Итоги ЕДГ: новая консолидация
Триумф «Единой России» и высокий процент доверия региональным главам — таковы итоги голосования в сентябре 2022 года. Однако есть и вызовы на перспективу
Предсказуемо нестандартными, но не аномальными оказались итоги Единого дня голосования (ЕДГ) — 2022. Похожий триумф партии власти мы наблюдали в 2014 году на волне «крымской эйфории» — так назовут позже этот период политологи. Сегодня же, в отсутствие интриг, наблюдатели снова ищут звучные определения, но с иным настроем: электорат назван «тревожным», голосование — «референдумным», повестка — «единение вокруг флага».
Однако списать всю историю на внешнеполитические обстоятельства было бы простоватым решением, чреватым недооценкой дальнейших рисков политической системы. Во-первых, в отличие от 2014 года оппозиционные партии не прислонились к федеральной патриотической платформе, а фактически ее проигнорировали — и не по причине несогласия или демарша, а из-за ресурсной неготовности, кадрового и программного дефицита. Деградация партийного поля продолжается. Есть риск, что нынешний год запустит тренд на окончательное свертывание политической конкуренции.
Во-вторых, новые губернаторы, получив экстремальный «президентский» процент при низкой явке, могут посчитать, что впереди пара лет спокойного госуправления без внимания к рейтингам. Тогда как избиратель, напротив, стал более требовательным. Причем есть категория лоялистского электората, которая пока не изъявляет желания высказаться, но при смене повестки и ощутимых трудностях в экономике или внешней политике первой выйдет с вопросами к «своему» кандидату — по сути, представителю президента на территории. Эту перспективу пока недооценивают.
Вызов для мобилизационнго потенциала
Это первый Единый день голосования без громких скандалов и «безобразия с привлечением работников комиссий», заявила глава Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Элла Памфилова, подводя итоги выборов. И это неудивительно: особой борьбы не получилось.
Средняя явка составила 35%. С учетом ДЭГ и трехдневного голосования в ряде регионов показатель низкий, но не экстремальный. Скажем, в прошлом году явка в среднем составляла почти 52%. А в спокойном, как нам казалось, «застойном» 2017 году на местные выборы пришло около 40% имеющих право голоса в среднем по стране. В ряде регионов губернаторы тогда тоже получили очень высокие показатели, и их по традиции ругали за нескромность. Так что цифрами «за 80%» электоральное поле давно уже не удивить, и Северная Корея тут совсем ни при чем.
Во всех 14 регионах переизбрались действующие губернаторы и врио, представители «Единой России» или поддержанные ею самовыдвиженцы. Лидирует в своеобразном рейтинговом списке Алексей Цыденов в Бурятии: за него проголосовали 86% при явке в 40%, упавшей с прошлых выборов на 17%.
Замыкают список Александр Бречалов (Удмуртская Республика, 64% голосов),