«Инвесторы соскучились по российским именам»
Начальник управления продаж инвестиционных продуктов МКБ Рита Рубежная — о перспективах IPO российских компаний, о влиянии коронавируса на настроения инвесторов и о возрождении инвестбанкинга
Синхронное падение мировых рынков акций, а также долговых рынков и валют развивающихся стран вызвало тревогу не только у инвесторов, но и у компаний, которые долго ждали хорошего момента для выхода на рынок акционерного капитала. Если рынок останется таким же турбулентным, появится ли эта возможность в 2020 году? Начальник управления продаж инвестиционных продуктов МКБ Рита Рубежная считает, что это вполне вероятно, только возможности эти будут очень короткими и ими нужно грамотно воспользоваться. В интервью «Эксперту» Рита Рубежная рассказала, ждать ли нам новых эмитентов, что будет с рынком слияний и поглощений и как сейчас себя чувствует российский инвестбанкинг.
— Чего мы можем ожидать от рынка первичных размещений в этом году?
— Мы наблюдаем тенденцию непредсказуемости для размещений на российском рынке, так как различные внешние факторы неожиданно могут в той или иной мере повлиять на общее настроение. Например, распространение коронавируса снижает темпы роста экономик всего мира: по прогнозам ОЭСР, рост мировой экономики может замедлиться почти в два раза. До появления вируса мы ожидали, что в этом году будет довольно большое количество размещений — накопилось много эмитентов, которые ожидают того, что раньше называли «окна размещений», а сейчас это скорее «форточки». При этом многие компании за последние годы технологически усовершенствовали свой бизнес, улучшили финансовые показатели, и теперь им осталось дождаться благоприятной экономической конъюнктуры. Мы ожидаем IPO в секторах медицины, IT, агроиндустрии, а также металлургии и горной добычи — сырье все равно будет интересно для Китая, который не справляется с собственным потреблением.
В хорошие годы было пять-семь IPO в год: так, в 2017 году совокупный объем первичных размещений достиг 2,8 миллиарда долларов. (в 2018-м российские компании не провели ни одного IPO, в 2019-м состоялось единственное IPO Headhunter, объемом 220 млн долларов. — «Эксперт»). Если все будет хорошо с макроэкономикой России, санкционный риск будет в некотором смысле нивелирован, то можно надеяться, что мы вернемся к тем же объемам. Инвесторы соскучились по российским именам, ждут повторения таких историй, как «Магнит», ждут сильных акционеров, которые умеют строить бизнес в России с нуля. Тот список компаний, готовящихся к размещению, который мы в данный момент видим, действительно будет очень интересен инвесторам. Это компании — лидеры своих отраслей, и я думаю, что если текущий «корона-кризис» окажется краткосрочным и рынки быстро оправятся от него, то IPO во второй половине этого года могут быть весьма успешными.
— А какого объема могут быть сами IPO?
— Инвесторы по-прежнему очень любят ликвидность. Поэтому мы никогда не рекомендуем компаниям с капитализацией менее 500 миллионов долларов выходить на рынок акций. Был ряд компаний, которые вышли с меньшими объемами капитализации, и сегодня цена их акций ниже, чем фундаментальная стоимость. Компаниям в таких случаях приходится постоянно осуществлять обратный выкуп акций. Безусловно, это хороший инструмент для повышения капитализации, но, откровенно говоря, и у него есть свои минусы: сокращение акций в свободном обращении еще больше давит на ликвидность и может отпугнуть институциональных инвесторов.
Забыть об Азии?
— Российские компании по-прежнему будут предпочитать двойной листинг?
— Двойной листинг оправдан, когда планируются суперобъемы размещения и при этом узнаваемость бренда на зарубежном рынке ничуть не хуже, чем на локальном. Примером таких случаев могут быть компании с оценкой более десяти миллиардов долларов за 100 процентов и имеющих значительную часть экспортной составляющей в бизнесе. Конечно, в таких случаях есть смысл размещаться на двух площадках в одно и то же время и прибегать к дополнительным инструментам, таким как, например, конвертируемые облигации. Вообще, одновременно привлечь несколько миллиардов долларов сейчас сложно для любой компании, инвесторы такой объем просто тяжело переваривают. Это своеобразная ловушка: слишком маленькое размещение неинтересно, потому что неликвидно, а слишком большое невозможно разместить.
— Но ведь денег у инвесторов много?
— Денег много, но фонды, которые смотрят на Россию и Казахстан, дробят тот объем денег, который выделен, на конкретную индустрию и конкретный риск.
— На каких зарубежных биржах сейчас хотят размещаться наши компании?
— Есть вероятность, что Лондонская фондовая биржа немного утратит свою популярность у российских эмитентов. Во-первых, она стала более щепетильно относиться к российским именам, во-вторых, в связи с брекзитом ряд фондов и центральных офисов инвестиционных банков покинули Великобританию. Но повысится привлекательность американских бирж, потому что в предыдущие годы активно развивались IT-компании, акции которых исторически всегда лучше росли на американских площадках. Хороший тому пример — HeadHunter, который после IPO на американской площадке показывает очень хорошие результаты с точки зрения динамики цен акций: рост на 70 процентов.
— А что насчет азиатских бирж?
— Предстоит еще оценить последствия коронавируса для регулятора, институциональных и розничных инвесторов. В целом у китайцев сегодня наибольшим спросом пользуются китайские компании в связи с тем, что они им более понятны и даже на фоне коронавируса ряд имен показали неплохую динамику.
Жизнь на свои
— Может ли какая-то часть первичных размещений быть реализована среди широкого круга наших частных инвесторов?
— Безусловно. За последний год было открыто полтора миллиона брокерских счетов, и, судя по нашим клиентам private bank, есть колоссальное внимание к размещениям и инвестиционным продуктам. Несмотря на то что рубль в прошлом году показал себя одной из самых стабильных мировых валют, у людей хорошая память, и они понимают, что если депозит в рублях будет приносить четыре-пять процентов, то любой курсовой скачок может эти проценты «съесть». Долларовые депозиты в принципе мало кому интересны, и, как это ни парадоксально, люди уже начинают хранить деньги в банковских ячейках. Поэтому инвестиционные счета стали достойной альтернативой депозитам, и замечательно, что наш рынок для этого созрел. Мы также наблюдаем рост интереса к облигационным размещениям, инвестиционным продуктам, таким как вложения в индексные истории и в американские рынки, которые росли в прошлом году. Наш private bank предлагает тот же набор продуктов, который предлагают и швейцарские банки, но за меньшие деньги. И многие предпочитают инвестировать именно из России.
— Прошлый год для IPO даже в США был не самым успешным…
— Да, причем даже не с точки зрения объемов размещения, а с точки зрения after market performance (поведения акций после размещения. — «Эксперт»), то есть после IPO котировки падали: например, такая динамика наблюдалась у Uber и Lyft. Это означает, что размещающиеся компании были чуть более скупыми, чем требовалось, и не оставляли инвесторам достаточного потенциала для роста. Но в этом и состоит роль банков — найти золотую середину между осторожностью акционеров, которые годами выстраивали свой бизнес, и тем, чтобы оставить инвесторам достаточно перспектив. В последние годы инвесторы предпочитают покупать размещения, где большая доля средств поступит на развитие компании, а не в руки действующих акционеров. Тут стоит отметить, что инвесторов во все времена интересовало будущие компании — ее стратегия на рост. Для продающего акционера это означает, что большая часть его инвестиций останется в компании. Поэтому, пожадничав на этапе первичного размещения, он, по сути, и у себя тоже отнимает.
— В какой-то момент казалось, что инвестиционный банкинг в России закончился. Сейчас мы видим его возрождение?
— В последнее время глобальные компании все чаще говорят, что санкции не вечны, что весь мир сейчас лихорадит из-за политических изменений, включая американскую экономику. Так что инвесторы становятся более толерантными к современному миру во всей его «осознанной непредсказуемости». Мы наращиваем свои инвестиционные команды. В МКБ очень сильная инвестбанковская команда — нам всего два года, за которые мы успели показать себя на рынке Debt capital markets (долговой рынок. — «Эксперт»), войдя в топ-5 организаторов выпуска российских облигаций по рейтингу Cbonds, и уже заявили о себе на рынке IB-услуг.
Мы ставим перед собой амбициозные цели на ближайшие годы и планируем закрепиться на рынке инвестиционно-банковских услуг как один из лидеров по их качеству. Наша цель — стать one-stop-shop-банком для ряда ключевых клиентов по всему спектру банковских операций. При этом мы фокусируемся на кросс-сейле с нашим кредитным блоком, ставим на рост доли комиссионных доходов, клиентского бизнеса и на общую продуктовую диверсификацию.
Мы также начали развивать новое направление — private equity and special situations (PESS). Это поиск уникальных историй на российском рынке с целью инвестиций на акционерном и долговом уровнях. Рынок private equity в России все меньше и меньше, поэтому было принято решение развивать собственный private equity — мы тут видим большие возможности для синергии. Например, если компания давно ждет выхода на рынок и мы верим в нее, то можем помочь сделать pre-IPO-инвестицию, дав тем самым возможность развиваться до размещения, а потом, когда компания будет готова, — помочь с выходом на биржу.
— Как чувствует себя рынок слияний и поглощений?
— В целом на рынке уже сейчас закрыто более десятка сделок с начала этого года. У нас подписано как минимум пять мандатов на M&A из самых разных секторов, включая нефтесервисы и ритейл. К слову, нам кажется, что в этом году именно ритейл будет пользоваться большим спросом с точки зрения размещений, как первичных, так и вторичных. В последние годы многие компании сектора изменили стратегию в пользу онлайна. Все больше ценятся онлайн-агрегаторы разного рода, очень популярно онлайн-телевидение.
— На Западе M&A обычно проходят с применением выпусков акций или облигаций. Меняются ли механизмы финансирования M&A у нас?
— К сожалению, количество LBO и MBO (Leveraged Buyout и Management Buyout — выкуп сторонним инвестором или менеджментом на заемные средства под залог выкупаемого актива) за прошлый год сократилось. Потенциальным драйвером роста рынка M&A может стать, напротив, смягчение норм резервирования ЦБ РФ, а также льготное финансирование в рамках программы приватизации федерального имущества на 2020–2022 годы.
Сейчас сделки чаще осуществляются за счет собственных средств — успешны серийные предприниматели, у которых несколько видов бизнеса: они могут заложить один бизнес, чтобы купить другой. Мы наблюдаем все больше компаний малого и среднего размера, у которых внешний долг равен нулю, то есть они живут и развиваются на акционерные деньги.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl