Россия может обеспечить подъем в малой авиации за счет разработки авиадвигателя

ЭкспертHi-Tech

С лимузина — на самолет

Разработка поршневого авиадвигателя на базе ДВС от семейства автомобилей Aurus позволит России обеспечить подъем в отечественной малой авиации за счет обеспечения ее силовыми установками собственного производства.

Александр Астапов

Кемпинг на авиашоу в американском Ошкоше. Станет ли в России личный самолет столь же массовым и доступным средством передвижения?

Малая авиация в России на грани исчезновения. Даже в сравнении с СССР, не говоря уже об Америке и Европе, где личный самолет — норма жизни: кому покататься, а кому за стадами присмотреть, поля обработать да жену в роддом отвезти. У нас же свободно не полетаешь, в отличие от той же Калифорнии, где пошел на аэродром на окраине деревни, вышел в эфир, запустил движок — и добро пожаловать на взлет. Аэродромы исчезают, матчасть выбывает по причине износа. А новой нет. Хотя и мощности по производству самолетов остались, и оснастка (например, на четырехместный Як-18Т) в наличии, и новые типы разработаны. Да только «без двигателя нет самолета». А двигателей нет. Серийных двигателей, подходящих для Як-18Т, Як-152, Ил-103, других наших машин, — нет.

Автомобильные есть, турбореактивные для лайнеров и истребителей есть, даже вот турбовинтовые для вертолетов начали появляться. А поршневых самолетных — нет.

Может, тогда приспособить автомобильные?

Отстали на полвека

Вообще-то автомобильные моторы, доработанные (иногда изрядно) для малой авиации, — редкость, но не невидаль. Как и авиационные на автомобилях. Любители авиации вспомнят как минимум модификацию двигателя Porsche 911 Turbo для малой авиации, а фанаты автомобильной истории — прославленный в одноименном фильме Фрэнсиса Форда Копполы Tucker конца 1940-х, оснащенный двигателем Continental. Сейчас наиболее популярные автомобильные двигатели для легких самолетов и вертолетов — Subaru ЕА-81 и ЕJ-22. Производитель выпускает готовые сертифицированные «киты» для их конвертации в авиаверсию (понижающий редуктор, турбокомпрессор, карбюраторы Bing или Weber, двойное зажигание, генератор увеличенной мощности).

Но то на Западе. В СССР пути авиаторов и автомобилестроителей не пересекались с конца 1930-х. После войны автомобильные двигатели медленно, но верно эволюционировали: с точки зрения и надежности, и малообслуживаемости, и технического совершенства — от удельного веса до удельного расхода топлива и масла. В малой же авиации рабочей лошадкой служили и служат модификации двигателя М-14 разработки 1948 года, конструктивно и технологически восходящего к середине 1930-х.

Но и эти прожорливые, дорогие в производстве, сложные и проблемные в эксплуатации двигатели перестали выпускаться лет пятнадцать назад. И пилотам-любителям приходится или латать и «добивать» это в полном смысле старье, или выискивать на румынских складах последние из выпущенных по лицензии «эм-четырнадцатых». Ну или покупать американские моторы, «Лайку» или «Контика», как ласково прозвали Lycoming и Continental наши авиаторы, — вместе с предназначенными для них самолетами, поскольку на «Як» их не поставишь: маловаты будут.

Да и те на самом деле хотя и опередили в развитии М-14, но ненамного, и их высокотехнологичные даже по нынешним меркам решения (марки сталей для цилиндров, технологии обработки) соседствуют с архаикой вроде механического впрыска с ручной высотной коррекцией, магнето с его контактами, воздушным охлаждением, вынуждающим пилота орудовать в полете рычагами подкапотных створок, избегая то перегрева, то переохлаждения. Да-да, авиационное поршневое моторостроение в силу разных причин и на Западе отстало от автомобильного минимум на полвека.

Заждались нового двигателя и создатели самолетов — в том числе тех, что еще в прошлом веке были разработаны и испытаны все под тот же М-14 и за неимением мотора остались в опытных образцах. А современный двигатель мог бы стать мощным (во всех смыслах!) стимулом для возрождения малой авиации в стране. И как индустрии, и как института — с инфраструктурой транспортного использования. Тех самых «летающих фордов», о которых грезили сто лет назад большевики и сам Генри Форд за океаном.

Михаил Лифшиц, председатель совета директоров компании «Ротек» (выпускающей, в частности, компоненты авиационных двигателей), обладатель ряда патентов в сфере самолетостроения, летчик, участник международных соревнований по пилотированию, характеризует ситуацию так: «Поршневых авиационных моторов в стране просто нет. Мы все летали и летаем на М-14П, но они заканчиваются. Уже закончились — сегодня это второй и третий ремонт. А в авиации есть такая формула: появился мотор — появилась под него линейка летательных аппаратов. Мотор для малой авиации очень нужен. Это один из ключевых факторов, и он потянет за собой много чего».

Михаил Гордин,
генеральный директор
ЦИАМ

Поэтому инициатива Центрального института авиамоторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ) разработать двигатель «калибра» 500 л. с. на основе уже доведенного на стендах силового агрегата лимузинов Aurus вызвала в среде авиалюбителей и оживление, и скепсис, порой ядовитый. Чтобы узнать ситуацию из первых рук, я приехал в ЦИАМ и поговорил с его генеральным директором, кандидатом технических наук Михаилом Гординым (кстати, пилотом вертолета).

Адаптация для «туристов» и «Циркача»

В начале разговора Михаил Валерьевич как мог остудил мой журналистский пыл: мол, тема «адаптация» — это не ОКР (опытно-конструкторская работа) а пока только НИР (научно-исследовательская работа). Проверка возможностей сделать из однозначно самого современного в России автомобильного двигателя авиационный. С использованием не только готовых узлов и деталей, но и результатов исследований и испытаний «донора». Чтобы с максимальной унификацией получить современный, надежный, долговечный, экономичный и простой в эксплуатации авиамотор.

«Это не коммерческая, а исследовательская задача. Наша цель — научиться, — подчеркнул генеральный директор ЦИАМ. — Суть в том, чтобы создать демонстраторы технологий, которые помогут подтвердить, что заявленные параметры возможны».

Но то, что для авиаторов НИР, для нас, людей земных (автомобилистов, например), вполне себе ОКР, пусть и в первой фазе. Уже опробованы разные варианты, воплощены в металле основные решения, и уже можно говорить о сложившейся принципиальной конструкции будущего авиамотора.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кузены из Беарна Кузены из Беарна

Атос, Портос и Арамис были беарнцами и дальними родственниками

Дилетант
Симптомы и причины возникновения расстройств аутистического спектра Симптомы и причины возникновения расстройств аутистического спектра

Как живут люди с расстройством аутистического спектра в России

РБК
Меняю автомат на беспилотник Меняю автомат на беспилотник

Первое боестолкновение, где решающую роль сыграли беспилотные дроны

Популярная механика
Дочерние компании: как занимается бизнесом Ксения Шойгу Дочерние компании: как занимается бизнесом Ксения Шойгу

Ксения Шойгу ведет разнообразные проекты, но многие из них связанны с Минобороны

Forbes
Тяжелые цветные металлы Тяжелые цветные металлы

Очередной проект по добыче сырья в будет реализован при поддержке государства

Эксперт
Топ-10: что смотреть на Московском международном кинофестивале Топ-10: что смотреть на Московском международном кинофестивале

Обязательные к просмотру фильмы с ММК-2021

Cosmopolitan
«В отношениях с США для Китая наступила ситуация полной определенности» «В отношениях с США для Китая наступила ситуация полной определенности»

Главный фронт войны между Китаем и США — экономический

Эксперт
Сербию бронзового века назвали центром развития медной металлургии Сербию бронзового века назвали центром развития медной металлургии

Находки австрийских археологов удревнили процесс выплавки меди на 500 лет

N+1
Скандий не желает сплавляться Скандий не желает сплавляться

Сплавы металлов с редкоземельным скандием не востребованы в промышленности

Эксперт
Самая большая любовь Самая большая любовь

Книга «Тело дрянь» — бальзам на душу для тех, кто устал от давления стандартов

Elle
Майор Кун: судьба заговорщика Майор Кун: судьба заговорщика

После покушения на Гитлера, Иоахим Кун оказался на советской линии фронта

Дилетант
Как выглядят дочери Милы Йовович и других голливудских актрис с русскими корнями Как выглядят дочери Милы Йовович и других голливудских актрис с русскими корнями

