В МХТ — премьера спектакля Константина Эрнста и Аллы Сигаловой «XX век. Бал»

ЭкспертКультура

Меньше слов, больше танцев

В МХТ — премьера спектакля Константина Эрнста и Аллы Сигаловой «XX век. Бал»

Вячеслав Суриков

Фото Екатерина Цветкова

Константин Эрнст выступил продюсером спектакля и соавтором инсценировки. Алла Сигалова — второй соавтор инсценировки и режиссер-постановщик. Для одного из главных российских медиаменеджеров это театральный дебют. Он предпочел осуществить его в жанре пластической драмы, который выкристаллизовался на театральной сцене совсем недавно и оказался необычайно востребованным. Алла Сигалова — один из первопроходцев этого жанра. Она выдающийся мастер историй, рассказанных на языке тела. Сигалова необычайно активна в мире медиа. Возможно, именно это и позволило ей стать для Эрнста связующим звеном с миром театра. Если оценивать хореографов по узнаваемости, то в этом отношении ей нет равных. Ко всему прочему, Сигалова — выдающийся педагог. Работает в том числе в Школе-студии МХАТ. Результат ее педагогической деятельности мы как раз и видим: это «XX век. Бал», в котором занято несколько десятков актеров — все они обладают необыкновенной пластической выразительностью.

Спектакль идет почти без слов. И это одно из его несомненных достоинств. В нем всего лишь несколько монологов, а едва ли не единственный эпизод со словами — «А ну-ка, девушки»: воспроизводятся сьемки одноименной программы, которая выбрана как одна из наиболее ярких ассоциаций с периодом семидесятых. В спектакле звучат записи; одна из них — голос Маяковского в эпизоде, посвященном его отношениям с Лилей Брик. Она нужна, чтобы сделать акцент на этом персонаже, чей голос был одним из его самых ярких выразительных средств. Мы видим телевизионные записи, в том числе историческое выступление Бориса Ельцина, когда он заявляет о своем уходе с поста президента. Эта запись, как и запись Владимира Путина, впервые поздравляющего телезрителей с Новым годом, используется как визуальный образ, отделяющий одну эпоху от другой. «XX век. Бал» прежде всего история времени, в котором даже дуэты или сольные выходы воспринимаются не как отдельные номера, а как часть целого. За исключением одного — латиноамериканского танца в необычайно страстном и эффектном исполнении Ирины Пеговой в том самом эпизоде, посвященном программе «А ну-ка, девушки».

Еще один элемент, который позволяет выделить этот спектакль из общего ряда всех остальных, — его оформление. В нем нет привычных декораций. Визуальный образ пространства создается с помощью двух экранов: один за игровым пространством, второй, прозрачный, — перед ним, он позволяет создавать необычные эффекты, например поезда, мчащегося прямо в зрительный зал и символизирующего собой движение времени. «XX век. Бал» — это новый театр: в нем по-прежнему сильны элементы традиционного драматического и пластического спектакля, но в то же время он оказался в состоянии вобрать в себя достижения современных медиа. Можно предположить, что «XX век. Бал» еще и прообраз русского театра будущего, способного создавать спектакли, которые будут востребованы мировой аудиторией. Это полноценная экспортная продукция: она может быть продемонстрирована зрителям всего мира, и в этом случае не возникнет непреодолимого языкового барьера, столь сильно затрудняющего восприятие остальных произведений русского театрального искусства.

Спектакль не рассказывает какую-то тривиальную историю. Здесь нет привычного набора образов, связанных с тем или иным историческим периодом. И в то же время авторы не уходят слишком далеко от общепринятого канона. Начало века — это беспечные русские аристократы в светлых костюмах. Революционный прорыв — матросы в тельняшках и комиссар в кожаной куртке, с маузером в деревянной кобуре. Затем кратковременный разгул нэпманов, быстро усмиряемый чекистами во френчах — за подбор костюмов в спектакле отвечает Александр Васильев. Юноши в белых сорочках и белых же брюках сдержанно танцуют с девушками в белых платьях, а потом разлучаются с ними и надевают защитного цвета гимнастерки. Пятидесятые приходят в образе лихо двигающих ногами стиляг. Шестидесятые — в образе девушки, танцующей под дождем: цитата из «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии. «XX век. Бал» — еще одно доказательство того, что история человечества только в учебнике может быть общей, во всех остальных случаях она исключительно индивидуальна.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Святые угодники Святые угодники

Старейшая школа Санта-Клаусов в мире — в американском штате Мичиган

Вокруг света
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Только не перезванивайте: 5 простых способов, как узнать, кто звонил с неизвестного номера Только не перезванивайте: 5 простых способов, как узнать, кто звонил с неизвестного номера

Как понять, что с незнакомого номера звонит злоумышленник?

ТехИнсайдер
Горький привкус: почему не останавливается отток населения из Нижнего Новгорода Горький привкус: почему не останавливается отток населения из Нижнего Новгорода

Из-за каких причин жители вроде бы процветающего Нижнего покидают город?

Forbes
Про лукавые орхидеи и цветочное царство Про лукавые орхидеи и цветочное царство

Какие уловки придумали растения для привлечения представителей животного царства

Наука и жизнь
Кушать подано! Кушать подано!

Чем кормить птиц и белок зимой

Лиза
От мегалодона до мамонта: что, если бы животные эпохи плейстоцена дожили до наших дней От мегалодона до мамонта: что, если бы животные эпохи плейстоцена дожили до наших дней

Каким бы был мир, если бы гигантские грызуны и акулы дожили до наших дней?

ТехИнсайдер
Климат «вышел за флажки» Климат «вышел за флажки»

К чему приведет рост средней глобальной температуры более чем на 1,5 градуса

Монокль
Колбаса и хлеб на ветках: топ необычных деревьев с самыми странными плодами Колбаса и хлеб на ветках: топ необычных деревьев с самыми странными плодами

Могут ли на деревьях расти огурцы?

ТехИнсайдер
Юра Борисов номинирован на «Оскар»: в чем секрет успеха фильма «Анора» Юра Борисов номинирован на «Оскар»: в чем секрет успеха фильма «Анора»

Почему голливудский фильм «Анора» стал сенсацией в мире кинематографа

Psychologies
Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад

Неожиданные факты об автокатастрофе, в которой погиб легендарный номер 17

РБК
«Секс за еду»: биолог объяснила, почему женщинам важно, чтобы на первом свидании платил мужчина «Секс за еду»: биолог объяснила, почему женщинам важно, чтобы на первом свидании платил мужчина

Почему людям так важно, кто платит за еду на свидание? Отвечает биолог

Psychologies
Мария Каллас. Обманутые надежды Мария Каллас. Обманутые надежды

У тебя могут быть талант, слава и деньги, но они не сделают тебя счастливой

Караван историй
В гости к нам В гости к нам

10 зарубежных звезд, которые сыграли в советских фильмах

Лиза
Секрет безупречного внешнего вида: 3 устройства, которые избавят вещи от складок Секрет безупречного внешнего вида: 3 устройства, которые избавят вещи от складок

Есть три прибора, которые позволяют убрать складки на одежде без усилий

CHIP
Что такое «синдром ВДА» и с какими проблемами сталкиваются взрослые дети алкоголиков Что такое «синдром ВДА» и с какими проблемами сталкиваются взрослые дети алкоголиков

Какие психологические сложности приходятся решать людям с синдромом ВДА

Forbes
Китайские кинематографисты: Российский кинорынок для нас очень важен Китайские кинематографисты: Российский кинорынок для нас очень важен

Джинг Ху и Диан Сонг — о том, почему Голливуд теряет свои позиции в Поднебесной?

Ведомости
Открыть в приложении