Продажи автомобилей в России активно восстанавливаются после последних лет

ЭкспертАвто

Коммерческие авто заехали в дефицит

Продажи коммерческих автомобилей в России активно восстанавливаются после падения последних лет благодаря росту спроса на услуги автоперевозок в ряде секторов экономики. Однако сильное давление на рынок оказывают обостряющийся дефицит машин и рост цен на них

Российские автопроизводители держат 56% рынка грузовиков и 64% рынка LCV (на фото: новая «Газель NN» от ГАЗа). Фото предоставлено компанией ГАЗ

Рынок коммерческих автомобилей в России, который всегда был индикатором деловой активности многих отраслей экономики, в последние годы переживает сложные времена. Особенно трудными для него выдались два последних года из-за пандемийных ограничений в экономике. Но в этом году продажи уверенно набирают скорость: по данным Russian Automotive Market Research (RAMR), в январе–сентябре 2021 года на российском рынке было продано 69,3 тысячи грузовых автомобилей, на 37% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Неплохо росли продажи и легких коммерческих автомобилей (LCV): по данным RAMR, за первые девять месяцев на российском рынке было продано 98,1 тыс. LCV, на 30,4% больше, чем за январь–сентябрь 2020 года.

В целом за последнее десятилетие самые высокие цифры продаж коммерческих автомобилей в России наблюдались девять лет назад, в 2012-м, когда их было продано 129 тыс. единиц. Однако потом, после кризиса и падения курса рубля, показатели рынка обрушились более чем вдвое, и спрос достиг дна в 2015 году: была продана 51 тыс. грузовиков. Позже продажи начали постепенно отыгрывать падение: в 2018-м дилеры уже смогли реализовать 82,3 тыс. автомобилей. Но очередные экономические неурядицы потянули рынок коммерческих авто вниз: по данным «Автостата», в 2019 году он съехал на 2%, до 80,7 тыс. штук, а в 2020-м упал еще на 9%, до 74,7 тысячи штук (см. график 1). Схожие процессы наблюдались в последние годы и на рынке легких коммерческих автомобилей: по данным «Автостата», продажи здесь сильно упали по итогам 2015 года, потом три года подряд отыгрывали провал, в 2019-м с трудом смогли зафиксировать достигнутый уровень, а в 2020 году потеряли 8% (см. график 2).

Источник: «Автостат», данные «Эксперта»

Конечно, статистика хорошего прироста продаж в текущем году связана с низкой базой реализации машин в 2020-м, когда весной часть дилерских предприятий вообще оставались закрытыми. Дополнительным стимулом к покупке сейчас является нарастающее подорожание машин. По данным RAMR, только в начале текущего года цены на новые грузовики выросли в среднем более чем на 10%: по итогам первых пяти месяцев 2021-го средневзвешенная цена нового грузовика в России составила 6,95 млн рублей, это на 10,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года (тогда цена среднего грузовика в России составляла 6,3 млн рублей). Еще больше выросли цены на рынке подержанных коммерческих машин: по данным RAMR, в середине текущего года подержанный грузовик в РФ стоил 2,14 млн рублей, на 13,6% дороже, чем в 2020-м.

Источник: «Автостат», данные «Эксперта»

Впрочем, спрос на коммерческие автомобили толкает и повышение спроса на коммерческие перевозки в отдельных секторах экономики. «Рост объемов продаж коммерческих машин, во-первых, связан с активным развитием онлайн-торговли и услуг доставки товаров на дом, что привело к повышенному спросу на малотоннажные автомобили со стороны ритейлеров, — говорит Владимир Гойхман, генеральный директор компании “СТ Нижегородец” (производство специальных версий коммерческих автомобилей). — Вторая причина — выделение правительством России средств на закупку машин для социальных нужд, в том числе автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов, а также на программу льготного лизинга автотранспортных средств».

Однако на рынке коммерческих автомобилей происходят те же самые процессы, что и с легковыми: вместе с ростом цен стал заметно нарастать дефицит.

Сейчас особенно не хватает машин иностранных марок, таких как MAN, Scania, Volvo, FAW и др. «Дефицит коммерческой техники сейчас ощущается во всех сегментах, сроки поставки составляют от одного месяца до года», — вынужден констатировать Андрей Попов, директор департамента продаж грузовых автомобилей FAW в России.

«На логистическом рынке сейчас происходит колоссальное старение автопарка и наблюдается низкий процент его обновления. Не хватает машин как отечественных, так и европейских производителей, а быстро купить новые невозможно, — говорит Александр Жарков, ведущий логист компании “Технониколь”. — Сейчас, по нашим данным, существуют очереди до полугода как на седельные тягачи, так и на новые прицепы. Поэтому даже при всем желании крупные логистические компании, которые хотят обновить или увеличить свой парк, не могут сделать этого в кратчайшие сроки. При этом цены на тягачи выросли примерно на 30 процентов, а на сцепки с импортным тягачом — на 45 процентов. В первом случае стоимость увеличилась с восьми миллионов рублей до 10,5–11, во втором — с 10 миллионов до 14,5 миллиона».

«Многие предприятия сейчас задумываются об обновлении автопарка, но не каждая компания готова себе это позволить из-за роста цен, — соглашается Станислав Краснояружский, генеральный директор логистической компании RedExpress. — Кроме того, транспорта нужного тоннажа в последние месяцы практически нет в наличии, так как автозаводы испытывают трудности с поставками из-за отложенного спроса. Из-за этого многие перевозчики за последний год приостановили планы обновления своего автопарка».

Фото предоставлено компанией КамАЗ

Из-за пандемии выпуск новой техники в некоторых странах был приостановлен в связи с тем, что некоторое время не ввозились комплектующие и запчасти. «Поэтому сейчас в стране наблюдается значительное повышение цен на грузовые автомобили, — отмечает Дмитрий Мордовин, руководитель направления внутрироссийских автоперевозок международной логистической компании Kuehne + Nagel в России. — Расходы на эксплуатацию транспорта также повысились в связи с последствиями ограничений импорта в период пандемии и ослаблением рубля по отношению к основным мировым валютам. Импортные автомобильные детали в среднем подорожали на 15–20 процентов. Все это стало одним из факторов того, что тарифы на автоперевозку в 2021 году, по нашим подсчетам, выросли в среднем на 15 процентов».

Российское доминирование

Несмотря на упомянутую выше турбулентность, на рынке коммерческих автомобилей в России доминирующее положение продолжают удерживать российские производители. По данным RAMR, за первые девять месяцев текущего года российские компании продали 38,8 тыс. грузовиков, в то время как иностранные — 30,5 тыс. То есть доля российских производителей на рынке составляет 56%. Примечательно, что практически такое же соотношение продаж наблюдалось на рынке и год назад.

Лидерство в этом сегменте держат КамАЗ и ГАЗ, в первой десятке находится и российский бренд «Урал». Из иностранных компаний, по данным «Автостата», лучше всего в текущем году идут продажи у Scania, Volvo, MAN, Mercedes-Benz.

На рынке легких коммерческих авто позиции российских брендов пока еще более прочные: по данным RAMR, за первые девять месяцев текущего года отечественные компании продали 61,2 тыс. LCV, в то время как иностранные — 31,4 тыс. Таким образом, доля российских компаний составляет 62,4%. Однако в текущем году российские производители теряют свои позиции: по сравнению с прошлым годом их доля снизилась на 6,2%. В секторе коммерческих автомобилей продолжает доминировать российский ГАЗ, однако американская марка Ford, которая развивает свое производство LCV на совместном предприятии Ford-Sollers в Елабуге, в текущем году уже забралась на второе место, оттеснив оттуда на третье место российский УАЗ. Неплохо развивает выпуск своих легких коммерческих автомобилей идущий на четвертом месте бренд Lada. Но в спину их начинают толкать французские марки Peugeot и Citroën, которые в текущем году полны решимости наращивать выпуск автомобилей на своем заводе под Калугой. Стараются удерживать свои позиции по LCV в России и Volkswagen, Mercedes-Benz, Hyundai.

«У российских производителей самые большие дилерские сети, обеспечивающие сервисное обслуживание машин и снабжение клиентов запасными частями, — признает Андрей Попов из FAW. — Наряду с поддержкой государства это позволяет занимать сильные позиции на рынке».

«Для покупателей коммерческих авто российских автопроизводителей в России сегодня действуют различные льготные лизинговые программы, — продолжает Владимир Гойхман. — Кроме того, согласно закону № 44-ФЗ (о госзакупках), для государственных и муниципальных нужд могут приобретаться автомобили только российского производства».

Впрочем, и сами российские автопроизводители предпринимают действенные шаги для наращивания продаж. «Факторы успеха российских марок на рынке коммерческих авто традиционны — это приемлемое для покупателей соотношение цены и качества и способность менеджмента компаний грамотно и своевременно оценивать рыночный спрос, — отмечает аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке компании “Фридом финанс” Александр Осин. — Например, КамАЗ в июне повысил прогноз производства в 2021 году более чем до 40 тысяч грузовиков против 32,6 тысячи автомобилей, произведенных в 2020 году, прежде всего за счет роста продаж нового модельного ряда, а также укрепления позиций в сегментах седельных тягачей и спецтехники».

Российские автопроизводители намерены продолжать активно обновлять свой модельный ряд. В частности, КамАЗ объявил, что в ближайшие месяцы планирует выводить на российский рынок новые модели поколения К5 — речь идет о новом седельным тягаче с колесной формулой 6×2, о самосвалах 6×4, 6×6 и 8×4. Планируется также продолжить развитие модельного ряда газомоторной техники; в частности, камский завод собирается скоро приступить к продажам модели «КамАЗ-54901» с газовым двигателем.

На российский рынок LCV наступают французские марки, наращивая производство на калужском заводе «ПСМА Рус» (на фото). Фото: Алексей Грамматчиков

ГАЗ, в свою очередь, делает ставку на продвижение нового коммерческого автомобиля «Газель NN», серийное производство которого началось в мае текущего года. Пока выпуск новой модели стартовал с бортовых модификаций, цельнометаллических фургонов полной массой 3,5 тонны и микроавтобусов. В дальнейшем линейку «Газель NN» пополнят шасси, фургон-комби и различные варианты спецтехники. В частности, в семействе NN в скором времени появится также легкий коммерческий автомобиль «Соболь NN» полной массой 2,5 тонны, который недавно был представлен на международной выставке Comtrans 2021. Представители нижегородской компании подчеркивают, что в результате на базе «Газели NN» будет создан даже более широкий, чем на базе современной платформы «Газель Next», модельный ряд легких коммерческих автомобилей полной массой 3,5 и 4,6 тонны, с различными типами кузова, колесными базами и вариантами спецтехники. Инвестиции в создание автомобиля «Газель NN», в том числе в разработку новой электронной архитектуры модели и создание мощностей для ее производства, составили порядка 3,2 млрд рублей.

Рост цен и дефицит продолжатся

Компаниям придется продвигать свои новинки на рынке в условиях продолжающейся лихорадки: роста цен, дефицита автокомпонентов, непредсказуемой ситуации со спросом на автоперевозки. «Прирост цен на коммерческие автомобили будет продолжаться в следующем году, — прогнозирует Александр Осин. — Однако важно отметить, что производители автомобилей переносят на потребителей свои повышающиеся издержки постепенно, поэтому в ближайшее время можно ожидать сдержанного роста цен на коммерческие авто в рамках 10–15 процентов».

Дефицит грузовиков в России особенно ощущается среди иностранных марок. Фото предоставлено компанией Scania

По мнению аналитиков, рынок будет сдерживать и высокий уровень закредитованности как населения, так и корпоративного сектора. Близятся к потолку и продажи в лизинг, который, например, в сегменте грузовиков уже достиг 80% суммарного объема продаж грузовиков в РФ. Впрочем, есть и хорошие новости для рынка коммерческих авто: в некоторых сегментах, скорее всего, будет продолжать расти спрос на логистические услуги. «По нашим прогнозам, в ближайшие три года российский рынок коммерческих автомобилей будет активно расти благодаря интенсивному развитию онлайн-торговли и финансированию государством проектов по обновлению муниципальных автопарков, — считает Владимир Гойхман. — В этом году мы уже наблюдаем увеличение объема рынка по сравнению с 2020 годом. В следующем году, если удастся исправить ситуацию с глобальной нехваткой автокомпонентов, рост может составить от пяти до десяти процентов».

КамАЗ едет к LCV

Новый среднетоннажный грузовой автомобиль «КамАЗ Компас», который был официально представлен в сентябре этого года, поступит в продажу в декабре, сообщают представители ведущего российского производителя грузовиков. В настоящее время на КамАЗе налажено производство автомобилей «Компас-9» и «Компас-12» полной массой 9,5 тонны и 12 тонн соответственно. Во втором полугодии следующего года планируется вывести на рынок «Компас-5» полной массой 3,5 тонны и «Компас-6» полной массой около 6 тонн. Самый легкий «Компас-3» на 3,5 тонны КамАЗ начал разрабатывать в этом году, в 2022-м планирует выпустить прототип, а в серию он пойдет, вероятно, не раньше конца 2023 года.

Сэндвич для рефрижератора

Предприятие «Соллерс Форд» вводит новую технологию производства кузовов для изотермических фургонов Ford Transit. Теперь автомобили-рефрижераторы могут быть уже на заводе оснащены кузовами, выполненными из пенополиуретана, обладающего лучшими изотермическими свойствами, сообщает пресс-служба автопроизводителя. Так, в октябре, «Соллерс Форд» совместно с партнером «СТ Алабуга» запустили линию по производству сэндвич-панелей для создания изотермических и промтоварных фургонов, а также рефрижераторов на базе Ford Transit. Новая технология заливных сэндвич-панелей позволит уменьшить снаряженную массу автомобиля и увеличить грузоподъемность автомобилей до 200 кг.

Hyundai обновляет грузовики в РФ

Корейская Hyundai завершила на калининградском предприятии «Автотор» выпуск грузовиков Hyundai HD78, на смену этой модели пришло новое поколение среднетоннажных грузовых автомобилей Hyundai Mighty, серийное производство которых по полному циклу стартовало в Калининграде в декабре прошлого года. Продажи импортируемых грузовиков HD78 в России начались еще в 2006 году, в 2012-м стартовал выпуск HD78 на «Автоторе», с 2017 года — по полному циклу, со сваркой и окраской кабин. Почти за десять лет с заводского конвейера сошло около 10 тыс. грузовиков HD78, а всего за пятнадцать лет в России было продано почти 45 тыс. этих машин.

Коробки передач из Калуги

Калужский завод «ПСМА Рус» в конце 2022 года начнет производство механических коробок передач и уже ведет активную работу по углублению локализации агрегата, сообщает пресс-служба Stellantis. Локализация механической коробки передач изначально была запланирована на 2027 год, но руководство Stellantis приняло решение ускорить внедрение этих работ. Компания уже увеличила объемы производства на 400% за девять месяцев 2021 года. В частности, на «ПСМА Рус» была внедрена новая платформа для производства мини-фургонов и компактвэнов Peugeot, Citroën и Opel, а также запущена серийная сборка экспортно ориентированных дизельных двигателей.

Jeep ставит на футбол

Автомобильные бренды все активнее используют спортивные мероприятия для продвижения своей продукции. Так, марка Jeep объявила о продолжении сотрудничества с итальянской футбольной командой «Ювентус». Компании взаимодействуют уже десятый сезон, и, по словам представителей Jeep, «бренды объединяют общие ценности и стремления, такие как решительность, свобода, страсть, аутентичность и готовность к новым испытаниям». Пример сотрудничества Jeep и «Ювентус» был, в частности, продемонстрирован на недавнем футбольном матче между «Ювентусом» и «Зенитом», который прошел в Санкт-Петербурге, где итальянские гости победили со счетом 1:0.

Mitsubishi L200 идет на обгон

Mitsubishi L200 по итогам октября вышел на первое место в сегменте пикапов на российском автомобильном рынке, сообщает «Автостат». Ранее, в августе и сентябре, лидерство в этом сегменте принадлежало модели Toyota Hilux. По итогам октября Mitsubishi L200 был продан в количестве 277 автомобилей, по этому показателю модели также удалось опередить УАЗ «Пикап», объем реализации которого за октябрь составил 232 экземпляра. Третьим в данном рейтинге финишировал Toyota Hilux с результатом в 151 единицу. На долю этих трех моделей пришлось 83% всех проданных пикапов.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Одним махом Одним махом

Как гиперзвуковые технологии меняют мир и почему Россия «впереди планеты всей»

Популярная механика
Охота на скидки! 10 правил, как выгодно провести «черную пятницу» Охота на скидки! 10 правил, как выгодно провести «черную пятницу»

Чтобы не накупить на распродаже всякую фигню, к вопросу нужно подойти с умом

Cosmopolitan
Drossel riot Drossel riot

Как мотопромышленность ЕС и США проспала молодежь десять лет назад

Эксперт
Что мы знаем о своих партнерах? Эндрю Шон Грир: История одного супружества Что мы знаем о своих партнерах? Эндрю Шон Грир: История одного супружества

Отрывок из книги Эндрю Шона Грира — о том, как люди переживают последствия войны

СНОБ
Когда мотор меньше, но мощнее Когда мотор меньше, но мощнее

Тенденция уменьшения двигателей добралась до верхних автомобильных сегментов

Эксперт
Витаминная защита Витаминная защита

За что отвечает витамин D в организме ребенка?

Здоровье
Данила Козловский: «Цель — стать участником мирового процесса» Данила Козловский: «Цель — стать участником мирового процесса»

Данила Козловский: о новой режиссерской работе и магии на съемочной площадке

Эксперт
5 законов США, которые нам не понять 5 законов США, которые нам не понять

Необычные запреты в США, которые действуют в США много лет

Playboy
Кто раскрутит генератор Кто раскрутит генератор

В России растет спрос на распределенную энергетику

Эксперт
Серотонин: что важно знать о «гормоне счастья» Серотонин: что важно знать о «гормоне счастья»

Что представляет собой один из важнейших гормонов, отвечающих за наше здоровье?

РБК
Какие утверждения об Абрамовиче и Путине суд в Лондоне счел необоснованными Какие утверждения об Абрамовиче и Путине суд в Лондоне счел необоснованными

Девять утверждений в книге «Люди Путина» порочат репутацию Романа Абрамовича

Forbes
Вперед в прошлое: почему кнопочные телефоны до сих пор не пропали с прилавков Вперед в прошлое: почему кнопочные телефоны до сих пор не пропали с прилавков

В чем секрет длительной актуальности кнопочных телефонов

Популярная механика
Главный сенсор: как устроен лидар «Яндекс» для беспилотных автомобилей Главный сенсор: как устроен лидар «Яндекс» для беспилотных автомобилей

«Яндекс» перевел свой флот беспилотных автомобилей на собственные лидары

VC.RU
«Удаленка»: кто «не вписался» в новый формат и почему «Удаленка»: кто «не вписался» в новый формат и почему

Многие сотрудники находятся на удаленке и работают, условно говоря, в пижамах

Psychologies
Как похудеть на 3 кг за неделю: 12 правил, которые в этом помогут Как похудеть на 3 кг за неделю: 12 правил, которые в этом помогут

12 советов, которые позволят переключиться на здоровое похудение

Cosmopolitan
Почему рыбы трутся о камни в аквариуме Почему рыбы трутся о камни в аквариуме

Если рыбка трется о камни в аквариуме, это может быть сигналом для ее владельца

Популярная механика
«Ты красивее моей сестры»: 10+ историй о самых глупых причинах расставания «Ты красивее моей сестры»: 10+ историй о самых глупых причинах расставания

Истории о самых нелепых поводах для расставания

Cosmopolitan
«Усоногий рак Чарльза Дарвина и паук Дэвида Боуи: Как научные названия воспевают героев, авантюристов и негодяев». Отрывок из книги «Усоногий рак Чарльза Дарвина и паук Дэвида Боуи: Как научные названия воспевают героев, авантюристов и негодяев». Отрывок из книги

Отрывок из книги Стивена Херда — что «нейминг» может рассказать об открытиях

СНОБ
Стратостат услышал инфразвук от подземного взрыва Стратостат услышал инфразвук от подземного взрыва

Инфразвук проще засечь из стратосферы, чем с поверхности Земли

N+1
Маленькое чудо Маленькое чудо

Если кто-то умеет искренне радоваться Новому году, так это дети

Cosmopolitan
Sorry, papasha: какой получилась Call of Duty: Vanguard Sorry, papasha: какой получилась Call of Duty: Vanguard

Почему CoD превратилась в Виктора Пелевина

Esquire
Археологи раскопали поселение первых металлургов и скотоводов Алтая Археологи раскопали поселение первых металлургов и скотоводов Алтая

Ученые завершили работы на памятнике афанасьевской культуры Нижняя Соору

N+1
Истина в жене Истина в жене

«Последняя дуэль»: язвительно современный Ридли Скотт в декорациях Средневековья

Weekend
Возник по просьбе бразильских банкиров и стал любимым напитком солдат во время Второй мировой: история Nescafe Возник по просьбе бразильских банкиров и стал любимым напитком солдат во время Второй мировой: история Nescafe

История Nescafe — крупнейшего подразделения Nestle

VC.RU
Умники и умницы: 9 сериалов для настоящих интеллектуалов Умники и умницы: 9 сериалов для настоящих интеллектуалов

Презираешь сериалы, считая их пустой тратой времени и глупым развлечением?

Cosmopolitan
Как выглядит современная российская антиутопия? Рассказ Как выглядит современная российская антиутопия? Рассказ

Фрагмент рассказа «Смена» Эдуарда Веркина

Esquire
Как выжить в тюрьме: советы звезд из-за решетки Как выжить в тюрьме: советы звезд из-за решетки

Рекомендации знаменитостей, оказавшихся за решеткой

Maxim
Тизнаос: самодельные испанские броневики времен Гражданской войны Тизнаос: самодельные испанские броневики времен Гражданской войны

Тизнаос — алмаз самодельных броневиков Испании

Популярная механика
Стреляла ли «Аврора» на самом деле и другие мифы о знаменитом крейсере Стреляла ли «Аврора» на самом деле и другие мифы о знаменитом крейсере

Вспоминаем (и развеиваем) самые популярные мифы об истории «Авроры»

Maxim
Палеогенетики впервые извлекли человеческую ДНК из кальцита Палеогенетики впервые извлекли человеческую ДНК из кальцита

Палеогенетикам впервые удалось выделить древнюю ДНК человека из кальцита

N+1
Открыть в приложении