Новые развозные электромобили преобразуют авторынок России

ЭкспертАвто

Курьеров пересадят на «батарейки»

Новые развозные электромобили, появившиеся в России, сыграют важную роль в преобразовании авторынка, расчистив и обустроив площадку для прихода туда старожилов автоиндустрии

Александр Астапов

EVM Pro, на самом деле, не первый и даже не десятый электродоставщик в России. Но однозначно наиболее локализованный из ныне выпускаемых

Транспорт для доставки, наверное, самое перспективное направление «электромобилизации». Хотя бы потому, что достоинства электротяги — а это не только экологичность, но и быстрота запуска, а также несопоставимо больший ресурс при эксплуатации в режиме «мультистоп», чем у ДВС, — именно здесь заметны наилучшим образом. А главный недостаток, высокая стоимость самой машины, пока еще не полностью, но отчасти «отбивается» меньшими эксплуатационными затратами. Что породило и порождает множество «электрофургонных» стартапов по всему миру. Не исключение и Россия. «Эксперт» уже писал о такой технике — например, малого калибра (см., в частности, «Доставь ее нежно», № 10 за 2021 год). Увы, тогдашние надежды не сбылись. Курьерские службы отказались от централизованных закупок техники, оставив право выбора транспорта самим курьерам за свой счет. Последним же часто не по карману даже подержанные скутеры. Сыграли роль и другие факторы, от корпоративной неразберихи в «Сбертехе» до экономических проблем у «Трискутера». В общем, не взлетело — не считая разве что рободоставщиков «Яндекса», кардинально усовершенствованных, но все еще находящихся в экспериментальном режиме. Но неудачи не остановили новых энтузиастов, решивших попытать счастья на рынке.

На своей базе

Очередной дебютант — Kangaroo Electro J2-P из деревни Ивакино Калужской области. Сами варят раму, пространственную конструкцию из труб и открытых профилей, сами красят и собирают, плюс некоторые собственные мелкие усовершенствования. В остальном же это приходящие в виде частичных машинокомплектов китайские микрогрузовички (квадрициклы) Runhorse. Простая стеклопластиковая кабина с «кривой» эргономикой и отоплением и кондиционером за доплату, четырехкиловаттный моторчик прямо на редукторе заднего моста, литий-железо-фосфатная (LiFePO4) батарея безо всякой терморегуляции. Ее 13,6 кВт·ч емкости с запасом хватает летом для курьерских нужд (порядка 160 км при требуемых 120–140 в день), но зимой емкость падает минимум на треть и пробег становится недостаточным. Максимальная скорость — 52 км/ч, что со скрипом, но приемлемо в глубине кварталов, а вот преодолеваемый подъем всего 11 градусов не для всех районов сгодится: на городские эстакады машина может заехать только с разгона и только порожней, без полезной нагрузки в 450 кг. Но еще хуже, что ширина машины — 1345 мм, что уравнивает ее маневренность с обычными автомобилями. Кроме того, как выяснилось, грузовичок имеет ограниченный угол поворота колес, что увеличивает радиус разворота и становится проблемой для маневрирования во дворах.

Примитивную, спроектированную китайской левой ногой и кустарно сделанную машину предлагают по цене от 1,1 млн рублей, а в приемлемой для курьерской работы комплектации — еще на треть дороже. Вызывает сомнения и ресурс машины, вряд ли способной отработать без нареканий требуемые три года ежедневной эксплуатации, в частности ее антикоррозийная защита. Похоже, перед нами еще один блин комом. Впрочем, производитель машины, компания «КонсалтТрансСервис», пока что и не замахивается дальше продаж сотни штук в год. На что указывают и публичные заявления, и техпроцесс, и отсутствие продвижения техники.

Было ваше, стало наше

Не столь безнадежна электро-«Гранта» компании «Немо». Нижегородцы рассчитывают выпускать машины под заказ, малыми партиями в десятки машин, расчетная цена порядка 2 млн рублей. Тоже немало, но машина намного универсальнее. И не потому, что емкость грузового отсека уже 2,5 кубометра, а не 1–2, как у калужского «микроба». Машина годится для поездок по всему городу, а не только внутри района: мощность мотора — 80 кВт, а при емкости литий-полимерных батарей 26 кВт·ч запас хода все те же 140–150 км, и зимой он будет падать минимально благодаря термостатированию. Конструктивно же это грамотно, пусть и опять-таки «в гараже», переделанная под электропривод «Гранта-универсал». Мотор установлен на штатную коробку передач, батареи (три блока) разнесены по всем освободившимся отсекам кузова, почти все компоненты новой «начинки» — китайские, потому с разворачиванием производства у «Немо» не должно возникнуть проблем.

Схожим образом, но уже на базе «УАЗПрофи» и с отечественным электросиловым агрегатом профессионалами из Санкт-Петербургского политеха (хотя ячейки батареи, конечно же, китайские), спроектирован EVM Pro. Еще в феврале компания «Электромобили Мануфэкчуринг Рус», будущий производитель этих машин, немало удивила общественность как заявкой на заключение специнвестконтракта (СПИК), так и слоганом «Первый российский электрогрузомобиль». Утверждение, конечно же, ложное, в том числе и по меркам «калибра» малотоннажных грузовиков, а вот СПИК был подписан. Благодаря чему покупатель сможет возвращать из госбюджета 925 тыс. рублей из 3,5 млн (из них 0,5 за батарею), за которые предлагается электрогрузовик грузоподъемностью в одну тонну и емкостью кузова в 11,6 кубометров, или пять европаллет. Немало, но далекие от технологий массового производства двигатель и силовая электроника, не говоря о батарее, дороги сами по себе. Цена же «нормального», бензинового «УАЗПрофи» с аналогичным кузовом — от 1,7 млн рублей. Покупателю этой машины, как подпадающей под СПИК, также полагаются льготы по автокредитованию или лизингу.

Двигатель мощностью 85 кВт обеспечивает достаточную для города динамику, емкости литий-железо-фосфатной батареи, по словам руководителя компании Ильи Рашкина, будет хватать на 300 км. По его же утверждению, машина на 35–45% дешевле в эксплуатации, чем аналоги с ДВС: 8–9 руб./км против 14–15 «Газели», главной рабочей лошадки в России.

Срок службы же EVM Pro якобы вдвое больше, до семи лет: батарея «выхаживает» 750 тыс. километров (2500 циклов — в общем, достижимо при исключительно «медленной», ночной зарядке), мотор до миллиона километров; правда, Илья умалчивает о куда меньшем ресурсе не самого качественного шасси УАЗа.

В любом случае проверить нет возможности — независимых, а тем более ресурсных тестов машины еще не было, да и сама она только в прототипах. Серийное же производство начнется в сентябре, на территории технополиса «Москва» (к слову, в бывших корпусах завода «Москвич» — «того еще, советского»). С УАЗа будут приходить недоукомплектованные «Профи» без моторов и коробок передач, и на них будут ставить электросиловой агрегат, батарею и другие узлы, включая жидкостный (на дизтопливе) подогрев батареи. Расчетные продажи — до тысячи штук в год, во что даже начинаешь верить, глядя на усилия Ильи по налаживанию контактов с крупным бизнесом. Как ни крути, но эта ниша — тот самый случай, когда предложение пусть не диктует, но формирует спрос.

