. Перед нами редкий образец жанра. Автор русского перевода — Алексей Иващенко. Он в очередной раз демонстрирует невероятное мастерство в решении сложнейшей задачи — наделении героев «Шахмат» естественной русской речью. Ни в одном слове мы не слышим фальши. Как мы не слышим ее в голосах исполнителей главных ролей: это опытнейшие и харизматичные актеры и певцы, закаленные работой на сцене в других, не менее сложных постановках, чувствующие себя в пространстве «Шахмат» уверенно, глубоко погруженные в музыку и драматургию шахматных, любовных и политических поединков, один за другим разворачивающихся на сцене.

Ульвеус и Андерсон оказались восприимчивы не только к русской музыкальной культуре. Музыка, которую мы слышим с третьего яруса декораций (именно туда поместили постановщики оркестр, вместо того чтобы прятать его в яме перед сценой) — это энциклопедия мировой музыкальной культуры с акцентом на поп-музыку семидесятых, неотъемлемой частью которой являются сами музыканты группы ABBA. Это была эпоха необыкновенного взлета музыки, отличавшейся ярко выраженным мелодизмом. Какие-то мелодии так и остались в семидесятых, но немалая их часть по-прежнему на слуху. Среди них и музыка, написанная Ульвеусом и Андерсоном, с необыкновенной легкостью преображающимися в «Шахматах» из поп-звезд в композиторов, которым совсем не чужд академизм, и, если нужно, они оказываются в состоянии погрузиться в него и извлечь все необходимое для создания вневременного драматического и музыкального образа.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кухня в виртуальном, корпоративном и прочих измерениях Кухня в виртуальном, корпоративном и прочих измерениях

Как Первая мебельная фабрика разработала новую стратегию продаж в пандемию

Эксперт
Невидимая рука Страсбурга: зачем России Европейский суд по правам человека Невидимая рука Страсбурга: зачем России Европейский суд по правам человека

Влияние ЕСПЧ на российское правосудие весьма значительно

Forbes
Оружие будет в тренде Оружие будет в тренде

Хаос и выборы в США подогревают интерес к оружию и снаряжению для выживания

Эксперт
Правило №58. Вам доступны обновления. Загрузить сейчас? Правило №58. Вам доступны обновления. Загрузить сейчас?

Коуч Алексей Ситников объясняет, как сделать апгрейд своей личности

Tatler
Что скрывается за мифами о распаде Советского Союза Что скрывается за мифами о распаде Советского Союза

Самые интересные высказывания о мифах о развале СССР

Эксперт
Всё о вакцине от ВПЧ Всё о вакцине от ВПЧ

Вирус папилломы человека – одна из самых распространённых инфекций

Здоровье
Победитель не должен быть проклят Победитель не должен быть проклят

Нобелевские лауреаты по экономике 2020 года развили теорию аукционов

Эксперт
Ученые построили веревочные мосты для самых редких гиббонов Ученые построили веревочные мосты для самых редких гиббонов

Конструкция помогла хайнаньским гиббонам справиться с последствиями тайфуна

N+1
Что общего между сексуальным возбуждением и зависимостью от наркотиков Что общего между сексуальным возбуждением и зависимостью от наркотиков

Отрывок из книги Гэри Уилсона «На порноигле»

СНОБ
Филипп Киркоров Филипп Киркоров

Блиц с Филиппом Киркоровым на самые сокровенные темы

ЖАРА Magazine
Новые правила старого бизнеса Новые правила старого бизнеса

Высокотехнологичные решения в традиционных сферах бизнеса

GQ
Фунги сапиенс: статья о том, почему грибы куда умнее и хитрее, чем мы думали Фунги сапиенс: статья о том, почему грибы куда умнее и хитрее, чем мы думали

Грибы — не то, чем они кажутся

Maxim
Творческий подход Творческий подход

Креативное ранчо в Техасе

SALON-Interior
Не надо паники! Не надо паники!

Что такое паническая атака, как ее избежать и как лечится такое состояние

Добрые советы
Домашний антистресс: 5 вещей в помощь тем, кто любит комнатные растения Домашний антистресс: 5 вещей в помощь тем, кто любит комнатные растения

Полезные вещи для ухода за комнатными цветами

Esquire
В космосе найдена блуждающая планета-изгой В космосе найдена блуждающая планета-изгой

Астрономам удалось обнаружить небольшую блуждающую планету

Популярная механика
Инвесторы и экономисты ждут нового пузыря ИТ-компаний: чего они опасаются и почему крах доткомов вряд ли повторится Инвесторы и экономисты ждут нового пузыря ИТ-компаний: чего они опасаются и почему крах доткомов вряд ли повторится

ИТ-индустрии ещё далеко до эйфории 2000 года

VC.RU
Не Райтами едиными: 6 малоизвестных пионеров авиации Не Райтами едиными: 6 малоизвестных пионеров авиации

Без достижений этих людей авиация представляла бы собой чертовски унылое зрелище

Популярная механика
Как объяснить народные приметы с точки зрения науки, логики и здравого смысла Как объяснить народные приметы с точки зрения науки, логики и здравого смысла

Почему мы привыкли верить в приметы и как жить с этой верой в современном мире

Maxim
8 безумных деталей из кино, на которые никто почему-то не обращает внимание 8 безумных деталей из кино, на которые никто почему-то не обращает внимание

«Заметят или не заметят?» — наверняка думает режиссер каждый раз

Maxim
Битва за Бунина Битва за Бунина

Отечественные архивы приоткрыли тайны кремлевского проекта «Репатриация Бунина»

Огонёк
Глава из книги Оушен Вуонг «Лишь краткий миг земной мы все прекрасны» Глава из книги Оушен Вуонг «Лишь краткий миг земной мы все прекрасны»

Первая глава книги «Лишь краткий миг земной мы все прекрасны»

СНОБ
Глеб Глинка — о посвященном жене кино и таланте доктора Лизы помогать Глеб Глинка — о посвященном жене кино и таланте доктора Лизы помогать

Интервью с мужем Елизаветы Глинки: о жене, фильме о ней и благотворительности

РБК
15 мыслей Вахтанга Кикабидзе 15 мыслей Вахтанга Кикабидзе

Вахтанг Кикабидзе — о том, зачем продолжает выступать

GQ

Дженнифер Энистон прошла долгий путь до того, что в 51 выглядит на 20 лет моложе

Cosmopolitan
Образ Испании в русском искусстве. Часть 2 Образ Испании в русском искусстве. Часть 2

О том, как русские видели Испанию — продолжение

Культура.РФ
Почему успешным женщинам «не везет» в любви? Почему успешным женщинам «не везет» в любви?

Профессионально успешные женщины нередко оказываются в плену у своих достижений

Psychologies
Шпион, который всех покорил: ушел из жизни сэр Шон Коннери Шпион, который всех покорил: ушел из жизни сэр Шон Коннери

Сэр Шон Коннери навсегда останется в памяти настоящим английским аристократом

Forbes
Алиса Гребенщикова: «Я – королева душевных переживаний!» Алиса Гребенщикова: «Я – королева душевных переживаний!»

Алиса Гребенщикова рассказала о своей открытости в жизни и на сцене

Здоровье
Всё ему расскажу Всё ему расскажу

Многие наконец-то осознали, что обращаться к психотерапевту не стыдно

Cosmopolitan
Открыть в приложении