На кобыле — без узды
Компания SberAutoTech из экосистемы Сбера представила прототип беспилотного микроавтобуса. Это очередной шаг к ее полноценному вторжению на рынок транспортных средств
Пассажирский беспилотный транспорт для перевозки четырех–шести человек по закрытым территориям, в обиходе именуемый шаттлами, крайне популярен у стартапов «нового автопрома». И по причине реализуемости: сравнительно низкие (до 50 км/ч) скорости позволяют материализовать уже сегодняшние компетенции в области беспилотности — и ввиду востребованности: технопарками, научными кластерами, да и обычными городами, чье руководство хочет показать миру свою инновационность и стремление к прогрессу.
Не исключение и Россия. Еще четыре года назад научный центр НАМИ демонстрировал свою разработку для КамАЗа, без лишних фантазий так и названную — «Шатл». Чуть позже «Бакулин моторс груп», известная автобусами «Волгабас», показала шаттл «Матрешка», разработанный и построенный в Москве содружеством из нескольких инжиниринговых команд. Разная судьба была у этих проектов: «Шатл» пережил не одну серьезную эволюцию и служит демонстратором беспилотных возможностей КамАЗа, проект же господ Бакулиных завершился финансовым, и не только, скандалом.
И вот еще один торжественный дебют: SberAutoTech (SAT), входящая в экосистему Сбера, показала ходовой прототип шаттла, названного уже с фантазией — «Флип». Иностранцам это слово ни о чем не говорит, а вот те россияне, кому хорошо за сорок (а это и чиновники, и руководство Сбера), хорошо помнят транспортные средства из книг фантаста Кира Булычева — и снятого по одной из них фильма «Гостья из будущего».
Визит минотавров
Мне же, тоже «изрядно за сорок», но антисоветчику с детства, «Флип» больше напоминает объект мира киберпанка, писавшегося, снимавшегося и рисовавшегося за океаном в те же годы, что и советский фильм. Торжественно-мрачный экстерьер машины (намного более компактной, чем «Шатл», «Матрешка» и большинство западных аналогов: длина — 3,62 м, ширина — 1,93 м) — и на контрасте ослепительно белый интерьер с двумя ровными диванами визави. Этакий мини-бункер для управляющих придуманным миром. И тут уже вспоминается фассбиндеровский фильм «Лили Марлен» (тоже хорошо известный жителям СССР восьмидесятых) — точнее, сцена визита главной героини к фюреру. Тяжелый полумрак шпееровской архитектуры — и поток света из открывшейся двери в высокий кабинет.
Но отдадим должное не только чувству юмора, но и здравомыслию «сбертеховцев», ушедших от подражания формам обычного, пилотируемого и более скоростного транспорта. (Да и чувству меры тоже — удержаться от характерных для киберпанк-стилистики килеватых пластин снаружи колес я б точно не смог.) В функционале найденному форм-фактору не откажешь, такие формы безопаснее для пешеходов и велосипедистов, которых на дороге у «Флипа» будет многократно больше, чем на обычных, незакрытых территориях, — а «паразитные» объемы спереди и сзади диванов эффективно используются для узлов и агрегатов машины. И для «киберводителя», и для собственно электромобиля.
Да, перед нами, если выражаться привычным автомобильным языком, супермикроэлектробус. Причем сверхнизкопольный, благодаря чему общая высота сравнительно небольшая и машина не напоминает цилиндр дедушки Форда. Поэтому коммуникации расположены в борту (левому по ходу движения), а батареи, вопреки уже сложившейся традиции, не в полу, а в заднем блоке. И батареи эти не стационарные, а быстросменные, причем не моноблочные (как это принято у электромобильщиков с XIX века), а модульные — несколько блоков-чемоданов весом примерно по десять килограммов каждый на стоянке перегружаются в стационарные зарядные станции. Такая схема апробирована и доведена до совершенства на скутерах и мопедах Gogoro (с поправкой на размеры — у сберовцев блоки вдвое больше и плоские, а не квадратного сечения), охватившей сетью таких станций родной Тайвань, начавшей экспансию в Индию и Китай и подвигшей консорциум из японских и европейских мотогигантов на создание аналогичной системы. Появляются подобные решения и для микротранспорта, а вот наоборот, для транспорта «полноразмерного», такое решение использовано впервые. Наверное потому, что не автоматизируется — более того, требует отдельного грузчика для перетаскивания чемоданов из кассет в зарядный киоск и обратно. Что при наличии флота таких машин, в общем, оправданно. И в любом случае перекрывается плюсами решения, включая меньшую потребность в наличии батарей непосредственно на борту ввиду возможности частой смены — и складирования их в «киосках» для потребления «ночной», более дешевой, электроэнергии.
А в остальном — автоматизация на марше. «Автопилотная» часть команды SberAutoTech — выходцы из «Яндекса», а потому не мудрствуя лукаво они пошли пусть по дорогому, но единственно надежному на сегодняшний день пути: совместили собственные «глаза» машины (лидары, радары и камеры) с привязкой к местности точными картами (напомню, в экосистему Сбера входит 2ГИС). Плюс — взаимодействие с другими «Флипами» и прочими транспортными средствами, имеющими функцию V2X (а внедрение ее на конвейеры — дело ближайших лет). И пусть заявления о пятом уровне автономности машины вызывают улыбку (в теории он подразумевает не только движение без участия человека, но и без привязки к точному позиционированию и точным картам местности с прописанными траекториями), но в реальной функциональности сберовского беспилотника на ограниченных территориях и на относительно малых скоростях повода сомневаться нет. Как минимум в потенциале, по завершении доводочных испытаний.
У воды да не напиться, а потому SAT использовал по максимуму наработки не только 2ГИС, но и других бизнес-единиц «СберТеха». Так, пассажирам «Флипа» доступны и музыка от «СберЗвука», и кино от онлайн-кинотеатра Okko, а доступ пассажиров к машине будет осуществляться через мобильное приложение — и встроенную систему распознавания лиц. Нет сомнений, что и в дальнейшем машина будет обрастать пепяками, фуфыськами и ракушками разработки «СберДевайса», «СберАвто» и других структур Сбера, усиленно конструирующих хард и софт для мира красивых и нарядных.
Лучший бар в Америке
У рестораторов есть такой термин — фасадное блюдо. То есть пункт в меню, демонстрирующий крутость кухни заведения, на которое гости приводят своих друзей. Скажем, на лучший борщ в Москве. Очевидно, что «Флипу» в планах SAT отведена именно эта роль. Не только демонстратора технологий всего «СберТеха», но и «А, это те, на чьей супербудке мы катались по Сколково».
Но это только «Флип» — первенец новой платформы разработки SAT. В пресс релизе сберовцы намекнули на модульность платформы; мне лишь остается предположить (исходя из «мирового опыта» и расчетов коллег-конкурентов) появление версии для доставки — ведь даже форм-фактор не придется менять, и двери можно оставить теми же, как и в частном случае передвижного бара-автомата, — а также новых, открытых и с иными «выражениями лица» кузовов для обслуживания в курортных зонах. А с упрощенным/удешевленным «автопилотом» — и грузовичков на тричетыре палеты для логистических центров. Тем более что лоббируемые (в том числе сберовцами) и находящиеся в стадии принятия законопроекты многократно расширят возможности использования такого транспорта и в России, и в Европе. А в Штатах и Китае машинам без водителя ездить уже можно, что дает таким машинам шансы на экспансию за океан, благо ни Сбер в целом, ни его структуры в частности пока что не под санкциями.
Что же до возможностей доведения машины до серии — имеем в потенциале вполне рабочую задачу. Что для РФ, что для внешних рынков и местных производств. Напомню, что в распоряжении SAT полноценная, пусть и распределенная (Москва плюс Минск) структура для разработки, доводки и постройки автомобилей. А избыточных мощностей для контрактного производства таких машин в России и Белоруссии хватает. И среди автобусных производств, и по электроприводу, да и по беспилотным узлам и агрегатам тоже найти подрядчиков можно. Под любую серийность — кроме разве что шестизначной, необходимость которой для таких машин не прослеживается ни на каких горизонтах.
Но это перспектива, как и другие транспортные средства и их компоненты разработки SberAutoTech. А день сегодняшний — «новая роскошь» для представления потенциала Сбера членам правительства и им сочувствующим на Петербургском международном экономическом форуме.
Фото: Предоставлено компанией
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl