Компания SberAutoTech представила прототип беспилотного микроавтобуса

ЭкспертHi-Tech

На кобыле — без узды

Компания SberAutoTech из экосистемы Сбера представила прототип беспилотного микроавтобуса. Это очередной шаг к ее полноценному вторжению на рынок транспортных средств

Александр Астапов

Пассажирский беспилотный транспорт для перевозки четырех–шести человек по закрытым территориям, в обиходе именуемый шаттлами, крайне популярен у стартапов «нового автопрома». И по причине реализуемости: сравнительно низкие (до 50 км/ч) скорости позволяют материализовать уже сегодняшние компетенции в области беспилотности — и ввиду востребованности: технопарками, научными кластерами, да и обычными городами, чье руководство хочет показать миру свою инновационность и стремление к прогрессу.

Не исключение и Россия. Еще четыре года назад научный центр НАМИ демонстрировал свою разработку для КамАЗа, без лишних фантазий так и названную — «Шатл». Чуть позже «Бакулин моторс груп», известная автобусами «Волгабас», показала шаттл «Матрешка», разработанный и построенный в Москве содружеством из нескольких инжиниринговых команд. Разная судьба была у этих проектов: «Шатл» пережил не одну серьезную эволюцию и служит демонстратором беспилотных возможностей КамАЗа, проект же господ Бакулиных завершился финансовым, и не только, скандалом.

И вот еще один торжественный дебют: SberAutoTech (SAT), входящая в экосистему Сбера, показала ходовой прототип шаттла, названного уже с фантазией — «Флип». Иностранцам это слово ни о чем не говорит, а вот те россияне, кому хорошо за сорок (а это и чиновники, и руководство Сбера), хорошо помнят транспортные средства из книг фантаста Кира Булычева — и снятого по одной из них фильма «Гостья из будущего».

Визит минотавров

Мне же, тоже «изрядно за сорок», но антисоветчику с детства, «Флип» больше напоминает объект мира киберпанка, писавшегося, снимавшегося и рисовавшегося за океаном в те же годы, что и советский фильм. Торжественно-мрачный экстерьер машины (намного более компактной, чем «Шатл», «Матрешка» и большинство западных аналогов: длина — 3,62 м, ширина — 1,93 м) — и на контрасте ослепительно белый интерьер с двумя ровными диванами визави. Этакий мини-бункер для управляющих придуманным миром. И тут уже вспоминается фассбиндеровский фильм «Лили Марлен» (тоже хорошо известный жителям СССР восьмидесятых) — точнее, сцена визита главной героини к фюреру. Тяжелый полумрак шпееровской архитектуры — и поток света из открывшейся двери в высокий кабинет.

Но отдадим должное не только чувству юмора, но и здравомыслию «сбертеховцев», ушедших от подражания формам обычного, пилотируемого и более скоростного транспорта. (Да и чувству меры тоже — удержаться от характерных для киберпанк-стилистики килеватых пластин снаружи колес я б точно не смог.) В функционале найденному форм-фактору не откажешь, такие формы безопаснее для пешеходов и велосипедистов, которых на дороге у «Флипа» будет многократно больше, чем на обычных, незакрытых территориях, — а «паразитные» объемы спереди и сзади диванов эффективно используются для узлов и агрегатов машины. И для «киберводителя», и для собственно электромобиля.

Да, перед нами, если выражаться привычным автомобильным языком, супермикроэлектробус. Причем сверхнизкопольный, благодаря чему общая высота сравнительно небольшая и машина не напоминает цилиндр дедушки Форда. Поэтому коммуникации расположены в борту (левому по ходу движения), а батареи, вопреки уже сложившейся традиции, не в полу, а в заднем блоке. И батареи эти не стационарные, а быстросменные, причем не моноблочные (как это принято у электромобильщиков с XIX века), а модульные — несколько блоков-чемоданов весом примерно по десять килограммов каждый на стоянке перегружаются в стационарные зарядные станции. Такая схема апробирована и доведена до совершенства на скутерах и мопедах Gogoro (с поправкой на размеры — у сберовцев блоки вдвое больше и плоские, а не квадратного сечения), охватившей сетью таких станций родной Тайвань, начавшей экспансию в Индию и Китай и подвигшей консорциум из японских и европейских мотогигантов на создание аналогичной системы. Появляются подобные решения и для микротранспорта, а вот наоборот, для транспорта «полноразмерного», такое решение использовано впервые. Наверное потому, что не автоматизируется — более того, требует отдельного грузчика для перетаскивания чемоданов из кассет в зарядный киоск и обратно. Что при наличии флота таких машин, в общем, оправданно. И в любом случае перекрывается плюсами решения, включая меньшую потребность в наличии батарей непосредственно на борту ввиду возможности частой смены — и складирования их в «киосках» для потребления «ночной», более дешевой, электроэнергии.

А в остальном — автоматизация на марше. «Автопилотная» часть команды SberAutoTech — выходцы из «Яндекса», а потому не мудрствуя лукаво они пошли пусть по дорогому, но единственно надежному на сегодняшний день пути: совместили собственные «глаза» машины (лидары, радары и камеры) с привязкой к местности точными картами (напомню, в экосистему Сбера входит 2ГИС). Плюс — взаимодействие с другими «Флипами» и прочими транспортными средствами, имеющими функцию V2X (а внедрение ее на конвейеры — дело ближайших лет). И пусть заявления о пятом уровне автономности машины вызывают улыбку (в теории он подразумевает не только движение без участия человека, но и без привязки к точному позиционированию и точным картам местности с прописанными траекториями), но в реальной функциональности сберовского беспилотника на ограниченных территориях и на относительно малых скоростях повода сомневаться нет. Как минимум в потенциале, по завершении доводочных испытаний.

У воды да не напиться, а потому SAT использовал по максимуму наработки не только 2ГИС, но и других бизнес-единиц «СберТеха». Так, пассажирам «Флипа» доступны и музыка от «СберЗвука», и кино от онлайн-кинотеатра Okko, а доступ пассажиров к машине будет осуществляться через мобильное приложение — и встроенную систему распознавания лиц. Нет сомнений, что и в дальнейшем машина будет обрастать пепяками, фуфыськами и ракушками разработки «СберДевайса», «СберАвто» и других структур Сбера, усиленно конструирующих хард и софт для мира красивых и нарядных.

«Новая роскошь» по-сберавтотеховски: два трехместных дивана без единой лишней детали

Лучший бар в Америке

У рестораторов есть такой термин — фасадное блюдо. То есть пункт в меню, демонстрирующий крутость кухни заведения, на которое гости приводят своих друзей. Скажем, на лучший борщ в Москве. Очевидно, что «Флипу» в планах SAT отведена именно эта роль. Не только демонстратора технологий всего «СберТеха», но и «А, это те, на чьей супербудке мы катались по Сколково».

Но это только «Флип» — первенец новой платформы разработки SAT. В пресс релизе сберовцы намекнули на модульность платформы; мне лишь остается предположить (исходя из «мирового опыта» и расчетов коллег-конкурентов) появление версии для доставки — ведь даже форм-фактор не придется менять, и двери можно оставить теми же, как и в частном случае передвижного бара-автомата, — а также новых, открытых и с иными «выражениями лица» кузовов для обслуживания в курортных зонах. А с упрощенным/удешевленным «автопилотом» — и грузовичков на тричетыре палеты для логистических центров. Тем более что лоббируемые (в том числе сберовцами) и находящиеся в стадии принятия законопроекты многократно расширят возможности использования такого транспорта и в России, и в Европе. А в Штатах и Китае машинам без водителя ездить уже можно, что дает таким машинам шансы на экспансию за океан, благо ни Сбер в целом, ни его структуры в частности пока что не под санкциями.

Что же до возможностей доведения машины до серии — имеем в потенциале вполне рабочую задачу. Что для РФ, что для внешних рынков и местных производств. Напомню, что в распоряжении SAT полноценная, пусть и распределенная (Москва плюс Минск) структура для разработки, доводки и постройки автомобилей. А избыточных мощностей для контрактного производства таких машин в России и Белоруссии хватает. И среди автобусных производств, и по электроприводу, да и по беспилотным узлам и агрегатам тоже найти подрядчиков можно. Под любую серийность — кроме разве что шестизначной, необходимость которой для таких машин не прослеживается ни на каких горизонтах.

Но это перспектива, как и другие транспортные средства и их компоненты разработки SberAutoTech. А день сегодняшний — «новая роскошь» для представления потенциала Сбера членам правительства и им сочувствующим на Петербургском международном экономическом форуме.

Фото: Предоставлено компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наши высочества Наши высочества

Интервью с высокими и талантливыми актрисами сериала «Дылды»

Maxim
10 неожиданных современных фильмов о Великой Отечественной и Второй мировой войне — в том числе из Эстонии, Финляндии и Южной Кореи 10 неожиданных современных фильмов о Великой Отечественной и Второй мировой войне — в том числе из Эстонии, Финляндии и Южной Кореи

Современные фильмы о войны, снятые с неожиданных ракурсов

Esquire
Акционеры хотят оплаты медуслуг Акционеры хотят оплаты медуслуг

Европейский медицинский центр объявил о скором выходе на IPO

Эксперт
«Психотерапевт оказывает мне знаки внимания. Как к этому относиться?» «Психотерапевт оказывает мне знаки внимания. Как к этому относиться?»

Где та черта между психотерапевтом и пациентом, которую нельзя переступать?

Psychologies
Холодный пуск Холодный пуск

Автопрому требуется кардинальная перезагрузка

Эксперт
Монстры под кроватью Монстры под кроватью

Как детские страхи управляют нашей жизнью

Лиза
Тасманийские дьяволы начали размножаться после возвращения на материковую Австралию Тасманийские дьяволы начали размножаться после возвращения на материковую Австралию

Впервые за три тысячи лет тасманийские дьяволы начали размножаться в Австралии

N+1
Майе с любовью: какой нам запомнилась императрица русского балета Майе с любовью: какой нам запомнилась императрица русского балета

Балетный критик Лейла Гучмазова вспоминает историю Майи Михайловны

Esquire
Тревожно от новостей? Попробуйте это Тревожно от новостей? Попробуйте это

Сохранить рассудок в новостной ленте и пережить приступы тревожности

VC.RU
Юмор, анекдоты и личный пример: как не отбить у ребенка желание учиться Юмор, анекдоты и личный пример: как не отбить у ребенка желание учиться

Стремление учиться заложено в человека природой, его нужно только сохранить

Популярная механика
Как я перестал волноваться и изобрел водородную бомбу: 100 лет Андрею Сахарову Как я перестал волноваться и изобрел водородную бомбу: 100 лет Андрею Сахарову

Как Андрей Сахаров из физика-теоретика превратился в диссидента и общественника

Cosmopolitan
В порядке вещей В порядке вещей

Дом под Санкт-Петербургом стал территорией технологий и стерильного порядка

AD
Что было не так с волосами Трампа Что было не так с волосами Трампа

Дочь Трампа недавно раскрыла секрет его прически!

Maxim
Глава из романа Элизабет Уэтмор «Валентайн» Глава из романа Элизабет Уэтмор «Валентайн»

Перевод дебютного романа Элизабет Уэтмор «Валентайн»

СНОБ
Секрет 2000-летней липы… Секрет 2000-летней липы…

Дерево может продолжать жить веками, разрастаясь по кругу

Наука и жизнь
Казацкая люлька Тараса Бульбы Казацкая люлька Тараса Бульбы

Какие у казаков бывали курительные трубки и из чего делались

Дилетант
Lean — философия бережливого производства в стартапе Lean — философия бережливого производства в стартапе

Как метод Lean минимизирует потери финансов, времени и ресурсов

Популярная механика
Как плазма проникает сквозь мощные магнитные поля нейтронных звезд Как плазма проникает сквозь мощные магнитные поля нейтронных звезд

Открытие, которое поможет понять поведение плазмы в магнитных полях

Популярная механика
Сюжетные дыры в культовых фильмах и их изящное объяснение Сюжетные дыры в культовых фильмах и их изящное объяснение

Наконец-то станет понятно, почему Фродо не полетел на орлах в Мордор

Maxim
Солнечная миниатюра Солнечная миниатюра

Маленькая студия с оптимистичной стилистикой mid-century modern

Идеи Вашего Дома
Грудь напоказ: пикантные конфузы Шарлиз Терон, Шэрон Стоун и других звезд Грудь напоказ: пикантные конфузы Шарлиз Терон, Шэрон Стоун и других звезд

Голливудские дивы обладают впечатляющими формами

Cosmopolitan
Точность классических часов оказалась прямо пропорциональна темпу производства энтропии Точность классических часов оказалась прямо пропорциональна темпу производства энтропии

Ученые: между точностью измерения времени и энтропией может быть линейная связь

N+1
«Не радость» Байдена: как личные проблемы могут стать общественными «Не радость» Байдена: как личные проблемы могут стать общественными

Джо Байден стал старейшим президентом Штатов за всю историю страны

Naked Science
Не взлетим, так поплаваем Не взлетим, так поплаваем

Пять идеальных маршрутов для яхтенных путешествий в 2021 году

Forbes Life
Поколение TikTok и отношения: чему стоит поучиться у зумеров Поколение TikTok и отношения: чему стоит поучиться у зумеров

Как применить свойственные зумерам навыки в личных отношениях?

Psychologies
Ирина Шихман: «Моя проблема – это я сама» Ирина Шихман: «Моя проблема – это я сама»

«Я Ира, мне 37 лет, и я не хочу детей», – признается автор популярного канала

Psychologies
Что бы такого съесть, чтобы похудеть: 5 рецептов для тех, кто на диете Что бы такого съесть, чтобы похудеть: 5 рецептов для тех, кто на диете

«Красивый пресс создается на кухне, а не в спортзале»

Cosmopolitan
Спорт высоких напряжений Спорт высоких напряжений

Необычные технологии и гаджеты, уже изменившие соревнования

GQ
12 наиболее самых лучших эпизодов «Южного Парка» 12 наиболее самых лучших эпизодов «Южного Парка»

Что именно стоит посмотреть из «Южного Парка»?

Maxim
Девять друзей Девятаева Девять друзей Девятаева

«Девятаев», патриотический блокбастер с человеческим лицом

Weekend
Открыть в приложении