В Новосибирске создан крупнейший в стране генетический банк микроорганизмов

ЭкспертНаука

Охота за микробами в масштабе всей страны

В Новосибирске создан крупнейший в стране генетический банк микроорганизмов и разработана масштабируемая методика вовлечения школьников в практическую науку

Виталий Лейбин

Атлас почвенных микроорганизмов создан совместными усилиями ученых, школьников и их наставников

Всероссийский атлас почвенных микроорганизмов, включающий в себя более десятка тысяч образцов из разных регионов страны, создан на базе новосибирского Института химической биологии и фундаментальной медицины (ИХБФМ) СО РАН и продолжает интенсивно развиваться. По смыслу он похож на знаменитую коллекцию семян Николая Вавилова, которая позже стала первым в мире крупным банком генов. Здесь тоже речь идет о коллекции и генетическом банке — но не растений, а микробов (в дополнение к коллекции в Пущино). Эта работа должна принести научные результаты в разных сферах. В первую очередь она поможет в поисках новых антибиотиков и бактериофагов (вирусов, которые атакуют бактерии), полезных для сельского хозяйства, и биотехнологий бактерий, полезных ферментов, в том числе новых инструментов геномного редактирования, подобных знаменитой системе CRISPR/Cas9, которая тоже была открыта при исследовании микроорганизмов. Уже обнаружены новые бактериофаги, публикации готовятся.

Наука и микробы

Коллекцию такого масштаба невозможно было создать только силами ученых, даже если бы они объединились в команду, имели массу свободного времени и неограниченный бюджет на командировки. Почвенные образцы собирали методом гражданской науки: этим занимались группы заинтересованных школьников во главе с наставниками. Около 3500 школьников из 600 групп за полгода прислали в Новосибирск 10 тыс. образцов почвы из 60 регионов.

Сотрудник ИХБФМ
СО РАН
Сергей Седых

«Если бы ученые решили собрать такой материал сами, им бы потребовалось во много раз больше времени и денег, чем мы потратили на обучение наставников, производство наборов и рассылку, — говорит один из лидеров проекта, научный сотрудник ИХБФМ СО РАН, руководитель профиля «Геномное редактирование» Национальной технологической олимпиады Сергей Седых. — Дети не просто присылают образцы почвы — они организуют экспедиции, проводят собственные исследования, пишут статьи, делают презентации, выступают на конференциях. То есть побочным продуктом этого проекта стало вовлечение детей в научную деятельность, действенное образование и профориентация, расширение кругозора и развлечение со смыслом. Иногда можно услышать, что кислород — побочный продукт фотосинтеза. Но ведь именно благодаря тому, что цианобактерии и растения умеют фотосинтезировать, на Земле есть кислород и жизнь. Так что еще неизвестно, какой продукт основной, а какой побочный. С атласом микроорганизмов похожая история».

С точки зрения «побочного продукта» здесь можно говорить об инновации в образовании. По форме это школьные лабораторные работы и традиционные проекты вроде дневника наблюдений за природой, но в отличие от них это реальный и полезный научный труд, результаты которого могут изменить мир.

Директор
новосибирского
фонда
«Образование»
Майя Гичгелдиева

«Это не просто лабораторные — в обычных лабораторных работах нет никакой дополнительной ценности, кроме того, что так написано в параграфе учебника. Открытия, которые делают школьники, могут быть разного уровня, но это всегда что-то нужное. Например, десятки новых бактериофагов найдены благодаря тому, что школьники из Ингушетии, Бурятии, Мурманской, Челябинской областей и других регионов направляют почвенные образцы, которые нужны медикам», — отмечает другой лидер проекта, директор новосибирского фонда «Образование» Майя Гичгелдиева.

Впрочем, говорить, что большое количество открытий уже сделано благодаря школьникам, пока рано. Это связано со сроками научных публикаций. Сейчас в прессе пишут о результатах, полученных примерно год назад. Лабораторная стадия разработки нового антибиотика — три–пять лет. Но в ближайшие годы, очевидно, следует ожидать вала работ на основе собранных материалов.

Атлас микроорганизмов существует в форме сайта и базы данных, которой могут пользоваться ученые из любых научных организаций, и лаборатории в разных городах уже заказывают конкретные образцы. База данных информативна, из нее можно понять, какие образцы могут содержать, например, продуценты антибиотиков. Очевидно, что эти продуценты уже найдены; не исключено, что после анализа образцов будут открыты природные перспективные формулы.

База полезна не только для исследователей, но и для школьников. «Группы школьников кроме точного геотега вносят результаты первичного анализа, данные собственных исследований, описывают место взятия образца, — рассказывает Сергей Седых. — Лаборатория, которая изучает продуценты антибиотиков, может заказать новые образцы. Например, они посмотрели образец из ручья, заинтересовались и попросили взять дополнительный образец рядом с ручьем. И наставники, и школьники знают, из каких институтов приходят запросы. Какие научные результаты из этого получатся, они тоже увидят в базе данных».

Сотни микроорганизмов уже охарактеризованы, в лаборатории ИХБФМ СО РАН ученые ищут новые генетические инструменты, молекулярные механизмы точного разрезания, репликации (копирования) и репарации (восстановления) ДНК — все они могут стать перспективными инструментами геномного редактирования.

Кроме того, найдены микроорганизмы, которые в дальнейшем найдут применение в растениеводстве. Речь идет о бактериях, стимулирующих рост: азотфиксирующих, фосфатстабилизирующих, сидерофорах (фиксирующих железо) и иных микробах — продуцентах полезных веществ, которые живут на корнях растений.

Первичный скрининг проводили сами школьники: они прицельно выбирали, например, поиск азотфиксирующих микроорганизмов. Почвенные образцы выращивались на среде Эшби, которая содержит все необходимое для жизни бактерий, но не азот, — там выживают только те микробы, которые способны получать азот прямо из воздуха. Поскольку ни растения, ни животные этого не умеют, но нуждаются в азоте, азотфиксирующие микроорганизмы — необходимая часть экосистемы. Ну и конечно, такие бактериальные добавки стимулируют рост растений более естественно, чем азотные удобрения. Но механизм полезного действия бактерий может быть сложным. «Даже читая литературу по этой теме, я не смогу ответить, полезен ли конкретный микроб, потому что он фиксирует азот или потому что секретирует гормоны, которые стимулируют рост корней», — признает Сергей Седых.

В любом случае, после того как ученые-микробиологи опишут потенциально полезные бактерии, в игру вступят ученые-аграрии, которые обработают ими участки земли с разными культурами в разных регионах, чтобы понять, для каких растений и в каких условиях те или иные микроорганизмы могут использоваться.

Дети и микробы

В школе № 1 рабочего поселка Чистоозерное в Новосибирской области работает центр образовательной технологической и естественно-научной направленности «Точка роста». Его страница в VK полна сообщений о научных достижениях и наградах школьников: «Шесть учениц, занимающихся по программе ДООП “Экспериментальная химия” получили дипломы соавторов за участие в исследовательской программе “Всероссийский атлас почвенных микроорганизмов”». В том, что такая «Точка роста» возникла, а вокруг нее объединились школы из соседних районов, велика роль «микробного проекта».

Идея «охотников за микробами» возникла еще до того, как гражданская наука нашла свое отражение в поручениях президента, а потом и вошла в разного рода показатели. «Мы поняли, что занимаемся гражданской наукой, когда уже ею занялись. Мы просто придумали интересную и важную штуку. Но спасибо тем, кто вписал в лот министерства добавление “методами гражданской науки”, — говорит Сергей Седов. (Проект реализуется в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы при поддержке Минобрнауки. — “Эксперт”). — Это не ново: даже звезды и галактики порой открываются непрофессиональными астрономами. У нас все чуть сложнее устроено: требуются микроскопы, лаборатории. Найти сейчас новый микроорганизм — большая удача. Но выяснить, что конкретная бактерия может фиксировать атмосферный азот, а никто об этом не знал, тоже открытие, да еще в перспективе имеющее практическое применение».

Все началось с группы ученых и деятелей неформального образования, которым хотелось чего-то нового и настоящего. «Зачем нам это надо? Умный любит учиться, а дурак — учить, — смеется Сергей Седых. — Моя любимая пословица, ни один из наших педагогов еще ни разу не обиделся. Мы были методистами в центре “Сириус”, проводили смены по генетике, биомедицине и промышленным биотехнологиям, придумали профильную олимпиаду». Так возникло «перемешивание» ученых и сферы школьного образования.

Школьники видят в своей работе настоящий практический смысл

«В 2016 году мы поняли, что читать лекции школьникам — это хорошо, но мало. Нужна реальная научная задача от реальной научной организации. Мы встречались с учеными, и где-то через полгода они поняли, что им действительно нужно. Мы вместе отрабатывали методику», — говорит Майя Гичгелдиева.

Биология оказалась наиболее простой областью для вовлечения школьников: микробы под каждым кустом разные, а законы физики везде одинаковы, труднее придумать межрегиональный проект. «Мы в 2018 году провели профильную олимпиаду по геномному редактированию, — рассказывает Сергей Седых. — Наши школьники начали изучать ископаемую ДНК до того, как за это дали Нобелевскую премию. Мы убедили чиновников и министерства, что дети способны этим заниматься и могут быть полезными. “Сириус” и другие передовые проекты работы со школьниками это подтверждают. Для кого-то школьники — обуза, лишние сложности, но здесь они и правда приносят пользу».

В 2019 году в Новосибирске прошла первая Школа наставников за пределами Сколково. Из разных районов области приехали 250 учителей и вместе с учеными размышляли, как правильно вместе работать: что нужно науке, что нужно школе. Но быстро оказалось, что совместная работа не складывается. Ученые не стремились делать проекты с детьми, а учителя этого не умели.

Чтобы передать школьным наставникам часть научной технологии в очень простой форме, потребовалось разработать специальную методику. Ее построили по принципу франшизы, включив туда курсы, исследовательские наборы, консультации и обучение учителей, конференции и участие школьников в олимпиадах и конкурсах. Было понятно, что наставники для детских групп нужны обязательно, поскольку ученые не могли отвечать за соблюдение техники безопасности в школьной лаборатории. Наставниками, по словам Майи Гичгелдиевой, обычно становились молодые ребята, которые хотели, чтобы школьники увлеклись их предметом; умудренные опытом учительницы из малых городов и деревень, которые всерьез отнеслись к выполнению госзадания по проектной работе школьников; руководители кружков и даже активные родители. Кроме того, требовалась понятная методика экспериментов и коробочки с реактивами и инструментами. Методика, кстати, прошла экспертизу в новосибирском «Векторе».

В первый год в проекте участвовали 40 команд из Новосибирской области, в 2021-м заявки подали уже сотни команд со всей страны — франшиза заработала. «Поначалу мы набивали шишки. Объясняли ученым, зачем возиться со школьниками, — говорит Сергей Седых. — Что тогда получается научная польза и какие-то деньги ученым, а учителям и школьникам все достается бесплатно. Все выполняют показатели, и все в плюсе. Делиться знаниями — отличная идея, ведь и у тебя в голове не убывает».

«Школьники, отработавшие цикл охоты за микробами, часто говорят: “Мы раньше думали, что почва — это грязная хрень, в которой растут грязные корни грязных растений. А сейчас мы знаем, что там полезные бактерии, которые приносят пользу растениям, благодаря им мы можем питаться и вообще жить на этой планете. Бактерии хорошие, выливать хлорку на них не надо. Руки мыть мылом с антибиотиками не стоит — нужно жить в симбиозе с природой”», — вспоминает Седых.

Сейчас в новосибирском фонде «Образование» кроме «Охотников за микробами» действует 14 тематических направлений. «У нас есть проект по органической химии, в котором школьники из 15 регионов выделяют полезные вещества, витамин Е и другие компоненты для БАДов, — делится Майя Гичгелдиева. — Есть проект по археологии с “Иннопрактикой” и Институтом этнологии и этнографии СО РАН, в котором участвуют группы из Ингушетии и Хакасии. Ребята обнаружили самые ранние пересечения древних хакасов с Китаем. Есть проект по гидропонике: школьники выращивают разные растения, от микрозелени до более объемных посадок, строят технологические карты, изучают необходимые параметры — освещение, влажность. В проекте по квантовой физике знакомятся с возможностями защищенной квантовой связи, пытаются разрабатывать новые протоколы для квантового компьютера. Среди гуманитарных проектов — “Семейная реликвия и культурно-историческая память”, проводимый в сотрудничестве с Санкт-Петербургским университетом: здесь ребята описывают семейные реликвии, берут интервью у бабушек и дедушек — получается потрясающий материал».

Говоря о проблемах и трудностях, Майя Гичгелдиева удивляется, что власти ряда регионов не спешат оповещать школы о множестве новых возможностей. В том числе о том, что ученики действительно способны помочь реальным ученым, а их проектная работа может стать не формальной данью административной моде, а настоящим приключением.

Фото: из личного архива Сергея Седых, TASS

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Склады с собственным лицом Склады с собственным лицом

Кастомизация — один из главных трендов рынка складов

Эксперт
Потеря контакта. Адгезия в биологии рака Потеря контакта. Адгезия в биологии рака

В онкологии есть целый арсенал средств борьбы со злокачественными заболеваниями

Наука и жизнь
Экологичные полимеры будущего Экологичные полимеры будущего

Российские ученые предлагают решения в создании новых биоразлагаемых материалов

Эксперт
Покупка подержанного Nissan X-Trail (Т32) Покупка подержанного Nissan X-Trail (Т32)

Автомобиль, который в буквальном смысле возродил Nissan

4x4 Club
Целевая модель государственных закупок Целевая модель государственных закупок

Почти половина торгов по государственным закупкам признается несостоявшимися

Эксперт
Нашей лепки Нашей лепки

Пельмени – визитная карточка русской кухни

Лиза
Арабская ночь Арабская ночь

Как устроена финансовая система ОАЭ

Forbes
Тест-драйв Haval Dargo-X: а сразу так нельзя было? Тест-драйв Haval Dargo-X: а сразу так нельзя было?

Haval Dargo-X: какой получилась спецверсия кроссовера?

ТехИнсайдер
Сравнение, обесценивание и критика: как зарождается и проявляется нарциссизм. Разбор от психолога Сравнение, обесценивание и критика: как зарождается и проявляется нарциссизм. Разбор от психолога

Как зарождается нарциссизм и почему он мешает строить личную жизнь?

Psychologies
Из боинга 737 сделали люкс-виллу. Стоимость аренды не бюджетная! Из боинга 737 сделали люкс-виллу. Стоимость аренды не бюджетная!

Вилла, которая позволит наслаждаться видом из иллюминатора

ТехИнсайдер
«Не давайте отношениям с абьюзером второго шанса»: история одного расставания, рассказанная год спустя «Не давайте отношениям с абьюзером второго шанса»: история одного расставания, рассказанная год спустя

Если мы прощаем абьюзера, то даем второй шанс продолжению насилия

Psychologies
Лучше бы в офис ходили: знаменитости, которые пожалели, что прославились Лучше бы в офис ходили: знаменитости, которые пожалели, что прославились

Сначала артисты и певцы мечтают о славе, а потом не знают, куда от нее деться

VOICE
Когда железный конь обгоняет рынок Когда железный конь обгоняет рынок

Как Grunwald растет на фоне санкций и падения рынка

Эксперт
В новых реалиях В новых реалиях

Можно ли сегодня покупать и брать в чартер яхты в России и за её пределами?

Robb Report
Дважды король Румынии Дважды король Румынии

Как Михай дважды побывал королём Румынии

Дилетант
Горячий прием: 10 самых теплых городов России Горячий прием: 10 самых теплых городов России

За мягким климатом стоит отправиться в южные регионы страны

Вокруг света
Анастасия Стоцкая: «Сцена лечит душу не только актёра, но и зрителей» Анастасия Стоцкая: «Сцена лечит душу не только актёра, но и зрителей»

Анастасия Стоцкая рассказала о секретах здоровья, молодости и о воспитании детей

Здоровье
На первый взгляд. BMW X6 2024 модельного года На первый взгляд. BMW X6 2024 модельного года

BMW X6 – оригинальное спортивное купе

4x4 Club
Команда Команда

Ушедший год для молодых артистов выдался более чем насыщенным

OK!
Как вьетнамский беженец Дэвид Тран стал миллиардером благодаря острому соусу Как вьетнамский беженец Дэвид Тран стал миллиардером благодаря острому соусу

Как Дэвид Тран превратил производство соуса шрирача в многомиллиардный бизнес

Forbes
Дремлющие драконы Дремлющие драконы

Супервулканы спят десятки тысяч лет, а проснувшись, засыпают пеплом континенты

Вокруг света
«Салюты на той стороне»: подростковая драма на фоне катастрофы «Салюты на той стороне»: подростковая драма на фоне катастрофы

Отрывок из книги Александры Шалашовой «Салюты на той стороне»

Forbes
Парижанки уже не ориентир: на кого теперь равняются девушки с чувством стиля Парижанки уже не ориентир: на кого теперь равняются девушки с чувством стиля

Трендсеттеры нового поколения постепенно перебираются в Копенгаген

VOICE
Грабли-бумс Грабли-бумс

Что заставляет нас идти проторенными тропами в отношениях?

Лиза
Расставили нейросети: поработит ли нас искусственный интеллект Расставили нейросети: поработит ли нас искусственный интеллект

История взаимоотношений "человек — машина" с 1800-х по настоящее время

Правила жизни
«Магнит» вырастил вешенку «Магнит» вырастил вешенку

«Магнит» запустил крупнейший в стране центр по выращиванию вешенок

Агроинвестор
Лечение без рецепта Лечение без рецепта

Может ли визуализация (представление чего-либо) влиять на наше самочувствие?

Добрые советы
Как запрещено одеваться невысоким девушкам: учимся на ошибках звезд Как запрещено одеваться невысоким девушкам: учимся на ошибках звезд

Подборка трендов, которые не стоит повторять за любимыми звездными дюймовочками!

VOICE
«За личность свою я не боюсь»: чему русские художники учились за границей «За личность свою я не боюсь»: чему русские художники учились за границей

Кто из русских мастеров выставлялся в парижском Салоне?

Forbes
Владимир Меньшов: что осталось за кадром фильмов «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби» Владимир Меньшов: что осталось за кадром фильмов «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби»

И я тоже довольно быстро оказался в изоляции после «Москва слезам не верит»

Караван историй
Открыть в приложении