Русафрика: повестка будущего
Второй саммит «Россия — Африка», который Санкт-Петербург примет 27–28 июля, резко отличается по своему контексту от первого форума четырехлетней давности. Тектонические сдвиги в экономическом и военно-политическом устройстве мира, произошедшие за последние полтора года, привели к резкому росту субъектности
наших африканских партнеров. Страны континента и их лидеры окончательно осознали себя значимыми игроками, стратегически и ценностно не совпадающими с «Большим Западом». Развязанная против России «горячая», санкционная и информационная война продемонстрировала африканским элитам истинное лицо Запада и во весь рост поставила перед континентом, как и перед нашей страной, задачу достижения экономического, технологического и, что еще важнее, идеологического суверенитета.
Стартовые позиции на пути к решению этой задачи у Африки не в пример слабее российских. Командные высоты в экономике большинства стран континента в руках иностранного капитала. В лучшем случае действующего в связке с местными элитами, процесс национализации которых еще не везде даже запущен. В худшем — в связке с местными преступными кланами, не подчиняющимися центральной власти.
За годы формально независимого развития усилиями бывших метрополий сформировалась жесткая неоколониальная модель включения Африки в международное разделение труда, закрепляющая за континентом самые низкие, привязанные к ресурсодобыче и тяжелому, по преимуществу ручному труду, ступеньки создания стоимости. Эта модель консервирует бедность и технологическую зависимость континента.
Двадцать лет назад показалось, что из ловушки отсталости Африку вытянет Китай. В отличие от бывших колонизаторов новые восточные капиталисты не стремились по дешевке заполучить доступ к африканским недрам. Более того, в качестве приоритета продвигали инфраструктурное развитие, компонент обустройства, наиболее дефицитный в Африке. Ну а если расплатиться за инфраструктуру в моменте нечем — а новые и реконструированные старые порты и многосоткилометровые железные дороги от портов к ресурсным провинциям стоят дорого, — ничего, не страшно: китайцы были готовы работать в кредит. Не сумеете вернуть деньгами, тоже не страшно — вернете ресурсами либо самими объектами инфраструктуры, под строительство которых кредиты выданы. Причем выданы, заметим, не живыми деньгами, а подрядами китайским компаниям, задействовавшим на стройках значительное число китайских рабочих и менеджеров. Совершенно очевидно, что подобная модель «сотрудничества» также не способствует долгосрочным целям подъема африканских стран.
На этом фоне в Африке усиливается запрос на принципиально иную стратегию взаимодействия с сильным внешним партнером. И в качестве такого партнера естественным путем возникает Россия: несмотря на три десятилетия «ухода» из Африки, на континенте с ностальгией вспоминают о помощи СССР в борьбе с колониализмом, о плотинах, рудниках и заводах, возведенных на континенте, о десятках тысячах врачей и преподавателей, годами работавших в африканских странах.
Именно Россия способна предложить Африке взаимовыгодное долгосрочное научно-технологическое партнерство, локализацию и стратегическое развитие целых отраслей промышленности, включая подготовку кадров и трансфер компетенций. Тем самым мы получим новые заказы и новые рынки, а постепенно и синергию подходов к решению технологических задач. Ну а вне периметра бизнес-координат нас ждет воодушевление на пути к гармонии на прекрасном континенте.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl