В МХТ — премьера спектакля Константина Эрнста и Аллы Сигаловой «XX век. Бал»

ЭкспертКультура

Меньше слов, больше танцев

В МХТ — премьера спектакля Константина Эрнста и Аллы Сигаловой «XX век. Бал»

Вячеслав Суриков

Фото Екатерина Цветкова

Константин Эрнст выступил продюсером спектакля и соавтором инсценировки. Алла Сигалова — второй соавтор инсценировки и режиссер-постановщик. Для одного из главных российских медиаменеджеров это театральный дебют. Он предпочел осуществить его в жанре пластической драмы, который выкристаллизовался на театральной сцене совсем недавно и оказался необычайно востребованным. Алла Сигалова — один из первопроходцев этого жанра. Она выдающийся мастер историй, рассказанных на языке тела. Сигалова необычайно активна в мире медиа. Возможно, именно это и позволило ей стать для Эрнста связующим звеном с миром театра. Если оценивать хореографов по узнаваемости, то в этом отношении ей нет равных. Ко всему прочему, Сигалова — выдающийся педагог. Работает в том числе в Школе-студии МХАТ. Результат ее педагогической деятельности мы как раз и видим: это «XX век. Бал», в котором занято несколько десятков актеров — все они обладают необыкновенной пластической выразительностью.

Спектакль идет почти без слов. И это одно из его несомненных достоинств. В нем всего лишь несколько монологов, а едва ли не единственный эпизод со словами — «А ну-ка, девушки»: воспроизводятся сьемки одноименной программы, которая выбрана как одна из наиболее ярких ассоциаций с периодом семидесятых. В спектакле звучат записи; одна из них — голос Маяковского в эпизоде, посвященном его отношениям с Лилей Брик. Она нужна, чтобы сделать акцент на этом персонаже, чей голос был одним из его самых ярких выразительных средств. Мы видим телевизионные записи, в том числе историческое выступление Бориса Ельцина, когда он заявляет о своем уходе с поста президента. Эта запись, как и запись Владимира Путина, впервые поздравляющего телезрителей с Новым годом, используется как визуальный образ, отделяющий одну эпоху от другой. «XX век. Бал» прежде всего история времени, в котором даже дуэты или сольные выходы воспринимаются не как отдельные номера, а как часть целого. За исключением одного — латиноамериканского танца в необычайно страстном и эффектном исполнении Ирины Пеговой в том самом эпизоде, посвященном программе «А ну-ка, девушки».

Еще один элемент, который позволяет выделить этот спектакль из общего ряда всех остальных, — его оформление. В нем нет привычных декораций. Визуальный образ пространства создается с помощью двух экранов: один за игровым пространством, второй, прозрачный, — перед ним, он позволяет создавать необычные эффекты, например поезда, мчащегося прямо в зрительный зал и символизирующего собой движение времени. «XX век. Бал» — это новый театр: в нем по-прежнему сильны элементы традиционного драматического и пластического спектакля, но в то же время он оказался в состоянии вобрать в себя достижения современных медиа. Можно предположить, что «XX век. Бал» еще и прообраз русского театра будущего, способного создавать спектакли, которые будут востребованы мировой аудиторией. Это полноценная экспортная продукция: она может быть продемонстрирована зрителям всего мира, и в этом случае не возникнет непреодолимого языкового барьера, столь сильно затрудняющего восприятие остальных произведений русского театрального искусства.

Спектакль не рассказывает какую-то тривиальную историю. Здесь нет привычного набора образов, связанных с тем или иным историческим периодом. И в то же время авторы не уходят слишком далеко от общепринятого канона. Начало века — это беспечные русские аристократы в светлых костюмах. Революционный прорыв — матросы в тельняшках и комиссар в кожаной куртке, с маузером в деревянной кобуре. Затем кратковременный разгул нэпманов, быстро усмиряемый чекистами во френчах — за подбор костюмов в спектакле отвечает Александр Васильев. Юноши в белых сорочках и белых же брюках сдержанно танцуют с девушками в белых платьях, а потом разлучаются с ними и надевают защитного цвета гимнастерки. Пятидесятые приходят в образе лихо двигающих ногами стиляг. Шестидесятые — в образе девушки, танцующей под дождем: цитата из «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии. «XX век. Бал» — еще одно доказательство того, что история человечества только в учебнике может быть общей, во всех остальных случаях она исключительно индивидуальна.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Объелись рекламы Объелись рекламы

Бизнес и доходы «Яндекса» продолжают расти на десятки процентов

Эксперт
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Как выбрать складной стол для пикников: 5 важных правил и еще 5 полезных нюансов Как выбрать складной стол для пикников: 5 важных правил и еще 5 полезных нюансов

Собрали все параметры складных столов для пикников, имеющие значение

ТехИнсайдер
Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

Weekend
Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

N+1
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются 2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются

Зачем нарциссы возвращаются к своим бывшим снова и снова?

Psychologies
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Что лучше, открыть окно или включить кондиционер? Что лучше, открыть окно или включить кондиционер?

Казалось бы, зачем использовать кондиционер, если можно опустить окно...

4x4 Club
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
Константин Чайкин: Дело — время Константин Чайкин: Дело — время

История от создателя самых узнаваемых российских часов нового времени

Maxim
6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону 6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону

Как терять вес, получая удовольствие от процесса?

VOICE
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире

Что раньше строили на месте крупных трагедий в России и мире

СНОБ
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя» Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя»

Футуролог Андрей Михайлов — о влиянии технологий на человеческие привычки

РБК
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Пой, ласточка, пой Пой, ласточка, пой

Какими умениями нужно обладать, чтобы стать оперным певцом

Лиза
Джонсон и Джонсоны Джонсон и Джонсоны

Как семейный бизнес превратился в крупнейшую финансовую корпорацию

Деньги
Психоистория коллекционирования Психоистория коллекционирования

Почему людям разных эпох неизменно нравилось собирать редкие вещи?

Правила жизни
Горничная или кухарка? Определи, какая ты хозяйка! Горничная или кухарка? Определи, какая ты хозяйка!

Сколько существует типов хозяек и чем они отличаются?

VOICE
Mini LED в телевизорах и мониторах: что это за технология и в чем ее преимущества Mini LED в телевизорах и мониторах: что это за технология и в чем ее преимущества

В чем отличия традиционных типов подсветки от Mini LED?

CHIP
Ожирение — не болезнь? Ожирение — не болезнь?

К каким последствиям может привести лишний вес

Караван историй
«АПК Ресурс» зальет поля под рис «АПК Ресурс» зальет поля под рис

Как «АПК Ресурс» планирует засеять рисом 27 тыс. га в Астраханской области

Агроинвестор
Кому точно нельзя делать тату и перманентный макияж: твоя главная памятка перед процедурой Кому точно нельзя делать тату и перманентный макияж: твоя главная памятка перед процедурой

Как не допустить, чтобы бьюти-процедура обернулась для тебя серьезными рисками.

VOICE
Пожалей меня: как отличить нужду в сострадании от манипуляции Пожалей меня: как отличить нужду в сострадании от манипуляции

Когда можно отказать партнеру в помощи и как это сделать, не обидев его?

Psychologies
Оказалось, что у ИИ-моделей есть родной язык: чаще всего это английский Оказалось, что у ИИ-моделей есть родной язык: чаще всего это английский

Имеет ли значение доминирование английского языка для ИИ-моделей?

ТехИнсайдер
Никого не джалло Никого не джалло

«Красные комнаты»: барочный канадский хоррор об убийствах в даркнете

Weekend
Открыть в приложении