Промышленный потенциал Самарской области обеспечивает региону перспективы

ЭкспертБизнес

На прочном базисе

Промышленный потенциал Самарской области обеспечивает региону перспективу для экономического и социального развития

Николай Ульянов

С помощью ракеты-носителя «Союз-2.1б» РКЦ «Прогресс» на орбиты выведены 574 космических аппарата. Фото: TASS

Самарская область — регион с диверсифицированной экономикой, с уклоном в доминирование высокотехнологичных обрабатывающих производств. Именно в этом секторе занято наибольшее число работников, на него приходится самая большая доля в ВРП. Здесь развиты сельское хозяйство, машиностроение, в том числе автомобиле- и авиастроение, двигателестроение, нефтяная и химическая промышленность, цветная металлургия. На территории действуют известные всей стране предприятия — АвтоВАЗ, «Тольяттиазот», «ОДК-Кузнецов», «Тяжмаш», «Авиакор» — авиационный завод, «РКЦ-Прогресс» и другие. Самара носит неофициальное звание космической столицы России: именно здесь в середине прошлого века была изготовлена ракета, на которой первым в мире отправился в космос Юрий Гагарин, и с тех пор все пилотируемые корабли выходят на орбиту с помощью ракет-носителей самарского производства. Впрочем, и лунная миссия — автоматическая станция «Луна25» — была отправлена на спутник Земли посредством ракеты-носителя «Союз-2.1б» самарского производства.

Индустриальный потенциал региона подкреплен серьезной научнообразовательной базой. В регионе действует самый крупный из 15 созданных в России по указу президента научнообразовательных центров мирового уровня (НОЦ) «Инженерия будущего», объединяющий ученых и производственников с целью создания конкурентных, востребованных продуктов и технологий. В НОЦ входит около 30 вузов, восемь научных организаций и более 30 индустриальных партнеров.

Самарская область — один из тех российских регионов, которые попадают в число бенефициаров сложившейся геополитической ситуации. Развитая промышленность, эффективное сельское хозяйство и серьезный научный потенциал региона позволяют ему быть среди тех, кто загружается заказами на производство востребованной из-за сокращения или исчезновения импорта продукцией. И это не говоря о заказах для предприятий оборонно-промышленного комплекса.

За последние годы регион существенно улучшил свое реноме в глазах инвесторов, поднявшись за последние пять лет в национальном рейтинге инвестиционного климата (АСИ) с 65-й позиции в 2017 году до девятого места в 2022-м. В рейтинге АСИ по направлению «Инфраструктура и ресурсы» Самарская область вошла в топ-5 российских регионов.

Есть что производить и есть где

Экономика Самарской области на подъеме. Об этом свидетельствуют последние данные Росстата. Так, по итогам первых шести месяцев этого года промышленное производство в области составило 108,3% относительно первого полугодия 2022-го. Это существенно выше, нежели в целом по России: 102,6%.

Два наиболее емких в структуре ВРП региона сектора — добыча полезных ископаемых и обрабатывающая промышленность — показали рост на 9,5 и 10,6% соответственно.

И взятая траектория роста, как представляется, продолжится.

В ОЭЗ «Тольятти» реализуется крупный инвестиционный проект по производству беспилотных авиационных систем (БАС) общей стоимостью порядка 20 млрд рублей. Беспилотные авиационные системы — перспективное направление, поддерживаемое государством. Минпромторг России подготовил проект постановления правительства о предоставлении производителям БАС субсидий на компенсацию части затрат, связанных с предоставлением скидки покупателям их продукции. «За счет этого механизма только в ближайшие три года могут быть обеспечены закупки почти 14 тысяч отечественных БАС на сумму более 4,5 миллиарда рублей», — отметил первый заместитель главы Минпромторга России Василий Осьмаков. Рассчитывать на субсидию смогут те производители, которые получат заключение, подтверждающее выпуск БАС на территории РФ. Ее размер составит до 50% от цены договора реализации беспилотников и до 1 млн рублей на один аппарат.

Помимо выдачи субсидий производителям проект постановления предусматривает и поддержку эксплуатантов БАС самолетного и вертолетного типов. Компенсация в зависимости от типа беспилотника предполагается в размере 95 тыс. рублей за один летный час. Очевидно, что поддержка со стороны правительства будет стимулировать спрос на БАС, которые начнут массово производиться в Самарской области уже в следующем году.

В центре внимания властей находится и автомобилестроение: после ухода из России западных автоконцернов наиболее приемлемый вариант — развивать собственную автомобильную промышленность. Правда, учитывая массовость продукта, на нашем рынке серьезно усилились позиции китайских производителей. И тем не менее АвтоВАЗ после серьезного провала 2022 года наращивает объемы производства, выстраивает систему поставок комплектующих и собирается выходить на новые рынки.

Схожая с автомобилестроением ситуация и в авиастроении. Причем здесь приходится справляться исключительно собственными силами, поскольку страны с развитым авиастроением можно пересчитать по пальцам одной руки, и китайские товарищи в этом случае вряд ли смогут помочь. В июне этого года в Самаре Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») открыла современный центр конструкторских разработок и научных исследований. Объем инвестиций в проект превысил 1,5 млрд рублей. Как сообщается, оснащенный передовой техникой и современной IT-инфраструктурой центр займется разработкой перспективных силовых установок для авиации, космоса и энергетики. Здесь организовано 500 высокотехнологичных рабочих мест для инженеров-конструкторов и работников технических служб. По словам первого заместителя главы госкорпорации «Ростех» Владимира Артякова, создание центра позволит формировать будущее двигателестроения на ближайшие десятилетия, а его оснащение позволит разрабатывать новые газотурбинные двигатели полностью в виртуальной среде с применением цифровых двойников и существенно сократить сроки создания — до четырех-пяти лет.

В свою очередь, генеральный директор ОДК Вадим Бадеха отметил, что «ОДК-Кузнецов — одно из самых высокотехнологичных предприятий страны, имеющее современную производственную базу. В модернизацию мощностей уже инвестировано более 40 млрд рублей, открыты 12 новых объектов, на подходе еще несколько. Новый центр — это современная научно-исследовательская база, которая позволит не только сократить время разработки новых изделий, привлечь молодых специалистов, но и задать качественно новый вектор развитию всей корпорации».

Еще одно предприятие из авиастроительной отрасли, находящееся на территории региона, «Авиакор» представило на международном военно-техническом форуме «Армия-2023» судно-амфибию на воздушной подушке, что позволяет ему перевозить пассажиров в течение всего года, даже в период ледохода и ледостава. Судно способно развивать скорость до 100 км/ч по льду и 80 км/ч по воде.

«Сегодня судно уже прошло опытную эксплуатацию. И я надеюсь, что в 2025 году это судно на воздушной подушке будет запущено в серию на территории Самарской области, конкретно на “Авиакоре”», — заявил губернатор региона Дмитрий Азаров.

По его словам, уже поступили запросы со стороны МЧС, Росгвардии и Минобороны по поводу судна-амфибии. «Но мы видим потенциал использования этого судна на воздушной подушке для гражданских целей, для перевозки пассажиров. Очень востребованное судно, особенно в межсезонье», — отметил Дмитрий Азаров.

В ходе форума глава региона также обсудил возможность возобновления на заводе «Авиакор» выпуска пассажирского самолета. По его словам, есть договоренность о приезде в регион заместителя главы Минпромторга с целью оценки возможности размещения производства.

О каком именно самолете идет речь, Дмитрий Азаров не уточнил. Ранее сообщалось, что на заводе «Авиакор» возможно производство регионального турбовинтового самолета ТВРС-44 «Ладога». Тем более что по контракту с Уральским заводом гражданской авиации «Авиакор» должен изготовить для него четыре фюзеляжа. Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, предполагается, что в 2025 году должно быть выпущено 15 самолетов «Ладога», а начиная с 2025-го — по 25 штук. Всего же к 2030 году должно быть выпущено 140 этих региональных лайнеров (см. «Авиапром берет свое», «Эксперт», № 8 за 2023 год). Кроме того, в 2014–2015 годах обсуждался проект о запуске на самарском заводе производства самолета Ил-114-300. Тогда Минпромторг не поддержал эту инициативу, но сейчас ситуация изменилась, так что не исключено, что этот проект будет реанимирован: стране нужны свои самолеты, и много.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Красота заменит думскроллинг Красота заменит думскроллинг

Как взаимодействие с нейросетями может скрасить ваши будни

ТехИнсайдер
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Лучшие сериалы про маньяков. Часть 2 Лучшие сериалы про маньяков. Часть 2

Еще 13 сериалов для любителей безопасно пощекотать себе нервы

Maxim
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Азиатский переполох и немного Африки: куда уходит бизнес Азиатский переполох и немного Африки: куда уходит бизнес

Российские компании наращивают присутствие в странах Азии и Африки

Эксперт
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Подготовка к зиме: обязательный набор автомобилиста Подготовка к зиме: обязательный набор автомобилиста

Что входит в обязательный набор, который нужно возить с собой в автомобиле зимой

4x4 Club
Найди меня Найди меня

Зачем люди ищут свои корни и почему готовы платить за это огромные деньги

Grazia
Дальнобойщики 2:0 Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдер
Стремящаяся вверх Стремящаяся вверх

Евгения Леонтьева — альпинистка и спортивный фотограф

Отдых в России
Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость» Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость»

Солистка Большого Кристина Кретова и премьер Игорь Цвирко ведут друг друга

VOICE
В погоне за трендами В погоне за трендами

Как следить за всеми модными веяниями и удачно внедрять их в свой гардероб

Лиза
Шоу начинается! Шоу начинается!

Создатели сериала-скандала «Дайте шоу» — о магии кино и борьбу за эмоции зрителя

OK!
Золотой голос Золотой голос

Оперная певица Екатерина Смолина — о непростом творческом пути

Отдых в России
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов

Магма могла стать источником фосфора для возникновения первых живых организмов

Знание – сила
Боязнь чистого листа Боязнь чистого листа

Трансформация из художника в дизайнера: путь Кристиано Гатто

Y Magazine
Живем один джаз Живем один джаз

7 вопросов, из которых Игорь Бутман сложил свою джазовую композицию

Men Today
6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане 6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане

Фильмы и сериалы, которые стоит пересмотреть ради заднего плана

Maxim
Кто качает Кто качает

5 шефов, которые раздают тренды и определяют гастрономические вайбы Петербурга

Собака.ru
Вспомним Энтони Бурдена Вспомним Энтони Бурдена

Гастроэксперт Иван Глушков — о том, что и где есть и пить в Японии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении