«Позолоченный век»: позолота вся сотрется, свиная кожа остается
HBO выпустила первый сезон девятисерийной костюмной драмы от создателя «Аббатства Даунтон» Джулиана Феллоуза
Место действия — США, Пенсильвания, Нью-Йорк, время действия — конец XIX века, эпоха так называемого позолоченного века. Этим названием создатель и сценарист Джулиан Феллоуз делает реверанс роману Марка Твена, написанному в 1873 году.
Итак, после Гражданской войны прошло уже почти двадцать лет, случился индустриальный бум, быстрыми темпами идет экономический рост; это время зарождения и становления новых социальных и культурных реалий.
Все это в сериале зритель видит глазами Мариан Брук, одной из главных героинь, в исполнении младшей дочери Мэрил Стрип Луизы Джейкобсон (кстати, это ее кинодебют, робкий, но, к счастью, не провальный). Мариан после смерти отца остается в Пенсильвании без наследства и родственников. Единственный выход — переехать к родовитым и обеспеченным теткам в Нью-Йорк.
Стоит особо отметить удачный актерский дуэт двух теток Мариан: Агнес ван Рейн и Ады Брук в исполнении Кристин Барански и Синтии Никсон. Этих острохарактерных, я бы даже сказала склонных к буффонаде и импровизации, актрис русскоязычный зритель мог раньше увидеть и оценить в «Чикаго» и «Сексе в большом городе».
Получилось ли у Синтии Никсон выйти из образа лучшей подруги Кэрри Брэдшоу, феминистки и бунтарки Миранды? Однозначно да! В первой серии зритель еще может опасливо присматриваться к добросердечной и милой тетушке Аде, выискивая в ней Миранду, однако игра Никсон развеивает сомнения: роль удалась, мы «верим».
История становления Мариан в высшем обществе Нью-Йорка — своеобразная лакмусовая бумажка, которая проявляет типажи и характеры всех слоев общества. Вот семья нувориша Джорджа Рассела, сказочно разбогатевшего в своей железнодорожной отрасли, вот его амбициозная жена Берта, стремящаяся во что бы то ни стало попасть в высшее общество, как говорится, если не через дверь, то через окно. Вот сын Рассела, который случайно знакомится с Мариан, спасая ее кокер-спаниеля.
Сценаристы верны традиции: глазами Мариан мы впервые видим и даму, о которой не принято упоминать в высшем обществе. Она опорочена: посмела до брака быть любовницей своего будущего мужа.
В сущности, набор персонажей не удивил: все достаточно стандартно для крепкой, хорошо сработанной истории, десятки раз пересказанной классиками и современниками. Молодая, но нищая девушка, тетки, одна из них непременно злобная, циничный хлыщ, добрый юноша, карьеристка, готовая ради своих целей идти по головам, а если понадобится, и по трупам. Все эти образы архетипичны для европейской культуры, и все это неоднократно встречалось у Уильяма Теккерея в его «Ярмарке тщеславия», у Джейн Остин в «Гордости и предубеждении», у Льва Толстого в «Анне Карениной»…
Однако есть персонажи, которые выбиваются из общего классического ряда своей нестандартностью. За такими хочется следить, когда глаза устают от бесконечной роскоши и красоты картинки.
Это темнокожая героиня Пегги Скотт в исполнении Дене Бентон. Героиня становится для Мариан спасением в самом начале истории, когда помогает оставшейся без единого цента девушке добраться до Нью-Йорка. Вот здесь Феллоуз рвет каноны: он не делает темнокожую героиню типичной субреткой, как, казалось бы, должно быть.
Пегги тоже амбициозна: мечтает стать первой темнокожей писательницей, которую опубликуют в журнале. С каждой серией сочувствующий фем-повестке зритель все более проникается теплом к Пэгги и сопереживает каждый раз, когда очередной издатель отказывает ей в публикации по расовому и половому признакам. Создатели сериала рассказывают, что актриса Дене Бентон приложила максимум усилий, чтобы линия героини была прописана ярко и натуралистично, а ее диалоги не просто подсвечивали Мариан, но раскрывали сильный характер Пэгги.
Конечно, этот сериал — настоящее пиршество для визуалов и любителей сложносочиненных роскошных луков. Костюм играет свою роль, подчеркивая душевное состояние героев. Например, в самом начале Мариан приезжает к теткам в старомодном скромном траурном платье и шляпке-канотье, получая неоднозначную реакцию тетки Агнес: «Никто не знает, когда умер твой отец!». Мариан переодевается и выходит в высший свет элегантной девушкой, с приличествующим ее кругу занятием — благотворительностью.
Или Берта Рассел, которая наконец надевает роскошный алый вечерний туалет и изысканные украшения, не стесняясь показать высшему свету и традиционалистам свое богатство.
Финал сериала еще впереди, однако мы можем догадаться, кто победит в этом историческом споре: чванливая аристократия с ее тяжелым люксом или новая общественная прослойка, утверждающая себя во всех социальных сферах.
Но вопросы, которые Феллоуз задает зрителю, остаются открытыми: все ли то золото, что блестит? Что скрывается под позолотой? Есть ли место искреннему чувству в мире, где деньги решают все?
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl