Наш вклад в глобальное охлаждение
Российские компании отвоевали заметную долю на мировом рынке охлаждающих систем для электронной техники, построенных на принципах термоэлектричества. Но конкуренция растет, и для них становится все важнее наш рынок, где их продукция не востребована из-за отсутствия массового производства электроники
Компания РМТ называет себя нишевым игроком на рынке термоэлектрических микромодулей. Тем не менее она сумела занять заметную позицию в своем секторе: по оценкам компании, ее доля здесь доходит до 20% мирового рынка. РМТ экспортирует 95% своей продукции в США, Европу, Юго-Восточную Азию. Объем рынка, на котором работает компания, ее гендиректор Марат Набиуллин оценивает в 70–80 млн долларов. По итогам 2018 года РМТ стала первой в рейтинге российских высокотехнологических быстроразвивающихся компаний «ТехУспех» в номинации «Самая высокая доля экспорта в обороте». Основные конкуренты РМТ — японские и американские компании: японская KELK, японо-китайская Ferrotec Nord Corporation, американские Phononic и II-VI Incorporated.
«В одного из наших американских конкурентов венчурные фонды инвестировали уже 140 миллионов долларов, чтобы создать компанию, которая конкурирует с нами, но при этом они менее успешны, чем мы», — говорит г-н Набиуллин.
В РМТ в 2011 году «Роснано» и фонд венчурных инвестиций «С-групп венчурс» вложили по 150 млн рублей, а затем «Роснано» постоянно кредитовала компанию (общий бюджет проекта, как указано на сайте «Роснано», — 800 млн рублей). РМТ появилась на свет еще в 1991 году. Как рассказывал в 2011 году журналу «Русский репортер» основатель бизнеса Геннадий Громов, ученый-лазерщик: «Промышленность тогда уже умирала. Мы просто скупали старые запасы полупроводников и продавали американцам. Уже тогда было ясно, что эта тема скоро себя изживет. Ну нельзя сырьем торговать! Хотелось что-то свое производить». В 1994 году они начали разрабатывать термоохладители.
Первые в термоэлектричестве
Отталкиваться было от чего. В России еще с 1950–1960-х годов существовала сильная инженерная школа в области термоэлектричества, иначе говоря, процессов преобразования электрической энергии в тепловую, и наоборот. Российские физики сумели применить на практике эффект Пельтье, названный по имени французского физика. Экспериментальным путем он установил, что если пропустить электрический ток через пластину, которая состоит из двух соприкасающихся полупроводников, то одна сторона пластины нагревается, а другая охлаждается. По принципу Пельтье и работают современные термоохладители. Но с тех пор в термоэлектричестве сильно продвинулись японцы и американцы, заняв лидирующие позиции.
Как рассказывают в компании НПО «Кристалл» (тоже производит термоэлектрические модули), в конечных изделиях часто используются термоэлектрические сборки, в которых модули выстраиваются в каскад, что позволяет получать перепад температуры до 100 °C. Преимуществ у термоохлаждающих модулей немало. Это компактные, достаточно легкие и хорошо масштабируемые устройства без движущихся деталей, позволяющие поддерживать оптимальную для приборов температуру. И пока не изобретен идеальный проводник, который не будет нагреваться, останется актуальной потребность в охлаждающих термомодулях.
«Этот рынок растет, — говорит Иван Покровский, исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники. — Проблемы теплоотвода лимитируют развитие высокопроизводительных вычислений, возникает спрос на распределенные системы охлаждения на основе термоэлектрических модулей».
По словам Александра Корякина, гендиректора НПО «Кристалл», новые применения возникают практически ежедневно. Это связано с непрерывным ростом в таких отраслях, как медицинское аналитическое и диагностическое оборудование, косметологическое оборудование, биотехнологии, телеком.
Рынок термомодулей можно условно разделить на два сегмента. Первый — это мощные термоэлектрические модули с крупными габаритами, самый распространенный имеет размеры 40 на 40 мм. Они имеют большие мощности охлаждения, от десятков до сотен ватт, и используются в больших охлаждающих системах в промышленности и в бытовой технике: например, в офисных кулерах, автохолодильниках, в компьютерной технике. Второй сегмент — миниатюрные модули, которые используются для охлаждения микрообъектов, а также для глубокого охлаждения за счет многокаскадных конструкций. Они применяются в оптоэлектронике, лазерной технике, микроэлектронике.
«С нами стали считаться на рынке с 2011 года, когда к нам пришли внешние инвесторы», — говорит Василий Володин, технический директор и миноритарный акционер РМТ. В 2015 году на место гендиректора вместо Геннадия Громова (сейчас он миноритарный акционер) пришел Марат Набиуллин — назначенец из инвесторов. Он во многом перестроил работу компании.
С 2015 года компания, например, отказалась от дилерской сети — это стало невыгодным. У РМТ увеличилось количество сотрудников, со 140 до 250 человек. Компания создала свой центр исследований и разработок, по итогам работы которого сделано несколько заявок на патенты. Сейчас, например, РМТ разрабатывает охладители для лидаров — лазерных локаторов, которые используются в беспилотных автомобилях.
Такое разное термоэлектричество
На российском рынке РМТ стоит несколько особняком, так как специализируется именно на микромодулях. Но это не значит, что нет других крупных участников рынка термоэлектричества: по мнению Ивана Андриевского, председателя совета директоров инжиниринговой компании «2К», кроме РМТ это прежде всего компании «Криотерм» (Санкт-Петербург) и НПО «Кристалл» (Москва). Можно также выделить компании «Риф» (Воронеж), «Термоинтех» (Зеленоград), «Смарттермоэлектрик» из Калуги. Все они имеют отличную от РМТ специализацию. «Криотерм», наиболее крупная из всех, например, в большей степени занимается термоэлектрической генерацией — когда тепловая энергия преобразуется в электрическую.
По словам гендиректора НПО «Кристалл» Александра Корякина, компания выпускает практически все виды модулей: обычные однокаскадные модули, мощные модули повышенной холодопроизводительности, многокаскадные модули для повышенных перепадов температуры, микромодули: «У нас много уникальных моделей, разработанных под конкретные требования заказчика, в том числе микромодули. В основном наши модули используются в промышленном и медицинском оборудовании, телекоме и ряде других применений». Если модули РМТ применяются в телекоме в оптических устройствах, то продукция «Кристалла» — при охлаждении и нагреве шкафов/отсеков с электроникой и системами резервного питания, где нужно «снимать» достаточно много тепла.
Основа модулей — термоэлектрический материал (полупроводниковый материал на основе теллурида висмута). Способом его производства в совершенстве владеет лишь несколько компаний в мире — в их числе и НПО «Кристалл», и РМТ. «Наши устройства создаются на основе субмикронных наноразмерных порошков», — уточняет Василий Володин. Имея высокоточное производство и потребность в сырье высокой степени очистки, компания вынуждена закупать и теллурид висмута, и керамические подложки для термоэлементов за рубежом, преимущественно в Японии. В России материалы с достаточно высокой степенью очистки стоят дороже.
Гораздо важнее затраты на персонал: только за последний год зарплаты нужных РМТ технических специалистов выросли на 10–15%. Как констатирует г-н Набиуллин, молодых «технарей» с хорошим образованием становится все меньше, и они хотят все больше денег.
Основной рынок РМТ — телекоммуникационный — сейчас на взлете. Недавно компания стала одним из основных поставщиков для компаний, внедряющих сети 5G в Южной Корее, на очереди тот же процесс в Китае. Всего РМТ выпускает 140–150 тыс. модулей разных типов в месяц, достигая в год выручки от 10 до 13 млн долларов. До 2015 года, по словам Марата Набиуллина, выручка не превышала 4,5–5 млн долларов. При этом компания почти не зарабатывала. «С 2015 года у нас хорошая прибыль, и мы много реинвестируем, — утверждает Марат Набиуллин. — В прошлом году заработали около 200 миллионов рублей, в этом будет от 100 до 120 миллионов, а до этого было и 180. Инвестиционная программа на этот год — 80 миллионов рублей. И это именно наши деньги».
«Но мы знаем, что в 2022–2023 годах спрос может сильно упасть, и нам нужно быть к этому готовыми», — отмечает г-н Набиуллин. «Разгоняться» не дает и сильная конкуренция на международном рынке. Причем нельзя сказать, что РМТ конкурирует именно в ценовом поле: по словам Марата Набиуллина, на этом рынке главное все-таки качество. Модули РМТ в среднем на 10% дороже, чем у многих международных конкурентов.
К сожалению, российские микромодули не выигрывают абсолютно по всем параметрам у американских или японских. «Компания KELK, которая раньше входила в Komatsu, была мировым лидером уже тогда, когда РМТ состояла из пяти человек, — объясняет Василий Володин. — Они настолько эффективны и технологичны, что мы пока до их уровня недотягиваем: они продают свои устройства дороже. У японцев своя запатентованная технология. Мы разрабатываем новейшие технологии производства термоэлектрического материала, но по свойствам, по энергетической эффективности наши холодильники на десять процентов хуже». Это выражается прежде всего в более высоком энергопотреблении российских термоохладителей. Мощнейшую конкуренцию создают также американцы. В 2014 году была создана компания Phononic, которая закупила автоматизированные швейцарские линии и стала выигрывать за счет более низкой себестоимости. У РМТ пока нет автоматизированных линий — это только в планах, под такой проект понадобится отдельное финансирование. «Мы хотим выйти на рынки, где потребление модулей исчисляется миллионами штук в год, — говорит Марат Набиуллин. — Тогда уже без автоматизации невозможно обойтись. Но мы оставим и традиционный уклад, просто добавим новое направление».
«Вывод нового продукта, даже с наилучшими технико-экономическими параметрами, становится все труднее из-за боязни потенциальных заказчиков развивать долгосрочные проекты, — говорит г-н Корякин. — Страхи связаны с геополитикой и текущей санкционной ситуацией. Невозможность предугадать риски, связанные с возможным дальнейшим давлением на Россию, — главный отпугивающий фактор для потенциальных зарубежных партнеров».
Марат Набиуллин далек от того, чтобы паниковать из-за политических передряг: «Я обучался в западной бизнес-школе, и нам всегда говорили, что экономика становится все более глобальной. Но сейчас мы видим стремительную регионализацию рынков, и у нас появляются некоторые преимущества. Например, мы стали более успешными на китайском рынке, ведь Китай ведет с США торговую войну. Что касается американского рынка, то там бизнес крайне децентрализован, поэтому если вы просто работаете на своем уровне, а не делаете что-то на государственном, то ваша задача всего лишь поставлять вовремя качественный товар».
Россия пока слишком холодная
Что касается внутреннего рынка, то спрос на термоохладители в России довольно низкий. «Это тормозит и производство, и расширение рынка, — утверждает Иван Андриевский. — Что неудивительно, поскольку ТЭМ нужны в высокотехнологичных отраслях, а с их развитием в России большие проблемы, особенно в последние годы». Александр Корякин отмечает, что интерес к модулям на российском рынке непрерывно увеличивается, но объемы продаж на внутреннем и внешнем рынках пока несопоставимы. А вот в области термоэлектрических агрегатов на базе модулей, которые также производит НПО «Кристалл», в последний год резко вырос спрос со стороны предприятий тяжелой металлургии. Но выручка от продажи агрегатов у компании меньше, чем от модулей. Кстати в средней полосе климат далек от теплого, так что тепла требуется отводить меньше.
В дальнейшем, предполагает Александрт Корякин, большой спрос в России на термоэлектрические сборки может инициировать строительство сетей 5G, но здесь он опасается агрессивной экспансии на российский рынок китайских компаний.
Олег Сердечников
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl