Как новые формы коммуникации с аудиторией продвигают книжные продажи

ЭкспертБизнес

«Подписные издания»: магазин и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)

Как новые формы коммуникации с аудиторией продвигают книжные продажи

Вячеслав Суриков

Санкт-Петербургские «Подписные издания» привлекли внимание медиа четыре года назад — на 2017 год приходится едва ли не пик посвященных им публикаций. Тогда сюжет о том, как предприниматель Михаил Иванов преобразил независимый книжный магазин и притянул в него поток покупателей, стала необычайно востребованной историей успеха. Она идеально вписалась в концепцию необходимости присутствия в рыночной экосистеме независимых компаний, не поддающихся натиску всепоглощающих сетей. «Подписные издания» как раз и иллюстрировали их сильные стороны: уникальность, креативность, быструю реакцию на запросы потребителей и, самое главное, то, что не в состоянии генерировать ни одна из сетей — эмоциональную теплоту в общении с покупателями, которые остались для них прежде всего читателями. Михаилу Иванову удалось не только преобразить книжный магазин, но и создать новую городскую достопримечательность — пространство, ставшее почти обязательным для посещения как теми, кто постоянно живет в Санкт-Петербурге, и тем более теми, кто оказывается здесь на несколько дней.

Чтобы оценить степень преображения «Подписных изданий», достаточно зайти в соседствующую с ними на Литейном проспекте «Академкнигу», где до сих пор можно разглядеть советский книжный магазин в том состоянии, к какому он пришел к началу восьмидесятых годов — последнего десятилетия эры книжного дефицита. Тогда книжные магазины в наименьшей степени нуждались в диалоге с аудиторией — они зависели скорее от тех, кто распределял книжные хиты между магазинами. Но как только искусственно создаваемый дефицит информации и развлечений исчез, а читатель стал страдать от пресыщения и тем и другим, книжные магазины либо переключались в музейный режим существования, куда люди изредка заходят посмотреть на книги, либо закрывались. Возможно, одна из причин сокращения числа книжных магазинов в России — тот факт, что в соответствии с логикой постсоветской приватизации «точки» доставались их директорам, исповедующим советскую модель книжных продаж, основной принцип которой — книга обречена быть раскупленной лишь по факту выхода в свет.

«Подписные издания» тоже достались их советскому директору — Галине Ермаковой. Она возглавила магазин в конце восьмидесятых. В 2012 году на позицию директора она вместе с дочерью, на тот момент владеющей книготорговым бизнесом, пригласила внука — Михаила Иванова. У нового руководителя «Подписных изданий» на тот момент был полуторагодичный опыт работы в отделе маркетинга книжной сети «Буквоед», парижский книжный магазин Shakespeare & Co и американская сеть Barnes & Noble в качестве объектов вдохновения и наглядный пример московского независимого магазина «Фаланстер», эффективно работающего с интеллектуальной литературой. В интервью порталу «Горький» Михаил Иванов цитирует напутствие, данное ему бабушкой: «Все должно быть чисто!» В этом же интервью он утверждает, что Галина Ермакова и по сей день участвует в обсуждении планов развития магазина. Она же является владельцем помещения. Книготорговый бизнес, как пишет издание Inc., теперь принадлежит в равных долях Михаилу Иванову и его матери.

Михаил Иванов поменял продавцов, дизайн помещения и книжный ассортимент. В магазине теперь можно съесть сэндвич и выпить чаю или кофе. В меню есть какао, молочный коктейль, минеральная вода и лимонад — ничего сверхъестественного, но немногочисленные столики в магазине редко когда бывают свободными. Аналогичными приемами пользуются и другие магазины, вставшие в 2010-х годах на путь креативного развития. Но у «Подписных изданий» эти приемы работают, а у остальных не всегда — самым громким экономическим провалом креативных книжных продаж стал крах сети «Республика». При этом могущество сети «Читай-город», основанное на выборе места продаж и точно просчитанном ассортименте, несмотря на кризис, вызванный локаутом, остается незыблемым. Его направление развития — продолжение экспансии в города России и развитие онлайн-торговли. По стечению обстоятельств ею на протяжении многих лет управляет почти полный тезка (без одной буквы) директора «Подписных изданий» — Михаил Иванцов.

«Читай-город» — книжная сеть с сотнями книжных магазинов и десятками миллиардов рублей оборота, безусловный лидер отечественного книжного рынка и один из лидеров рынка европейского. «Подписные издания» — магазин, у которого два этажа в доме номер 57 на Литейном проспекте и выручка, которая исчисляется десятками миллионов рублей (по данным СПАРК, в 2020 году она составила 192 млн рублей — на 28,5 млн больше, чем в 2019-м). При этом в сети Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) у «Подписных изданий» 170 тысяч подписчиков, а у «Читай-города» — 290 тысяч. При наличии несоизмеримо больших ресурсов «Читай-город» в одной из основных социальных сетей опережает по числу подписчиков даже не в два раза. У сопоставимого по объемам продаж с «Подписными изданиями» петербургского «Дома книги», у которого два этажа на Невском проспекте с видом на Казанский собор, где тоже есть кафе и разнообразный книжный ассортимент, всего 14,2 тысячи подписчиков.

Аккаунт «Подписных изданий» в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — явление, которое можно оценивать и отдельно от самого магазина. Тем более что далеко не все посты в нем продвигают непосредственно сам магазин. Часто они посвящены книгам вообще, и купить их можно в любых других магазинах. Это книжный блог, который показывает новинки литературы и рассказывает о них. Но показывает — в первую очередь. Сейчас издательства стремятся превратить выпускаемые ими бумажные книги в арт-объекты, назначение которых — стать не сколько носителями информации, сколько визуальным свидетельством причастности их владельца к той концепции, которую они в себе содержат. Название книги и ее обложка — манифест этой концепции, поэтому один из самых распространенных жанров в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — фотография с книгой, позволяющая рассмотреть ее название и подробности дизайна. На фотографиях в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) «Подписных изданий» этот жанр доходит почти до совершенства.

В ответ на просьбу «Эксперта» об интервью магазин «Подписные издания» ответил категорическим отказом, несмотря на то что сам Михаил Иванов признает: немалую роль в успехе «Подписных изданий» после его обновления сыграли как раз медиа. Отказ от интервью не совсем обычная позиция для бизнеса, в этом случае ее можно трактовать и следующим образом: «Подписные издания» делают ставку на новые медиа и очень избирательно взаимодействуют с медиа традиционными. Присутствие на YouTube «Подписным изданиям» обеспечивает Николай Солодников, выпускающий на канале «ещёнепознер» программу «Закладки». В ней он как раз рассказывает о книгах и предлагает искать их в «Подписных изданиях». Но главный ресурс для «Подписных изданий» все же Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), число постов в котором уже превышает четыре тысячи. В них авторы перепробовали самые разные жанры, начав с традиционных фотографий обложек и эволюционировав до фотографий, на которых неизвестные модели представляют жанровую сценку, связанную с сюжетом или темой книги.

Пример «Подписных изданий» и по сей день демонстрирует образец независимого магазина, не отрицающего достижения сетей, а выгодно выделяющегося на их фоне. Единственный независимый книжный магазин, сопоставимый с «Подписными изданиями» по силе бренда, — «Фаланстер» Бориса Куприянова. И тот и другой влияют на атмосферу как в издательском мире, так и на книжном рынке в целом, и влияние это сопоставимо с такими гигантами, как издательский холдинг «Эксмо-АСТ» и книжная сеть «Читай-город». Не только потому, что «Подписным изданиям» удалось создать мощный медиаресурс, а Борис Куприянов — глава Альянса независимых издателей, один из организаторов ярмарки Non/fiction и создатель ресурса «Горький». Оба магазина концентрируют в себе чаяния и авторов, и читателей, жаждущих нестандартного подхода к книжным продажам. «Подписные издания» и «Фаланстер» для них желанная альтернатива «Читай-городу».

Еще один вывод: усилия, вложенные бизнесом в создание собственных медиа, оправдывают себя. Они не могут не претендовать на предоставление читателям объективной информации. Всё их содержание может состоять из косвенной или прямой рекламы. Основные требования — креативность и эмоциональность. Реклама, по меньшей мере в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), превратилась из сообщения, основная цель которого — запрограммировать потребителя на приобретение товара, в разновидность произведения искусства, в котором его автор не только предлагает купить тот или иной товар, но и рассказывает наполненную искренними, очень личностными эмоциями историю, и она зачастую оказывается важнее всего остального.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вуди Аллен как искупительная жертва Вуди Аллен как искупительная жертва

Как Голливуд выбирает злодеев среди местных гениев

Эксперт
Попа Дженнифер Лопес, Урюпинск и еще 6 вещей, о которых все слышали, но мало кто видел Попа Дженнифер Лопес, Урюпинск и еще 6 вещей, о которых все слышали, но мало кто видел

Вот тебе статья о вещах, что у всех на слуху, но не у всех на виду

Maxim
Полвека спустя: извлечены ли уроки? Полвека спустя: извлечены ли уроки?

К пятидесятилетию краха Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы

Эксперт
В какую недвижимость выгоднее всего инвестировать. Разбираем варианты В какую недвижимость выгоднее всего инвестировать. Разбираем варианты

Как искать ликвидные объекты, которые не просто сохранят, но и приумножат деньги

СНОБ
Самокат повышенной надежности Самокат повышенной надежности

«Протон» выпустил оригинальную модель электросамокатов

Эксперт
Как выглядят самые красивые актрисы ХХI века без макияжа: Джоли, Робби и другие Как выглядят самые красивые актрисы ХХI века без макияжа: Джоли, Робби и другие

Иногда звезды позволяют себе отдохнуть от косметики

Cosmopolitan
Отпусти нас, эквайринг! Отпусти нас, эквайринг!

Зачем Банк России хочет допустить на платежный рынок всех желающих

Эксперт
Девушка стала «твердой как дерево» от холода, но смогла выжить: чудо или простая анатомия? Девушка стала «твердой как дерево» от холода, но смогла выжить: чудо или простая анатомия?

Ранним утром в канун Нового года мужчина наткнулся на тело своей подруги

Популярная механика
8 лет в плену у маньяка: история австрийской девочки Наташи Кампуш 8 лет в плену у маньяка: история австрийской девочки Наташи Кампуш

История Наташи Кампуш — пример, как человек может пережить темные дни

Cosmopolitan
«Я понимаю и принимаю, что будущее за молодежью». Марина Брусникина — о новой жизни театра «Практика» «Я понимаю и принимаю, что будущее за молодежью». Марина Брусникина — о новой жизни театра «Практика»

Интервью с художественным руководителем театра «Практика» Мариной Брусникиной

СНОБ
7 способов говорить легко и непринужденно в любой ситуации 7 способов говорить легко и непринужденно в любой ситуации

Эти хитрости помогут вам говорить легко и ярко

Psychologies
9 сериалов, которые нужно было вовремя закончить 9 сериалов, которые нужно было вовремя закончить

Как жадность создателей превращает отличные проекты в тягомотину

Maxim
Любимые женщины звезд комедии «Ночная смена»: Яглыча, Деревянко, Глушко и других Любимые женщины звезд комедии «Ночная смена»: Яглыча, Деревянко, Глушко и других

Актеры фильма «Ночная смена» связали свою жизнь с яркими девушками

Cosmopolitan
Дрейпинг: винтажный тренд в макияже, который изменит твое лицо Дрейпинг: винтажный тренд в макияже, который изменит твое лицо

Как с помощью дрейпинга освежить лицо?

Cosmopolitan
WWF: в Сибири загрязнены почти 1500 километров рек из-за добычи россыпного золота WWF: в Сибири загрязнены почти 1500 километров рек из-за добычи россыпного золота

По словам экологов, этот мониторинг показал лишь часть картины

Esquire
Как правильно отмечать праздник Ивана Купалы? Как правильно отмечать праздник Ивана Купалы?

Отголосок древнейшего языческого праздника летнего солнцестояния

Культура.РФ
Витамины, масла, SPF: как помочь коже пережить летнюю жару Витамины, масла, SPF: как помочь коже пережить летнюю жару

Ура, лето! Наверное, ни один сезон мы не ждем с таким нетерпением

Cosmopolitan
Как я переехала в Италию и почему не вернусь обратно Как я переехала в Италию и почему не вернусь обратно

Почему наша героиня стала инициатором переезда семьи в Италию

Psychologies
Сели, полетели: краткая история космического туризма Сели, полетели: краткая история космического туризма

Как развивался космический туризм и что происходит на этой ниве прямо сейчас

Esquire
Жены и мужья звезд сериала «Год культуры»: Бондарчука, Медынич, Яценко и других Жены и мужья звезд сериала «Год культуры»: Бондарчука, Медынич, Яценко и других

Личная жизнь актеров, сыгравших в сериале «Год культуры»

Cosmopolitan
Как пережить разрыв… с другом Как пережить разрыв… с другом

Как быть, если вы лишились ценной для вас дружбы?

Psychologies
Пястные кости Homo naledi заняли промежуточное место между людьми и австралопитеками Пястные кости Homo naledi заняли промежуточное место между людьми и австралопитеками

Большие пальцы людей представляют пример переходного состояния в эволюции

N+1
Тайные возлюбленные и служебные романы: личная жизнь звезд фильма «Лед» Тайные возлюбленные и служебные романы: личная жизнь звезд фильма «Лед»

Личная жизнь звезд фильма «Лед»

Cosmopolitan
5 художников, которые вышли из крепостных 5 художников, которые вышли из крепостных

Известные российские художники, которые родились крепостными

Культура.РФ
«Мы любим простую еду и не делим продукты на правильные и неправильные» «Мы любим простую еду и не делим продукты на правильные и неправильные»

Телеведущая Тутта Ларсен – о фирменных рецептах и питании для всей семьи

Домашний Очаг
Юлдус Бахтиозина Юлдус Бахтиозина

Русская художница Юлдус Вильдановна Бахтиозина делает локальное глобальным

Собака.ru
Лучшие книги Стивена Кинга: топ-11 произведений по мнению читателей Лучшие книги Стивена Кинга: топ-11 произведений по мнению читателей

Подборка самых выдающихся романов короля ужасов Стивена Кинга

Playboy
Потеряла брата-близнеца и спасла сына: удивительные факты о Жанне Фриске Потеряла брата-близнеца и спасла сына: удивительные факты о Жанне Фриске

Интересные моменты короткой, но яркой жизни Жанны Фриске

Cosmopolitan
«Режиссеры смеялись, а я плакала»: звезду сериала «Фитнес» травили из-за ее веса «Режиссеры смеялись, а я плакала»: звезду сериала «Фитнес» травили из-за ее веса

Лёля Баранова призналась, что испытывала трудности с работой из-за фигуры

Cosmopolitan
Как соблазнить мужчину с помощью голоса Как соблазнить мужчину с помощью голоса

О женской энергетике и умении общаться рассуждает речевой тренер

Psychologies
Открыть в приложении