Робер Лепаж — о Михаиле Булгакове, его текстах и его героях

ЭкспертКультура

Робер Лепаж: «Маргарита красива, очень чувствительна, но также очень сильна и самостоятельна»

Канадский режиссер театра и кино, драматург и актер — о Михаиле Булгакове, его текстах и его героях

Вячеслав Суриков

Спектакль «Мастер и Маргарита» создавался при участии многопрофильной творческой компании Робера Лепажа Ex Machina

Российские зрители могли увидеть постановки канадского режиссера театра и кино, драматурга и актера Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота», «Липсинк» и «Трилогия драконов», «Обратная сторона луны» и одно из созданных им мультимедийных шоу — «Ночь в библиотеке». Среди других его работ — оперы «Осуждение Фауста» и вагнеровский цикл «Кольцо нибелунга», поставленные в Метрополитен-опера. Кроме того, он поставил шоу Питера Гэбриела The Secret World Tour и Growing Up Tour, а для Цирка дю Солей — шоу Ka и Totem. «Мастер и Маргарита» — его вторая работа в Театре Наций. Ей предшествовала постановка спектакля «Гамлет | Коллаж» с исполнившим все роли в спектакле Евгением Мироновым. О Михаиле Булгакове, его текстах и его героях «Эксперт» поговорил с режиссером накануне премьеры его новой работы.

— «Мастер и Маргарита» — как вы познакомились с этим текстом, при каких обстоятельствах?

— Я был знаком с творчеством Булгакова давно, в первую очередь благодаря его пьесам, но не читал роман «Мастер и Маргарита». В 2007 году я принимал участие в Международном театральном фестивале имени Чехова и встретил там несколько театральных менеджеров: они пришли познакомиться и спросить меня, не хочу ли я поставить «Мастера и Маргариту». Я сказал: «Да, это интересно, но я не читал!» Давно хотел прочитать эту книгу, но она довольно большая. В итоге время на нее я нашел в 2008-м и был очень впечатлен этим потрясающим текстом. Поверьте, совершенно не обязательно быть русским и не обязательно жить в Москве в тридцатые, чтобы понять поэзию, магию и мистику романа. Это фантастически универсальная книга.

— Насколько он, с вашей точки зрения, подходит для сцены?
— Думаю, литературное произведение, написанное в жанре романа, всегда будет ближе к кинематографу, чем к театру. Но Михаил Булгаков сам по себе был театральным человеком. Полагаю, когда он писал «Мастера и Маргариту», то подсознательно ставил персонажей в драматические ситуации. К тому же в романе много диалогов. Это очень удобно для инсценирования: диалоги блестящие! Обычно в прозе полно подробных описаний, а в этом романе персонажи разговаривают друг с другом. Герои просятся быть сыгранными в театре. Кроме того, текст написан с большим чувством юмора, у него хороший комедийный потенциал.

— Как вы оцениваете пьесы Булгакова? Почему их так нечасто можно встретить на мировой сцене?

— Пьеса «Полоумный Журден» очень популярна во французской части Канады, она много где идет до сих пор, а в русском театре популярнее проза Булгакова, не знаю почему. «Мастер и Маргарита» очень сложный для постановки роман. В нем много магической поэзии, но одновременно он в высшей степени реалистичен. Даже персонажи, Мастер и Маргарита, очень человечны. Да, это театральный путь — сотворить магию на сцене, но хочется также рассказать историю о людях. Это сложно. Но самый большой вызов — это сократить историю! Режиссеру придется решить, как ее «нарезать». Это очень длинный текст, поставить все невозможно, иначе получится многочасовой спектакль. Сокращать сложно, поскольку каждое слово в книге точное и важное.

— Мастер — этот персонаж может быть нашим современником?

— Я думаю, Мастер представляет позицию современного деятеля искусств. В различных культурах в разных странах художник стремится быть признанным, свободным, хочет беспрепятственно заниматься творчеством, а кроме того, быть избранным критиками, зрителями, спонсорами. Это очень современно. Конечно, Мастер живет в экстремальной ситуации, в агрессивной среде. Но подобное сегодня происходит во многих странах. В Канаде все то же самое: художник ищет свободы слова, нуждается в одобрении, замирает в ожидании рецензий и вердикта общества, волнуется по поводу дистрибуции. Думаю, Мастер остается очень современным героем.

— Маргарита — это идеальная женщина?

— Мы знаем, что Россия старается предъявить всему миру свою маскулинность, но, когда приезжаешь сюда, выясняется что страна очень матриархальна. Общество здесь держится на сильных женщинах. Считаю, Маргарита тому подтверждение. Да, мы понимаем, что прототипом была жена Булгакова, которая поддерживала своего мужчину. Да, она очень красива, очень чувствительна, но также очень сильна и самостоятельна! Она выдающаяся женщина, хороший пример для тех, кто сражается за права женщин.

— Кого из международных звезд вы могли бы посоветовать на эту роль Базу Лурману, если экранизация романа в его исполнении состоится?

— Проблема кастинга в кино в том, что приходится учитывать такие вещи, как возраст, внешность, комплекция актрисы. Кастинг должен быть точным. В театре такой проблемы нет: старуха может играть Джульетту, полная свобода! Николь Кидман, например, уже слишком взрослая, для того чтобы сыграть Маргариту, но еще какое-то время назад она была бы замечательной Маргаритой. Уверен, в Америке есть хорошие молодые актрисы на эту роль. Возможно, в последнее время я не слишком внимательно слежу за голливудскими премьерами. Сильные голливудские актрисы, которых я назначил бы на эту роль, есть, но им сейчас уже шестьдесят-семьдесят лет.

— Нужно ли в театре удивлять зрителя?

— Да! Сегодня все могут сидеть дома и смотреть в свое удовольствие «Нетфликс», так что у театрального представления должны быть какие-то особенные качества. Нужно купить билет, доехать до театра, найти место для парковки, заплатить. Чтобы все это оправдать, вечер должен преподнести какие-то сюрпризы, которых нет на «Нетфликсе».

— Насколько сильно изменился за последнее время язык, на котором режиссеры разговаривают со зрителем? Как много у них осталось в запасе выразительных средств, позволяющих донести свою мысль до зрителя?

— Не так важно, какие новые способы выражения есть у режиссера, важно, умеет ли он пользоваться этими инструментами. Все новые инструменты как новые краски у художника: если не умеешь рисовать, ничего не выйдет. Вызов в том, чтобы рассказать историю, и временами тебе нужны дополнительные инструменты, а временами — нет. Это вопрос приоритетов: иногда тебе нужен только актер, иногда — новые технологические приспособления. К сожалению, многие режиссеры, у которых есть доступ к хорошей технике, делают большое шоу ни о чем. Тут важно подходить со вкусом.

— Как вы учитываете культурный и социальный контекст страны и города, где ставите спектакль? Пришлось ли вам погрузиться в русскую культуру, прежде чем приступить к работе над постановкой?

— Я проходил определенную подготовку в Москве и, конечно, бывал в Музее Булгакова, в библиотеках, разговаривал со специалистами. Но все-таки мне хотелось рассказывать историю со своей точки зрения. Да, я с большим уважением отношусь к русской культуре. Но важны и мои чувства как канадца, а я чувствую общность с Россией. У нас, кстати, много общего в мировоззрении: мы северные страны. Да, нам нужен переводчик, но насколько мы похожи! Я стараюсь погружаться в русскую культуру через человека, через артистов. Когда режиссер-иностранец встречает местного артиста, они в первую очередь должны выяснить общие для них черты.

Перевод Анастасии Мордвиновой. Пресс-служба Театра наций

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Из другого теста Из другого теста

Как шеф-повар построил бизнес с оборотом 900 млн рублей на римской пицце

Forbes
Жесткое небо «Спектра-РГ» Жесткое небо «Спектра-РГ»

Уникальная спутниковая платформа составляет детальную карту вселенной

Популярная механика
Битва при Карансебеше. Австрийская трагикомедия Битва при Карансебеше. Австрийская трагикомедия

Иосиф II так спешил разбить османов, что в итоге разбил свою собственную армию

Дилетант
Физики ограничили массу электронного антинейтрино Физики ограничили массу электронного антинейтрино

Физики сообщили о новом ограничении на массу электронного антинейтрино

N+1
«Золотой» автобан «Золотой» автобан

Дорожное строительство в стране оказалось фактически парализовано

Эксперт
История парня из России, который в 30 лет сделал фаллопротезирование и начал жизнь с нуля История парня из России, который в 30 лет сделал фаллопротезирование и начал жизнь с нуля

Через что продится пройти, чтобы вернуть себе здоровую сексуальную жизнь

Playboy
День рождения Facebook: как за 18 лет Марк Цукерберг построил крупнейшую соцсеть и превратил ее в метавселенную День рождения Facebook: как за 18 лет Марк Цукерберг построил крупнейшую соцсеть и превратил ее в метавселенную

C чего начинался Facebook

Популярная механика
Кто такие синдикаторы и зачем стартапам с ними работать Кто такие синдикаторы и зачем стартапам с ними работать

О том, как работает взаимодействие стартапов с синдикаторами

Inc.
Трамплин для переезда: стоит ли проходить зарубежный акселератор и что иметь в виду Трамплин для переезда: стоит ли проходить зарубежный акселератор и что иметь в виду

Какие ожидания от топовых мировых акселераторов оправданны

Forbes
Миссия выполнима? Миссия выполнима?

Ян Гэ знает, как справляться со сложностями!

Glamour
Невидимое загрязнение воздуха на природе может быть таким же токсичным, как и городской смог Невидимое загрязнение воздуха на природе может быть таким же токсичным, как и городской смог

Легко увидеть загрязнение воздуха, когда оно оседает в виде смога над городом

Популярная механика
Автомобили в погонах: от «Остин-Путиловца» до «бардака» Автомобили в погонах: от «Остин-Путиловца» до «бардака»

Автомобили на военной службе

РБК
Налоговая хочет больше Налоговая хочет больше

ФНС сможет арестовывать имущество еще до начала выездной проверки

Эксперт
Человеческий рецептор боли позволил неинвазивно активировать нейроны мыши ультразвуком Человеческий рецептор боли позволил неинвазивно активировать нейроны мыши ультразвуком

Неинвазивная стимуляция заставила мышей с белком TRPA1 в мозге дергать лапой

N+1
Обещать и обнищать: почему женщины (и не только) до сих пор верят в Обещать и обнищать: почему женщины (и не только) до сих пор верят в

В чем проблема девушек и мужчин, мечтающих об идеальных партнерах?

Esquire
Новая оптика для старой этики Новая оптика для старой этики

Сериал про импичмент Билла Клинтона напоминает о человеческих трагедиях

Дилетант
Как владеть, хранить и передавать по наследству криптовалюту в России Как владеть, хранить и передавать по наследству криптовалюту в России

Криптовалюта: как платить с них налоги и где надежнее хранить?

Forbes
Александра Ревенко: «Мне очень интересно, как отреагирует зритель» Александра Ревенко: «Мне очень интересно, как отреагирует зритель»

Актриса Александра Ревенко — о том, как важно сделать правильный выбор

Grazia
Мутное дело. Насколько чистая вода в Москве Мутное дело. Насколько чистая вода в Москве

Следы каких препаратов содержатся в пробах и как сильно загрязнена Москва-река

СНОБ
Я больше не боюсь Я больше не боюсь

В 42 года Лариса Амельченкова стала востребованной ампути-моделью

Домашний Очаг
“Я стала моделью, а мой вес – это моя изюминка” “Я стала моделью, а мой вес – это моя изюминка”

Эльвире Ишмуратовой многие говорили, что с таким телом красивой быть невозможно

Psychologies
Как лыжники-фристайлисты выполняют свои удивительные трюки - механика олимпийского спорта Как лыжники-фристайлисты выполняют свои удивительные трюки - механика олимпийского спорта

Лыжники-фристайлисты выполняют сложнейшие трюки в воздухе. Как они это делают?

Популярная механика
7 лучших упражнений, которые быстро подтянут грудь 7 лучших упражнений, которые быстро подтянут грудь

Как натренировать мышцы груди?

Cosmopolitan
Елена Безсудова: «Все хорошо, мам». Истории о поколении 1990-х Елена Безсудова: «Все хорошо, мам». Истории о поколении 1990-х

Рассказ Елены Безсудовой из сборника «Все хорошо, мам»

СНОБ
Случайность зарядов в каплях ускорила формирование дождя Случайность зарядов в каплях ускорила формирование дождя

Этот эффект может помочь засушливым регионам

N+1
Стороны света Стороны света

Актриса Светлана Ходченкова — о том, как иногда полезно покинуть зону комфорта

Grazia
И волосы твои летают: как определить свой тип кудрей, подобрать уход и укладку И волосы твои летают: как определить свой тип кудрей, подобрать уход и укладку

Составили гид по разным типам завитков

Cosmopolitan
Наноспутники против вулканов: как новые технологии спасают от природных катастроф Наноспутники против вулканов: как новые технологии спасают от природных катастроф

Чем новейшие космические технологии могут помочь в схватке со стихией?

Forbes
Как и сколько правильно делать упражнение «планка» Как и сколько правильно делать упражнение «планка»

Как правильно делать планку, сколько времени стоять и в чём её польза

VOICE
От Николая II до Владимира Путина: все автомобили российских лидеров От Николая II до Владимира Путина: все автомобили российских лидеров

От царских Delaunay-Belleville и Rolls-Royce до президентского Aurus

РБК
Открыть в приложении