BrightDrop EV410 — пример современного серийного электрофургона, разработанного «с чистого листа». Малая погрузочная высота, оптимальная развесовка, относительно скромная масса, «мультистопная» эргономика — все для снижения затрат на доставку. «Запад», как видим, уже впереди и нас, и «Востока»

Вот только плодами трудов Ильи и других нынешних электроэнтузиастов — и проторенными дорожками сбыта и эксплуатации, и компонентной инфраструктурой — будут пользоваться другие. В первую очередь корпорации (например, группа ГАЗ — к слову, несколько лет экспериментирующая с электрификацией «Газелей» и не думающая останавливаться), имеющие несопоставимо лучшие компетенции в разработке автомобилей с нуля, с учетом среды обитания, дороги и потребителя, а не приспособления агрегатов, что были под рукой или у китайских ремесленников. И, что не менее важно, отлаженную логистику и производственные процессы. В том числе на автобусных производствах, подходящих для тиражей от тысячи машин. Да и возможности долго жить на низкой марже тоже играют свою роль. Во вторую… тоже корпорации, но ищущие направления диверсификации производств. Если будет рынок хотя бы для десятка тысяч таких машин в год. Теоретически, по разным расчетам, такой рынок давно пятизначный и будет только расти. Подобно американскому и европейскому, где инициатива в заполнении рынка доставочного транспорта уже перешла от стартаперов к концернам. Например, GM, создавшему отдельное подразделение BrightDrop, выпускающее электрофургоны специальной разработки — пока размером с «Газель», но уже готовится экспансия в более компактные «калибры». У нас же курьерские службы дожимают последние соки из миллионного (на конец 2021 года) племени гастарбайтеров на велосипедах и россиян на собственных автомобилях. Да, многие в этих службах понимают скорый кадровый кризис, особенно по «моторизованным» курьерам (их, по разным подсчетам, от 5 до 8%), уже осознавшим нерентабельность такой работы: содержание легкового автомобиля вздорожало едва ли не на треть. Но строить дальние планы менеджеры не спешат. Как не спешат обновлять парк и компании, пользующиеся более крупными средствами доставки.

Но это здесь и сейчас. Пауза не может быть вечной. И, как видим, к ее окончанию некоторые уже готовы.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вино прирастет туристами и автохтонами Вино прирастет туристами и автохтонами

Бурный рост российской винодельческой индустрии сдерживается дефицитом саженцев

Эксперт
У динозавров не было вшей: кем на самом деле оказались «паразиты» Мелового периода У динозавров не было вшей: кем на самом деле оказались «паразиты» Мелового периода

Палеонтологи разобрались в крошечных насекомых, живших 100 миллионов лет назад

Вокруг света
Русская сталь не выдерживает нагрузку Русская сталь не выдерживает нагрузку

Потребители металлопродукции страдают от высоких цен

Эксперт
5 языков любви: за каждым могут скрываться проблемы и недостатки 5 языков любви: за каждым могут скрываться проблемы и недостатки

Темная сторона языков любви

Psychologies
Когда наши поезда поедут еще быстрее Когда наши поезда поедут еще быстрее

Как обеспечить еще более высокую скорость российских поездов?

Эксперт
Найден способ заставить комаров не взрослеть. Зачем это нужно ученым? Найден способ заставить комаров не взрослеть. Зачем это нужно ученым?

Ученые научились оставлять комаров «вечными детьми»

Вокруг света
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Почему распадается брак: 9 глубинных причин Почему распадается брак: 9 глубинных причин

Девять самых частых причин, приводящих к кризису отношений

Psychologies
Букет в цветочном горшке Букет в цветочном горшке

Красивые комнатные растения с недолгим сроком жизни

Наука и жизнь
Как лечатся врачи Как лечатся врачи

Маленькие профессиональные хитрости врачей

Лиза
8 травяных чаев, которые тебя взбодрят 8 травяных чаев, которые тебя взбодрят

Начинать утро с кофе – классика жанра. Но не всем его можно пить

Лиза
8 добрых советов как взять от лета все! 8 добрых советов как взять от лета все!

Попробуй не упустить ни одного теплого дня, ни солнечного настроения

Лиза
Первые соревнования по плаванию проводились в открытом море: 5 шокирующих фактов из истории Олимпийских игр Первые соревнования по плаванию проводились в открытом море: 5 шокирующих фактов из истории Олимпийских игр

Все самое интересное и неизвестное о популярных международных соревнованиях

ТехИнсайдер
Археологи нашли под Анапой редкий перстень с кельтским воином со щитом Археологи нашли под Анапой редкий перстень с кельтским воином со щитом

Археологи представили результаты исследования двух редких металлических перстней

N+1
Как обустроить сад в средиземноморском стиле: 4 идеи от ландшафтного дизайнера Как обустроить сад в средиземноморском стиле: 4 идеи от ландшафтного дизайнера

Как создать на своем участке сад, который будет напоминать о пейзажах Ниццы?

Вокруг света
Черный дым из выхлопной трубы: причины и способы их устранения Черный дым из выхлопной трубы: причины и способы их устранения

О каких «заболеваниях» ДВС свидетельствует черный дым?

РБК
«Она является формой сопротивления катастрофам»: что происходит с модой в кризисах «Она является формой сопротивления катастрофам»: что происходит с модой в кризисах

Чем мода отвечает на тренды и как помогает сопротивляться катастрофам?

Forbes
Властитель «страны грез»: жизнь и таинственная смерть баварского короля Людвига II Властитель «страны грез»: жизнь и таинственная смерть баварского короля Людвига II

Память о Людвиге II не умрет до тех пор, пока в горах будут стоять его замки

Вокруг света
Один большой HDD или два маленьких: что лучше? Один большой HDD или два маленьких: что лучше?

Что лучше – использовать один большой накопитель или два маленьких?

CHIP
Страх и ненависть в вишневом саду Страх и ненависть в вишневом саду

Режиссер Театра на Бронной Микита Ильинчик – о своем причудливом пути

СНОБ
Галактика на ладони: зачем астрономам крупнейшая трехмерная карта Млечного Пути Галактика на ладони: зачем астрономам крупнейшая трехмерная карта Млечного Пути

Эта самая подробная карта Галактики позволит заглянуть в ее прошлое и будущее

Forbes
Ботаники описали первое хищное растение с подземными ловчими кувшинчиками Ботаники описали первое хищное растение с подземными ловчими кувшинчиками

Непентес стыдливый — первое известное хищное растение с подземными кувшинчиками

N+1
«Застывшие чувства превращаются в хроническую боль»: что такое ПТСР и как его лечить «Застывшие чувства превращаются в хроническую боль»: что такое ПТСР и как его лечить

О причинах ПТСР и о том, как его диагностировать и лечить

Forbes
Что такое SMAS-лифтинг и так ли он безопасен Что такое SMAS-лифтинг и так ли он безопасен

SMAS-лифтинг — безопасная альтернатива пластике?

РБК
В римских амфорах нашли остатки белого и красного вина В римских амфорах нашли остатки белого и красного вина

Химики и палеоботаники исследовали содержимое сосудов, найденных у берегов Лацио

N+1
Как формируются привычки и почему с возрастом сложно переучиваться? Как формируются привычки и почему с возрастом сложно переучиваться?

Как формируются привычки, можно ли ими управлять

СНОБ
Опять вляпался: 10 популярных пятен и как их вывести раз и навсегда Опять вляпался: 10 популярных пятен и как их вывести раз и навсегда

На каждое пятно найдется свой антипятин. Изучаем!

ТехИнсайдер
Геометрия движения: что такое развал-схождение и зачем за этим следить Геометрия движения: что такое развал-схождение и зачем за этим следить

Автомобиль — средство передвижения, в котором важен каждый параметр

Вокруг света
Египетский археометаллург воссоздал древний метод полого бронзового литья Египетский археометаллург воссоздал древний метод полого бронзового литья

Египтяне использовали известково-восковую смесь для защиты бронзы

N+1
Опасная косметика: косметолог рассказала, какими средствами вредно пользоваться летом Опасная косметика: косметолог рассказала, какими средствами вредно пользоваться летом

Летом некоторые компоненты ваших уходовых средств могут причинить вред

Psychologies
Открыть в приложении