Как новые формы коммуникации с аудиторией продвигают книжные продажи

ЭкспертБизнес

«Подписные издания»: магазин и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)

Как новые формы коммуникации с аудиторией продвигают книжные продажи

Вячеслав Суриков

Санкт-Петербургские «Подписные издания» привлекли внимание медиа четыре года назад — на 2017 год приходится едва ли не пик посвященных им публикаций. Тогда сюжет о том, как предприниматель Михаил Иванов преобразил независимый книжный магазин и притянул в него поток покупателей, стала необычайно востребованной историей успеха. Она идеально вписалась в концепцию необходимости присутствия в рыночной экосистеме независимых компаний, не поддающихся натиску всепоглощающих сетей. «Подписные издания» как раз и иллюстрировали их сильные стороны: уникальность, креативность, быструю реакцию на запросы потребителей и, самое главное, то, что не в состоянии генерировать ни одна из сетей — эмоциональную теплоту в общении с покупателями, которые остались для них прежде всего читателями. Михаилу Иванову удалось не только преобразить книжный магазин, но и создать новую городскую достопримечательность — пространство, ставшее почти обязательным для посещения как теми, кто постоянно живет в Санкт-Петербурге, и тем более теми, кто оказывается здесь на несколько дней.

Чтобы оценить степень преображения «Подписных изданий», достаточно зайти в соседствующую с ними на Литейном проспекте «Академкнигу», где до сих пор можно разглядеть советский книжный магазин в том состоянии, к какому он пришел к началу восьмидесятых годов — последнего десятилетия эры книжного дефицита. Тогда книжные магазины в наименьшей степени нуждались в диалоге с аудиторией — они зависели скорее от тех, кто распределял книжные хиты между магазинами. Но как только искусственно создаваемый дефицит информации и развлечений исчез, а читатель стал страдать от пресыщения и тем и другим, книжные магазины либо переключались в музейный режим существования, куда люди изредка заходят посмотреть на книги, либо закрывались. Возможно, одна из причин сокращения числа книжных магазинов в России — тот факт, что в соответствии с логикой постсоветской приватизации «точки» доставались их директорам, исповедующим советскую модель книжных продаж, основной принцип которой — книга обречена быть раскупленной лишь по факту выхода в свет.

«Подписные издания» тоже достались их советскому директору — Галине Ермаковой. Она возглавила магазин в конце восьмидесятых. В 2012 году на позицию директора она вместе с дочерью, на тот момент владеющей книготорговым бизнесом, пригласила внука — Михаила Иванова. У нового руководителя «Подписных изданий» на тот момент был полуторагодичный опыт работы в отделе маркетинга книжной сети «Буквоед», парижский книжный магазин Shakespeare & Co и американская сеть Barnes & Noble в качестве объектов вдохновения и наглядный пример московского независимого магазина «Фаланстер», эффективно работающего с интеллектуальной литературой. В интервью порталу «Горький» Михаил Иванов цитирует напутствие, данное ему бабушкой: «Все должно быть чисто!» В этом же интервью он утверждает, что Галина Ермакова и по сей день участвует в обсуждении планов развития магазина. Она же является владельцем помещения. Книготорговый бизнес, как пишет издание Inc., теперь принадлежит в равных долях Михаилу Иванову и его матери.

Михаил Иванов поменял продавцов, дизайн помещения и книжный ассортимент. В магазине теперь можно съесть сэндвич и выпить чаю или кофе. В меню есть какао, молочный коктейль, минеральная вода и лимонад — ничего сверхъестественного, но немногочисленные столики в магазине редко когда бывают свободными. Аналогичными приемами пользуются и другие магазины, вставшие в 2010-х годах на путь креативного развития. Но у «Подписных изданий» эти приемы работают, а у остальных не всегда — самым громким экономическим провалом креативных книжных продаж стал крах сети «Республика». При этом могущество сети «Читай-город», основанное на выборе места продаж и точно просчитанном ассортименте, несмотря на кризис, вызванный локаутом, остается незыблемым. Его направление развития — продолжение экспансии в города России и развитие онлайн-торговли. По стечению обстоятельств ею на протяжении многих лет управляет почти полный тезка (без одной буквы) директора «Подписных изданий» — Михаил Иванцов.

«Читай-город» — книжная сеть с сотнями книжных магазинов и десятками миллиардов рублей оборота, безусловный лидер отечественного книжного рынка и один из лидеров рынка европейского. «Подписные издания» — магазин, у которого два этажа в доме номер 57 на Литейном проспекте и выручка, которая исчисляется десятками миллионов рублей (по данным СПАРК, в 2020 году она составила 192 млн рублей — на 28,5 млн больше, чем в 2019-м). При этом в сети Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) у «Подписных изданий» 170 тысяч подписчиков, а у «Читай-города» — 290 тысяч. При наличии несоизмеримо больших ресурсов «Читай-город» в одной из основных социальных сетей опережает по числу подписчиков даже не в два раза. У сопоставимого по объемам продаж с «Подписными изданиями» петербургского «Дома книги», у которого два этажа на Невском проспекте с видом на Казанский собор, где тоже есть кафе и разнообразный книжный ассортимент, всего 14,2 тысячи подписчиков.

Аккаунт «Подписных изданий» в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — явление, которое можно оценивать и отдельно от самого магазина. Тем более что далеко не все посты в нем продвигают непосредственно сам магазин. Часто они посвящены книгам вообще, и купить их можно в любых других магазинах. Это книжный блог, который показывает новинки литературы и рассказывает о них. Но показывает — в первую очередь. Сейчас издательства стремятся превратить выпускаемые ими бумажные книги в арт-объекты, назначение которых — стать не сколько носителями информации, сколько визуальным свидетельством причастности их владельца к той концепции, которую они в себе содержат. Название книги и ее обложка — манифест этой концепции, поэтому один из самых распространенных жанров в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — фотография с книгой, позволяющая рассмотреть ее название и подробности дизайна. На фотографиях в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) «Подписных изданий» этот жанр доходит почти до совершенства.

В ответ на просьбу «Эксперта» об интервью магазин «Подписные издания» ответил категорическим отказом, несмотря на то что сам Михаил Иванов признает: немалую роль в успехе «Подписных изданий» после его обновления сыграли как раз медиа. Отказ от интервью не совсем обычная позиция для бизнеса, в этом случае ее можно трактовать и следующим образом: «Подписные издания» делают ставку на новые медиа и очень избирательно взаимодействуют с медиа традиционными. Присутствие на YouTube «Подписным изданиям» обеспечивает Николай Солодников, выпускающий на канале «ещёнепознер» программу «Закладки». В ней он как раз рассказывает о книгах и предлагает искать их в «Подписных изданиях». Но главный ресурс для «Подписных изданий» все же Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), число постов в котором уже превышает четыре тысячи. В них авторы перепробовали самые разные жанры, начав с традиционных фотографий обложек и эволюционировав до фотографий, на которых неизвестные модели представляют жанровую сценку, связанную с сюжетом или темой книги.

Пример «Подписных изданий» и по сей день демонстрирует образец независимого магазина, не отрицающего достижения сетей, а выгодно выделяющегося на их фоне. Единственный независимый книжный магазин, сопоставимый с «Подписными изданиями» по силе бренда, — «Фаланстер» Бориса Куприянова. И тот и другой влияют на атмосферу как в издательском мире, так и на книжном рынке в целом, и влияние это сопоставимо с такими гигантами, как издательский холдинг «Эксмо-АСТ» и книжная сеть «Читай-город». Не только потому, что «Подписным изданиям» удалось создать мощный медиаресурс, а Борис Куприянов — глава Альянса независимых издателей, один из организаторов ярмарки Non/fiction и создатель ресурса «Горький». Оба магазина концентрируют в себе чаяния и авторов, и читателей, жаждущих нестандартного подхода к книжным продажам. «Подписные издания» и «Фаланстер» для них желанная альтернатива «Читай-городу».

Еще один вывод: усилия, вложенные бизнесом в создание собственных медиа, оправдывают себя. Они не могут не претендовать на предоставление читателям объективной информации. Всё их содержание может состоять из косвенной или прямой рекламы. Основные требования — креативность и эмоциональность. Реклама, по меньшей мере в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), превратилась из сообщения, основная цель которого — запрограммировать потребителя на приобретение товара, в разновидность произведения искусства, в котором его автор не только предлагает купить тот или иной товар, но и рассказывает наполненную искренними, очень личностными эмоциями историю, и она зачастую оказывается важнее всего остального.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Атомный шпионаж Атомный шпионаж

Манхэттенскому проект и шпионаж

Дилетант
«Маленький колодец»: под холмом в Ираке открыт новый город «Маленький колодец»: под холмом в Ираке открыт новый город

Совместная российско-иракская экспедиция работает на городище Телль Дехайла

Наука и жизнь
«Глаза» для беспилотников «Глаза» для беспилотников

Автомобили с круглой нашлепкой на крыше сегодня на дорогах уже не редкость

Популярная механика
«Вернуть всё назад — не поменяла ничего бы» «Вернуть всё назад — не поменяла ничего бы»

В портфеле Елены Блиновской несколько авторских марафонов

OK!
Маркетплейсы открывают рынки Маркетплейсы открывают рынки

Российские производители товаров увеличили свои экспортные продажи

Эксперт
Долгожитель Долгожитель

У этого пентхауса в самом центре Падуи долгая жизнь

SALON-Interior
Дороги для русской «бешеной собаки» Дороги для русской «бешеной собаки»

Дороги для русской «бешеной собаки»

Эксперт
Сажать будем! Сажать будем!

Какие растения лучше сажать осенью на даче

Лиза
Журналистика в попугаях. Почему Рамзан Кадыров стал лучшим репортером Журналистика в попугаях. Почему Рамзан Кадыров стал лучшим репортером

В другое время вручение Рамзану Кадырову репортерской премии стало бы курьезом

СНОБ
Как наладить контакт с соседями? Как наладить контакт с соседями?

Иногда люди друг друга не понимают, даже если хотят. Что с этим делать?

ПУСК
Зачем родители закрывают смайликами лица детей в соцсетях? Зачем родители закрывают смайликами лица детей в соцсетях?

Лица ребенка не разглядеть, оно закрыто смайликом.Почему родители так поступают?

Psychologies
Жилье, святилище, могила: как первобытные люди использовали пещеры Жилье, святилище, могила: как первобытные люди использовали пещеры

Что с незапамятных времен влекло наших предков к пещерам?

Вокруг света
«Мой муж проводит в туалете подозрительно много времени» «Мой муж проводит в туалете подозрительно много времени»

Почему мужчины так любят надолго запираться в туалете?

Psychologies
Побег из города Побег из города

Экомаршруты для активных путешественников

Лиза
Земля их не держит: мастера и рекордсмены беспосадочных перелетов Земля их не держит: мастера и рекордсмены беспосадочных перелетов

Не все пернатые летают одинаково хорошо

Вокруг света
Как кошки захватили мир Как кошки захватили мир

Рядом с нами живут существа, проигнорировавшие несколько тысяч лет эволюции

Вокруг света
Коллекционеры марок. Сколько зарабатывали солдаты вермахта во время войны Коллекционеры марок. Сколько зарабатывали солдаты вермахта во время войны

Война войной, а зарплата — по расписанию

Maxim
Безглютеновая мода: как пищевая промышленность извлекает прибыль из страхов Безглютеновая мода: как пищевая промышленность извлекает прибыль из страхов

Глава из книги Тима Спектора. О мифах, связанных с глютеном

Forbes
Капитан Неочевидность. Что ждет Артема Дзюбу без сборной России по футболу? Колонка Esquire Капитан Неочевидность. Что ждет Артема Дзюбу без сборной России по футболу? Колонка Esquire

О ближайших перспективах самого известного российского футболиста

Esquire
Торговля трупами, планирование похорон и усыновление могил. Отрывок из книги «Великобритания изнутри» Торговля трупами, планирование похорон и усыновление могил. Отрывок из книги «Великобритания изнутри»

Отрывок из культурного гида по Великобритании от Ирины Галкиной

СНОБ
От семейной фирмы до мирового гиганта: история компании Луи Рено От семейной фирмы до мирового гиганта: история компании Луи Рено

Стремительный взлет и сокрушительное падение Луи Рено

Вокруг света
Почему наш мозг так хорошо чувствует себя в отпуске Почему наш мозг так хорошо чувствует себя в отпуске

Наш мозг уже отдыхает в процессе ожидания отпуска

Популярная механика
Да кто такой этот ваш певатрон Да кто такой этот ваш певатрон

Как физики ищут в небе источники петаэлектронвольтовых космических лучей

N+1
Немного мистики: тату, которые выглядят круто, но страшновато Немного мистики: тату, которые выглядят круто, но страшновато

«Татуировки пятницы, 13-го»: тату со скрытым смыслом

Cosmopolitan
Почему разрушаются мосты: 5 причин и примеров Почему разрушаются мосты: 5 причин и примеров

Основные причины разрушения мостов

Вокруг света
Почетные стукачи: итальянские дверные молотки Почетные стукачи: итальянские дверные молотки

Многие века двери в Италии украшают необычные дверные молотки

Вокруг света
«Парень обиделся из-за того, что я сделала ему подарок на день рождения» «Парень обиделся из-за того, что я сделала ему подарок на день рождения»

Парень героини не обрадовался подарку и обвинил ее в меркантильности, почему?

Psychologies
Скотт Карни: Красный рынок. Шокирующее исследование о продаже плоти Скотт Карни: Красный рынок. Шокирующее исследование о продаже плоти

Отрывок из книги «Красный рынок» Скотта Карни

СНОБ
«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
Тестировщик: ключевая фигура в IT Тестировщик: ключевая фигура в IT

Молодая профессия в IT — тестер программного обеспечения

Популярная механика
Открыть в приложении