Cтрана, которой нет: как сериал «Библиотекарь» работает с советским мифом
На more.tv и Wink вышел первый сезон сериала «Библиотекарь» — экранизации одноименного романа Михаила Елизарова о книгах советского писателя, которые дают читателю суперспособности. Кинокритик Тимур Алиев рассказывает, почему сериал выглядит идеологически заряженным, но все-таки вторичным паразитом культовых проектов
Алексей Вязинцев (Никита Ефремов) — актер-неудачник из России, мечтающий уехать в Америку в конце 90-х. Здесь он играет лишь в детских спектаклях, а там непременно добьется успеха. Во всяком случае, так думает сам Вязинцев. Воспитанный только матерью, герой неожиданно встречает на пороге отца (Андрей Мерзликин): тот никак не участвовал в жизни сына, а вечно где-то пропадал. Через некоторое время после этой встречи Алексей узнает, что Вязинцев-старший погиб во время «бытового конфликта».
Приехав в город отца Широнино, Алексей предполагает вступить в наследство, продать квартиру, получив необходимый для американской визы залог, и покинуть Россию. Но все меняется, когда во время сделки с недвижимостью героя спасает от смерти группа местных жителей во главе с Селивановой (Евгения Дмитриева). Как оказывается позднее, это верные друзья Вязинцева-старшего — члены Широнинской читальни, охраняющие секрет волшебных книг советского писателя Громова. Тем, кто их читает от начала до конца, временно даруются различные магические свойства. Естественно, за книгами начинается охота, а вокруг Совета читален плетутся политические интриги. Частью обоих процессов становится Алексей.
Восемь лет назад роман Михаила Елизарова мог стать полнометражным фильмом с бюджетом в 500 млн рублей. Однако съемки проекта так и не стартовали, казалось бы, похоронив эту идею. В уже новых обстоятельствах летом 2022 года о «Библиотекаре» снова вспомнили — теперь в формате сериала. С первых минут поклонники первоисточника обнаружат продюсерскую перестраховку — строчку «по мотивам романа» в начальных титрах. Сценаристы — Илья Тилькин («Сталинград») и Александр Грязин («Дылды») — достаточно вольно обошлись с текстом из 2007-го. В романе у главного героя был не отец, а дядя. Читальня Вязинцева-старшего изначально хранила только Книгу памяти, а не Книгу ярости.