В издательстве «Бомбора» вышла книга «Дело сердца»

ЭкспертЗдоровье

Операция на сердце

В издательстве «Бомбора» вышла книга «Дело сердца», описывающая историю кардиохирургии, с момента зарождения которой не прошло и полутора веков

Вячеслав Суриков

ТАСС

Британский журналист Томас Моррис считает, что первое хирургическое вмешательство, которое можно считать операцией на сердце с успешным результатом, было зафиксировано в 1872 году: хирург Джон Коллендер вынул из тела некоего жестянщика иглу, воткнувшуюся тому в сердечную мышцу в ходе уличной потасовки. Эта операция считается первым случаем, когда пациент выжил после удаления инородного предмета из сердца. Через сто лет кардиохирурги стали самыми высокооплачиваемыми в области медицины специалистами. «Эксперт» поговорил с автором книги о том, что происходит в области кардиохирургии сейчас и насколько нужно об этом знать широкой публике.

— Как часто в Великобритании информация о хирургических операциях попадает в выпуски новостей?

— В новости может попасть только какая-нибудь экспериментальная операция или та, в которой применена какая-то новая процедура. Считаю, что золотая эра в хирургии, которая началась пятьдесят лет назад, когда врачи творили на операционных столах что-то до тех пор немыслимое, завершилась. Сейчас хирургические операции уже не воспринимаются как какое-то чудо. Быть может, лет через десять, когда врачи продвинутся, например, в операциях на мозге, удастся вновь привлечь общественное внимание к медицине.

Томас Моррис — независимый журналист, пишет для Times и Financial Times. Фото «Бомбора»

— В последнее время врачам, пишущим мемуары, как, например, Генри Марш, свойственно дезавуировать собственную профессию и показывать неприглядные стороны медицины. Для вас врач по-прежнему романтическая профессия? Это люди, которые спасают жизни других людей?

— Когда я заинтересовался темой кардиохирургии, я обратился к книгам американских врачей, и они как раз оказались большими романтиками — писали о подвигах, которые совершались на хирургических столах. Но они ничего не писали о личностных качествах врачей. Я посчитал это большим упущением и постарался в своей книге восполнить такой пробел. Я не склонен романтизировать врачей. Наоборот, по отношению к ним я скорее предубежден. Что касается Генри Марша и еще ряда врачей: они действительно не гнушаются демонстрировать «темное подбрюшье» медицины. Это направление в медицинской литературе появилось относительно недавно.

— Нужно ли обычным людям рассказывать все подробности хирургических операций? Особенно пациенту перед ее проведением? Может, лучше оставить его в неведении, чтобы не провоцировать лишние страхи? Все пользуются айфонами, но мало кто пытается узнать, как те устроены.

— Я и сам раньше, прежде чем идти к врачу, искал свои симптомы в интернете и пытался понять, чем болен. Но это только лишний раз угнетало меня. Сейчас я понимаю: не будучи специалистом, в любом случае не смогу поставить себе верный диагноз. Что касается операций, то врачебная этика обязывает рассказывать пациентам о том, как их будут проводить. Но если речь идет о каких-то мелочах, я согласен с вами: счастье в неведении.

— Когда хирург рассказывает пациенту, что с ним будет происходить на операционном столе, насколько тот в состоянии понять его слова и осознать все риски? Либо это все-таки лишь этический ритуал, призванный снять с врача часть ответственности за принятое решение?

— Я сам лежал на операционном столе. Это была простая операция, врачи объясняли мне, что со мной будет происходить, очень обобщенно и оговорились: если что-то пойдет не так, у них есть план Б. Это все, что было мне нужно на тот момент. Этический кодекс обязывает врачей объяснять, что они будут делать, но насколько глубоко посвящать пациента во все подробности, зависит от них самих. Если пациент не способен принять решение, если находится без сознания или в состоянии болевого шока, то хирург просто берет и делает.

— Что вы можете сказать о самих врачах? Какими качествами необходимо обладать, чтобы ежедневно принимать решения, от которых зависят жизнь и смерть других людей?

— Я разделяю врачей на две группы: простые врачи и хирурги. Я женат на враче-анестезиологе, она часто работает с хирургами и знает, какими те бывают в реальной жизни. Совсем недавно в одном из медицинских журналов были приведены данные об отличительных качествах характера хирургов. В ходе тестов выяснилось, что у подавляющего большинства хирургов есть способность отключать эмоции в стрессовых ситуациях. В ходе этих тестов такую способность также проявили педиатры. Специфика их деятельности такова, что они могут погрязнуть в эмоциях и главным станет желание принести как можно меньше страданий своим пациентам. Но есть еще те, кто идет в медицинские университеты в рамках семейной традиции, потому что их отец или дедушка были врачами, и эти люди никак от нас с вами не отличаются.

— Из книги кардиохирурга Стивена Уэстаби «Хрупкие жизни» мы узнали, что уровень врачей даже самой высокой категории может очень разниться: не каждый способен повторить то, что удалось сделать какому-то удачливому хирургу. По вашей оценке, какова степень дифференциации врачей по уровню профессионализма: как много среди них звезд и как много середнячков?

— Это действительно очень большой вопрос в хирургической индустрии. Например, в Великобритании есть две больницы. Расстояние между ними — двести километров. И там могут даже швы по-разному накладывать — из-за личных предпочтений главных хирургов той и другой больницы. Врачам приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы достичь консенсуса: проводят конференции, издают журналы. Но чтобы найти приемлемый для всех метод, необходимо прежде провести большое количество операций. Сейчас в медицине время не для инноваций, а для собирания воедино всех медицинских практик.

— Какова вероятность, что обычный житель Великобритании, если у него возникнет такая необходимость, попадет в руки высококвалифицированного врача и получит доступ к высокотехнологичному медицинскому оборудованию?

— На самом деле доступ к медицинским услугам самого высокого уровня могут получить сто процентов населения Великобритании. Вопрос только в том, сколько придется этого ждать. Наша национальная система здравоохранения очень лояльна к людям с заболеваниями, требующими серьезной операции, но ей не всегда хватает ресурсов для их проведения. После серьезной операции пациент нуждается в том, чтобы его поместили в отдельную палату и у него была отдельная медсестра. И часто бывает так: пациент приходит в больницу в день, на который у него назначена операция, и выясняется, что в больнице нет свободных коек. Тогда ее переносят на другой срок. Национальная система здравоохранения Великобритании находится под финансовым давлением, но в итоге все могут получить то, в чем нуждаются.

— В России широко распространена практика сбора средств на сложные операции для детей, и в этих случаях всегда возникает вопрос: почему необходима именно такая, как правило очень значительная, сумма? Существует ли в Великобритании практика аудита медицинских услуг? Действительно ли оправданны счета, которые больница выставляет своим пациентам?

— У нас тоже есть инициативы по сбору средств для пациентов, которым необходимо попасть в немецкие или американские больницы. В нашей системе здравоохранения существует комитет, принимающий решение, будет операция для пациента бесплатной или нет; во втором случае ему приходится находить деньги самостоятельно. Высокую стоимость медицинских услуг можно объяснить прежде всего тем, что большие фармацевтические компании тратят миллионы, а иногда и миллиарды долларов, чтобы протестировать новые лекарства, которые должны пройти несколько уровней испытания. Не все препараты выходят на рынок, но в стоимость тех, что все-таки выходят, включены затраты на разработку не добравшихся до него препаратов.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На рынке жилья начался ажиотаж На рынке жилья начался ажиотаж

Резко повысились спрос и цены на недвижимость, которая будет и дальше дорожать

Эксперт
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Найти путь к изобилию Найти путь к изобилию

Как работает обращение к психологам с запросом на финансовое благополучие

Psychologies
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
5 недооцененных мест, куда стоит съездить 5 недооцененных мест, куда стоит съездить

Пять нераспространенных направлениях, которые удивят даже опытного туриста

Inc.
Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего

Есть ли у человечества возможность отказаться от грязных ресурсов?

Forbes
«Ученик»: почему фильм о молодом Трампе вызвал скандал и не выйдет в прокат в России «Ученик»: почему фильм о молодом Трампе вызвал скандал и не выйдет в прокат в России

«Ученик»: какой получилась скандальная картина?

Forbes
Неожиданная Азия Неожиданная Азия

7 вещей, которые нужно успеть сделать в Малайзии, если ты приехала впервые

Лиза
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Золотые меандры Сиинэ Золотые меандры Сиинэ

Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизнь
Дарья Казакова Дарья Казакова

Дарья Казакова о переломном моменте и особенностях ее типажа

Grazia
Бегом-бегом: 6 секретов, как сэкономить время и везде успеть Бегом-бегом: 6 секретов, как сэкономить время и везде успеть

Как научиться трезво оценивать свой список задач и успевать намного больше?

Psychologies
Кочегар Кочегар

История Прохора, который трудится в необычной кочегарне

Знание – сила
Боязнь чистого листа Боязнь чистого листа

Трансформация из художника в дизайнера: путь Кристиано Гатто

Y Magazine
Новый рекорд Новый рекорд

23 сентября 2024 года совершил посадку аппарат космического корабля «Союз МС-25»

Наука и техника
Огонь царей Огонь царей

Переосмысление истории предков, чтобы избавиться от семейного проклятья

Grazia
Отцовский баланс Отцовский баланс

Советы для пап, стремящихся уделять достаточно времени семье

Men Today
Открыть в приложении