Введение импортных пошлин поспособствует развитию отечественных производств

ЭкспертБизнес

Косметику обложили пошлинами

Введена заградительная таможенная пошлина в размере 35% в отношении ряда парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии из некоторых недружественных стран

Дмитрий Василенко

Российские бренды, не облагаемые пошлиной. Предоставлено пресс-службой

Российские компании из числа крупнейших производителей парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии попросили Минпромторг ввести заградительные пошлины на импорт ряда товаров из нескольких недружественных России стран. Собеседники «Эксперта» уверены, что это подтолкнет россиян к переходу на столь же качественную, но более доступную отечественную продукцию, а также поможет малому и среднему бизнесу в отрасли занять новые ниши.

Зачем платить больше

Санкционный шок, уход с рынка и приостановка деятельности многими крупными зарубежными производителями товаров повседневного спроса заставили их отечественных конкурентов в ускоренном режиме искать новых поставщиков сырья и осваивать выпуск новых для себя продуктов. Теперь индустрия, справившаяся с этими вызовами в рекордно короткие сроки, набрала хороший темп и не намерена останавливаться на достигнутом. Ассоциация товаропроизводителей «Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии» обратилась в Минпромторг с предложением ввести заградительные импортные пошлины на ряд товаров из недружественных стран, а именно из США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Польши. Такая мера должна коснуться поставщиков импортных шампуней, средств для волос, бритья и чистки зубов, дезодорантов, антиперспирантов, моющих средств и еще нескольких категорий. Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии объединяет крупнейших производителей отрасли — АО «Фаберлик», АО «Арнест», ООО «ДиАрСи», ООО «Юникосметик» и ООО «Миксит». Суммарный годовой оборот членов ассоциации составляет 60% российского парфюмерно-косметического рынка, а товары этих компаний можно найти почти во всех торговых сетях, интернет-магазинах и других специализированных точках.

В беседе с «Экспертом» представитель Минпромторга подтвердил получение такого запроса и отметил, что уже сегодня российские производители могут полностью закрыть всю потребность рынка в этой продукции. Как объясняют в самой ассоциации, ранее доля импортного сырья в компонентной базе косметических средств составляла до 90% от общего объема, а в упаковке — до 70%. Однако за последний год российские компании в значительной степени переориентировали закупки в пользу дружественных стран и локальных производителей. Благодаря этому объем поставок сырьевых ингредиентов из недружественных стран в 2022 году сократился с 63 до 35% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года, и тенденция на развитие отечественного химического производства говорит о том, что такой тренд сохранится и в ближайшие несколько лет.

Большинство собеседников «Эксперта», представляющих отрасль, отметили, что введение пошлин неминуемо приведет к росту конечных цен, но подорожают только конкретные импортные категории товаров (шампуни, средства для волос, средства для чистки зубов, средства для бритья, дезодоранты и антиперспиранты, средства для ароматизации и дезодорирования воздуха помещений, моющие и чистящие средства) из вышеупомянутых шести недружественных стран. Других категорий это не коснется, и удорожания не будет.

«Заградительные пошлины на ограниченный перечень продукции из недружественных стран приведут к соответствующему росту цен. Конечно, часть покупателей продолжит приобретать привычные бренды, несмотря на удорожание. Но большая доля начнет искать аналоги у российских производителей, а также производителей из дружественных стран. Спрос на отечественные бренды вырастет, но конкуренция с продукцией из дружественных стран останется», — говорит основатель косметического бренда Perfect4U Татьяна Бороздина.

В свою очередь, руководитель направления закупок товаров для красоты интернет-магазина Shopping Live Маргарита Рубцова уточняет, что продукция из этого перечня и так подорожала с начала года. И хотя это действительно поможет переориентировать часть покупателей на российскую косметику, введение полного запрета на поставки парфюмерно-косметической продукции из недружественных стран, а также повышение пошлин на товары, по которым ассортимент отечественных брендов не в полной мере может удовлетворить запросы потребителей (парфюмерия, декоративная косметика), пока не планируется, отметили в Минпромторге.

Свободная ниша

Исполнительный директор Ассоциации товаропроизводителей «Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии» Андрей Самойлов в беседе с «Экспертом» отметил, что больше половины импортируемой продукции в указанных категориях ввозилось из стран Евросоюза, при этом в перспективе введение пошлин затронет только 815% от общего объема поставок и не коснется подавляющего большинства привычных потребителям брендов. По остальным категориям товаров, не подпадающим под новые пошлины, никаких изменений на рынке не предвидится, так как российские производители уже успешно заняли эти рыночные ниши.

«В остальных категориях после ухода европейских иностранных брендов на российском рынке увеличилось количество товаров из дружественных стран, которые закрыли потребность производителей в импортных аналогах», — объясняет он. Схожую позицию выразили и в Минпромторге, отметив, что введение пошлин поможет сделать российскую продукцию более конкурентоспособной в конкретных категориях — там, где российские товары не уступают по качеству иностранным аналогам.

«Речь идет об ограниченной части парфюмерно-косметической продукции, поэтому повышения цен на необходимые российским потребителям товары не предвидится. Отметим также, что отечественные товары не уступают по соотношению цена/качество зарубежным аналогам», — сказали в Минпромторге.

Мал, да удал

В Минпромторге также считают, что введение импортных пошлин поспособствует развитию других отечественных производств, которые со временем могут занять определенные ниши и вытеснить оттуда иностранных игроков. Но этот процесс, по мнению опрошенных «Экспертом» специалистов, требует не только государственной поддержки, но и значительных инвестиций в фундаментальные процессы — вроде разработок и исследований.

«С точки зрения процесса производства — ингредиентов, формул, упаковок — часть категорий российские производители уже заместили. Часть же пострадала. Например, категория гигиены, где есть высокотехнологичные процессы. И здесь коллег ждет большая работа не только в плане производства и технологий, но и в плане клинических тестов продуктов», — говорит управляющий директор ГК Natura Siberica по стратегии Анастасия Устенко.

Собеседница «Эксперта» объясняет, что в той же категории косметики по уходу за кожей лица лидерами всегда были производители из Швейцарии, Франции и США, на протяжении долгого времени вкладывавшие средства в развитие этого направления, его научной основы, знаний и технологий. То же можно сказать и о косметике, идущей из пластической хирургии, фармацевтики и так далее. Научиться производить сопоставимые по качеству аналоги можно, но это требует концентрированных усилий и крупных инвестиций. К тому же это очень большой путь для потребителя, у которого должно сформироваться лояльное отношение не только к продукту, но и к бренду.

Впрочем, многие небольшие российские производители уже говорят, что рынок сам идет к ним навстречу. Так, Татьяна Бороздина из Perfect4U в беседе с «Экспертом» отметила, что в этом году ее компания ощущает заметный рост спроса со стороны мультибрендовой розницы, салонов красоты, федеральных сетей, дистрибьюторов и интернет-магазинов. Она уверена, что в будущем этот тренд сохранится, что открывает путь для конкурентной борьбы между небольшими, но уникальными производителями.

«Мы уверены, что российский производитель может занять свою долю рынка, отвоевав ее у иностранных игроков, в первую очередь за счет качественного продукта, который не уступает импортному. Все это открывает огромные возможности для роста и развития отечественного производства, в том числе МСП», — говорит Татьяна Бороздина.

Российские производители на данный момент обладают достаточным производственным потенциалом и компетенцией, используют высокотехнологичное оборудование, оснащены испытательными и научно-исследовательскими лабораториями, имеют большое количество патентов на изобретения в части технологий производства продуктов и их компонентов. Все это только способствует их развитию — и с точки зрения влияния на малый и средний российский бизнес введение заградительных пошлин только усилит уже сформировавшийся тренд, уверена собеседница «Эксперта». «Повышение пошлины благоприятно скажется на субъектах малого и среднего предпринимательства, поскольку она затрагивает не только известные компании, но и ряд нишевых брендов. Введение заградительной пошлины может послужить стимулом для выбора российского», — говорит представитель профильной ассоциации.

В Минпромторге подытожили, что сама по себе пошлина не может коренным образом изменить ситуацию на российском рынке косметики и парфюмерии: важен комплексный подход, нацеленный на всестороннюю помощь таким предприятиям. В частности, рассказали в ведомстве, помимо традиционных пользующихся спросом мер — транспортной субсидии, сертификации на внешних рынках и займов Фонда развития промышленности — в этом году запущен новый механизм поддержки, направленный на субсидирование части затрат производителей потребительских непродовольственных товаров на продвижение их продукции на телевидении.

Принятые меры являются ответным шагом на агрессию со стороны западных стран в отношении отечественных производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии. Восьмой пакет санкций полностью ограничил экспорт российской продукции за рубеж, нанеся сильный удар по крупным российским компаниям. И для того, чтобы наши производители могли выстоять, необходимо оказать им поддержку внутри страны, уверены в Ассоциации производителей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Украинские «Байрактары»: как использовать и чем сбивать Украинские «Байрактары»: как использовать и чем сбивать

Украина осваивает дроны Bayraktar TB2

Эксперт
Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать

Как работает ланч-бокс с подогревом и стоит ли вообще его покупать?

CHIP
Генные технологии получат ускорение Генные технологии получат ускорение

В России будут использовать препараты, не дожидаясь их регистрации

Эксперт
Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды

Что такое навязанная вина и как она связана с манипуляцией?

VOICE
Будущее где-то рядом с Эр-Риядом Будущее где-то рядом с Эр-Риядом

Сможет ли Саудовская Аравия превратиться в ведущую мировую державу?

Эксперт
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Шестой Шестой

Новый 4Runner: пятнадцать лет спустя

Автопилот
Роботы Figure научились сообща сортировать предметы Роботы Figure научились сообща сортировать предметы

Компания Figure разработала универсальный алгоритм управления роботами

N+1
Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре» Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре»

Парочка рекомендаций для подготовки речи на церемонии «Оскара»

Psychologies
Потерянная туфелька и утраченная актуальность Потерянная туфелька и утраченная актуальность

Краткая история Золушки от египетских пирамид

Weekend
Движение вверх Движение вверх

Последние пять лет Москва переживает промышленный бум

Ведомости
«Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!) «Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!)

Какими качествами обладает идеальный сотрудник?

Maxim
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь

Когда нет благодарности у обоих, тогда и случаются эти кризисы

Караван историй
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Дэвид Линч Дэвид Линч

Правила жизни кинорежиссера Дэвида Линча

Правила жизни
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Принципы рационального кредитного поведения Принципы рационального кредитного поведения

Практические рекомендации потенциальным заемщикам

Наука и техника
Фокус Фокус

Кто убил Джона Кеннеди и почему все фигуранты по этому делу умирали?

Правила жизни
Парфюмерный этикет Парфюмерный этикет

Как правильно использовать ароматы

Grazia
Остаться в минусе Остаться в минусе

Можно ли составить теорию заговора из технологии, обещающей вечную жизнь?

Правила жизни
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Охота Дантеса Охота Дантеса

Жорж Дантес — лихой офицер, планировавший себе блестящее будущее в России

Дилетант
«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
Беби-бум в каждый дом Беби-бум в каждый дом

Какие проблемы поможет решить нацпроект «Семья»

Ведомости
Открыть в приложении