История у гостиницы «Метрополь» всегда была непростой

Караван историйИстория

Искусство жить красиво

Около трех часов ночи четырнадцатого декабря 1901 года к Тверской пожарной части подлетел на лихаче городовой и вызвав брандмейстера, взволнованно сообщил о сильном пожаре в только что отстроенной гостинице «Метрополь»...

Автор: Нина Белова

Огонь заметили в вентиляционном канале одного из апартаментов гостиницы. Растерявшиеся постояльцы и персонал бросились его тушить, в суматохе забыв оповестить о случившемся пожарную команду. Между тем пламя набирало силу. Загорелись ковры, устилавшие коридоры отеля, обшивка стен в номерах и вестибюлях. Удушливый дым стремительно заполнял лестничные пролеты.

Со всех концов города к месту бедствия мчались пожарные команды. Привели в действие пять паровых труб и ручные насосы, но огонь не сдавался. У пожарных не оказалось в достаточном количестве высоких лестниц — взбирались по связанным малярным стремянкам. Чуть позже были выдвинуты две двенадцатисаженные лестницы и на крышу поднялись более тридцати пожарных. Неожиданно перекрытия рухнули, столбы дыма и пламени взвились в небо.

Огонь бушевал двое суток. Как свидетельствовали очевидцы, «все четыре верхних этажа, огромная роскошная концертная зала, надворные постройки выгорели; крыша, исключая переднего фасада, провалилась, а равно и обрушились потолки один за другим». Ходили слухи, что пожар возник неслучайно и кто-то крупно нажился на страховке...

Огонь бушевал двое суток. Как свидетельствовали очевидцы, «все четыре верхних этажа, концертная зала, надворные постройки выгорели; обрушились потолки»

Проектирование гостиничного комплекса «Метрополь» на Театральной площади началось за два года до наступления ХХ века. Именно тогда Санкт-Петербургское страховое общество приобрело для перестройки старую гостиницу в самом центре Первопрестольной. Москвичи издавна называли ее Челыши по фамилии бывшего владельца — купца первой гильдии Павла Челышева.

Отцом-основателем и главным спонсором нового строительства стал успешный железнодорожный магнат Савва Иванович Мамонтов. В Москве его знали как человека азартного, увлекающегося, энергичного, мецената и покровителя искусств, прозванного современниками Саввой Великолепным и Московским Медичи.

Мамонтов задумал вовсе не гостиницу, а грандиозный культурно-досуговый центр, какого еще не знала Москва, — с театром, залами для танцевальных вечеров, художественными галереями, спортивными залами, катком на крыше, отелем, ресторанами и зимним садом. И все это он предлагал оформить в стиле модерн — последней европейской «фишки».

В новой постройке Савва планировал разместить свое любимое детище — частную оперу, на сцене которой блистал молодой Федор Шаляпин. Огромный шестиярусный театр должен был превзойти и Венскую оперу, и соседний Большой театр, в котором насчитывалось 1750 мест. Мамонтов же говорил о зрительном зале в 3100 мест.

Мамонтов задумал вовсе не гостиницу, а грандиозный культурно-досуговый центр, какого еще не знала Москва, — с театром, художественными галереями, катком на крыше, отелем, ресторанами и зимним садом

«Савва всегда замахивается на что-то грандиозное», — усмехнулся модный московский архитектор Лев Кекушев и отправился за границу, чтобы ознакомиться с первоисточниками. Именно его бюро получило престижный заказ. Вернувшись, Лев Николаевич и его команда приступили к созданию проекта и его реализации.

Но Савву явно что-то не устраивало, и на фасады «Метрополя» был объявлен международный конкурс, в котором приняли участие лучшие из лучших архитекторов. По иронии судьбы конкурс выиграл Лев Кекушев. Однако заказчик предпочел Вильяма Валькота, проект которого занял четвертое место.

Потрясенный несправедливостью, Кекушев тяжело переживал поражение. «Савва, похоже, заболел англоманией», — иронизировал он. Выбор Мамонтова вызвал недоумение у многих. Как мог Валькот, никому не известный британец одесского разлива, потеснить такую знаменитость, как Кекушев? Ему всего двадцать четыре, он еще никак себя не проявил и ничего не создал. Рассматривать Валькота в качестве руководителя огромной стройки было по меньшей мере легкомысленно. Да и о его проекте отзывы были так себе: «Три этажа совершенно голых стен очень скучны; пятый этаж, покрытый сплошь изразцами, напротив, чересчур богат». Но Савва никого не хотел слушать. Он знал, что делал. Проект Валькота больше подходил для его задумок...

Савве Ивановичу хотелось продемонстрировать Москве искусство наступающего ХХ века — символизм и модерн, которые тогда входили в моду. Постройка большого здания в самом центре города предоставляла прекрасную возможность громко заявить о новых образах и формах в сфере художественного декора — ведь у модерна был свой язык. Фасады гостиницы Мамонтов воспринимал как полотна, на которые можно наносить «рисунки» — объемные рельефы, керамические панно, стеклянные витражи, флорентийскую мозаику, металлическую ковку.

Самой грандиозной идеей Саввы Великолепного было желание одеть здание в многоцветную глазурованную плиточную облицовку и тем самым украсить его «вечными красками». Двадцать три майоликовых панно с «Принцессой Грёзой» во главе появились на фасадах в 1902—1903-м годах.

Через пару лет после того как панно «Метрополя» предстали взору москвичей, майоликовые вставки Врубеля украсят здание Ярославского вокзала, а по фасаду Третьяковской галереи протянется керамический фриз Виктора Васнецова. Модерн сумеет выйти из музейных залов и укорениться во всех сферах повседневной жизни — от экстерьера зданий до предметов быта. Как иронизировал Всеволод Мейерхольд, модерн «теперь всюду — на тросточках, на домах, в кондитерских и на плакатах».

Барельефы для «Метрополя» Савва заказал двадцативосьмилетнему скульптору Николаю Андрееву. Тот только что возвратился из Парижа, где работал в мастерской Родена. Фигурный фриз, опоясывающий здание, станет первым серьезным проектом молодого скульптора и блестящим элементом наружного декора «Метрополя». Хотя вереница полуобнаженных мужчин и женщин с их томной, эротичной пластикой многими воспринималась как дерзость и попрание всех норм.

Майоликовое панно «Поклонение природе»

Работы были в разгаре, когда случилось то, чего никто не мог ожидать: Мамонтова арестовали по обвинению в крупных растратах. Пешком под конвоем знаменитого «миллионщика» на потребу глазеющей публики провели через всю Москву от Сухаревки до Таганской тюрьмы. Однако в суде случился казус: выдающийся адвокат Федор Плевако сумел доказать, что Мамонтов не имел корысти, а руководствовался лишь интересами дела. Присяжные его оправдали, и Мамонтов был отпущен, но разорен — все его активы пошли на погашение долгов.

После страшного пожара 1901 года казалось, что на этой истории можно поставить точку, но «Метрополь», словно сказочная птица феникс, возродился из пепла. Гостиничный комплекс был отстроен заново и торжественно открыт зимой 1905 года. Анонс в газетах гласил: «С 20-го сего февраля открывается в доме С.-Петербургского общества страхований на Театральной площади гостиница и ресторан «Метрополь». Завтраки, обеды и ужины. Известный парижский оркестр салонной музыки под управлением г. Жоржа».

«Метрополь» соответствовал самым высоким мировым стандартам комфорта, которые предъявлял ХХ век. В номерах предусматривались вентиляция и система отопления, телефоны и горячая вода, отдельная туалетная комната с ванной и ватерклозетом. Имелись даже холодильники — хотя лишь в виде емкостей, наполняемых льдом.

Гостиница сразу сделалась чрезвычайно популярной у состоятельных господ и богемы. Остановившийся в «Метрополе» весной того же года поэт Михаил Кузмин — петербуржец и известный эстет — писал другу: «Я в неистовом восторге от гостиницы... Она поражает вкусом, где каждая дверная ручка — художественна, нет ничего наляпанного, масса света, легкость и простота всей мебели, дающая интимность и вместе с тем какой-то помпейский вид».

Публика восхищалась элегантностью отделки и атмосферой утонченного богатства. Тон задавал просторный вестибюль парадного входа с фантастической красоты люстрой в стиле ар-нуво. Стены были облицованы ониксом, пол выложен графитом из Мексики. Лестницу охраняли римские волчицы из уральского змеевика. Уже на входе посетителям давали понять: они попали в гранд-отель для избранных.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Максим Никулин. Под счастливой звездой Юрия Никулина Максим Никулин. Под счастливой звездой Юрия Никулина

Максим Никулин — о своем отце Юрии Никулине и судьбе, переплетенной с цирком

Коллекция. Караван историй
Логарифмическая линейка: забавная история Логарифмическая линейка: забавная история

Логарифмическая линейка — заслуженный патриарх всех вычислительных устройств

Популярная механика
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Мои корешки: известные ученые и исследователи — о книгах, перевернувших их жизнь Мои корешки: известные ученые и исследователи — о книгах, перевернувших их жизнь

Ученые рассказывают о книгах, которые изменили их жизнь

Esquire
Как кофеин влияет на мозг и тело: неожиданные факты Как кофеин влияет на мозг и тело: неожиданные факты

Исследования выявили ряд интересных фактов, связанных с кофеином

Psychologies
Чемодан на колесиках: история главного изобретения путешественников Чемодан на колесиках: история главного изобретения путешественников

Как появилась дорожная сумка на колесах?

Популярная механика
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Ночная фея Ночная фея

Как программировать хорошие сны

Лиза
Анастасия Стежко. Празднование жизни Анастасия Стежко. Празднование жизни

Со стороны человеку часто нужны не действия, а простое участие и сочувствие

Коллекция. Караван историй
Первое интервью партнера Бориса Александрова Юрия Изачика Первое интервью партнера Бориса Александрова Юрия Изачика

Юрий Изачик — как решались вопросы с наследниками при жизни Александрова

Forbes
Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Цифровое бессмертие: что будет с аккаунтами в iCloud и соцсетях после смерти Цифровое бессмертие: что будет с аккаунтами в iCloud и соцсетях после смерти

Что такое цифровое "наследство"?

Playboy
Как похудел Гарик Харламов: секретная диета шоумена Как похудел Гарик Харламов: секретная диета шоумена

Как поправился и похудел Харламов

Cosmopolitan
Краткая история феминизма в СССР и России: от XIX века до наших дней Краткая история феминизма в СССР и России: от XIX века до наших дней

С чего в России начался феминизм и как он развивался до сегодняшнего дня?

Esquire
Тамара Семина. Все начинается с дороги Тамара Семина. Все начинается с дороги

Я отправилась в Москву учиться на артистку для того, чтобы сбежать из дома

Караван историй
Все под контролем Все под контролем

Как адекватно относиться к ВИЧ и к людям, живущим с ним

Playboy
В поисках утраченной В поисках утраченной

Какому Деду Морозу писать письма, чтобы вернуть нашу радость обратно?

Cosmopolitan
От «Лила Чакра» до «Правда или действие»: 10 игр для нескучных вечеров От «Лила Чакра» до «Правда или действие»: 10 игр для нескучных вечеров

Обещай, что отлично повеселишься!

Playboy
Психотерапия в России: почему ходить к психологу становится «хорошим тоном» Психотерапия в России: почему ходить к психологу становится «хорошим тоном»

Почему психотерапия становится популярной в России

Популярная механика
Эмбрион человека на третьей неделе развития разобрали по клеткам Эмбрион человека на третьей неделе развития разобрали по клеткам

Ученые провели перепись клеточных типов в человеческом эмбрионе

N+1
Почему Царь-пушка – вовсе не пушка: что на самом деле стоит в Кремле Почему Царь-пушка – вовсе не пушка: что на самом деле стоит в Кремле

История Царь-пушки не заканчивается на анекдотах. Оказывается, это даже не пушка

ТехИнсайдер
Спортсменки года: Дина и Арина Аверины Спортсменки года: Дина и Арина Аверины

Гимнастки заняли второе и четвертое места, но для зрителей они — номер один

Glamour
Он же памятник! Звезды и их откровенные фотографии на фоне храмов Он же памятник! Звезды и их откровенные фотографии на фоне храмов

Самые громкие истории с эпатажными фотографиями на фоне храмов

Cosmopolitan
Материнский инстинкт Материнский инстинкт

Пенелопа Крус в фильме «Параллельные матери»

Grazia
Измена: взгляд с двух сторон. Если изменили вам Измена: взгляд с двух сторон. Если изменили вам

Измена — это «симптом» отношений, а в отношениях всегда участвуют две стороны

Psychologies

Исполнилось 68 лет с момента испытаний первой советской водородной бомбы

Популярная механика
5 страхов, мешающих вашей карьере 5 страхов, мешающих вашей карьере

Часто в движении по карьерной лестнице нас тормозят именно эти страхи

Psychologies
Декольте, бархат, роскошные ноги: что нужно знать о стиле красавицы Шейлин Вудли Декольте, бархат, роскошные ноги: что нужно знать о стиле красавицы Шейлин Вудли

10 самых ярких образов Шейлин Вудли, в которых она выходила в свет

Cosmopolitan
В здоровых ли вы отношениях? Проверьте по 13 пунктам опросника В здоровых ли вы отношениях? Проверьте по 13 пунктам опросника

Пройдитесь по списку ниже — возможно, вы идеальная пара

Psychologies
Почему трубы теплоэлектростанций красят в красно-белые полоски Почему трубы теплоэлектростанций красят в красно-белые полоски

Для чего нужен полосатый раскрас трубам ТЭЦ?

Популярная механика
Открыть в приложении