Хлудов и другие

В МХТ имени Чехова — премьера спектакля Сергея Женовача «Бег» по пьесе Булгакова

ЭкспертКультура

Хлудов и другие

В МХТ имени Чехова — премьера спектакля Сергея Женовача «Бег» по пьесе Михаила Булгакова

Вячеслав Суриков

В роли Романа Хлудова — Анатолий Белый, в роли Парамона Корзухина — Игорь Верник

Постановка Женовача восполняет образовавшуюся еще в двадцатые годы прошлого века неполноту в истории театра: Булгаков пьесу для МХТ написал, дирекции она понравилась, да только вот на сцене его так и не пошла — советская цензура, со скрипом, не без вмешательства высших инстанций пропустившая «Белую гвардию», переименованную по такому случаю в «Дни Турбиных», перед «Бегом» воздвигла непреодолимый барьер. И вот ровно через девяносто лет после первой неудачной попытки поставить на сцене МХТ «Бег» Сергей Женовач, будучи художественным руководителем МХТ имени Чехова, в своей новой ипостаси выбрал эту пьесу первой для постановки на сцене того театра, для которого она была изначально предназначена. Это вторая булгаковская пьеса, поставленная им на сцене МХТ; первой пятнадцать лет назад была как раз «Белая гвардия». Среди актеров — исполнителей булгаковских героев появились Анатолий Белый, Михаил Пореченков и Артем Быстров. В новом спектакле они вернулись в мир, созданный воображением Михаила Булгакова.

Сергей Женовач делает главным действующим лицом пьесы Романа Хлудова. Все, что происходит на сцене, — это его сны. Даже в тех узнаваемых эпизодах, в которых присутствие Хлудова автором не прописывалось, герой все равно появляется. Даже в знаменитой сцене карточной игры в Париже между Чарнотой и Корзухиным Хлудов принимает молчаливое участие: он сопереживает сначала попытке Голубкова вытребовать у Корзухина деньги, а потом тому, как Чарнота раз за разом обыгрывает Корзухина. Хотя именно в этот момент, по изначальному авторскому замыслу, Хлудов пребывает в Стамбуле вместе с Серафимой Корзухиной в ожидании возвращения из Парижа Голубкова и Чарноты.

Хлудова играет Анатолий Белый, за те пятнадцать лет, которые прошли с момента его первого выхода на сцену МХТ в «Белой гвардии», ставший одним из ведущих актеров театра и обросший длинным списком театральных и кинематографических работ. Можно предположить, и мы видим это в спектакле, что его опыт и темперамент позволяют не просто выйти на сцену в роли Хлудова, а сделать его центральным персонажем спектакля.

Хотя булгаковская пьеса подверглась авторской переработке, зритель все равно видит на сцене узнаваемый «Бег», даже если он его не читал, а всего лишь видел фильм Алова и Наумова, которые тоже сделали сильный акцент на Хлудове, — у них получился необычайно сильный и запоминающийся образ, воплощенный на экране Владиславом Дворжецким. И если бы одновременно с ним на съемочной площадке не играли свои роли Михаил Ульянов, Алексей Баталов, Евгений Евстигнеев, у Дворжецкого были бы все шансы затмить остальных персонажей.

Женовач сознательно фокусирует внимание зрителей на персонаже Хлудова — тот мечется по сцене и мучается неразрешимыми вопросами, которые задает себе посреди сценического пространства, заваленного человеческими телами. По версии режиссера, все давно уже мертвы, и только память Хлудова воскрешает персонажей пьесы из небытия. Актеры, которым нужно вступить в действие, поднимаются с подмостков, но стоит Хлудову забыть, как они вновь ложатся в ряд бездвижных тел до тех пор, пока Хлудов не вспомнит о них.

«Бег» Женовача на сцене МХТ — это еще и заочная дискуссия с Юрием Бутусовым, который четыре года назад поставил эту пьесу на сцене Театра имени Вахтангова, огорошив зрителей, пришедших посмотреть что-то похожее на фильм, сюрреалистическим действием. Его нельзя соотнести ни с одной из предыдущих постановок, зато оно максимально отвечает жанровому определению «сны». Женовач тоже отталкивается от этого определения, но для него важнее всего ответ на вопрос: чьи это сны? Ни в коем случае не Голубкова, которого играет Андрей Бурковский. В таком исполнении он предстает хлипким интеллигентом, поддающимся любому давлению извне, который не в состоянии постоять за себя, готов остановиться перед первым встретившемся препятствием. У Булгакова Голубков — носитель очень важной для писателя темы любви, возникающей спонтанно, но настолько сильно, что она становится главной движущей силой на всю оставшуюся жизнь. В спектакле Женовача Голубков — это, скорее, большой ребенок, который жаждет обрести мать и вцепляется в ту, которая случайно попадается ему на глаза, — Серафиму Корзухину. Он даже не смешон, он жалок.

В роли генерала Чарноты — Михаил Пореченков, в роли Люськи Корсаковой — Ирина Пегова

Чарнота в исполнении Михаила Пореченкова, который, напомним, перешел в «Бег» Женовача из его же «Белой гвардии», необычайно подходит по фактуре на эту роль: это огромный человек, который необычайно могуществен на поле боя — это его стихия, но вне битвы он оказывается беспомощным, встречаясь с самыми заурядными бытовыми трудностями. Пореченков появляется на сцене в женском одеянии — Женовач дает ему возможность еще и рассмешить зрителя, что Пореченков тоже умеет делать. Но главная его сцена — игра в карты с Корзухиным. В этой роли на сцене появляется Игорь Верник, еще один актер с ярким медийным шлейфом. Он играет дельца, который способен выжить в любой ситуации. Мы понимаем это по тому, как он одет: с подмостков он восстает в роскошной шубе, которая надета поверх не менее дорого выглядящего пальто. Его единственное слабое место — азарт. Единственная женщина, которая в состоянии его подчинить, — прошедшая огонь и воду Люська Корсакова (в этом образе на сцену выходит Ирина Пегова).

Сценография спектакля задает еще одно прочтение образа Хлудова. Свои гамлетовские монологи он произносит под столбом с перекладиной и оборванными проводами. И если сначала он сигнализирует о той страшной разрухе, посреди которой происходит действие, то чем дальше оно развивается, тем сильнее выстраивается иной ассоциативный ряд: это крест, на котором предстоит быть распятым Хлудову, и все его речи — монологи человека, приговоренного судьбой к распятию за свои собственные грехи. В финале спектакля, когда влюбленные обретают и друг друга, и деньги на то, чтобы хоть как-то устроиться в обозримом будущем, а Хлудов заявляет о своем решении вернуться в Россию, крест, стоящий на сцене, смыкается с верхним пространством и теперь уже пересекает всю сцену сверху донизу. Одна Россия из снов Хлудова окончательно растворилась в пространстве тараканьих бегов, другая понесла свой крест, а Хлудов решил под него подставить и свое изношенное временем плечо.

Фотографии Екатерины Цветковой

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Креста на них нет Креста на них нет

Американский миссионер отправился на затерянный остров в Индийском океане

GQ
Пэлтроу - Роуз в Пэлтроу - Роуз в

Собрали самые яркие примеры, когда лучше было согласиться

Cosmopolitan
Самое холодное место во вселенной Самое холодное место во вселенной

Насколько холоден холодный космос?

Популярная механика
Просто товар Просто товар

Когда нефть перестанет быть нефтью?

Forbes
Россия, которую мы приобрели Россия, которую мы приобрели

Можно ли на Алтае найти инстапойнты красивее, чем в Альпах

Tatler
Продукты, повышающие потенцию у мужчин: быстро и эффективно Продукты, повышающие потенцию у мужчин: быстро и эффективно

Нет времени ждать, ешь!

Playboy
Единство смартфона и содержания Единство смартфона и содержания

Что такое скринлайф и есть ли у него будущее

Огонёк
Треска с петрушкой Треска с петрушкой

Треска — твердыня в мире, где все только рушилось, расползалось, гнило и горело

Weekend
Кузена T. rex с длинной шеей обнаружили в Австралии Кузена T. rex с длинной шеей обнаружили в Австралии

У существа могла быть необычная диета и отсутствовали зубы

National Geographic
Редчайшего гепарда заметили в Алжире впервые за десятилетие Редчайшего гепарда заметили в Алжире впервые за десятилетие

Гепард, который обитает на изолированных участках Сахары и северо-западе Африки

National Geographic
Родом из детства Родом из детства

Просторный, гостеприимный дом для большой семьи

SALON-Interior
Любимые виды спорта Трюдо, Путина, Эрдогана и других политиков Любимые виды спорта Трюдо, Путина, Эрдогана и других политиков

Эти лидеры государств вдохновляют миллионы людей совершенствовать свое тело

РБК
На мясных прилавках скоро станет тесно На мясных прилавках скоро станет тесно

Растущий спрос позволяет мясникам не повышать производительность труда

Эксперт
Почему Google отказался делиться искусственным интеллектом с нефтяниками Почему Google отказался делиться искусственным интеллектом с нефтяниками

Google отказался помогать нефтяникам в разведке и добыче сырья

Forbes
Как найти свой стиль без помощи специалиста? Рассказывает стилист Как найти свой стиль без помощи специалиста? Рассказывает стилист

Поиск индивидуального стиля – задачка не из простых

Cosmopolitan
Знают свое место Знают свое место

Как сделать ванную комнату и функциональной, и красивой

Grazia
Окно в Париж Окно в Париж

Хозяйка квартиры на Патриарших прудах захотела создать дома парижскую атмосферу

AD
Моральный кодекс робота: можно ли привить машине ценности через книги Моральный кодекс робота: можно ли привить машине ценности через книги

Смогут ли роботы понять этические нормы, просто читая книги и новости

Популярная механика
Как перенести систему с HDD на SSD? Как перенести систему с HDD на SSD?

Как с помощью простых программ бесплатно перенести систему с HDD на SSD?

CHIP
“Я не лысею!”: Мак-Конахи, Бекхэм и другие звезды, которые пересадили волосы “Я не лысею!”: Мак-Конахи, Бекхэм и другие звезды, которые пересадили волосы

Знаменитости, которые внезапно обзавелись роскошными шевелюрами

Cosmopolitan
Как разминируют минные поля: работа сапера Как разминируют минные поля: работа сапера

Как проходят тренировки одного из самых боеспособных соединений Российской армии

Популярная механика
9 самых ужасающих и смелых экспериментов в истории 9 самых ужасающих и смелых экспериментов в истории

Где грань между научным рвением и тонкой моралью в экспериментах?

Популярная механика
Правила жизни Андрея Тарковского Правила жизни Андрея Тарковского

Правила жизни советского режиссера и сценариста Андрея Тарковского

Esquire
Жизнь после карантина. Аll-Terrain для коротких поездок Жизнь после карантина. Аll-Terrain для коротких поездок

Кроссоверы и внедорожники довольно часто обитают в городах

4x4 Club
Почему нам так нравится секс — и другие аспекты сексуального поведения человека Почему нам так нравится секс — и другие аспекты сексуального поведения человека

Почему люди занимаются сексом, когда им вздумается?

Esquire
Материаловеды сделали электрохимический глаз с сетчаткой из нанонитей перовскита Материаловеды сделали электрохимический глаз с сетчаткой из нанонитей перовскита

Разрешающая способность искусственного глаза выше, чем у человеческого

N+1
На гостиничном рынке грядет смена собственников отелей На гостиничном рынке грядет смена собственников отелей

Что ждет гостиничный рынок к концу 2020 года

Эксперт
10 шпионских гаджетов агента 007, которые стали реальностью для всех 10 шпионских гаджетов агента 007, которые стали реальностью для всех

Технологии догнали и перегнали ранние разработки всемогущего Кью

Maxim
Фогель: «Я не из тех артистов, кто готов хайпить на теме изоляции» Фогель: «Я не из тех артистов, кто готов хайпить на теме изоляции»

Интервью с новичком в рэп-игре Фогелем

Cosmopolitan
Мир под их сапогом Мир под их сапогом

Как семейство Аньелли управляет миром

GQ
Открыть в приложении