В МХТ — премьера спектакля Константина Эрнста и Аллы Сигаловой «XX век. Бал»

ЭкспертКультура

Меньше слов, больше танцев

В МХТ — премьера спектакля Константина Эрнста и Аллы Сигаловой «XX век. Бал»

Вячеслав Суриков

Фото Екатерина Цветкова

Константин Эрнст выступил продюсером спектакля и соавтором инсценировки. Алла Сигалова — второй соавтор инсценировки и режиссер-постановщик. Для одного из главных российских медиаменеджеров это театральный дебют. Он предпочел осуществить его в жанре пластической драмы, который выкристаллизовался на театральной сцене совсем недавно и оказался необычайно востребованным. Алла Сигалова — один из первопроходцев этого жанра. Она выдающийся мастер историй, рассказанных на языке тела. Сигалова необычайно активна в мире медиа. Возможно, именно это и позволило ей стать для Эрнста связующим звеном с миром театра. Если оценивать хореографов по узнаваемости, то в этом отношении ей нет равных. Ко всему прочему, Сигалова — выдающийся педагог. Работает в том числе в Школе-студии МХАТ. Результат ее педагогической деятельности мы как раз и видим: это «XX век. Бал», в котором занято несколько десятков актеров — все они обладают необыкновенной пластической выразительностью.

Спектакль идет почти без слов. И это одно из его несомненных достоинств. В нем всего лишь несколько монологов, а едва ли не единственный эпизод со словами — «А ну-ка, девушки»: воспроизводятся сьемки одноименной программы, которая выбрана как одна из наиболее ярких ассоциаций с периодом семидесятых. В спектакле звучат записи; одна из них — голос Маяковского в эпизоде, посвященном его отношениям с Лилей Брик. Она нужна, чтобы сделать акцент на этом персонаже, чей голос был одним из его самых ярких выразительных средств. Мы видим телевизионные записи, в том числе историческое выступление Бориса Ельцина, когда он заявляет о своем уходе с поста президента. Эта запись, как и запись Владимира Путина, впервые поздравляющего телезрителей с Новым годом, используется как визуальный образ, отделяющий одну эпоху от другой. «XX век. Бал» прежде всего история времени, в котором даже дуэты или сольные выходы воспринимаются не как отдельные номера, а как часть целого. За исключением одного — латиноамериканского танца в необычайно страстном и эффектном исполнении Ирины Пеговой в том самом эпизоде, посвященном программе «А ну-ка, девушки».

Еще один элемент, который позволяет выделить этот спектакль из общего ряда всех остальных, — его оформление. В нем нет привычных декораций. Визуальный образ пространства создается с помощью двух экранов: один за игровым пространством, второй, прозрачный, — перед ним, он позволяет создавать необычные эффекты, например поезда, мчащегося прямо в зрительный зал и символизирующего собой движение времени. «XX век. Бал» — это новый театр: в нем по-прежнему сильны элементы традиционного драматического и пластического спектакля, но в то же время он оказался в состоянии вобрать в себя достижения современных медиа. Можно предположить, что «XX век. Бал» еще и прообраз русского театра будущего, способного создавать спектакли, которые будут востребованы мировой аудиторией. Это полноценная экспортная продукция: она может быть продемонстрирована зрителям всего мира, и в этом случае не возникнет непреодолимого языкового барьера, столь сильно затрудняющего восприятие остальных произведений русского театрального искусства.

Спектакль не рассказывает какую-то тривиальную историю. Здесь нет привычного набора образов, связанных с тем или иным историческим периодом. И в то же время авторы не уходят слишком далеко от общепринятого канона. Начало века — это беспечные русские аристократы в светлых костюмах. Революционный прорыв — матросы в тельняшках и комиссар в кожаной куртке, с маузером в деревянной кобуре. Затем кратковременный разгул нэпманов, быстро усмиряемый чекистами во френчах — за подбор костюмов в спектакле отвечает Александр Васильев. Юноши в белых сорочках и белых же брюках сдержанно танцуют с девушками в белых платьях, а потом разлучаются с ними и надевают защитного цвета гимнастерки. Пятидесятые приходят в образе лихо двигающих ногами стиляг. Шестидесятые — в образе девушки, танцующей под дождем: цитата из «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии. «XX век. Бал» — еще одно доказательство того, что история человечества только в учебнике может быть общей, во всех остальных случаях она исключительно индивидуальна.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рубль не по правилам Рубль не по правилам

В будущем году рубль может стать еще волатильнее и еще слабее

Эксперт
Главное действующее лицо по-прежнему студент Главное действующее лицо по-прежнему студент

Как сохранить творческую атмосферу на факультете?

Знание – сила
«Граф» Пабло Ларраина: что будет, если диктатор окажется бессмертным вампиром «Граф» Пабло Ларраина: что будет, если диктатор окажется бессмертным вампиром

Как история о диктаторе-вампире оказывается менее интересной, чем ожидаешь

Forbes
После символистов: футуризм После символистов: футуризм

Грандиозная языковая революция, совершённая футуристами в русской поэзии

Полка
По наклонной По наклонной

Аэротруба, в которой можно летать в вингсьюте и остаться живым

TechInsider
Надо жить начать обратно: история последнего альбома Nirvana — In Utero Надо жить начать обратно: история последнего альбома Nirvana — In Utero

Рассказываем об альбоме, бесповоротно изменившем рок-музыку

Правила жизни
Перспективы туризма на Чукотке: маршруты, мифы и природа Перспективы туризма на Чукотке: маршруты, мифы и природа

Чукотка активно развивает сферу туризма и восстанавливает турпоток

ФедералПресс
Поезд до подъезда Поезд до подъезда

Будущее железных дорог — в обеспечении «бесшовного» пути до конечной точки

Эксперт
«С женщинами мне как-то проще» «С женщинами мне как-то проще»

Дарья Савельева о своих ролях в двух ярких дебютах 2023 года

Weekend
Гвоздика Гвоздика

В античной медицине её считали средством, укрепляющим желудок и печень

Здоровье
«Боевое НЛП»: как понять, что вас вербуют «Боевое НЛП»: как понять, что вас вербуют

Как распознать методы боевого НЛП

Psychologies
Закрытие сезона Закрытие сезона

Какие ошибки часто совершают дачники в конце сезона и как их исправить

Лиза
Как NFT меняет арт-рынок и выходит в России в легальное поле Как NFT меняет арт-рынок и выходит в России в легальное поле

Как живопись обосновалась в метавселенной и как государство поддерживает NFT

СНОБ
Локомотив российской экономики Локомотив российской экономики

Инвестиционная программа РЖД добавила 1,03% в среднегодовой прирост ВВП страны

Эксперт
Кто и зачем покупает премиальную недвижимость в Москве Кто и зачем покупает премиальную недвижимость в Москве

Почему желающих вложить миллионы в трофейные московские метры по-прежнему много

СНОБ
Решения от UST Inc. конкурируют с Tesla по безопасности Решения от UST Inc. конкурируют с Tesla по безопасности

Какие решения по повышению безопасности беспилотников предлагает UST Inc

ФедералПресс
Феминизм нежного рода Феминизм нежного рода

Татьяна Антошина: перформативная керамика

Weekend
Гениальная экономия: 4 быстрых способа, как заточить одноразовую бритву Гениальная экономия: 4 быстрых способа, как заточить одноразовую бритву

Как заточить одноразовые бритвы 4 простыми методами

TechInsider
Ида Галич и Олег Горчанин Ида Галич и Олег Горчанин

Кажется, профсоюз Иды Галич и Олега Горчанина подарил нам эффектный мейковер

Собака.ru
Стандарты общения Стандарты общения

Как компаниям выстроить коммуникацию с аудиторией

Деньги
Петербург будущего Петербург будущего

Девелопер и миллиардер Игорь Водопьянов — визионер, меценат, пассионарий

Собака.ru
Цифровые улики: как соцсети помогают находить активы и выигрывать суды Цифровые улики: как соцсети помогают находить активы и выигрывать суды

Как социальные сети могут использовать против владельца страницы

Forbes
Особенности туристической подготовки внедорожников Особенности туристической подготовки внедорожников

Что такое комплексная экспедиционная подготовка? Как правильно её провести?

4x4 Club
Джанхотская усадьба братьев Короленко: история и современность Джанхотская усадьба братьев Короленко: история и современность

Джанхотская усадьба братьев Короленко воссоздает дух ушедшей эпохи

Знание – сила
Итак, она была… брюнеткой Итак, она была… брюнеткой

Как отличаются героини эпохальных романов и актрисы, играющие их в экранизациях

Знание – сила
Осень ярко Осень ярко

Эльдар Калимулин — о кино и театре, который, как известно, начинается с вешалки

Men Today
Гендиректор РЭО: когда в России избавятся от свалок Гендиректор РЭО: когда в России избавятся от свалок

Денис Буцаев: о промежуточных результатах реформы отрасли обращения с отходами

ФедералПресс
Седой Адам Драйвер в гонке со смертью: каким получился «Феррари» Майкла Манна Седой Адам Драйвер в гонке со смертью: каким получился «Феррари» Майкла Манна

«Феррари»: каким получился фильм про роковую страсть к гонкам

Forbes
Деревня зовет домой Деревня зовет домой

Чем встречает горожан тверская земля и как найти спасение древним русским храмам

Эксперт
Сахарозаменители Сахарозаменители

Насколько безопасны искусственные подсластители?

Здоровье
Открыть в приложении