Робер Лепаж — о Михаиле Булгакове, его текстах и его героях

ЭкспертКультура

Робер Лепаж: «Маргарита красива, очень чувствительна, но также очень сильна и самостоятельна»

Канадский режиссер театра и кино, драматург и актер — о Михаиле Булгакове, его текстах и его героях

Вячеслав Суриков

Спектакль «Мастер и Маргарита» создавался при участии многопрофильной творческой компании Робера Лепажа Ex Machina

Российские зрители могли увидеть постановки канадского режиссера театра и кино, драматурга и актера Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота», «Липсинк» и «Трилогия драконов», «Обратная сторона луны» и одно из созданных им мультимедийных шоу — «Ночь в библиотеке». Среди других его работ — оперы «Осуждение Фауста» и вагнеровский цикл «Кольцо нибелунга», поставленные в Метрополитен-опера. Кроме того, он поставил шоу Питера Гэбриела The Secret World Tour и Growing Up Tour, а для Цирка дю Солей — шоу Ka и Totem. «Мастер и Маргарита» — его вторая работа в Театре Наций. Ей предшествовала постановка спектакля «Гамлет | Коллаж» с исполнившим все роли в спектакле Евгением Мироновым. О Михаиле Булгакове, его текстах и его героях «Эксперт» поговорил с режиссером накануне премьеры его новой работы.

— «Мастер и Маргарита» — как вы познакомились с этим текстом, при каких обстоятельствах?

— Я был знаком с творчеством Булгакова давно, в первую очередь благодаря его пьесам, но не читал роман «Мастер и Маргарита». В 2007 году я принимал участие в Международном театральном фестивале имени Чехова и встретил там несколько театральных менеджеров: они пришли познакомиться и спросить меня, не хочу ли я поставить «Мастера и Маргариту». Я сказал: «Да, это интересно, но я не читал!» Давно хотел прочитать эту книгу, но она довольно большая. В итоге время на нее я нашел в 2008-м и был очень впечатлен этим потрясающим текстом. Поверьте, совершенно не обязательно быть русским и не обязательно жить в Москве в тридцатые, чтобы понять поэзию, магию и мистику романа. Это фантастически универсальная книга.

— Насколько он, с вашей точки зрения, подходит для сцены?
— Думаю, литературное произведение, написанное в жанре романа, всегда будет ближе к кинематографу, чем к театру. Но Михаил Булгаков сам по себе был театральным человеком. Полагаю, когда он писал «Мастера и Маргариту», то подсознательно ставил персонажей в драматические ситуации. К тому же в романе много диалогов. Это очень удобно для инсценирования: диалоги блестящие! Обычно в прозе полно подробных описаний, а в этом романе персонажи разговаривают друг с другом. Герои просятся быть сыгранными в театре. Кроме того, текст написан с большим чувством юмора, у него хороший комедийный потенциал.

— Как вы оцениваете пьесы Булгакова? Почему их так нечасто можно встретить на мировой сцене?

— Пьеса «Полоумный Журден» очень популярна во французской части Канады, она много где идет до сих пор, а в русском театре популярнее проза Булгакова, не знаю почему. «Мастер и Маргарита» очень сложный для постановки роман. В нем много магической поэзии, но одновременно он в высшей степени реалистичен. Даже персонажи, Мастер и Маргарита, очень человечны. Да, это театральный путь — сотворить магию на сцене, но хочется также рассказать историю о людях. Это сложно. Но самый большой вызов — это сократить историю! Режиссеру придется решить, как ее «нарезать». Это очень длинный текст, поставить все невозможно, иначе получится многочасовой спектакль. Сокращать сложно, поскольку каждое слово в книге точное и важное.

— Мастер — этот персонаж может быть нашим современником?

— Я думаю, Мастер представляет позицию современного деятеля искусств. В различных культурах в разных странах художник стремится быть признанным, свободным, хочет беспрепятственно заниматься творчеством, а кроме того, быть избранным критиками, зрителями, спонсорами. Это очень современно. Конечно, Мастер живет в экстремальной ситуации, в агрессивной среде. Но подобное сегодня происходит во многих странах. В Канаде все то же самое: художник ищет свободы слова, нуждается в одобрении, замирает в ожидании рецензий и вердикта общества, волнуется по поводу дистрибуции. Думаю, Мастер остается очень современным героем.

— Маргарита — это идеальная женщина?

— Мы знаем, что Россия старается предъявить всему миру свою маскулинность, но, когда приезжаешь сюда, выясняется что страна очень матриархальна. Общество здесь держится на сильных женщинах. Считаю, Маргарита тому подтверждение. Да, мы понимаем, что прототипом была жена Булгакова, которая поддерживала своего мужчину. Да, она очень красива, очень чувствительна, но также очень сильна и самостоятельна! Она выдающаяся женщина, хороший пример для тех, кто сражается за права женщин.

— Кого из международных звезд вы могли бы посоветовать на эту роль Базу Лурману, если экранизация романа в его исполнении состоится?

— Проблема кастинга в кино в том, что приходится учитывать такие вещи, как возраст, внешность, комплекция актрисы. Кастинг должен быть точным. В театре такой проблемы нет: старуха может играть Джульетту, полная свобода! Николь Кидман, например, уже слишком взрослая, для того чтобы сыграть Маргариту, но еще какое-то время назад она была бы замечательной Маргаритой. Уверен, в Америке есть хорошие молодые актрисы на эту роль. Возможно, в последнее время я не слишком внимательно слежу за голливудскими премьерами. Сильные голливудские актрисы, которых я назначил бы на эту роль, есть, но им сейчас уже шестьдесят-семьдесят лет.

— Нужно ли в театре удивлять зрителя?

— Да! Сегодня все могут сидеть дома и смотреть в свое удовольствие «Нетфликс», так что у театрального представления должны быть какие-то особенные качества. Нужно купить билет, доехать до театра, найти место для парковки, заплатить. Чтобы все это оправдать, вечер должен преподнести какие-то сюрпризы, которых нет на «Нетфликсе».

— Насколько сильно изменился за последнее время язык, на котором режиссеры разговаривают со зрителем? Как много у них осталось в запасе выразительных средств, позволяющих донести свою мысль до зрителя?

— Не так важно, какие новые способы выражения есть у режиссера, важно, умеет ли он пользоваться этими инструментами. Все новые инструменты как новые краски у художника: если не умеешь рисовать, ничего не выйдет. Вызов в том, чтобы рассказать историю, и временами тебе нужны дополнительные инструменты, а временами — нет. Это вопрос приоритетов: иногда тебе нужен только актер, иногда — новые технологические приспособления. К сожалению, многие режиссеры, у которых есть доступ к хорошей технике, делают большое шоу ни о чем. Тут важно подходить со вкусом.

— Как вы учитываете культурный и социальный контекст страны и города, где ставите спектакль? Пришлось ли вам погрузиться в русскую культуру, прежде чем приступить к работе над постановкой?

— Я проходил определенную подготовку в Москве и, конечно, бывал в Музее Булгакова, в библиотеках, разговаривал со специалистами. Но все-таки мне хотелось рассказывать историю со своей точки зрения. Да, я с большим уважением отношусь к русской культуре. Но важны и мои чувства как канадца, а я чувствую общность с Россией. У нас, кстати, много общего в мировоззрении: мы северные страны. Да, нам нужен переводчик, но насколько мы похожи! Я стараюсь погружаться в русскую культуру через человека, через артистов. Когда режиссер-иностранец встречает местного артиста, они в первую очередь должны выяснить общие для них черты.

Перевод Анастасии Мордвиновой. Пресс-служба Театра наций

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новый азимут Новый азимут

Зачем основатель сети городских отелей решил вложиться в туристические зоны

Forbes
Если бы молодость знала: 17 типичных ошибок, когда тебе около двадцати Если бы молодость знала: 17 типичных ошибок, когда тебе около двадцати

Грабли, на которые стоит перестать наступать как можно раньше

Cosmopolitan
“Я бегаю за мужчинами, но они все равно уходят” “Я бегаю за мужчинами, но они все равно уходят”

Надежда старается быть удобной для партнеров, но они не ценят ее усилий, почему?

Psychologies
Как символ @ называют в разных странах Как символ @ называют в разных странах

Улитка, собачка, обезьяна, хобот слона и другие названия символа @

Популярная механика
«Важнейшее из искусств» «Важнейшее из искусств»

Сталин так проникся кинематографом, что начал править историю страны и мира

Дилетант
От клетки к вилке От клетки к вилке

Какие вызовы стоят перед создателями культивируемого мяса

Агроинвестор
Вылечить нельзя, но помочь можно: всё, что нужно знать про эндометриоз Вылечить нельзя, но помочь можно: всё, что нужно знать про эндометриоз

К чему может привести эндометриоз?

Cosmopolitan
Последние модели известных марок: как умирали ЛуАЗ и Mercury Последние модели известных марок: как умирали ЛуАЗ и Mercury

Чем заканчивали своё существование знаменитые марки прошлого

Популярная механика
Плохой парень в белой майке: каким получился стиль Томми Ли в сериале «Пэм и Томми» — и каким он был на самом деле Плохой парень в белой майке: каким получился стиль Томми Ли в сериале «Пэм и Томми» — и каким он был на самом деле

Удалось ли создателям «Пэм и Томми» передать стиль Томми Ли?

Esquire
Бурное воображение Бурное воображение

Идеальный секс: мифы и реальность

Cosmopolitan
Кристаллотерапия — новый велнес-тренд. Разбираемся, на что способны драгоценные камни Кристаллотерапия — новый велнес-тренд. Разбираемся, на что способны драгоценные камни

Терапия камнями набирает обороты и уже оформилась в мощный велнес-тренд

Esquire
Как восстановить удаленные фото на iPhone: 4 простых способа Как восстановить удаленные фото на iPhone: 4 простых способа

4 способа, которые помогут восстановить удаленные файлы на айфон

CHIP
Мария Эйсмонт: да, нет, знаю: «Я никогда не могла смотреть, как издеваются над слабым» Мария Эйсмонт: да, нет, знаю: «Я никогда не могла смотреть, как издеваются над слабым»

Мария Эйсмонт просто живет настоящим. Каким бы сложным оно ни было

Glamour
Избавит от запоров и морщин: 7 необычных способов применения алоэ вера Избавит от запоров и морщин: 7 необычных способов применения алоэ вера

Для каких целей можно использовать алоэ вера?

Cosmopolitan
Пора или нет? Пора или нет?

Как долго на самом деле нужно готовиться к лету в спортзале

Лиза
В яркой оправе В яркой оправе

У 100‑летней Айрис Апфель есть чему поучиться молодым

Vogue
Животное поведение: как попрошайки (и другие люди) зарабатывают на животных Животное поведение: как попрошайки (и другие люди) зарабатывают на животных

Как люди зарабатывают на убийстве котят, щенков и черепах?

Esquire
Что дарить на 23 февраля: айтишникам, интеллектуалам и будущим миллионерам Что дарить на 23 февраля: айтишникам, интеллектуалам и будущим миллионерам

Какие книги приведут в восторг предпринимателей, блогеров и шахматистов

Популярная механика
Худой мир лучше Худой мир лучше

История о том, как семеро участников проекта познали фитнес-дзен

Men’s Health
Как полностью удалить программу с компьютера Как полностью удалить программу с компьютера

Как удалить ПО с Windows, Linux и MacOS

CHIP
Большая перемена Большая перемена

Как понять, что именно нужно менять, насколько быстро, а главное, ради чего?

Psychologies
Археологи нашли в Норвегии вытаявшие из ледника древние стрелы и «палки-пугалки» Археологи нашли в Норвегии вытаявшие из ледника древние стрелы и «палки-пугалки»

Археологи исследовали территорию горного перевала Сандгровскардет

N+1
В погоне за лучшей работой и большими деньгами: как джоб-хоппинг стал мировым трендом В погоне за лучшей работой и большими деньгами: как джоб-хоппинг стал мировым трендом

Почему разносторонний опыт — скорее плюс для кандидата

Forbes
Рейтинг лучших мультфильмов, которые понравятся и детям, и взрослым Рейтинг лучших мультфильмов, которые понравятся и детям, и взрослым

Ищешь, что посмотреть с ребенком или просто решила вспомнить детство?

Cosmopolitan
Обещать и обнищать: почему женщины (и не только) до сих пор верят в Обещать и обнищать: почему женщины (и не только) до сих пор верят в

В чем проблема девушек и мужчин, мечтающих об идеальных партнерах?

Esquire
Боевые машины Боевые машины

Тяжелые боевые машины, которые участвуют в соревнованиях по всему миру

Популярная механика
Забью заряд я в скутер туго Забью заряд я в скутер туго

Успеет ли Россия запрыгнуть в вагон электромобилизации?

Эксперт
Можно ли заработать на дроблении акций компании Можно ли заработать на дроблении акций компании

Что такое дробление акций и можно ли на этом заработать частному инвестору?

Forbes
В поисках килограммов: как быстро и безопасно набрать вес В поисках килограммов: как быстро и безопасно набрать вес

Как помочь телу набрать вес?

Cosmopolitan
20 недооцененных кинодетективов десятилетия, по мнению ценителей жанра 20 недооцененных кинодетективов десятилетия, по мнению ценителей жанра

Лучшие детективы, которые массовый зритель пропустил

Maxim
Открыть в приложении