В МХТ имени Чехова — премьера спектакля Сергея Женовача «Бег» по пьесе Булгакова

ЭкспертКультура

Хлудов и другие

В МХТ имени Чехова — премьера спектакля Сергея Женовача «Бег» по пьесе Михаила Булгакова

Вячеслав Суриков

В роли Романа Хлудова — Анатолий Белый, в роли Парамона Корзухина — Игорь Верник

Постановка Женовача восполняет образовавшуюся еще в двадцатые годы прошлого века неполноту в истории театра: Булгаков пьесу для МХТ написал, дирекции она понравилась, да только вот на сцене его так и не пошла — советская цензура, со скрипом, не без вмешательства высших инстанций пропустившая «Белую гвардию», переименованную по такому случаю в «Дни Турбиных», перед «Бегом» воздвигла непреодолимый барьер. И вот ровно через девяносто лет после первой неудачной попытки поставить на сцене МХТ «Бег» Сергей Женовач, будучи художественным руководителем МХТ имени Чехова, в своей новой ипостаси выбрал эту пьесу первой для постановки на сцене того театра, для которого она была изначально предназначена. Это вторая булгаковская пьеса, поставленная им на сцене МХТ; первой пятнадцать лет назад была как раз «Белая гвардия». Среди актеров — исполнителей булгаковских героев появились Анатолий Белый, Михаил Пореченков и Артем Быстров. В новом спектакле они вернулись в мир, созданный воображением Михаила Булгакова.

Сергей Женовач делает главным действующим лицом пьесы Романа Хлудова. Все, что происходит на сцене, — это его сны. Даже в тех узнаваемых эпизодах, в которых присутствие Хлудова автором не прописывалось, герой все равно появляется. Даже в знаменитой сцене карточной игры в Париже между Чарнотой и Корзухиным Хлудов принимает молчаливое участие: он сопереживает сначала попытке Голубкова вытребовать у Корзухина деньги, а потом тому, как Чарнота раз за разом обыгрывает Корзухина. Хотя именно в этот момент, по изначальному авторскому замыслу, Хлудов пребывает в Стамбуле вместе с Серафимой Корзухиной в ожидании возвращения из Парижа Голубкова и Чарноты.

Хлудова играет Анатолий Белый, за те пятнадцать лет, которые прошли с момента его первого выхода на сцену МХТ в «Белой гвардии», ставший одним из ведущих актеров театра и обросший длинным списком театральных и кинематографических работ. Можно предположить, и мы видим это в спектакле, что его опыт и темперамент позволяют не просто выйти на сцену в роли Хлудова, а сделать его центральным персонажем спектакля.

Хотя булгаковская пьеса подверглась авторской переработке, зритель все равно видит на сцене узнаваемый «Бег», даже если он его не читал, а всего лишь видел фильм Алова и Наумова, которые тоже сделали сильный акцент на Хлудове, — у них получился необычайно сильный и запоминающийся образ, воплощенный на экране Владиславом Дворжецким. И если бы одновременно с ним на съемочной площадке не играли свои роли Михаил Ульянов, Алексей Баталов, Евгений Евстигнеев, у Дворжецкого были бы все шансы затмить остальных персонажей.

Женовач сознательно фокусирует внимание зрителей на персонаже Хлудова — тот мечется по сцене и мучается неразрешимыми вопросами, которые задает себе посреди сценического пространства, заваленного человеческими телами. По версии режиссера, все давно уже мертвы, и только память Хлудова воскрешает персонажей пьесы из небытия. Актеры, которым нужно вступить в действие, поднимаются с подмостков, но стоит Хлудову забыть, как они вновь ложатся в ряд бездвижных тел до тех пор, пока Хлудов не вспомнит о них.

«Бег» Женовача на сцене МХТ — это еще и заочная дискуссия с Юрием Бутусовым, который четыре года назад поставил эту пьесу на сцене Театра имени Вахтангова, огорошив зрителей, пришедших посмотреть что-то похожее на фильм, сюрреалистическим действием. Его нельзя соотнести ни с одной из предыдущих постановок, зато оно максимально отвечает жанровому определению «сны». Женовач тоже отталкивается от этого определения, но для него важнее всего ответ на вопрос: чьи это сны? Ни в коем случае не Голубкова, которого играет Андрей Бурковский. В таком исполнении он предстает хлипким интеллигентом, поддающимся любому давлению извне, который не в состоянии постоять за себя, готов остановиться перед первым встретившемся препятствием. У Булгакова Голубков — носитель очень важной для писателя темы любви, возникающей спонтанно, но настолько сильно, что она становится главной движущей силой на всю оставшуюся жизнь. В спектакле Женовача Голубков — это, скорее, большой ребенок, который жаждет обрести мать и вцепляется в ту, которая случайно попадается ему на глаза, — Серафиму Корзухину. Он даже не смешон, он жалок.

В роли генерала Чарноты — Михаил Пореченков, в роли Люськи Корсаковой — Ирина Пегова

Чарнота в исполнении Михаила Пореченкова, который, напомним, перешел в «Бег» Женовача из его же «Белой гвардии», необычайно подходит по фактуре на эту роль: это огромный человек, который необычайно могуществен на поле боя — это его стихия, но вне битвы он оказывается беспомощным, встречаясь с самыми заурядными бытовыми трудностями. Пореченков появляется на сцене в женском одеянии — Женовач дает ему возможность еще и рассмешить зрителя, что Пореченков тоже умеет делать. Но главная его сцена — игра в карты с Корзухиным. В этой роли на сцене появляется Игорь Верник, еще один актер с ярким медийным шлейфом. Он играет дельца, который способен выжить в любой ситуации. Мы понимаем это по тому, как он одет: с подмостков он восстает в роскошной шубе, которая надета поверх не менее дорого выглядящего пальто. Его единственное слабое место — азарт. Единственная женщина, которая в состоянии его подчинить, — прошедшая огонь и воду Люська Корсакова (в этом образе на сцену выходит Ирина Пегова).

Сценография спектакля задает еще одно прочтение образа Хлудова. Свои гамлетовские монологи он произносит под столбом с перекладиной и оборванными проводами. И если сначала он сигнализирует о той страшной разрухе, посреди которой происходит действие, то чем дальше оно развивается, тем сильнее выстраивается иной ассоциативный ряд: это крест, на котором предстоит быть распятым Хлудову, и все его речи — монологи человека, приговоренного судьбой к распятию за свои собственные грехи. В финале спектакля, когда влюбленные обретают и друг друга, и деньги на то, чтобы хоть как-то устроиться в обозримом будущем, а Хлудов заявляет о своем решении вернуться в Россию, крест, стоящий на сцене, смыкается с верхним пространством и теперь уже пересекает всю сцену сверху донизу. Одна Россия из снов Хлудова окончательно растворилась в пространстве тараканьих бегов, другая понесла свой крест, а Хлудов решил под него подставить и свое изношенное временем плечо.

Фотографии Екатерины Цветковой

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Самой желанной целью прогресса всегда была и остается вечная жизнь

GQ
Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей

Гид по самым известным голливудским семьям

Правила жизни
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше 10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше

Автомобили, которые с годами становятся только лучше

Maxim
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
Евгеника: хотели как лучше... Евгеника: хотели как лучше...

Как евгеника стала синтезом теории вырождения, теории Дарвина и научного расизма

Знание – сила
До сотворения мира: Пять историй Ипполита Маркелова До сотворения мира: Пять историй Ипполита Маркелова

Способна ли наука создавать жизнь, управлять животными, даровать бессмертие?

Цифровой океан
Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо

Когда большие языковые модели займут уверенную позицию и достигнут пика?

Forbes
Невозможный человек! Невозможный человек!

7 советских актеров, чей характер оказался слишком тяжелым в работе

Лиза
Темная лошадка Темная лошадка

Нейросеть — это программа, поведение которой определяется коэффициентами

Цифровой океан
Смена образа Смена образа

TLC-диета — один из самых простых и гуманных способов похудеть

Лиза
«Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon «Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon

«Тишина на площадке»: самая показательная история о цене подростковой славы

Forbes
Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм

Фильмы о людях, которые смогли примириться со своими психологическими травмами

Psychologies
Дворец и храм Дворец и храм

Грандиозные проекты Ирода Великого на сто лет вперед определили облик Иерусалима

Знание – сила
Источники энергии Источники энергии

Почему кетодиета подходит не всем?

Лиза
Любовные страсти Древнем Новгороде Любовные страсти Древнем Новгороде

О чем писали в берестяных грамотах древние новгородцы?

Знание – сила
Открыть в приложении