Минфин стесняется бюджета
Отсутствие детализации расходов — главная новинка проекта бюджета на 2019–2021 годы. Обычно Минфин в «Проекте основных направлений бюджетной политики» на трехлетний период расписывает источники доходов федерального бюджета и основные направления расходов — сколько идет на национальную оборону, экономику, ЖКХ, здравоохранение, образование и т. д. Однако на этот раз в проекте указан лишь общий объем расходов по годам и расходы на обслуживание госдолга, хотя источники доходов расписаны как обычно. Конечно, в конце концов детализация расходов будет опубликована, но напрашивается мысль, что Минфин либо не хочет до поры до времени давать пищу для обсуждений, сколько на какую статью планируется выделить и почему, либо пока просто не готов произвести расчет, так как конечные цифры будут зависеть от масштабных инфраструктурных проектов, а они еще не утверждены.
Не исключено, что это связано с профицитом: в ведомстве Антона Силуанова надеются, что вплоть до 2021 года включительно российский бюджет будет профицитным — а значит, вопросы о том, почему расходы, скажем, на социалку сокращаются в реальном выражении, будут звучать все чаще.
В остальном ничего нового нас не ждет. Повышение НДС, завершение налогового маневра с повышением НДПИ и снижением экспортной пошлины, повышение собираемости налогов с зарплат, единая информационная среда налоговых и таможенных органов, чтобы видеть весь путь товара, — ничего нового не содержится в проекте бюджета, который правительство одобрило на минувшей неделе.
Рост доходов в 2019 году дадут повышение НДС и дорогая нефть, структура ненефтегазовых доходов в 2019–2021 годах «остается стабильной», то есть от экономики правительство ничего хорошего не ждет.
В плане мероприятий, направленных на ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал и повышение до 25% их доли в ВВП, Минфин со своей стороны готов сформировать стабильные налоговые условия, то есть завершить тот самый нефтегазовый налоговый маневр, повысить НДС и зафиксировать ставку тарифа страховых взносов на уровне 30% (хотя изначально, напомним, повышение НДС обещали сопроводить понижением тарифа соцвзносов), отменить налог на движимое имущество и ускорить возмещение НДС экспортерам. Источником длинных денег Минфин видит индивидуальный пенсионный капитал и развитие инструментов страхования жизни, что у любого человека, знакомого с работой финансовых рынков, вызывает лишь недоумение. В отношении развития инфраструктуры упоминается лишь Фонд развития в размере до 3,5 трлн рублей на период 2019– 2024 годов, формироваться он будет за счет дополнительных государственных заимствований. Финансировать фонд будет проекты в сфере развития городской и цифровой инфраструктуры, межрегиональной связанности и др.
Целый перечень мер касается повышения эффективности расходования бюджетных денег, однако он тоже кочует из бюджета в бюджет, а тем временем в этом году объем средств, лежащих без движения на счетах госкорпораций, по данным Счетной палаты, вырос на 15 млрд рублей, до 155 млрд.
Кровь и земля
Утром 18 сентября в Кабардино-Балкарии вспыхнул межэтнический конфликт, поводом для которого послужил конный марш кабардинцев в честь 310-летия Канжальской битвы, положившей конец османскому игу. Для адыгоязычных народов, среди которых черкесы и кабардинцы, Канжальская битва является символом национального героизма. Балкарцы, как представители тюркской народности, битву не признают. Планировалось, что в шествии примут участие порядка 200 всадников, но в итоге их ряды значительно поредели и осталось всего 30 участников. На решительность активистов повлияли предупреждения полиции о возможной эскалации межнационального конфликта.
Как и предполагалось, жители балкарского села Кенделен наотрез отказались пропускать участников марша через свои земли, что черкесская сторона восприняла крайне негативно.
Спор из-за событий трехсотлетней давности всколыхнул всю республику: начавшись в селе Кенделен, волнения быстро перекинулись на село Заюково. Менее чем за сутки конфликт добрался до Нальчика, а затем и до соседнего города Баксана. Для стабилизации ситуации в Кенделен были введены войска Росгвардии, полиция оцепила село и перекрыла дороги. Межнациональные столкновения стали медленно утихать.
Однако дело тут не только в исторической памяти, но и в земле. Подобный инцидент уже имел место десятилетие назад. Тогда накануне конного марша жители села Кенделен обратились к властям КБР с просьбой вернуть муниципалитету 47 тыс. га земли, которые ранее были признаны межселенными территориями. Во время шествия кабардинские всадники воткнули в спорную землю кинжал, символизирующий, что земля завоевана. Уязвленное балкарское меньшинство (12% населения КБР) болезненно восприняло установку памятного знака, посчитав ее попыткой захвата и угрозой их будущему. Были организованы митинги под лозунгами «Застолбить землю не дадим» и «Канжальской битвы не было».
Подобные конфликты не редкость для Северного Кавказа, они часто возникают не только вокруг пригородных территорий Нальчика в КБР, но и вокруг Махачкалы в Дагестане, в восточных районах Ставрополья, в Зеленчукском и Урупском районах Карачаево-Черкесии. Недостаток пригодных для жизни земель при высокой плотности населения заставляет людей проливать кровь, защищая «земли отцов». Раньше гарантом спокойствия выступала советская власть. После распада Союза земельный вопрос был заморожен, однако межэтнические конфликты, связанные с исторической памятью народов и подогреваемые правовой неопределенностью вокруг земель, с годами только множатся, дестабилизируя регион.
Мирный Ын
Президент Республики Корея Мун Чжэ Ин посетил Пхеньян и провел переговоры с высшим руководителем КНДР Ким Чен Ыном. Прием получился теплым: президента Южной Кореи в аэропорту лично встречал северокорейский лидер, а восторженные северокорейцы в руках держали не только государственные флаги и цветы, но и флажки с изображением единой Кореи. По результатам переговоров было подписано не одно соглашение: отказ от сухопутных и морских военных учений близ границы между странами, отведение наблюдательных постов в демилитаризованной зоне, о начале работ по соединению железнодорожных и автомобильных дорог двух стран и о намерении совместно провести Олимпиаду-2032, на которой страны собираются выставить общую сборную. Кроме того, принятые декларации указывают на неизменное стремление КНДР выполнять договоренности по денуклеаризации. Подтверждена достигнутая в июне этого года на встрече Дональда Трампа и Ким Чен Ына договоренность о демонтаже ядерного полигона в Йонбене в случае выполнения Соединенными Штатами своего обязательства — предоставления гарантий безопасности. Ким Чен Ын объявил о демонтаже ракетного полигона и пусковой площадки в Тончхане (о чем также договаривались во время встречи с Трампом) и пообещал допустить на полигон иностранных наблюдателей для инспектирования.
При всем обилии положительных новостей ничего нового в этих декларациях нет. Основной целью визита южнокорейского президента было стремление создать атмосферу взаимопонимания и лишний раз продекларировать мирные намерения.
После «исторической» и широко разрекламированной встречи Трампа и Кима в Сингапуре три месяца прошли практически безрезультатно. Более того, обстановка стала накаляться: в конце июля представители американской разведки предали гласности предположение, что КНДР продолжает разработку межконтинентальных ракет. Якобы хитрый северокорейский лидер, пообещав президенту США разоружиться и отведя от себя угрозу американского военного вмешательства, продолжает совершенствовать средства доставки ядерного оружия в центр мировой демократии. Таким образом, громкая политическая победа Трампа постепенно превращалась в поражение, что особенно обидно в канун выборов в Конгресс. Попытка не терять темп в переговорах с КНДР тоже не принесла успеха: предварительные переговоры зашли в тупик, и в конце августа пришлось отменить визит госсекретаря США Майка Помпео в Северную Корею. В случае дальнейшего упорства КНДР Дональд Трамп мог бы вернуться к первоначальному плану разоружения Северной Кореи в ходе военной операции.
Против такого развития событий всегда резко выступал президент Республики Корея Мун Чжэ Ин, который и поспешил совершить визит к Ким Чен Ыну, на фоне чего обострение американо-северокорейских отношений в ближайшее время стало невозможным. Дональд Трамп приветствовал встречу и отметил важность ее результатов, а Майк Помпео очертил временные рамки, отведенные КНДР: разоружиться до начала 2021 года. Поскольку в конце 2020-го в США должны состояться очередные президентские выборы, можно предположить, что Трамп не собирается брать на себя ответственность за разоружение КНДР в первый президентский срок — достаточно декларации о разоружении и некоторых шагов по ее выполнению. Президент понимает, что Ким Чен Ын не может поверить в гарантии безопасности, которые даст США, поскольку следующая администрация с легкостью от них откажется, что и продемонстрировал Трамп в случае с Ираном.
Глобальное лидерство
Несмотря на идущие переговоры с Китаем об условиях торговли, президент США Дональд Трамп выполнил свою давнюю угрозу и ввел новые пошлины на китайские товары. С 24 сентября этого года десятипроцентной пошлиной обложен китайский экспорт в США на сумму 200 млрд долларов, а с 1 января 2019-го таможенная ставка на эту группу товаров составит 25%. Отсрочка сделана, чтобы не допустить резкого скачка цен на эти товары внутри США — за оставшееся время американские торговые сети смогут найти альтернативные источники поставок. Президент США надеется, что соответствующие производства появятся в США, а это ускорит экономический рост и создаст новые рабочие места. Введение новых пошлин Белый дом объяснил нежеланием Пекина открыть свой рынок для американских товаров и продолжением практики субсидирования экспортных отраслей промышленности. Кроме того, Вашингтон считает неприемлемыми требования Пекина о передаче технологий китайской стороне в качестве условия выхода на местный рынок для американских компаний. Новые пошлины вкупе с предыдущим пакетом на 50 млрд долларов теперь затрагивают почти половину китайского экспорта в США. А против оставшихся 267 млрд долларов Дональд Трамп обещал ввести дополнительные пошлины, если Китай ответит зеркально.
Пекин же, сославшись на отсутствие «другого выбора», ввел ответные пошлины на американские товары на сумму 60 млрд долларов. Таким образом, симметричного ответа не получилось — если брать абсолютные цифры, то Китай ответил в три раза слабее, а если относительные, то китайскими пошлинами уже затронуто 80% американского экспорта в страну. Поскольку новые китайские ограничения коснулись американских фермеров — электората Дональда Трампа, американский президент ни много ни мало обвинил китайцев во вмешательстве в предстоящие в ноябре промежуточные выборы в Конгресс США. Кроме гнева президента Китаю, видимо, теперь следует ожидать обещанного Трампом повышения пошлин на весь оставшийся китайский экспорт в США. В этом случае потери китайцев от полномасштабной торговой войны в пять раз превысят американские, поскольку китайский экспорт в США в пять раз больше американского в Китай.
Но хотя обе стороны конфликта спорят о правилах торговли и развязали торговую войну, окончание которой Трамп связывает с уменьшением торгового дефицита, в этом противостоянии торговля отнюдь не главное. «Когда я пришел (на пост президента США. — “Эксперт”), все шло к тому, что Китай за очень короткое время станет больше нас. Теперь этого не случится», — заявил Дональд Трамп еще в августе. А госсекретарь США Майк Помпео, говоря дежурные фразы об «агрессивности России», резюмировал: «Но если посмотреть в долгосрочной перспективе на угрозы жизненному укладу американцев, которые создают риски для продолжения экономического роста Америки, Китай выступает намного большей угрозой для США». Не дать Китаю стать первой экономкой мира, технологическим и военным лидером — основная цель всех американских ограничений. Кроме пошлин в запасе у Вашингтона есть еще более серьезное оружие — санкции. Весной США, ссылаясь на нарушение санкций против Ирана и Северной Кореи, ввели санкции против ZTE — второго по величине производителя телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов в Китае. Запрет на поставку ZTE американских процессоров парализовал деятельность гиганта китайской индустрии, и только штраф в миллиард долларов в американский бюджет и множество унизительных ограничений в деятельности компании позволили ей выйти из-под санкций и возобновить производство. Сегодня Вашингтон преподнес Пекину еще один неприятный сюрприз — санкции наложены на департамент вооружений Центрального военного совета КНР и его руководителя Ли Шанфу. Поводом для введения санкций стала покупка Китаем у России зенитно-ракетных комплексов С-400 и истребителей Су-35. Санкции введены в соответствии с американским законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). В июне этого года помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл угрожал Турции (с которой у США тоже напряженные отношения) введением санкции в соответствии с CAATSA за покупку тех же ЗРК С-400. Индии, заключившей с Россией контракт на поставку С-400, санкциями даже не угрожали. Таким образом, Китай с удивлением узнал, что теперь Вашингтон будет решать, какие системы вооружения он может купить на мировом рынке. В то же время США категорически отказываются продавать Китаю передовые образцы собственных вооружений. МИД КНР заявил, что «действия американской стороны грубо нарушили основные принципы международных отношений», и призвал их отменить. К сожалению, Китай слишком поздно это заметил — лишь тогда, когда эти действия коснулись его непосредственно.
Многие обозреватели считают, что у Китая есть мощное оружие против Вашингтона — Китай владеет американскими казначейскими обязательствами более чем на триллион долларов. Но, как известно, маленький долг — проблема должника, а большой долг — проблема кредитора. Обострение отношений — прекрасный способ не возвращать долг: например, Вашингтон уже не раз обвинял Пекин в нарушении санкций в отношении Северной Кореи и вполне способен заморозить китайские активы под этим предлогом. Выбор у Китая невелик: либо отказаться от амбиций стать передовой державой и согласиться поставлять беспошлинный ширпотреб в США, либо в составе широкой коалиции (которую еще предстоит создать) противостоять США.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl