Введение импортных пошлин поспособствует развитию отечественных производств

ЭкспертБизнес

Косметику обложили пошлинами

Введена заградительная таможенная пошлина в размере 35% в отношении ряда парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии из некоторых недружественных стран

Дмитрий Василенко

Российские бренды, не облагаемые пошлиной. Предоставлено пресс-службой

Российские компании из числа крупнейших производителей парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии попросили Минпромторг ввести заградительные пошлины на импорт ряда товаров из нескольких недружественных России стран. Собеседники «Эксперта» уверены, что это подтолкнет россиян к переходу на столь же качественную, но более доступную отечественную продукцию, а также поможет малому и среднему бизнесу в отрасли занять новые ниши.

Зачем платить больше

Санкционный шок, уход с рынка и приостановка деятельности многими крупными зарубежными производителями товаров повседневного спроса заставили их отечественных конкурентов в ускоренном режиме искать новых поставщиков сырья и осваивать выпуск новых для себя продуктов. Теперь индустрия, справившаяся с этими вызовами в рекордно короткие сроки, набрала хороший темп и не намерена останавливаться на достигнутом. Ассоциация товаропроизводителей «Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии» обратилась в Минпромторг с предложением ввести заградительные импортные пошлины на ряд товаров из недружественных стран, а именно из США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Польши. Такая мера должна коснуться поставщиков импортных шампуней, средств для волос, бритья и чистки зубов, дезодорантов, антиперспирантов, моющих средств и еще нескольких категорий. Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии объединяет крупнейших производителей отрасли — АО «Фаберлик», АО «Арнест», ООО «ДиАрСи», ООО «Юникосметик» и ООО «Миксит». Суммарный годовой оборот членов ассоциации составляет 60% российского парфюмерно-косметического рынка, а товары этих компаний можно найти почти во всех торговых сетях, интернет-магазинах и других специализированных точках.

В беседе с «Экспертом» представитель Минпромторга подтвердил получение такого запроса и отметил, что уже сегодня российские производители могут полностью закрыть всю потребность рынка в этой продукции. Как объясняют в самой ассоциации, ранее доля импортного сырья в компонентной базе косметических средств составляла до 90% от общего объема, а в упаковке — до 70%. Однако за последний год российские компании в значительной степени переориентировали закупки в пользу дружественных стран и локальных производителей. Благодаря этому объем поставок сырьевых ингредиентов из недружественных стран в 2022 году сократился с 63 до 35% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года, и тенденция на развитие отечественного химического производства говорит о том, что такой тренд сохранится и в ближайшие несколько лет.

Большинство собеседников «Эксперта», представляющих отрасль, отметили, что введение пошлин неминуемо приведет к росту конечных цен, но подорожают только конкретные импортные категории товаров (шампуни, средства для волос, средства для чистки зубов, средства для бритья, дезодоранты и антиперспиранты, средства для ароматизации и дезодорирования воздуха помещений, моющие и чистящие средства) из вышеупомянутых шести недружественных стран. Других категорий это не коснется, и удорожания не будет.

«Заградительные пошлины на ограниченный перечень продукции из недружественных стран приведут к соответствующему росту цен. Конечно, часть покупателей продолжит приобретать привычные бренды, несмотря на удорожание. Но большая доля начнет искать аналоги у российских производителей, а также производителей из дружественных стран. Спрос на отечественные бренды вырастет, но конкуренция с продукцией из дружественных стран останется», — говорит основатель косметического бренда Perfect4U Татьяна Бороздина.

В свою очередь, руководитель направления закупок товаров для красоты интернет-магазина Shopping Live Маргарита Рубцова уточняет, что продукция из этого перечня и так подорожала с начала года. И хотя это действительно поможет переориентировать часть покупателей на российскую косметику, введение полного запрета на поставки парфюмерно-косметической продукции из недружественных стран, а также повышение пошлин на товары, по которым ассортимент отечественных брендов не в полной мере может удовлетворить запросы потребителей (парфюмерия, декоративная косметика), пока не планируется, отметили в Минпромторге.

Свободная ниша

Исполнительный директор Ассоциации товаропроизводителей «Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии» Андрей Самойлов в беседе с «Экспертом» отметил, что больше половины импортируемой продукции в указанных категориях ввозилось из стран Евросоюза, при этом в перспективе введение пошлин затронет только 815% от общего объема поставок и не коснется подавляющего большинства привычных потребителям брендов. По остальным категориям товаров, не подпадающим под новые пошлины, никаких изменений на рынке не предвидится, так как российские производители уже успешно заняли эти рыночные ниши.

«В остальных категориях после ухода европейских иностранных брендов на российском рынке увеличилось количество товаров из дружественных стран, которые закрыли потребность производителей в импортных аналогах», — объясняет он. Схожую позицию выразили и в Минпромторге, отметив, что введение пошлин поможет сделать российскую продукцию более конкурентоспособной в конкретных категориях — там, где российские товары не уступают по качеству иностранным аналогам.

«Речь идет об ограниченной части парфюмерно-косметической продукции, поэтому повышения цен на необходимые российским потребителям товары не предвидится. Отметим также, что отечественные товары не уступают по соотношению цена/качество зарубежным аналогам», — сказали в Минпромторге.

Мал, да удал

В Минпромторге также считают, что введение импортных пошлин поспособствует развитию других отечественных производств, которые со временем могут занять определенные ниши и вытеснить оттуда иностранных игроков. Но этот процесс, по мнению опрошенных «Экспертом» специалистов, требует не только государственной поддержки, но и значительных инвестиций в фундаментальные процессы — вроде разработок и исследований.

«С точки зрения процесса производства — ингредиентов, формул, упаковок — часть категорий российские производители уже заместили. Часть же пострадала. Например, категория гигиены, где есть высокотехнологичные процессы. И здесь коллег ждет большая работа не только в плане производства и технологий, но и в плане клинических тестов продуктов», — говорит управляющий директор ГК Natura Siberica по стратегии Анастасия Устенко.

Собеседница «Эксперта» объясняет, что в той же категории косметики по уходу за кожей лица лидерами всегда были производители из Швейцарии, Франции и США, на протяжении долгого времени вкладывавшие средства в развитие этого направления, его научной основы, знаний и технологий. То же можно сказать и о косметике, идущей из пластической хирургии, фармацевтики и так далее. Научиться производить сопоставимые по качеству аналоги можно, но это требует концентрированных усилий и крупных инвестиций. К тому же это очень большой путь для потребителя, у которого должно сформироваться лояльное отношение не только к продукту, но и к бренду.

Впрочем, многие небольшие российские производители уже говорят, что рынок сам идет к ним навстречу. Так, Татьяна Бороздина из Perfect4U в беседе с «Экспертом» отметила, что в этом году ее компания ощущает заметный рост спроса со стороны мультибрендовой розницы, салонов красоты, федеральных сетей, дистрибьюторов и интернет-магазинов. Она уверена, что в будущем этот тренд сохранится, что открывает путь для конкурентной борьбы между небольшими, но уникальными производителями.

«Мы уверены, что российский производитель может занять свою долю рынка, отвоевав ее у иностранных игроков, в первую очередь за счет качественного продукта, который не уступает импортному. Все это открывает огромные возможности для роста и развития отечественного производства, в том числе МСП», — говорит Татьяна Бороздина.

Российские производители на данный момент обладают достаточным производственным потенциалом и компетенцией, используют высокотехнологичное оборудование, оснащены испытательными и научно-исследовательскими лабораториями, имеют большое количество патентов на изобретения в части технологий производства продуктов и их компонентов. Все это только способствует их развитию — и с точки зрения влияния на малый и средний российский бизнес введение заградительных пошлин только усилит уже сформировавшийся тренд, уверена собеседница «Эксперта». «Повышение пошлины благоприятно скажется на субъектах малого и среднего предпринимательства, поскольку она затрагивает не только известные компании, но и ряд нишевых брендов. Введение заградительной пошлины может послужить стимулом для выбора российского», — говорит представитель профильной ассоциации.

В Минпромторге подытожили, что сама по себе пошлина не может коренным образом изменить ситуацию на российском рынке косметики и парфюмерии: важен комплексный подход, нацеленный на всестороннюю помощь таким предприятиям. В частности, рассказали в ведомстве, помимо традиционных пользующихся спросом мер — транспортной субсидии, сертификации на внешних рынках и займов Фонда развития промышленности — в этом году запущен новый механизм поддержки, направленный на субсидирование части затрат производителей потребительских непродовольственных товаров на продвижение их продукции на телевидении.

Принятые меры являются ответным шагом на агрессию со стороны западных стран в отношении отечественных производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии. Восьмой пакет санкций полностью ограничил экспорт российской продукции за рубеж, нанеся сильный удар по крупным российским компаниям. И для того, чтобы наши производители могли выстоять, необходимо оказать им поддержку внутри страны, уверены в Ассоциации производителей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наше величество Наше величество

После сложных для короны лет фильм «Королева» спас имидж монархии

Дилетант
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Управлять силой мысли Управлять силой мысли

В России запущено производство гаджетов с технологией нейроинтерфейса

Эксперт
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Будущее где-то рядом с Эр-Риядом Будущее где-то рядом с Эр-Риядом

Сможет ли Саудовская Аравия превратиться в ведущую мировую державу?

Эксперт
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино! Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино!

Почему черно-белое кино такое эстетичное?

ТехИнсайдер
Подводный меч страны Чучхе Подводный меч страны Чучхе

Военно-морские силы КНДР обладают одним из крупнейших в мире подводных флотов

Наука и техника
Складская дюжина Складская дюжина

В корпорации Amazon сегодня трудится более чем 750 тыс. роботов

ТехИнсайдер
15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят 15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят

Азбука красоты от А (аминокислоты) до Я (янтарная кислота)

VOICE
Ар деко и машинки зрения Ар деко и машинки зрения

Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – сила
5 вещей, которые следует выворачивать наизнанку перед стиркой 5 вещей, которые следует выворачивать наизнанку перед стиркой

Одежду с какими пятнами стоит выворачивать наизнанку для стирки

ТехИнсайдер
Джонни, бегут Джонни, бегут

Как тяга к красивым цифрам заставила Антона Иванова пробежать 42 км в 42 года

Men Today
Уже не игрушка Уже не игрушка

Как открыть творческий бизнес и продавать свои изделия

Лиза
Почему музыка из вашей молодости — лучше? Узнайте интересный ответ ученых! Почему музыка из вашей молодости — лучше? Узнайте интересный ответ ученых!

В чем секрет привлекательности музыки из молодости?

ТехИнсайдер
Бьюти-словарик Бьюти-словарик

Сплэш, мист, тонер, эссенция – как не запутаться в названиях уходовых средств?

Лиза
7 трюков, которые надо знать, если ты хочешь накрасить ногти лаком с блестками 7 трюков, которые надо знать, если ты хочешь накрасить ногти лаком с блестками

Любишь блеск и гламур? Понимаем и одобряем!

VOICE
Трудности электропривода Трудности электропривода

Почему китайцы теснят европейский автопром

Деньги
Тернистый путь электрокара: когда мир откажется от бензиновых двигателей Тернистый путь электрокара: когда мир откажется от бензиновых двигателей

Смогут ли торговые войны замедлить распространение электромобилей?

Forbes
Сибирский центр притяжения Сибирский центр притяжения

Чем Новосибирская область удивит своих гостей?

Отдых в России
Город солнца Город солнца

Самые яркие локации столицы солнечной Мордовии — Саранска

Лиза
Раньше было лучше? Раньше было лучше?

Как научиться ценить себя в настоящем, чтобы через годы не скучать по прошлому

Grazia
Открыть в приложении