Знаменитые актрисы вдохновляют собственным примером красавиц-дочерей

Cosmopolitan
Индивидуальная мобилизация Индивидуальная мобилизация

Рынок электросамокатов быстро растет и срочно требует норм регулирования

Эксперт
5 простых способов сделать свою жизнь лучше уже сегодня 5 простых способов сделать свою жизнь лучше уже сегодня

«Перезагрузиться» никогда не поздно, и начать можно прямо сейчас

Psychologies
Американский мед до сих пор содержит радиоактивные осадки после ядерных испытаний 1960-х Американский мед до сих пор содержит радиоактивные осадки после ядерных испытаний 1960-х

Ученые: американский мед может содержать следы радиоактивных остатков

National Geographic
Макаки-резусы, пережившие разрушительный ураган, стали терпимее друг к другу Макаки-резусы, пережившие разрушительный ураган, стали терпимее друг к другу

Стихийные бедствия объединяют не только людей

National Geographic
7 неудачников, которые ничего не получили за свои великие изобретения 7 неудачников, которые ничего не получили за свои великие изобретения

Обидно изобрести что-то великое и ничего за это не получить

Maxim
Секреты впечатляющего похудения Агилеры, Адель и других звездных красоток Секреты впечатляющего похудения Агилеры, Адель и других звездных красоток

Как Ребел Уилсон, Кристина Агилера, Адель избавились от лишних килограммов

Cosmopolitan
Как перестать разговаривать во сне: эффективные шаги к тихому отдыху Как перестать разговаривать во сне: эффективные шаги к тихому отдыху

Определение сомнилоквии и рекомендации, как перестать говорить во сне.

Playboy
Scott Eastwood Scott Eastwood

Скотт Иствуд — уже давно самостоятельная единица в голливудском рейтинге звезд

Elle
Марсоход NASA стал первым, кто добыл кислород из марсианской атмосферы Марсоход NASA стал первым, кто добыл кислород из марсианской атмосферы

Процесс, который может помочь астронавтам основать колонию на Красной планете.

Популярная механика
5 способов справиться с тревогой 5 способов справиться с тревогой

Несколько простых правил, которые помогут лишний раз не переживать

GQ
Все о человеке с большой буквы Ч — Черчилле Все о человеке с большой буквы Ч — Черчилле

Самый знаменитый англичанин во всей мировой истории

Maxim
Полина Гагарина и еще 6 звезд, которые вдохновят на похудение Полина Гагарина и еще 6 звезд, которые вдохновят на похудение

Вдохновляющую подборка с секретами похудевших знаменитостей

Cosmopolitan
Выжили бы ты и твои близкие на «Титанике»? Проверь! Выжили бы ты и твои близкие на «Титанике»? Проверь!

Что стало бы с тобой и твоими близкими, окажись вы в ту ночь на борту Титаника

Cosmopolitan
Шпинель принесет любовь и еще 5 драгоценных камней, заряженных на счастье Шпинель принесет любовь и еще 5 драгоценных камней, заряженных на счастье

Об энергии драгоценных камней рассказывает ювелир Диана Джанелли

Cosmopolitan
Красная рука и Пиковая дама: кого мы боялись в детстве? Красная рука и Пиковая дама: кого мы боялись в детстве?

Признания читателей о тех, кто стал их главным детским кошмаром

Psychologies
JONY: «Мы превратили создание песен в гонку» JONY: «Мы превратили создание песен в гонку»

JONY — о дуэте с Киркоровым и о том, кто в России является главным артистом

ЖАРА Magazine
10 фильмов, которые сгубили репутацию реальных людей 10 фильмов, которые сгубили репутацию реальных людей

Любые совпадения случайны и не имеют ни к кому отношения

Maxim
Фальшивая весна Фальшивая весна

Почему апрель на календаре не радует, щебет птиц раздражает и не хочется ничего

Добрые советы
Открыть в приложении