Главная задача в ближайшие годы — избавление от интеллектуальной оккупации

ЭкспертОбщество

Конец истории о глобальных русских

Главная задача страны в ближайшие годы не переориентация сырьевых потоков из Европы в Азию, а избавление от интеллектуальной оккупации нашего сознания и создание русского гуманитарного суверенного мировоззрения

Борис Акимов, соучредитель проекта «Россия 2062»

Из России за последние полтора года уехало много людей. По разным оценкам, от 700 тысяч до миллиона человек. Это предприниматели, журналисты, дизайнеры, писатели, музыканты, менеджеры — те, кого принято относить к «креативной индустрии», в некотором роде к «элите» общества. Это россияне, которые за последние пару десятков лет наилучшим образом вписались в международный культурный и социальный контекст и, по сути, наиболее эффективно выполнили задание «партии и правительства», которые вели нас после 1991 года с незначительными остановками к победе идей глобального либерального капитализма.

Тотальная урбанизация с идеей переселения в сверхмегаполисы, верховенство идеалов общества потребления, парадигма личного материального обогащения и корпоративной карьеры, «эффективное» образование без «твердых» навыков — все это очень успешно формировало актуальную русскую гуманитарную повестку, в которой от русского было только то, то люди, втянутые в эту повестку, говорили и думали (чаще) по-русски и жили (чаще) на территории России.

В остальном эти самые востребованные российской культурой, социумом и экономикой люди наиболее эффективным образом восприняли все то, что само российское государство сделало в последние десятилетия своей основной политической идеей: необходимость интеграции в западный мир с ретрансляцией всех созданных там теорий и практик.

Вместо того чтобы работать над собственной «русской гуманитарной повесткой», «национальной картиной мира» и несмотря на разговоры о «традиционных ценностях», Россия сама взрастила миллионы людей, для которых само слово «национальный» или «русский» уже кажется чем-то устрашающим.

Оказалось, что вывести такой тип человека, который полностью разделяет идеалы либерального капитализма и общества потребления и одновременно проникнут чувством заботы и ответственности за родину, невозможно. Тут или трусы надеть, или крестик снять.

Но до 2022 года российское государство пыталось этого несоответствия не замечать.

Русские для «сверхобщества»

Еще в 1990-х философ Александр Зиновьев писал о таком феномене, как «сверхобщество». Он предположил, что основной силой и драйвером всей мировой истории Новейшего времени является особая группа людей, десятки или даже сотни миллионов по всей планете, проживающих и в США, и в Европе, Китае, Африке, на Ближнем Востоке, где-то больше, где-то меньше.

Именно они формируют правила жизни «креативных индустрий» и медиа, это топ-менеджеры и лидеры общественного мнения, те, кто идентифицирует себя в первую очередь с космополитичным пространством без границ, народов и государств. Есть они и в России.

Когда-то давно я работал в проекте «Сноб», который тогда делал Владимир Яковлев, до этого придумавший и создавший «Коммерсант». Яковлев обнаружил в стране особый тип людей и придумал им название Global Russians — глобальные русские.

Это такие русские, для которых русский язык и русская культура родные, но они уже приняли международную социокультурную повестку и живут по всему миру, не привязываясь к конкретной стране. Сегодня Лондон, а завтра Москва или Бали. И наоборот. У них нет родины — ни старой, ни новой. Это вольные перелетные птенцы глобального либерального мира.

Думаю, что Яковлев несколько опередил время и все же немного ошибся. Наступившее будущее явило нам уже не «глобального русского», а просто «глобального», без всякой национальной привязки.

Целостный человек определяет собственную идентичность через несколько пространств. Это личное пространство «я», пространство семьи, пространство малой территории — соседского сообщества, пространство народа, пространство страны, всечеловеческое пространство. Адекватное местонахождение в каждом из пространств, ощущение в каждом из них себя как дома — это то, что формирует нас на протяжении столетий.

Но то «сверхобщество», о котором писал Зиновьев, подразумевает появление нового социального типа человека. Это как раз те «глобальные». Для них глобальная идентичность, принадлежность к прогрессивной части мировой общественности, к правильной гуманитарной повестке гораздо важнее национальной, этнической, региональной привязки.

Произошедшие в 2022 году события повлекли за собой мощнейший кризис идентичности для всех жителей нашей страны, но особенно для «глобальных русских». Больше не получается соединять эти два прилагательных: нельзя быть одновременно и «глобальным», и «русским». Приходится выбирать.

Не хочу сказать, что описанное свойственно всем и вся — в каждом большом явлении есть исключения. Но для большинства уехавших, да и для некоторых оставшихся основные боевые действия развернулись внутри. Это кризис понятия «кто я?».

Многие выбрали быть исключительно «глобальными», частью «сверхобщества», остаться верными международной повестке либерального мира и не разрывать личную связь с его «цивилизованной частью».

О приоритетах государства

Уверен, что каждый вправе делать собственный выбор, и если при этом не нарушен закон, то единственный судья нам всем при этом Господь Бог. Но вот российскому государству стоит крепко задуматься о том, каких жителей формирует существующая в стране система ценностей. Если жить — то в космополитичном мегаполисе (и это при том, что главная наша ценность — это обширные территории), если учить в школе — то готовить ребенка к рынку труда, если эффективная экономика — то корпоративный капитализм, если объективное мерило — то рост ВВП, если мечты — то о новом айфоне, если человек — то онтологический потребитель, а не заботливый и ответственный творец.

Хочешь быть успешным в российской культурной и экономической реальности — значит будь «глобальным». Наше государство и сегодня продолжает формировать таких граждан, хотя бы потому, что быстро перестроить махину, возникшую в последние тридцать лет, невозможно. Но есть проблема пострашнее: государство плохо видит альтернативу.

Однако, если мы не хотим в будущем, столкнувшись с вызовами, получить новые миллионы уезжающих, необходимо изменить корневые вещи. Наша главная цель на ближайшие годы не переориентация ресурсов в Китай, не цифровизация и не экономический рост. Все это необходимо, но вторично.

Главное — избавиться от интеллектуальной оккупации нашего сознания и создать русскую гуманитарную, если хотите суверенную, картину мира. Нам нужно плотно и надолго заняться собой, а не бесконечной рефлексией по поводу того, что происходит за пределами страны. Сосредоточиться на себе.

Те, кто уехал, вернутся, а те, кто остался, не будут испытывать желания уехать в критической для страны ситуации, но только в том случае, если мы здесь будем заботливо и ответственно строить собственный дом. Не вторичную копию Франции или еще одного североамериканского штата, не колонию западного мира, а полноценную русскую цивилизацию с собственной системой миропонимания.

Общенациональный сеанс психотерапии

Когда-то мы с партнерами открыли в центре Москвы ресторан с русской печкой — тогда это было впервые. К нам приехал из Америки шеф-повар и хозяин собственного ресторана в Питтсбурге. Он собирался открыть еще одно заведение в США и за вдохновением отправился в Россию и на Украину, откуда вроде бы еще в девятнадцатом веке приехали в Штаты его предки.

Я показывал ему наш бизнес и сетовал, что печку-то мы построили, хотя с трудом нашли печника, но повара наши не умеют в ней готовить. И что рецепты русской кухни нам тоже приходится внедрять в ресторанное меню с большими сложностями, потому что мы все забыли и растеряли за последние сто лет.

Американский шеф все выслушал и, к моему большому удивлению, выдал: «Вы такие счастливые! Вам есть что вспоминать, есть где искать, к чему обращаться. Вы здесь свои. Тут жили ваши семья и ваши предки… Мне в Питтсбурге нечего копать, кроме индейцев, которые ко мне не имеют никакого отношения».

Американский шеф стажировался у нас несколько месяцев и вместе с нашими поварами осваивал кухню. Потом вернулся в Питсбург и открыл ресторан Dachа с русской печкой.

Другой наш знакомый предприниматель с мыслью о национальной кухне уехал в Новосибирск и там основал сеть супермаркетов русской еды «Добрянка». В центре такого магазина на три тысячи метров — тройная русская печь, сотни наименований русских продуктов и блюд и четыре тысячи покупателей ежедневно. Так традиция стала частью современного технологичного бизнеса.

Мы будем вдохновлять и себя, и весь мир, когда откопаем и полюбим национальное «я», и пойдем с ним в будущее. Это должен быть общенациональный сеанс психотерапии. Узнать, принять и полюбить себя.

Русский философ Владимир Соловьев как-то написал сказку-притчу о том, как молодой человек отправился в далекое путешествие. И в дремучем лесу на краю топких болот встретил страшную старуху, которая попросила его переправить ее на сухое пространство. С неохотой он взялся ее перенести, по дороге чуть не утонул, но выбрался. И чем ближе была твердая почва, тем проще и легче ему было. А под конец и вовсе показалось, что не он несет старуху, а с ее помощью парит над болотами. Когда же они перебрались, то оказалось, что и не старуха это вовсе, а молодая и прекрасная девушка.

Так Соловьев описал настоящий и здоровый прогресс: «когда мы берем прошлое и несем его в будущее».

Если мы, оставшиеся в России, осознаем прогресс именно так и поставим себе цель обнаружить самих себя — «местных русских» — на новом витке истории, у нас появится шанс сформировать крепкую национальную идентичность, быть частью которой станет гораздо более вдохновляющей и престижной целью, чем крупицей глобального «сверхобщества».

Наш путь на ближайшие годы и десятилетия — освоение русского пространства. Будем шагать и осваивать, тогда и вопрос о том, уезжать или оставаться, навсегда исчезнет из актуальной повестки.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Деревянный монолит вместо бетонного Деревянный монолит вместо бетонного

АФК «Система» выводит на рынок девелопмента многоэтажные деревянные дома

Эксперт
В России впервые показали кроссовер «Москвич 5». Что это за машина В России впервые показали кроссовер «Москвич 5». Что это за машина

«Москвич 5»: JAC Sehol X6 под новым именем

РБК
Азиатский переполох и немного Африки: куда уходит бизнес Азиатский переполох и немного Африки: куда уходит бизнес

Российские компании наращивают присутствие в странах Азии и Африки

Эксперт
Иномарка для музы и споры с налоговой: как зарабатывал и сколько тратил Маяковский Иномарка для музы и споры с налоговой: как зарабатывал и сколько тратил Маяковский

Владимир Маяковский даже в обращении с деньгами не изменял себе

Forbes
Биометрическая идентификация: миф или реальность? Биометрическая идентификация: миф или реальность?

Биометрическая идентификация: что это, насколько она безопасна и удобна

Наука и техника
Что такое нависшее веко и как его убрать с помощью косметолога и хирурга Что такое нависшее веко и как его убрать с помощью косметолога и хирурга

Причины появления нависшего века, способы его убрать и скрыть под макияжем

РБК
It’s a match: заработать на рынке хантинга ИТ-специалистов It’s a match: заработать на рынке хантинга ИТ-специалистов

Как бывший сооснователь Lingualeo запустил международную компанию

Эксперт
Одни эмоции Одни эмоции

Для чего на самом деле нужны злость, обида и грусть?

VOICE
Небо вам в клеточку, а не в алмазах Небо вам в клеточку, а не в алмазах

Стратегический вызов для отрасли — расширение сегмента искусственных алмазов

Эксперт
«Для меня это был шок»: Кирилла Андреева после трепанации черепа ужаснули слухи о его состоянии «Для меня это был шок»: Кирилла Андреева после трепанации черепа ужаснули слухи о его состоянии

Кирилл Андреев рассказал, как попал в реанимацию после драки

VOICE
Расследование 18-летнего журналиста привело к отставке президента Стэнфорда Расследование 18-летнего журналиста привело к отставке президента Стэнфорда

Возможно, самый молодой лауреат премии Джорджа Полка в истории журналистики

ТехИнсайдер
«Каждую ночь она задерживала дыхание и молилась»: как бомбежки влияют на психику «Каждую ночь она задерживала дыхание и молилась»: как бомбежки влияют на психику

Какой была жизнь в английском приюте для воспитания и содержания детей-сирот?

Psychologies
Чем отличается пруд от озера: простое объяснение Чем отличается пруд от озера: простое объяснение

В чем отличие между прудом и озером, где лучше купаться?

ТехИнсайдер
История длинной в Twitter: 10 главных твитов в истории История длинной в Twitter: 10 главных твитов в истории

«Правила жизни» решили вспомнить великое прошлое — главные твиты в истории

Правила жизни
Залив терпения: как нескольких поколений одной семьи жили на Сахалине Залив терпения: как нескольких поколений одной семьи жили на Сахалине

Глава из дебютного романа Марии Нырковой «Залив терпения»

Forbes
Cтрана, которой нет: как сериал «Библиотекарь» работает с советским мифом Cтрана, которой нет: как сериал «Библиотекарь» работает с советским мифом

Почему «Библиотекарь» выглядит идеологически заряженным, но все же вторичным?

Forbes
«Бросить вызов голливудским ожиданиям»: как Флоренс Пью меняет образ женщины в кино «Бросить вызов голливудским ожиданиям»: как Флоренс Пью меняет образ женщины в кино

Как Флоренс Пью стала новым лицом феминизма в киноиндустрии.

Forbes
Брачные игры XXI века: что изменилось — мнение психолога Брачные игры XXI века: что изменилось — мнение психолога

Как изменились ухаживания в XXI веке?

Psychologies
Древние люди из Леванта добыли несколько тонн кремня для рубил примерно в 20 километрах от стоянки Древние люди из Леванта добыли несколько тонн кремня для рубил примерно в 20 километрах от стоянки

Исследователи выяснили, где брали сырье обитатели двух ашельских стоянок

N+1
Эволюционное несоответствие Эволюционное несоответствие

Мы создавались для жизни в дикой природе с определёнными условиями

Robb Report
Нулевая уязвимость: сколько российский бизнес тратит на защиту от киберугроз Нулевая уязвимость: сколько российский бизнес тратит на защиту от киберугроз

Сколько тратят компании, чтобы снизить риски кибератак для бизнеса

Forbes
История одной вещи: как растворимый кофе стал главным изобретением мировых войн и решил экономический кризис История одной вещи: как растворимый кофе стал главным изобретением мировых войн и решил экономический кризис

Рассказываем, как появился растворимый кофе и при чем здесь Джордж Вашингтон

Правила жизни
Соцсети, которые взорвали Интернет и так же быстро сдулись Соцсети, которые взорвали Интернет и так же быстро сдулись

Рассказываем, куда и почему пропали MySpace, Google+, Periscope и Clubhouse

Maxim
Если море зовет Если море зовет

Magellano 60 — самодостаточный кроссовер, способный на долгое плавание

Y Magazine
Глупость в квадрате: что такое эффект Даннинга-Крюгера и как ему противостоять Глупость в квадрате: что такое эффект Даннинга-Крюгера и как ему противостоять

В чем суть эффекта Даннинга-Крюгера? Как оно проявляется в обычной жизни?

Psychologies
Он мог соперничать с Twitter, но был «убит»: как появился и почему провалился Google Reader Он мог соперничать с Twitter, но был «убит»: как появился и почему провалился Google Reader

Почему руководители Google закрыли один из своих «самых дальновидных» проектов?

VC.RU
Ресурс, который надо беречь Ресурс, который надо беречь

Для чего нам нужен белок эластин и как поддержать его баланс?

Здоровье
Такой же разведчик, как мы Такой же разведчик, как мы

Как «Семнадцать мгновений весны» стали киноманифестом идеологии 1970‑х

Weekend
Бриллиант не навсегда Бриллиант не навсегда

Индия рассчитывает вернуть алмаз «Кох-и-Нур», который украшает корону Британии

Robb Report
Вопрос психологу: как изучают психику, если ее не видно? Вопрос психологу: как изучают психику, если ее не видно?

Что мы знаем о мозге и какие знания можем использовать, а какие вопросы остаются

Правила жизни
Открыть в приложении