Компания SberAutoTech представила прототип беспилотного микроавтобуса

ЭкспертHi-Tech

На кобыле — без узды

Компания SberAutoTech из экосистемы Сбера представила прототип беспилотного микроавтобуса. Это очередной шаг к ее полноценному вторжению на рынок транспортных средств

Александр Астапов

Пассажирский беспилотный транспорт для перевозки четырех–шести человек по закрытым территориям, в обиходе именуемый шаттлами, крайне популярен у стартапов «нового автопрома». И по причине реализуемости: сравнительно низкие (до 50 км/ч) скорости позволяют материализовать уже сегодняшние компетенции в области беспилотности — и ввиду востребованности: технопарками, научными кластерами, да и обычными городами, чье руководство хочет показать миру свою инновационность и стремление к прогрессу.

Не исключение и Россия. Еще четыре года назад научный центр НАМИ демонстрировал свою разработку для КамАЗа, без лишних фантазий так и названную — «Шатл». Чуть позже «Бакулин моторс груп», известная автобусами «Волгабас», показала шаттл «Матрешка», разработанный и построенный в Москве содружеством из нескольких инжиниринговых команд. Разная судьба была у этих проектов: «Шатл» пережил не одну серьезную эволюцию и служит демонстратором беспилотных возможностей КамАЗа, проект же господ Бакулиных завершился финансовым, и не только, скандалом.

И вот еще один торжественный дебют: SberAutoTech (SAT), входящая в экосистему Сбера, показала ходовой прототип шаттла, названного уже с фантазией — «Флип». Иностранцам это слово ни о чем не говорит, а вот те россияне, кому хорошо за сорок (а это и чиновники, и руководство Сбера), хорошо помнят транспортные средства из книг фантаста Кира Булычева — и снятого по одной из них фильма «Гостья из будущего».

Визит минотавров

Мне же, тоже «изрядно за сорок», но антисоветчику с детства, «Флип» больше напоминает объект мира киберпанка, писавшегося, снимавшегося и рисовавшегося за океаном в те же годы, что и советский фильм. Торжественно-мрачный экстерьер машины (намного более компактной, чем «Шатл», «Матрешка» и большинство западных аналогов: длина — 3,62 м, ширина — 1,93 м) — и на контрасте ослепительно белый интерьер с двумя ровными диванами визави. Этакий мини-бункер для управляющих придуманным миром. И тут уже вспоминается фассбиндеровский фильм «Лили Марлен» (тоже хорошо известный жителям СССР восьмидесятых) — точнее, сцена визита главной героини к фюреру. Тяжелый полумрак шпееровской архитектуры — и поток света из открывшейся двери в высокий кабинет.

Но отдадим должное не только чувству юмора, но и здравомыслию «сбертеховцев», ушедших от подражания формам обычного, пилотируемого и более скоростного транспорта. (Да и чувству меры тоже — удержаться от характерных для киберпанк-стилистики килеватых пластин снаружи колес я б точно не смог.) В функционале найденному форм-фактору не откажешь, такие формы безопаснее для пешеходов и велосипедистов, которых на дороге у «Флипа» будет многократно больше, чем на обычных, незакрытых территориях, — а «паразитные» объемы спереди и сзади диванов эффективно используются для узлов и агрегатов машины. И для «киберводителя», и для собственно электромобиля.

Да, перед нами, если выражаться привычным автомобильным языком, супермикроэлектробус. Причем сверхнизкопольный, благодаря чему общая высота сравнительно небольшая и машина не напоминает цилиндр дедушки Форда. Поэтому коммуникации расположены в борту (левому по ходу движения), а батареи, вопреки уже сложившейся традиции, не в полу, а в заднем блоке. И батареи эти не стационарные, а быстросменные, причем не моноблочные (как это принято у электромобильщиков с XIX века), а модульные — несколько блоков-чемоданов весом примерно по десять килограммов каждый на стоянке перегружаются в стационарные зарядные станции. Такая схема апробирована и доведена до совершенства на скутерах и мопедах Gogoro (с поправкой на размеры — у сберовцев блоки вдвое больше и плоские, а не квадратного сечения), охватившей сетью таких станций родной Тайвань, начавшей экспансию в Индию и Китай и подвигшей консорциум из японских и европейских мотогигантов на создание аналогичной системы. Появляются подобные решения и для микротранспорта, а вот наоборот, для транспорта «полноразмерного», такое решение использовано впервые. Наверное потому, что не автоматизируется — более того, требует отдельного грузчика для перетаскивания чемоданов из кассет в зарядный киоск и обратно. Что при наличии флота таких машин, в общем, оправданно. И в любом случае перекрывается плюсами решения, включая меньшую потребность в наличии батарей непосредственно на борту ввиду возможности частой смены — и складирования их в «киосках» для потребления «ночной», более дешевой, электроэнергии.

А в остальном — автоматизация на марше. «Автопилотная» часть команды SberAutoTech — выходцы из «Яндекса», а потому не мудрствуя лукаво они пошли пусть по дорогому, но единственно надежному на сегодняшний день пути: совместили собственные «глаза» машины (лидары, радары и камеры) с привязкой к местности точными картами (напомню, в экосистему Сбера входит 2ГИС). Плюс — взаимодействие с другими «Флипами» и прочими транспортными средствами, имеющими функцию V2X (а внедрение ее на конвейеры — дело ближайших лет). И пусть заявления о пятом уровне автономности машины вызывают улыбку (в теории он подразумевает не только движение без участия человека, но и без привязки к точному позиционированию и точным картам местности с прописанными траекториями), но в реальной функциональности сберовского беспилотника на ограниченных территориях и на относительно малых скоростях повода сомневаться нет. Как минимум в потенциале, по завершении доводочных испытаний.

У воды да не напиться, а потому SAT использовал по максимуму наработки не только 2ГИС, но и других бизнес-единиц «СберТеха». Так, пассажирам «Флипа» доступны и музыка от «СберЗвука», и кино от онлайн-кинотеатра Okko, а доступ пассажиров к машине будет осуществляться через мобильное приложение — и встроенную систему распознавания лиц. Нет сомнений, что и в дальнейшем машина будет обрастать пепяками, фуфыськами и ракушками разработки «СберДевайса», «СберАвто» и других структур Сбера, усиленно конструирующих хард и софт для мира красивых и нарядных.

«Новая роскошь» по-сберавтотеховски: два трехместных дивана без единой лишней детали

Лучший бар в Америке

У рестораторов есть такой термин — фасадное блюдо. То есть пункт в меню, демонстрирующий крутость кухни заведения, на которое гости приводят своих друзей. Скажем, на лучший борщ в Москве. Очевидно, что «Флипу» в планах SAT отведена именно эта роль. Не только демонстратора технологий всего «СберТеха», но и «А, это те, на чьей супербудке мы катались по Сколково».

Но это только «Флип» — первенец новой платформы разработки SAT. В пресс релизе сберовцы намекнули на модульность платформы; мне лишь остается предположить (исходя из «мирового опыта» и расчетов коллег-конкурентов) появление версии для доставки — ведь даже форм-фактор не придется менять, и двери можно оставить теми же, как и в частном случае передвижного бара-автомата, — а также новых, открытых и с иными «выражениями лица» кузовов для обслуживания в курортных зонах. А с упрощенным/удешевленным «автопилотом» — и грузовичков на тричетыре палеты для логистических центров. Тем более что лоббируемые (в том числе сберовцами) и находящиеся в стадии принятия законопроекты многократно расширят возможности использования такого транспорта и в России, и в Европе. А в Штатах и Китае машинам без водителя ездить уже можно, что дает таким машинам шансы на экспансию за океан, благо ни Сбер в целом, ни его структуры в частности пока что не под санкциями.

Что же до возможностей доведения машины до серии — имеем в потенциале вполне рабочую задачу. Что для РФ, что для внешних рынков и местных производств. Напомню, что в распоряжении SAT полноценная, пусть и распределенная (Москва плюс Минск) структура для разработки, доводки и постройки автомобилей. А избыточных мощностей для контрактного производства таких машин в России и Белоруссии хватает. И среди автобусных производств, и по электроприводу, да и по беспилотным узлам и агрегатам тоже найти подрядчиков можно. Под любую серийность — кроме разве что шестизначной, необходимость которой для таких машин не прослеживается ни на каких горизонтах.

Но это перспектива, как и другие транспортные средства и их компоненты разработки SberAutoTech. А день сегодняшний — «новая роскошь» для представления потенциала Сбера членам правительства и им сочувствующим на Петербургском международном экономическом форуме.

Фото: Предоставлено компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Забью заряд я в скутер туго Забью заряд я в скутер туго

Успеет ли Россия запрыгнуть в вагон электромобилизации?

Эксперт
Нумерация страниц в Опен Офис: простая инструкция Нумерация страниц в Опен Офис: простая инструкция

Open Office представляет собой отличный и, главное, бесплатный аналог MS Office

CHIP
Наука зеленого хайпа Наука зеленого хайпа

Нет технологических преград для увеличения доли альтернативной энергетики в мире

Эксперт
4 книги, которые заставят посмотреть на историю России по-новому 4 книги, которые заставят посмотреть на историю России по-новому

Книги, которые проливают свет на темные пятна в истории России

Популярная механика
5 разрушительных моделей поведения нарциссов, психопатов и макиавеллистов 5 разрушительных моделей поведения нарциссов, психопатов и макиавеллистов

Какие закономерности в поведении нарциссов и психопатов выявили психологи?

Psychologies
От велосипеда с ракетным двигателем к бизнесу на $4,1 млрд: история Питера Бека и его космической Rocket Lab От велосипеда с ракетным двигателем к бизнесу на $4,1 млрд: история Питера Бека и его космической Rocket Lab

Питер Бек запускает ракеты в космос и надеется добраться до Венеры и Марса

VC.RU
«Не спи и пой». Ольга Перетятько о новом сольном альбоме «Песни для Майи» «Не спи и пой». Ольга Перетятько о новом сольном альбоме «Песни для Майи»

Ведущее сопрано мира Ольга Перетятько осваивает новый репертуар

СНОБ
Инструкция по осознанной практике: как стать лучшим Инструкция по осознанной практике: как стать лучшим

Все, что вам нужно знать, чтобы улучшить свои результаты в любом деле

VC.RU
Васаби, японский хрен или китайская зелёная горчица Васаби, японский хрен или китайская зелёная горчица

Приправа, о которой многие слышали, но мало кто знает, что это такое

Наука и жизнь
13 фраз, которые могут заставить вас сомневаться в своей адекватности 13 фраз, которые могут заставить вас сомневаться в своей адекватности

Как понять, что за чужой любовью и заботой скрываются манипуляции

Psychologies
Рисовая диета: меню, эффективность, противопоказания Рисовая диета: меню, эффективность, противопоказания

Рисовую диету считают одной из самых эффективных в краткосрочной борьбе с весом

РБК
От зависимости к свободе: как развивается наша личность От зависимости к свободе: как развивается наша личность

Рождаемся мы личностью или становимся?

Psychologies
Изменяют цвет глаз и лишают зрения: чем опасны средства для роста ресниц Изменяют цвет глаз и лишают зрения: чем опасны средства для роста ресниц

Все хотят иметь длинные, пушистые и темные ресницы

Cosmopolitan
История бизнеса, который начался с забавы История бизнеса, который начался с забавы

Как маленький волгоградский бренд вышел на федеральный уровень

Домашний Очаг
6 причин играть или не играть Far Cry 6 6 причин играть или не играть Far Cry 6

Стоит ли Far Cry 6 своих денег?

Maxim
Следы гравитационных волн помогут найти космические струны Следы гравитационных волн помогут найти космические струны

Космос должен быть полон трещин в пространстве-времени

Популярная механика
7 правил выживания. Как вести себя во время вооруженного нападения в школе 7 правил выживания. Как вести себя во время вооруженного нападения в школе

Что делать подростку, если на его школу напали?

СНОБ
5 известных книг, которые писались в годы эпидемий 5 известных книг, которые писались в годы эпидемий

Произведения литературы, которые создавались в самых неподходящих условиях

Культура.РФ
Больше ни ногой! Главные рассадники модной безвкусицы, которых стоит избегать Больше ни ногой! Главные рассадники модной безвкусицы, которых стоит избегать

О трех самых беспощадных рассадниках безвкусицы

Cosmopolitan
«Пытались измениться, но было поздно»: история Converse — производителя обуви для баскетбола, которого поглотила Nike «Пытались измениться, но было поздно»: история Converse — производителя обуви для баскетбола, которого поглотила Nike

Converse пережил несколько банкротств, но продолжает выпускать обувь

VC.RU
У меня больше не было права на ошибку У меня больше не было права на ошибку

Дарья Повереннова дала себе еще один шанс на любовь

Добрые советы
Сделаю это завтра: как бороться с прокрастинацией и управлять ею Сделаю это завтра: как бороться с прокрастинацией и управлять ею

Какова природа прокрастинации и как с ней бороться

Популярная механика
Мама Наоми: как эксцентричная «Черная пантера» остепенилась к 50 годам Мама Наоми: как эксцентричная «Черная пантера» остепенилась к 50 годам

Путь «Черной пантеры» Наоми Кэмпбелл к кардинальным переменам

Cosmopolitan
Российские сериалы 2021 года, которые нельзя пропустить Российские сериалы 2021 года, которые нельзя пропустить

Российские сериалы 2021 года — есть где разгуляться, не «Ефросиньей» единой

Cosmopolitan
Как туннельное мышление мешает нам выбраться из бедности и что такое «саморазрушающееся пророчество» Как туннельное мышление мешает нам выбраться из бедности и что такое «саморазрушающееся пророчество»

Отрывок из книги Дэна Хиза «На шаг впереди»

Inc.
Один день: как мир встречал 9 мая 1945 года Один день: как мир встречал 9 мая 1945 года

7 мая в 2:41 в Реймсе был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии

Esquire
Гендерный сдвиг. Как равноправие полов изменит портрет сексуального преступника Гендерный сдвиг. Как равноправие полов изменит портрет сексуального преступника

К чему приводят гендерные стереотипы, когда речь идет о харассменте

СНОБ
Жизнь коротка. Эссе Пола Грэма о вещах, на которые нужно перестать тратить свое ограниченное время Жизнь коротка. Эссе Пола Грэма о вещах, на которые нужно перестать тратить свое ограниченное время

Действительно ли жизнь коротка, или мы просто жалуемся на ее конечность?

Inc.
Не выходя за рамки Не выходя за рамки

Интерьер отражает сильную личность хозяйки: чёткость, целеустремлённость

Идеи Вашего Дома
Эффект просушки: что происходит с радиоактивной лавой под реактором в Чернобыле Эффект просушки: что происходит с радиоактивной лавой под реактором в Чернобыле

Откуда взялись нейтроны в давно «остывшем» месте катастрофы в Чернобыле

N+1
Открыть в приложении