Пена против матраса-сэндвича
Компания «Фомлайн», построившая вертикально интегрированный завод по выпуску эластичного пенополиуретана и матрасов, намерена произвести очередную революцию на рынке товаров для сна
В предприятие «Кузнецкий технопарк», построенное в Пензенской области, «Фомлайн» вложил более трех миллиардов рублей. Этот одиннадцатый по счету завод компании — лидера на рынке эластичных пенополиуретанов (ЭППУ) в России и СНГ. За счет выпускаемых на заводе инновационных продуктов инвестор рассчитывает произвести вторую революцию на рынке товаров для сна в России. Если первая революция, проходившая в 2000-е, «переложила» россиян с советских ватных и пружинных матрасов на многослойные матрасы-сэндвичи, то теперь намечается другой тренд — замена дорогих «сэндвичей» на недорогие, но функциональные матрасы из пены. Предполагается, что доля изделий из эластичных пен — матрасов и подушек — вырастет с 15 до 45% к 2024 году.
По словам владельца «Фомлайна» Артура Согомоняна, за несколько лет стагнации российский рынок сильно отстал от мировых трендов в производстве товаров для сна, где ежегодно происходят существенные изменения. Последний раз новое производство ЭППУ в стране вводилось еще в 2013 году. И вот сейчас было решено пойти на риск и инвестировать в «Кузнецкий технопарк», ставший самым крупным проектом в отрасли за всю постсоветскую историю. Часть средств компании предоставил Фонд развития промышленности — по первому траншу выделено 500 млн рублей под три процента годовых. Сейчас обсуждается второй транш в размере 300 млн рублей. Льготные условия по налогам и земле предоставил губернатор Пензенской области Иван Белозерцев.
Мощность, на которую завод планирует выйти через два-три года, — более 30 тыс. тонн пенополиуретана в год. Это позволит компании на треть увеличить общий выпуск, составляющий сейчас 90 тыс. тонн, и удержать существенную долю рынка, объем которого тоже растет, приближаясь к 140 тыс. тонн. Завод будет выпускать не только пену, но и готовые матрасы по заказу партнеров. За пять лет планируется нарастить выпуск матрасов с 200 тыс. до 600 тыс. единиц в год. С учетом того, что сегодня рынок матрасов в стране составляет 4,6 млн штук в год, «Фомлайн» может занять более 10% рынка при работе только в одну смену. А в случае успешного продвижения пенных товаров у завода есть возможность нарастить производственные мощности. «Рынок матрасов в стране до сих пор находится в стадии становления, поэтому продолжает понемногу расти: в 2018 году он увеличился на 12 процентов в штуках, — отмечает Артур Согомонян. — А мировые тренды показывают, что главным наполнителем товаров для сна становится пена — она является абсолютно гипоаллергенным продуктом, оказывает необходимую поддержку телу, обеспечивает комфортный слой и возможность выбора продукта под конкретного человека — в соответствии с его весом, формами и даже тем, в какой позе он предпочитает спать. В некоторых странах доля пенных матрасов уже составляет сто процентов — это Норвегия, в Германии и Швейцарии — больше 80 процентов, в России пока меньше 15 процентов».
«Фомлайн» на существующих заводах уже производит более 250 марок пен, а теперь ассортимент расширится за счет новых позиций. Как пояснили на предприятии, речь идет об инновационном пенополиуретане, который они начинают выпускать впервые в России. Дело в том, что задача ППУ в матрасе — обеспечить комфорт и поддержание тела в удобном положении. Эту цель выполняют разные виды пен: высокоэластичная обеспечивает хорошие качества пневматики, хорошо пружинит, человек легко переворачивается во сне, а низкоэластичная пена, или, как ее еще называют, «пена с памятью», — более мягкая, послушная, но на ней труднее переворачиваться. В Кузнецке начнут выпускать пену, уникальную по своим свойствам: при комнатной температуре она близка к низкоэластичной, на нее удобно ложиться и засыпать, а когда она нагревается от тела до 25–26 градусов, ее физические свойства меняются, и она превращается в высокоэластичную. Кроме того, в планах «Кузнецкого технопарка» — выпуск пен со специальными добавками, которые тоже обеспечивают новые ощущения и возможности. К примеру, пена с охлаждающим эффектом, на которой человек не будет потеть летом, а зимой ему тоже будет комфортно за счет хорошего теплообмена. Или еще такой необычный продукт, как пружинки из пены — очень легкие и с хорошей пневматикой, — востребованы в авиапромышленности для кресел пассажиров. В Америке такие пружинки уже используются в аэробусах, все больше производителей самолетов по всему миру делают выбор в пользу этого материала.
Матрас в коробке
Запуская новое производство, «Фомлайн» поставил перед собой две основные задачи: представить на российском рынке современные технологии изготовления товаров для сна и сделать их доступными по цене. Задачи непростые, так как предыдущий опыт работы с пеной показал, что у этого продукта есть свои издержки. Из-за небольшого веса пенополиуретан дорого обходится в перевозке на большие расстояния, а высокая отходность этого материала в производстве повышает конечную стоимость готовых матрасов. На новом заводе эти вопросы решены. Во-первых, размещение на одной площадке выпуска пены и изготовления матрасов снимает логистические издержки. Во-вторых, клиенты — мебельные производства будут получать с завода уже вырезанные детали из пены нужного размера и формы, а обрезки завод переработает в продукцию для других отраслей.
«Речь идет о производстве смеси из крошки и чипсов из ППУ, смешанной с волокном либо отдельно. Эту смесь можно использовать для набивки мебельных и декоративных подушек, — поясняет Екатерина Маркова, коммерческий директор “Фомлайна”. — Для этого на заводе в Кузнецке будет организован участок переработки, для которого планируется закупить оборудование от компании Masias, а общая стоимость проекта составит порядка трех миллионов евро. Его реализация намечена на 2022–2023 годы, после одного-двух лет успешной плановой работы матрасного производства». Как сообщили в компании, у этого проекта намечен еще и второй этап, связанный с переработкой использованных пенных матрасов. Подобная культура только формируется в Европе, где ответственные производители активно участвуют в утилизации вторичного сырья, и там уже выпускается оборудование, которое рвет пенный матрас на части, перерабатывает его, а полученные продукты идут на производство подложки ковролина и других напольных покрытий, технических матов. «Мы уже заказали такое оборудование и планируем перерабатывать не только матрасы б/у собственного выпуска, но и любые другие изделия из пенополиуретана», — заверил Артур Согомонян.
С учетом этих мер, а также новых технологий производства пенного матраса, позволяющих максимально автоматизировать процесс, сократив число персонала на линии с 800 человек до 120, «Фомлайн» планирует снизить стоимость готовой продукции более чем на 20%.
Но еще более важное ноу-хау, осуществленное в Кузнецке, — выпуск BedinBox, так называемого матраса в коробке. Его придумали в 2014 году в США, и он начал победное шествие по планете. Разработчик технологии компания Elit Foam, у которой «Фомлайн» купил оборудование, построила уже восемь заводов, и продажи продолжают расти. При этом многие гиганты — производители традиционных матрасов-сэндвичей уже близки к банкротству. Преимущество нового продукта — в возможностях его транспортировки. При стандартных размерах — 160×200×30 см — матрас скручивается и помещается в коробку размером 40×40×60 см. Благодаря высокой эластичности и особым свойствам пены после извлечения из коробки матрас полностью восстанавливается и хорошо держит форму. В «Фомлайне» подсчитали, что в стандартную фуру помещается 1400 таких матрасов, а удорожание при доставке в контейнере от Кузнецка до Владивостока даст всего 85 рублей за матрас. Этот логистический прорыв существенно расширяет каналы продаж, матрас из затратного в перевозке товара становится продуктом, который можно легко доставлять в любую точку мира через транспортные компании, продавать на разных онлайн-площадках. Да и в обычном магазине процесс покупки упрощается — не нужен специализированный транспорт для доставки, коробка войдет в багажник любого автомобиля.
В итоге матрас в коробке становится для покупателя примерно вдвое дешевле, чем привычный сэндвич-матрас. Так, «Фомлайн» намерен отгружать свои матрасы оптовикам по 12–13 тыс. рублей с тем, чтобы в рознице они появились по 20 тыс. рублей, тогда как аналогичные по качеству сэндвич-матрасы стоят более 40 тыс. рублей.
О перспективности новой технологии говорит и тот факт, что один из крупнейших российских производителей и розничных продавцов матрасов-сэндвичей, опасаясь повторить судьбу американских коллег, как сообщил бывший менеджер этой компании, уже провел тестирование своих онлайн-клиентов по поводу их готовности приобретать матрасы в коробке. То есть не исключено, что в обозримом будущем у «Кузнецкого технопарка» появится прямой конкурент.
Впрочем, преимущества нового продукта очевидны не для всех на рынке. По мнению одних, пенные матрасы не могут конкурировать с пружинными по функциональности. «Пружинные матрасы — это практически культурный код нашего потребителя, и вряд ли мировой тренд на беспружинные модели когдалибо сможет его изменить. В России пенные матрасы — нишевый продукт, который преимущественно приобретают как временное решение для обустройства спального места на даче или в съемном жилье. Главными критериями при выборе пенного матраса являются цена, удобство транспортировки, скорость покупки, — считает Татьяна Окулова, директор дивизиона маркетинга компании “Орматек”, производителя товаров для сна и мебели для спальни. — Если говорить о массовом спросе, когда матрас нужен для постоянного сна, выбор происходит более обдуманно. Большинство по-прежнему предпочитает тестировать матрас перед покупкой в розничном салоне, в связи с чем так важна вариативность предложения».
По мнению других, предлагаемое «Фомлайном» снижение цены на новый матрас недостаточно для нашего рынка. «В России нужна другая коробка, с более дешевым матрасом, не за 20–25 тысяч рублей в рознице, — считает Артур Ивашин, руководитель направления “Матрасы и товары для сна” компании Stolline. — Идея этого продукта в том, что он массовый, а значит, должен стоить до десяти тысяч рублей, тогда продажи пойдут. А за 25 тысяч люди хотят, чтобы выглядел дорого матрас, а не коробка». При этом на фабрике Stolline отмечают рост спроса на пенные изделия для сна в целом: предпочитают их люди в возрасте до 35 лет, и рынок растет на 40% в год.
Диваны для сна
В «Фомлайне» при самом оптимистическом прогнозе надеются на возврат вложенных инвестиций в течение 10–12 лет и готовы к тому, что часть кредитных обязательств будет покрываться за счет других заводов. Производство матрасов нельзя рассматривать отдельно от мебельной отрасли, а девальвация рубля в 2014 году привела к сокращению оборота мебельной розницы на 19%, и ряд мелких игроков уже покинул рынок. Так что «Фомлайн» осознанно выходит на рынок с продуктом, который опережает текущие потребности рынка, но при этом делает ставку на его инновационность и рост спроса на комфортный сон.
Проявлением такого спроса является, в частности, спрос на новое качество диванов. «Мы много общаемся с ритейлом, обсуждаем современные тренды, — рассказывает Екатерина Маркова. — Так вот, у покупателей растет желание приобретать диваны для сна. Для людей, не имеющих больших квартир, диван должен стать полноценным спальным местом с улучшенными характеристиками, не уступающими качественным матрасам. И мы можем удовлетворить этот запрос». «Фомлайн» намерен выпускать большой ассортимент марок пены для современных диванов — с определенными добавками под стиль жизни человека, его пожелания. Например, это пены с антибактериальными добавками — для повышения иммунитета к инфекциям, с рапсом и соей — для любителей натуральных компонентов в продукте.
Одним из преимуществ нового завода в компании считают его расположение внутри кластера поволжских производителей мебели, которые по потреблению пенополиуретана занимают 20% российского рынка — второе место после Москвы и Московской области (40%). Сокращая «последнюю милю», компания сокращает издержки мебельщиков, а значит, и конечную цену продукта. При этом, выпуская матрасы, сам «Фомлайн» не намерен становиться розничным игроком, его цель — быть партнером таких гигантов мебельной розницы, как «Хофф» и ИКЕА. В их магазины уже пошли первые поставки нового продукта. «Мы по-прежнему будем концентрировать свои компетенции в производстве, делать продукт качественно, с минимальными издержками, — уточняет Екатерина Маркова. — А продвижение и маркетинг — это уже в большей степени задача наших клиентов. При этом мы будем вести нашу маркетинговую активность в части популяризации пен и их восприятия рынком, у нас будут для партнеров пакеты по продвижению таких продуктов».
Кстати, ИКЕА с ее стандартами качества дает на пенный матрас гарантию 20–25 лет, тогда как на пружинный матрас — 10–12 лет. «Россия исторически “металлическая” страна, и все мифы о пружинных матрасах у нас хорошо прижились, но если пружине нужна пена — для комфортного слоя, то пене пружина не нужна, — подчеркивает Артур Согомонян. — Структура пены — это микропружинки, если металлических пружин можно вместить до двухсот на квадратный метр, то в пене их больше десяти миллионов на квадратный метр».
Ну а пока отечественный рынок будет раскачиваться под пену, «Фомлайн» сосредоточится на внешнеторговом направлении. За два года планируется довести объем экспорта продукции «Кузнецкого технопарка» до 30% выпуска. Инновационные пены поедут из Пензенской области в Финляндию, Эстонию, Германию, Турцию и страны СНГ.
Компания «Фомлайн» основана в 1992 году на базе Рошальского химического комбината в Московской области. Выпускает эластичный пенополиуретан, который используется в производстве мягкой мебели и товаров для сна, товаров хозяйственного назначения, в легкой и автомобильной промышленности.
Производственные активы: 11 заводов на территории России, Казахстана, Узбекистана, Сербии, в том числе 10 лабораторий по контролю качества продукции.
Выручка — 16 млрд рублей.
Число сотрудников — 1500.
Предоставлено «Кузнецким технопарком»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl