Мясо вместо танков
Поставки российской сельскохозяйственной продукции за рубеж уже превысили доход от экспорта оборонно-промышленного комплекса. О том, как Россельхозбанк поддерживает это наступление, рассказывает первый зампред правления банка Ирина Жачкина.
Первый заместитель председателя правления Россельхозбанка Ирина Жачкина рассказала «Эксперту» о поддержке банком экспортной экспансии российских агропроизводителей и повышении инновационного потенциала АПК.
— За прошедшие десятилетия российский агропромышленный комплекс сделал большой шаг вперед, практически полностью заместив импорт в отдельных категориях сельхозпродукции внутренним производством и значительно нарастив экспорт. Ирина Владимировна, как вы можете прокомментировать текущую ситуацию в АПК?
— Мы очень гордимся своим сегментом. Многие годы государство последовательно наращивало поддержку АПК. Это позволило отечественным сельскохозяйственным предприятиям значительно увеличить объемы производства, а по отдельным категориям, как, например, мясо птицы, практически полностью заместить собственной продукцией. Пятнадцать лет назад импорт куриного мяса в Россию превышал миллион тонн в год. Сейчас его производство обеспечивается российскими компаниями. За пять лет активной политики импортозамещения были достигнуты или даже превышены установленные Доктриной продовольственной безопасности целевые показатели по самообеспеченности зерном и зернобобовыми, растительным маслом, сахаром, мясом и мясопродуктами.
Россельхозбанк, как опорный финансовый институт агропромышленного сектора, осознает свою ответственность и строит кредитную политику в соответствии с государственными задачами. Мы находимся в партнерстве с представителями всех бизнес-сегментов продуктовых направлений во всех регионах страны. И мы осуществляем финансирование и обслуживание на всех этапах производственно-сбытовой цепочки АПК. Мы ожидаем, что по итогам 2020 года прирост производства продукции АПК в стране составит до четырех процентов к уровню 2019 года, в то время как в целом по экономике Минэкономразвития России прогнозирует снижение на уровне 3,9 процента.
С момента основания в 2000 году РСХБ поддержал более 5200 инвестиционных проектов в АПК. Сегодня эти компании обеспечивают около 60 процентов всего производства тепличных овощей, 50 процентов всей производимой в стране говядины, 47 процентов молочной продукции и еще 40 процентов всего объема мяса птицы. В прошлом году на финансовую поддержку аграриев банк выделил более 1,3 миллиарда рублей, и по итогам этого года РСХБ сохранит положительную динамику роста объемов кредитования.
Несмотря на резкое усиление межбанковской конкуренции, мы удерживаем лидерство в финансировании сезонных работ — наша доля стабильно выше 70 процентов. За десять месяцев 2020 года на эти цели РСХБ выдано порядка 400 миллиардов рублей, что в том числе обеспечило второй рекордный в истории урожай зерновых и увеличило экспортный потенциал отрасли. Банк способствует не только созданию товарной массы АПК, но и содействует сбалансированному продвижению продукции на рынки, в том числе внешние. На 1 ноября Россельхозбанк прокредитовал экспортно ориентированные компании АПК на 340 миллиардов рублей.
— Сегодня потенциал импортозамещения практически исчерпан. Как действовать компаниям, чтобы обеспечить дальнейший рост?
— Да, по основным, массовым направлениям отечественный АПК самостоятельно удовлетворяет внутренний спрос. При этом все же остаются отдельные направления для дальнейшего импортозамещения: производство молочных продуктов, садоводство, производство томатов, а также нишевые продуктовые группы. Отдельной строкой идет импортозамещение оборудования, техники и технологий, применяемых в современных агропромышленных производствах. Особенно это касается импортного семенного и генетического материала, а также средств защиты растений и ветеринарных препаратов.
— Вы говорите, что экспорт становится новым драйвером роста российского АПК. В каких отраслях и по каким продуктовым категориям он наиболее перспективен?
—Для развития отечественного АПК экспорт означает возможность повысить его доходность и финансовую устойчивость. Поставки российской сельскохозяйственной продукции за рубеж уже превысили доход от экспорта оборонно-промышленного комплекса, в этом году ожидается показатель не менее чем 27 миллиарда долларов, и это не предел. В целом перед аграрно-промышленным комплексом стоит задача ускоренного наращивания экспорта продукции АПК до 45 миллиардов долларов к 2024 году, и она достижима. На примере всего российского агроэкспорта и результатов наших клиентов-экспортеров мы видим, что в условиях пандемии российская сельхозпродукция стала еще более востребованной на мировом рынке. Всего российская сельхозпродукция поставляется в 160 стран мира: больше всего ее закупают в Китае, Турции, Республике Корея, Белоруссии и Египте, а среди наиболее экспортируемых товаров — пшеница, растительные масла, рыба и ракообразные, кукуруза, ячмень, сахар, семена подсолнечника и шоколад. Основными экспортными товарами на сырьевом рынке останутся зерно, рыба, масложировая продукция. Если же говорить про готовую продукцию — большой потенциал у экспорта кондитерских изделий, мяса и молочной продукции.
— Что сегодня делает банк для развития экспорта?
— Объемы финансирования экспортеров продукции АПК за десять месяцев текущего года, как я сказала, составили порядка 340 миллиардов рублей, это больше показателя прошлого года на 82 процента. Портфель кредитов банка экспортно ориентированным компаниям АПК достиг 335 миллиардов рублей, что в полтора раза больше портфеля на начало года. Мы обслуживаем более 1300 экспортно ориентированных компаний АПК, которые обеспечивают 25 процентов всего объема экспорта агропромышленной отрасли.
Накопленная двадцатилетняя экспертиза знаний международного рынка позволяет Россельхозбанку предложить экспортерам технологичные и удобные продукты для удовлетворения потребности в оборотном финансировании и реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
Сейчас работа с экспортерами координируется в режиме «одного окна». Мы охотно делимся с клиентами экспертизой: вся подготовительная работа по внешнеэкономическим сделкам для наших клиентов проводится бесплатно. Совместно с Российским экспортным центром мы запустили программу «Экспортный акселератор», которая ориентирована в первую очередь на поддержку экспортеров АПК в сегменте МСБ и микробизнеса. За первый год программы десятки клиентов банка получили поддержку и смогли заключить первые экспортные контракты. В планах ее дальнейшее расширение.
Банк применяет индивидуальное структурирование сложных международных сделок в классических документарных операциях, а также активно использует новые продукты для экспортеров. В их числе подтверждение и дисконтирование экспортных аккредитивов, рублевое постфинансирование по валютным аккредитивам, валютное покрытие по рублевым аккредитивам и линейка страховых продуктов ЭКСАР.
Стратегия работы банка с финансовыми институтами направлена на существенное расширение лимитного пространства на крупные банки мира. Сегодня объем документарных лимитов превышает 50 миллиардов рублей, в ближайшее время мы планируем вдвое увеличить это значение, что позволит нарастить объемы внешнеторговых операций наших клиентов. Мы также увеличиваем количество иностранных валют для осуществления внешнеэкономической деятельности — сейчас их 17. Участники ВЭД имеют возможность осуществлять расчеты в том числе в экзотических валютах.
— В числе факторов, способных обеспечить конкурентоспособность российского АПК, — инвестиции в инновации. Насколько активно внедряются новые технологии в сельском хозяйстве?
— Разработка новых технологий и новых продуктов позволяет компаниям снизить себестоимость производства, цену готового продукта и даже выйти на новые рынки с низкой конкуренцией. Дальновидные игроки ищут такие «голубые океаны» и готовы в них инвестировать.
Для РСХБ как ключевого инвестиционного банка АПК, финансирующего долгосрочные проекты, важно понимание рисков, сопряженных с инвестициями в новые продукты и технологии, правильная оценка спроса и глобальных трендов, определяющих этот спрос, понимание тех направлений и участков производственной цепочки, где есть высокая маржа. Поэтому мы развиваем свою экспертизу и внимательно следим за рынком технологий.
Одна из крупнейших компаний — производителей мяса бройлеров разработала собственную уникальную технологию производства кормов из подсолнечного шрота. Остальные компании делают шрот из сои, который существенно дороже и в массе своей импортный. По аналогии действуют и в других отраслях. Масложировые компании также ищут способы повысить эффективность— как один из вариантов, через выход на рынок искусственного мяса.
— С крупными игроками понятно. Каковы перспективы внедрения новых технологий в небольших хозяйствах? Можно ли сказать, что пандемия стимулировала фермеров к цифровизации?
— Если крупные производители обладают достаточными ресурсами для внедрения цифровых технологий, то небольшим крестьянско-фермерским хозяйствам в этом отношении сложнее. В числе трудностей, с которыми они чаще всего сталкиваются, поиск кадров, внедрение современных цифровых технологий, получение квалифицированной ветеринарной помощи, а также поиск каналов сбыта сельхозпродукции. Это требует больших инвестиций. Для их решения мы разработали и запустили экосистему «Свое.Фермерство». Ее ключевая задача — IT-трансформация микро-, малых и средних предприятий агросектора. С ее помощью небольшие крестьянские хозяйства могут внедрять именно те агротехнологии, которые им нужны. Это биотехнологии, контроль за поголовьем скота и посевами, телеветеринария, системы прогнозирования, планирования и учета операций в сельском хозяйстве и даже сервис для поиска персонала на селе. Кроме того, аграрии могут самостоятельно предлагать свои товары широкому кругу покупателей при помощи платформы «Свое.Родное», таким образом мы помогаем решить проблему со сбытом продукции. Наши платформы позволяют аграриями автоматизировать целый ряд рутинных процессов и сосредоточить усилия на развитии бизнеса, сделать его более эффективным, а это именно то, что нужно и им, и нам, и всей экономике.
— Если мы говорим о фермерах, как будет меняться доля небольших крестьянско-фермерских хозяйств на рынке и за счет чего?
— Сегодня фермеры производят порядка 14 процентов продукции АПК в стоимостном выражении, и мы ожидаем, что эта доля будет расти: по нашим оценкам, она должна составить порядка 20 процентов. Основными драйверами станут производство зерна, семечки, молочного сырья. В производстве отдельных овощей доля фермеров достигает 40 процентов, причем именно фермеры обеспечивают разнообразие предложения. К тому же это еще и модно. Растет и интерес к фермерским продуктам у людей, которые стремятся вести здоровый и экологичный образ жизни. Многим приятно поддерживать местных производителей. Поэтому на полках супермаркетов будет появляться все больше продуктов от небольших хозяйств.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl