Виден нам берег турецкий
По данным рейтинга Global Order Book 2023, который опубликовали в конце прошлого года, Турция заняла четвертое место по объему строящихся яхт длиной от 24 м: 54494, если в регистровых тоннах, и 102, если измерять проектами. Обошли страну такие гиганты, как Италия, Германия и Нидерланды. Мы решили, что это достойный повод обратить более пристальное внимание на то, что из себя представляет индустрия строительства яхт в этой стране.
В Турции 19 свободных экономических зон, и одна из них — Анталия, где сосредоточено около 80% всей яхтенной промышленности. За ней по объему производства следуют Тузла и Бодрум. Если последний больше известен как место производства традиционных турецких гулет, которые продолжают строить в основном для туристического и чартерного рынка, то Анталия и окрестности Стамбула — это регионы, где сконцентрировано производство серийных лодок и кастомных суперъяхт. Востребованными турецкие верфи сделала не только возможность не платить НДС, если вашу лодку строят в свободной экономической зоне, и в целом более дешевая рабочая сила, чем в Европе, но и уровень мастерства местных рабочих. Турция — одна из тех стран, где высоко развита культура ручного труда, особенно работы с деревом и кожей, и к яхтам это имеет самое непосредственное отношение. Например, «круглобокие» гулеты делают из дерева не одну сотню лет. А на верфи Dream Ship Victory в Бозбуруне сейчас под надзором специалистов Burgess идет строительство 141-метровой четырехмачтовой стаксельной шхуны Dream Symphony с деревянным корпусом. Яхту обещают закончить в 2025 году, и она станет самой большой парусной яхтой в мире. Что еще делает честь турецким производителям яхт, так это открытость к сотрудничеству с мировыми звездами яхтенного дизайна, желание развиваться и, главное, абсолютно честное признание факта, что учиться им есть чему. Играет свою роль и географическое положение — выход к Средиземному, Эгейскому, Черному морям. И яхтсменов, конечно, привлекает возможность, получив яхту, сразу выйти на ней в плавание и поставить ее тут же, в хорошей марине.
Алексей Горский, генеральный директор компании Premium Yachts, представляющей верфь Sirena Yachts на российском рынке, делится своими наблюдениями: «Сейчас турецкая яхтенная промышленность как губка впитывает в себя все новинки на рынке. Никто не скрывает, что практически на всех верфях работают иностранные специалисты. Многие сотрудники верфи Sirena Yachts, например, учатся в Италии и Великобритании, перенимают международный опыт. На выставках я вижу, что представители итальянских верфей активно интересуются проектами и яхтами, которые демонстрирует Sirena Yachts. Все прекрасно понимают, что они уже составляют им конкуренцию».
Большинство современных успешных турецких верфей, строящих серийные яхты, сотрудничает с известными дизайнерами и инженерами-кораблестроителями. Для Sirena Yachts лодки проектируют Герман Фрерс, Лука Валлебона, Кор Д. Ровер, Томмазо Спадолини. С Alia Yachts, производящей полукастомные яхты, активно сотрудничают бюро Vripack, Sinot и Azure Yacht Design & Naval Architecture. Особняком стоит верфь Numarine, которая не ограничилась совместной работой с такими известными специалистами, как Умберто Тальявини и Hot Lab Design, а «раскрутила» самого успешного на сегодня турецкого яхтенного дизайнера Джана Ялмана.