Хайтек: кто услышит звонок от «Яндекса»?
Компания «Яндекс» решила выйти на рынок смартфонов: на прошлой неделе она представила первую модель своего мобильного устройства «Яндекс. Телефон». Ее представители утверждают, что новый гаджет обладает уникальными потребительскими свойствами и главное из них — наличие в телефоне фирменных яндексовских сервисов. В частности, это голосовой помощник «Алиса», который хорошо распознаёт речь и может в ответ на голосовую команду, например, подсказать дорогу, включить музыку или рассказать о погоде на завтра. Причем он будет работать, даже когда смартфон выключен или когда его владелец использует на нем другую программу, скажем играет или смотрит кино.
На пресс-конференции в честь запуска продукта представители «Яндекса» рассказали, что их гаджет производится в Китае в сотрудничестве с тайваньской компанией Arima. Технические характеристики «яндексофона» довольно высокие: восьмиядерный процессор (Snapdragon 630), 4 Гб оперативной памяти, 64 Гб — встроенной, дисплей (IPS) 5,65 дюйма, датчик отпечатка пальца на задней панели, емкий аккумулятор (2970 мАч) с функцией быстрой зарядки, сдвоенная основная камера: 16 и пять мегапикселей — и фронтальная камера с разрешением пять мегапикселей.
Но за эти характеристики назначена и высокая цена — 17,99 тыс. рублей. При ближайшем рассмотрении она все же выглядит завышенной: на тесном и конкурентном российском рынке смартфонов модели со схожими параметрами от других производителей можно найти за 13–14 тыс. рублей, то есть цена на новинку более чем на 20% выше рыночной. И это при том что новый смартфон получился не очень выразительным с точки зрения дизайна: внешне он очень похож на iPhone, под который уже давно стилизуют свою продукцию многие китайские бренды. Что же касается встроенной в телефон «Алисы» и прочих сервисов «Яндекса», то никто не мешает при покупке другого телефона установить их одним движением руки и столь же успешно ими потом пользоваться.
Планируемые объемы продаж нового телефона «Яндекс» не раскрывает, но наблюдатели говорят, что вряд ли они окажутся значимыми. Скорее всего, новый продукт для компании будет иметь в первую очередь имиджевое значение. «Телефон выводится на сформированный высококонкурентный рынок. Чтобы продвигать такой товар, необходимо много вкладывать в маркетинг, рекламу.
С одной моделью делать это бессмысленно, а линейку телефонов “Яндекс” выпускать вряд ли будет, — говорит Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК “Фридом Финанс”. — Компания просто заявляет, что перешагнула этап интернет-компании и двигается в будущее, в развитие технологий. Google тоже продает телефоны, причем в верхнем и среднем ценовом сегментах, чтобы подчеркнуть свой прогресс, но в основном использует это направление для отработки технических решений и продвижения своей платформы. Хотя платформа от “Яндекса”, на мой взгляд, не сможет завоевать заметное место на мировом рынке. Это вообще очень непростой рынок, и даже гигант Microsoft отказался от развития мобильной операционной системы Windows Phone».
Великая французская революция
Протестующие во Франции «желтые жилеты» добились первой победы — правительство страны заявило о намерении на полгода заморозить повышение налогов на бензин. Не встретив ликования в стане противников, власть решила бросить им кость пожирнее: президент Франции Эммануэль Макрон выступил с инициативой не увеличивать топливный налог до конца 2019 года, а также заморозить повышение цен на газ и электроэнергию. Однако и эта уступка властей не удовлетворила протестующих: во-первых, они требовали не отсрочки их ограбления, а его отмены, а во-вторых, почувствовав свою силу, расширили список требований. «Желтые жилеты» теперь требуют изменений в законах, касающихся налогов, здравоохранения и жилья. Согласно опросам общественного мнения, свыше 70% французов поддерживают требования протестующих.
В протестах принимают участие в основном французы, у которых есть работа (поэтому манифестации проходят по выходным) и которые живут в небольших городах, окружающих крупные мегаполисы. Социологи, оправдывая свое существование, заговорили о неслыханном социальном расслоении, но на деле все значительно проще. Экономя на аренде или покупке недвижимости, но работая при этом в крупных городах, многие французы вынуждены были ежедневно совершать марш-броски на расстояние 30–50 километров — до работы и обратно. Для них, тратящих на автомобильное топливо по 300–400 евро в месяц, новый налог ставит крест на прежней жизни. Однако для столь массовой поддержки протестов недостаточно финансово ущемить часть среднего класса, надо было вызвать раздражение у большинства населения. Эммануэль Макрон, получивший 66% на президентских выборах всего полтора года назад, сумел добиться этого и сегодня обладает поддержкой лишь 23% избирателей. Уменьшая налоги для богатых, он неуклонно снижает уровень жизни бедных и среднего класса, не скрывая своего презрительного отношения к «неудачникам».
Идея обложить дополнительным налогом автомобильное топливо, дабы понудить французов перейти на «экологически безопасные» виды транспорта, выглядит очередным издевательством. Оставив за скобками представление экологов о том, что электричество берется из розетки, французы стали перед выбором: на что сменить привычное средство передвижения? Электромобиль, если он больше собачьей конуры и способен уехать дальше шаговой доступности, все еще очень дорог. «Реформы» правительства французы воспринимают как признак неадекватности и предлагают вспомнить выражение, несправедливо приписываемое французской королеве Марии-Антуанетте: «Если нет хлеба, пусть едят пирожные».
Попытка властей представить всех протестующих маргиналами явно провалилась, несмотря на многочисленные акты вандализма и грабежа. Большинство французов выступают против насилия, но понимают, что в случае массовых беспорядков это неизбежно, и не связывают выходки уголовников или радикалов с протестным движением. Перекрытие дорог, подъездов к автозаправкам и стычки с полицией мало похожи на нормальное поведение законопослушных граждан, но это стало единственной возможностью достучаться до власти. Многомилионные убытки, которые понесла экономика из-за неработающих магазинов, пустующих гостиниц и перекрытых дорог, стали аргументом, к которому власть не смогла не прислушаться. Протестующие доказали, что попытка залезть к ним в карман обойдется дорого: потери окажутся значительно выше планируемых барышей.
Трансформация единства
Обновление, открытость, лидерство — эти темы стали мейнстримом в дискуссии трех с половиной тысяч делегатов на XVIII съезде партии «Единая Россия», который прошел 7–8 декабря. А еще участники обсуждали подготовку нового кадрового состава, повышение уровня жизни населения в городе и на селе, поддержку инициатив бизнеса. В прессу загодя просочилась идея этических норм единоросса, и такие положения действительно были приняты — видимо, в качестве реакции на череду громких публичных скандалов, связанных с высказываниями чиновников и депутатов. Теперь члены партии обещают придерживаться принципа личной скромности и сдержанности в публичном поведении и относиться к людям и их проблемам с уважением и вниманием. А еще «открыто высказывать и отстаивать свою позицию в ходе партийной дискуссии, а после принятия окончательного решения придерживаться коллегиальной партийной позиции» — это привет сложным внутрипартийным спорам по пенсионной реформе.
Создание Высшей партийной школы означает трансформацию традиционного подхода партии к работе с электоратом. Школа будет создавать кадровый костяк партии для выборов 2021 года, собирать и систематизировать учебные программы. По словам секретаря генсовета партии Андрея Турчака, программа подготовки состоит из четырех модулей: «Политический лидер», «Партийный организатор», «Политический менеджер» и «Повышение квалификации». Учениками станут потенциальные кандидаты в депутаты, менеджеры партии и политтехнологи. Целям кадрового обновления послужит и проект «Политстартап-2018». В 2018 году участие в нем приняли более 1600 человек.
Третья задача — обеспечить открытость. На съезде было решено повысить эффективность партийной коммуникации. Это связано в первую очередь с инициативой запустить интерактивную платформу «Избирательдепутат», где будет выложена информация о каждом депутате «Единой России». Другой проблемный способ коммуникации — образование. Как рассказала «Эксперту» ректор МГТУ «Станкин» Елена Катаева, «нам нужно менять кардинальным образом наши подходы, особенно к школьному и высшему образованию. Мы надеемся, что “Единая Россия” окажет поддержку нашему министерству».
Усилия «Единой России», очевидно, направлены на восстановление позиций после неприятных региональных кампаний этого года. Надо понимать, что партия по-прежнему остается самой популярной и самой представительной в стране, на нее опирается управленческая вертикаль. С другой стороны, очевиден неприятный тренд — потеря рейтинга и доверия, даже со стороны элиты. Отсюда ставка на кадровую встряску и активные внутрипартийные дискуссии, которые позволят втаскивать в работу широкую проблемную повестку страны. Открытость и внимание к этическим нормам помогут поправить имидж, вернуть чиновникам и депутатам человечность. Без серьезных реформ партии власти не сохранить лидерство.
Воздушный ребрендинг
Подведены итоги конкурса «Великие имена России». Результаты масштабного проекта по переименованию российских аэропортов были объявлены 4 декабря. Количество голосующих превысило 5,5 млн. Александр Пушкин дал имя Шереметьево, Михаил Ломоносов — Домодедово, а калининградский Храброво стал называться в честь императрицы Елизаветы Петровны. Тюменский аэропорт Рощино получит имя великого ученого, уроженца Тобольска Дмитрия Менделеева. А имя русского адмирала Геннадия Невельского, который в середине XIX века доказал, что устье Амура судоходно, будет присвоено аэропорту Хабаровска. Аэропорт Ставрополя получит имя великого полководца Александра Суворова, а аэропорт Екатеринбурга — промышленника Акинфия Демидова.
На данный момент решения приняты по 42 аэропортам. Однако кое-где пройдет второй тур. Например, Архангельск, Нижневартовск и Санкт-Петербург ожидают повторного голосования. При этом у Северной столицы «отняли» победившего в Воронеже Петра Великого. Тут посоревнуются Александр Невский, Федор Достоевский и Дмитрий Шостакович. Решения по столичному Внуково и пензенскому аэропорту будут объявлены после экспертных консультаций. Пенза уступила Минеральным Водам 2% за имя Михаила Лермонтова, а Внуково «проиграл» Сергея Королева Самаре. Не обошлось и без яростных споров. Широкая общественная дискуссия развернулась вокруг имени Егора Летова в названии омского аэропорта. Жюри конкурса исключило певца из шортсписка кандидатов. А глава Министерства культуры Владимир Мединский назвал поклонников артиста маргиналами, чем вызвал общественное негодование. В итоге местную авиагавань нарекут именем Дмитрия Карбышева начальника штаба инженерных войск Красной армии. В Мурманске выступили против присвоения аэропорту имени Николая II.
С другой стороны, можно отметить огромный вклад конкурса в дело просвещения граждан и расширения их кругозора. Десятки и сотни тысяч человек искали в поисковых системах информацию о «претендентах». Многие лишь сейчас узнали о великих предках. Политолог, эксперт Центра ПРИСП Арсений Беленький посчитал прирост популярности героев конкурса в интернете и считает, что на самом деле этот проект пробудил дополнительный интерес к героям российской истории и культуры.
Театр: люди «высокого стиля» во МХАТ
До сих пор главной точкой пересечения для Эдуарда Боякова, Захара Прилепина и Сергея Пускепалиса был Донбасс. Все трое бывали там и оказывали защитникам Донбасса моральную и материальную поддержку. Что касается Захара Прилепина, тот и вовсе был непосредственным участником событий. Все трое — участники Русского художественного союза (РХС), созданного полтора года назад и до сих пор ведущего негромкое существование. Но вот пробил «час икс»: теперь у Боякова, Прилепина и Пускепалиса появился шанс не только продемонстрировать творческий потенциал, которым обладает каждый из них в отдельности, и могущество концепции Русского художественного союза, сформулированной следующим образом: «Формирование национальной идентичности средствами искусства. Создание и развитие современной творческой индустрии на основе объединения патриотических сил». Им предстоит продемонстрировать «высокий стиль», приверженцами которого являются участники РХС. При этом Татьяна Доронина, как было отдельно сказано, никуда не уходит, а остается в театре президентом и главой художественного совета. Как следует из заявления Эдуарда Боякова, назначенного на должность художественного руководителя театра, ни одного решения без участия Дорониной приниматься не будет. Ректор ГИТИСа Григорий Заславский назвал это «гениальным кадровым решением». Татьяна Доронина, отпраздновавшая в этом году 85-летие, бессменно руководит МХАТом им. Горького последние тридцать лет, с тех пор как в театре, тогда возглавляемом Олегом Ефремовым, произошел раскол. В отличие от МХТ им. Чехова, сумевшего оставить за собой титул первого театра страны и наследника традиций Чехова, Станиславского и Немировича-Данченко, МХАТ им. Горького был тих и незаметен. Он на протяжении многих лет игнорировал публичное пространство и отказывался использовать для него новые формы коммуникации. Что происходило в его стенах, знали только те, кто продолжал этот театр любить и ходить в него, несмотря на то что тот никаким образом не пытался привлечь их внимание, тем самым подтверждая свою репутацию оплота театрального консерватизма. Из современных авторов в театре отдавали предпочтение Юрию Полякову. Но был и еще один автор — Эдвард Радзинский. Спектакль по его пьесе «Старая актриса на роль жены Достоевского» с Татьяной Дорониной был поставлен в 1988 году — сразу после раскола. Он по-прежнему в репертуаре МХАТа. До сих пор ему удавалось словно бы останавливать течение времени.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl