«Мы обогащаем потребительскую корзину китайцев»
О новой импортной политике Китая «Эксперту» рассказал Ли Цзинюань, полномочный министр, советник по торгово-экономическим вопросам посольства КНР в РФ
Правительство КНР недавно объявило курс на расширение импорта, снизило ввозные пошлины на многие товары, в том числе товары народного потребления. Поясните, пожалуйста, цели этой политики.
— В своем вступительном слове на Боаоском азиатском форуме в 2018 году Председатель Си Цзиньпин объявил, что Китай снизит импортные тарифы на некоторые товары. С 1 июля этого года для стран c режимом наибольшего благоприятствования была уменьшена ставка почти на 1500 потребительских товаров, включая одежду и обувь, кухонные и спортивные товары, бытовую технику, продукты водного промысла и пищевые продукты, бытовую химию и косметику и так далее. Конкретную информацию можно найти на официальном сайте правительства Китая. Это снижение тарифов — важная мера в рамках политики снижения налогов, принятой Китаем. Будучи развивающейся страной, Китай, снижая импортные тарифы, с одной стороны, повышает благосостояние своего народа, а с другой — укрепляет и развивает глобальную многостороннюю экономическую систему и вносит свой вклад в развитие мировой экономики. Снижение тарифов важно и с точки зрения все большей открытости Китая, оно демонстрирует тесную интеграцию Китая с мировой экономикой. Политическая и экономическая ситуация в мире сейчас сложная, глобальное экономическое развитие сталкивается с новыми вызовами. Наша цель — придерживаться многосторонности и открытости для внешнего мира. Китай твердо поддерживает глобальную многостороннюю торговую систему и ВТО как ее основу.
— Какие страны являются крупнейшими экспортерами в КНР? Предполагается ли изменение этой структуры?
— Основные источники импорта в Китае — страны ЕС, АСЕАН. Южная Корея, Япония, США и Россия тоже важные торговые партнеры Китая. Китай готов укреплять торговлю с разными странами и регионами мира, импортировать высококачественную продукцию и услуги, правительство страны сократит тарифы, а конкурентоспособные товары и услуги будут, естественно, выделяться среди многочисленных видов продукции и станут объектом интереса потребителей.
Кроме того, в соответствии с инициативой Председателя Си Цзиньпина, обнародованной на саммите международного сотрудничества «Один пояс, один путь» 2017 года, в ноябре в Шанхае состоится первая Китайская международная выставка «Экспо». Это будет выставка, полностью посвященная теме импорта. Ее задача — «покупать по всему миру и продавать всему миру», то есть не только продвигать более качественные товары и услуги на китайский рынок, но и создать международную выставочную площадку, которая предоставит различным странам возможность налаживать сотрудничество.
— Расскажите, пожалуйста, немного подробнее об этой выставке.
— Она пройдет в Шанхае 5–10 ноября, там будут одновременно проводиться три крупных мероприятия. Во-первых, национальная выставка, где страны-участницы продемонстрируют свои достижения в области социально-экономического развития, инвестиционный потенциал и так далее. Во-вторых, корпоративные выставки, где компании со всего мира представят свои лучшие товары и услуги, включая высококачественное оборудование, потребительские товары, автомобили, медицину, продукты питания, услуги в области культуры, искусства, образования, технологий, логистики и так далее. Третье мероприятие — Хунцяоский международный торговый форум, который уделит особое внимание таким вопросам, как «торговля и открытость», «торговля и инновации», «торговля и инвестиции», с упором на стимулирование либерализации торговли и инвестиций, устойчивого развития торговли и инвестиций и строительства открытой мировой экономики. Кроме того, для обеспечения максимального эффекта будет организовано участие полутора миллионов покупателей в ряде мероприятий по содействию торговле.
Уже подтверждено участие в выставке более 2900 предприятий из 130 стран, которые займут 280 тысяч квадратных метров выставочной площади. В дальнейшем импортная «Экспо» будет проходить регулярно, и мы приветствуем внимание к ней российских компаний.
— В 2015–2016 годах российско-китайская торговля переживала спад и депрессию. А как сейчас развиваются торговые отношения между нашими странами?
— Китайско-российская торговля сейчас растет хорошими темпами. По данным таможенной статистики Китая, объем двусторонней торговли в 2017 году достиг 84 миллиарда долларов, увеличившись на 21 процент. Импорт из России в Китай значительно вырос. В 2017 году он составил 41,2 миллиарда долларов, на 27,7 процента больше, чем в 2016 году. За первое полугодие 2018 года двусторонний товарооборот составил 49,2 миллиарда долларов, импорт из России — 26,6 миллиарда, это на 31,6 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Традиционный экспорт российских товаров в Китай неуклонно развивается, значительно выросли объемы поставок сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания, а трансграничные платформы электронной торговли играют все более важную роль. Ожидается, что по мере углубления экономического и торгового сотрудничества между двумя странами двусторонняя торговля между Китаем и Россией, включая экспорт России в Китай, принесет более благоприятные результаты.
— Какие меры поддержки российского экспорта в Китай необходимы, на ваш взгляд, помимо снижения таможенных пошлин? Что уже делается в этом направлении?
— Мы приветствуем конкурентоспособную российскую продукцию на китайском рынке и обогащаем потребительскую корзину китайцев. К счастью, в последние годы китайские потребители все больше открывают для себя российские продукты. Но можно еще лучше раскрыть потенциал российского несырьевого экспорта в Китай, и первая рекомендация — эффективно использовать импортную «Экспо», китайско-российскую «Экспо» и другие платформы для рекламирования товаров Made in Russia. Например, в этом году Россия провела чемпионат мира по футболу, открыв окно для китайских потребителей, позволяющее им лучше понять Россию. Сто тысяч китайцев отправились в Россию, чтобы посмотреть игру, и российское пиво хорошо продавалось на китайском рынке. Китайская импортная «Экспо» — важная мера, направленная на открытие Китаем своего рынка. Китайско-российская выставка тоже хорошая платформа для сотрудничества двух стран. Китай приветствует выход российских товаров и услуг на китайский рынок и надеется, что российские компании будут в полной мере использовать эти платформы.
Второе — следует внедрять все возможные методы сотрудничества, в полной мере использовать B2B, B2C и другие формы трансграничной электронной коммерции для продвижения качественных российских продуктов все большему числу китайских потребителей. Сейчас наши правительства активно работают над устранением торговых барьеров и содействием упрощению процедур торговли. Посольство КНР в России также будет мостом между двумя странами, оказывая поддержку и содействие сотрудничеству наших компаний. И это еще одна из важных целей инициативы «Один пояс, один путь». Я считаю, что совместными усилиями мы сможем добиться еще большего прогресса.
— До сих пор в КНР из России ввозилось главным образом сырье. А какие ожидания связывают китайские потребители с российскими несырьевыми товарами?
— Я считаю, что любой потребитель предпочитает качественные и недорогие товары. Снижение тарифов на некоторые продукты, предпринятое китайским правительством, продиктовано желанием обогатить выбор простых людей и улучшить качество их жизни и уровень счастья. Та российская продукция, которая отличается неповторимыми характеристиками, высоким качеством, сделана с мастерством, несет в себе частицы исторического и культурного наследия, имеет преимущества и незаменима. Мы ожидаем, что за счет продвижения и рекламы она станет знакома большему количеству китайских потребителей.
— Российские предприниматели говорят, что им трудно преодолевать культурные барьеры, проявляющиеся, в частности, в потребительском поведении китайцев. А что говорят китайские бизнесмены по поводу торговли в России — мешает ли им различие культур?
— Экономическая глобализация объединяет все страны. Экономическое и торговое сотрудничество между странами — это взаимное сотрудничество. Существует не только связность производственных мощностей и рынка, но и смешение культуры и ценностей. Мы предлагаем совместную работу по инициативе «Один пояс, один путь» и выступаем за реализацию пяти мер — политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление связей между народами. Эти пять элементов взаимно усиливают друг друга. Различия в истории, культуре и экономическом развитии стран — нормальное явление. Важно иметь возможность искать общий язык, сохраняя различия, чтобы каждая страна встала на путь зажиточности, могущества и процветания. Я считаю, что разные культуры окажут свое положительное влияние на сотрудничество, делая его более разнообразным. Но чтобы достичь взаимовыгодного баланса, компании должны понимать и уважать культуру и привычки друг друга, быть прилежными в обучении и адаптации друг к другу.
— Какие из российских товаров, которые еще не продаются в Китае, вы лично как покупатель хотели бы там видеть?
— При постоянном углублении двусторонних отношений между Китаем и Россией торгово-экономическое сотрудничество становится все более тесным, а общественные обмены идут полным ходом. Осведомленность китайских потребителей в отношении российских брендов углубляется. Когда президент Путин посетил Китай, он подарил российское мороженое и сауну Председателю Си Цзиньпину, что вызвало большой интерес среди китайцев. Российское мороженое, пиво, шоколад, мед, продукты водного промысла и предметы первой необходимости очень популярны на китайском рынке. Я лично глубоко люблю Россию и русских людей, очень интересуюсь русской культурой и искусством. Я надеюсь увидеть на китайском рынке изделия ручной работы, сделанные в России, увидеть больше русских балетов, опер, народных танцев в китайском театре и больше наслаждаться русскими музейными сокровищами на передвижных выставках. Мы верим, что при неустанных усилиях всех сторон уровень торговли товарами и услугами между Китаем и Россией будет продолжать расти, принося больше пользы обоим нашим народам.
Фото Олег Сердечников
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl