Хлудов и другие
В МХТ имени Чехова — премьера спектакля Сергея Женовача «Бег» по пьесе Михаила Булгакова
Постановка Женовача восполняет образовавшуюся еще в двадцатые годы прошлого века неполноту в истории театра: Булгаков пьесу для МХТ написал, дирекции она понравилась, да только вот на сцене его так и не пошла — советская цензура, со скрипом, не без вмешательства высших инстанций пропустившая «Белую гвардию», переименованную по такому случаю в «Дни Турбиных», перед «Бегом» воздвигла непреодолимый барьер. И вот ровно через девяносто лет после первой неудачной попытки поставить на сцене МХТ «Бег» Сергей Женовач, будучи художественным руководителем МХТ имени Чехова, в своей новой ипостаси выбрал эту пьесу первой для постановки на сцене того театра, для которого она была изначально предназначена. Это вторая булгаковская пьеса, поставленная им на сцене МХТ; первой пятнадцать лет назад была как раз «Белая гвардия». Среди актеров — исполнителей булгаковских героев появились Анатолий Белый, Михаил Пореченков и Артем Быстров. В новом спектакле они вернулись в мир, созданный воображением Михаила Булгакова.
Сергей Женовач делает главным действующим лицом пьесы Романа Хлудова. Все, что происходит на сцене, — это его сны. Даже в тех узнаваемых эпизодах, в которых присутствие Хлудова автором не прописывалось, герой все равно появляется. Даже в знаменитой сцене карточной игры в Париже между Чарнотой и Корзухиным Хлудов принимает молчаливое участие: он сопереживает сначала попытке Голубкова вытребовать у Корзухина деньги, а потом тому, как Чарнота раз за разом обыгрывает Корзухина. Хотя именно в этот момент, по изначальному авторскому замыслу, Хлудов пребывает в Стамбуле вместе с Серафимой Корзухиной в ожидании возвращения из Парижа Голубкова и Чарноты.
Хлудова играет Анатолий Белый, за те пятнадцать лет, которые прошли с момента его первого выхода на сцену МХТ в «Белой гвардии», ставший одним из ведущих актеров театра и обросший длинным списком театральных и кинематографических работ. Можно предположить, и мы видим это в спектакле, что его опыт и темперамент позволяют не просто выйти на сцену в роли Хлудова, а сделать его центральным персонажем спектакля.
Хотя булгаковская пьеса подверглась авторской переработке, зритель все равно видит на сцене узнаваемый «Бег», даже если он его не читал, а всего лишь видел фильм Алова и Наумова, которые тоже сделали сильный акцент на Хлудове, — у них получился необычайно сильный и запоминающийся образ, воплощенный на экране Владиславом Дворжецким. И если бы одновременно с ним на съемочной площадке не играли свои роли Михаил Ульянов, Алексей Баталов, Евгений Евстигнеев, у Дворжецкого были бы все шансы затмить остальных персонажей.
Женовач сознательно фокусирует внимание зрителей на персонаже Хлудова — тот мечется по сцене и мучается неразрешимыми вопросами, которые задает себе посреди сценического пространства, заваленного человеческими телами. По версии режиссера, все давно уже мертвы, и только память Хлудова воскрешает персонажей пьесы из небытия. Актеры, которым нужно вступить в действие, поднимаются с подмостков, но стоит Хлудову забыть, как они вновь ложатся в ряд бездвижных тел до тех пор, пока Хлудов не вспомнит о них.
«Бег» Женовача на сцене МХТ — это еще и заочная дискуссия с Юрием Бутусовым, который четыре года назад поставил эту пьесу на сцене Театра имени Вахтангова, огорошив зрителей, пришедших посмотреть что-то похожее на фильм, сюрреалистическим действием. Его нельзя соотнести ни с одной из предыдущих постановок, зато оно максимально отвечает жанровому определению «сны». Женовач тоже отталкивается от этого определения, но для него важнее всего ответ на вопрос: чьи это сны? Ни в коем случае не Голубкова, которого играет Андрей Бурковский. В таком исполнении он предстает хлипким интеллигентом, поддающимся любому давлению извне, который не в состоянии постоять за себя, готов остановиться перед первым встретившемся препятствием. У Булгакова Голубков — носитель очень важной для писателя темы любви, возникающей спонтанно, но настолько сильно, что она становится главной движущей силой на всю оставшуюся жизнь. В спектакле Женовача Голубков — это, скорее, большой ребенок, который жаждет обрести мать и вцепляется в ту, которая случайно попадается ему на глаза, — Серафиму Корзухину. Он даже не смешон, он жалок.
Чарнота в исполнении Михаила Пореченкова, который, напомним, перешел в «Бег» Женовача из его же «Белой гвардии», необычайно подходит по фактуре на эту роль: это огромный человек, который необычайно могуществен на поле боя — это его стихия, но вне битвы он оказывается беспомощным, встречаясь с самыми заурядными бытовыми трудностями. Пореченков появляется на сцене в женском одеянии — Женовач дает ему возможность еще и рассмешить зрителя, что Пореченков тоже умеет делать. Но главная его сцена — игра в карты с Корзухиным. В этой роли на сцене появляется Игорь Верник, еще один актер с ярким медийным шлейфом. Он играет дельца, который способен выжить в любой ситуации. Мы понимаем это по тому, как он одет: с подмостков он восстает в роскошной шубе, которая надета поверх не менее дорого выглядящего пальто. Его единственное слабое место — азарт. Единственная женщина, которая в состоянии его подчинить, — прошедшая огонь и воду Люська Корсакова (в этом образе на сцену выходит Ирина Пегова).
Сценография спектакля задает еще одно прочтение образа Хлудова. Свои гамлетовские монологи он произносит под столбом с перекладиной и оборванными проводами. И если сначала он сигнализирует о той страшной разрухе, посреди которой происходит действие, то чем дальше оно развивается, тем сильнее выстраивается иной ассоциативный ряд: это крест, на котором предстоит быть распятым Хлудову, и все его речи — монологи человека, приговоренного судьбой к распятию за свои собственные грехи. В финале спектакля, когда влюбленные обретают и друг друга, и деньги на то, чтобы хоть как-то устроиться в обозримом будущем, а Хлудов заявляет о своем решении вернуться в Россию, крест, стоящий на сцене, смыкается с верхним пространством и теперь уже пересекает всю сцену сверху донизу. Одна Россия из снов Хлудова окончательно растворилась в пространстве тараканьих бегов, другая понесла свой крест, а Хлудов решил под него подставить и свое изношенное временем плечо.
Фотографии Екатерины Цветковой
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl