Вуди Аллен предается ностальгии и преодолевает страх смерти

ЭкспертСобытия

«Фестиваль Рифкина»: трудно быть Вуди Алленом

В своем пятидесятом фильме 85-летний режиссер предается ностальгии и преодолевает страх смерти

Вячеслав Суриков

Исполнитель главной роли Уоллес Шоун и испанская актриса Елена Анайя

Вуди Аллен начинил «Фестиваль Рифкина» хрестоматийными киноцитатами. В одной из них главный герой играет в шахматы со Смертью — аллюзия на сцену из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать». Макс фон Сюдов, воплотивший этот образ в фильме Бергмана, мог бы появиться и в фильме Аллена — во всяком случае, на момент съемок он был жив. Но в образе Смерти в работе Вуди Аллена мы видим другого именитого европейского актера — Кристофа Вальца. В его исполнении Смерть на редкость дружелюбна и доброжелательна; она даже дает совет главному герою, как отдалить новую — уже роковую — встречу с ней: «…Есть побольше фруктов и овощей». Совет адресован киноведу, которого зовут Мортом: имена соперников в шахматной игре на редкость созвучны. Либо Аллена в последнее время настолько занимают мысли о смерти, что это начинает отражаться на именах его персонажей, либо он намеренно вывел в главном герое одну из сущностей смерти, на этот раз представшей в образе безобидного киноведа.

Возможно, это всего лишь самоощущение режиссера, являющего собой наиболее цельный в истории мирового кинематографа тип художника, которому интересен разговор о себе: только из собственной жизни он в состоянии черпать вдохновляющие его идеи. В отличие от Педро Альмодовара, идущего тем же путем и открыто его декларирующего, Вуди Аллен еще и сам стал героем своих фильмов. Когда видим на экране образ, созданный Вуди Алленом (он нисколько не меняется из фильма в фильм, разве что становится старше), мы понимаем: это сам Аллен, со всеми страхами и комплексами, ставшими для него неиссякаемым источником шуток и комических ситуаций. Он появляется на экране под другим именем — но это лишь дань условности, которая до сих пор была принята в кинематографе и день ото дня становится все более призрачной. Время, когда имена персонажей и имена играющих их актеров будут совпадать все чаще, уже наступило.

Актриса Елена Анайя — в объективе оператора «Фестиваля Рифкина» Витторио Стораро

И когда в главной роли в фильме появляется другой актер, те, кто успел посмотреть десяток-другой фильмов Вуди Аллена, без труда догадаются, что и в этом случае имеют дело с ним самим. Для этого не обязательно даже внешнее сходство — его нет, например, у Колина Ферта, сыгравшего главную роль в «Магии лунного света» (2014), и у Кеннета Брана из «Знаменитости» (1998). Все равно их персонажи — это Вуди Аллен, и никто другой. У его аватара в «Фестивале Рифкина» Уоллеса Шоуна внешнее сходство если и есть, то очень приблизительное. Его Морт Рифкин — маленький, невзрачный интеллектуал с ненаписанным великим романом: идефикс почти всех персонажей Вуди Аллена, для кого многостраничные романы Достоевского — основополагающий миф об окружающем мире и населяющих его людях наряду с Библией и пьесами Чехова. Ему недостает только одного — обаяния, которым так щедро наделен сам Аллен и которое ему удается передавать своим экранным образам.

Уоллес Шоун, вышедший на замену Вуди Аллену, выглядит едва ли не самым слабым звеном в фильме. Еще слабее смотрится разве что Джина Гершон, играющая жену Морта Рифкина, но у нее все-таки не так много экранного времени. Европейские актеры, прежде всего Елена Анайя, оказались в «Фестивале Рифкина» притягательнее американских, и это показывает нам: у себя на родине Аллен до сих пор находится «под санкциями» и уже не слишком свободен в выборе актеров. Актерам, получившим от него приглашение, приходится просчитывать, как скажется на их карьере эта роль после всех обвинений, выдвинутых против режиссера. Актерам «Дождливого дня в Нью-Йорке» Ребекке Холл, Тимоти Шаломэ и Селен Гомес, чтобы отмыться от «токсичных» съемок, пришлось отдать полученные гонорары в пользу движения Time’s Up, борющегося против сексуальных домогательств и дискриминации женщин. Шоун и Гершон решились пренебречь этими обстоятельствами. Или им просто нечего терять.

Аллен отправляет своего героя на кинофестиваль в Сан-Себастьян, который для него всего лишь повод предпринять путешествие в собственные воспоминания, а они связаны прежде всего с кинофильмами. Аллен может себе позволить не просто начать фильм титрами с именами создателей, идущими на черном фоне (что уже заставляет нас переместиться в прошлое), но к месту и не к месту цитировать свои любимые картины. Словно ему нравится не только смотреть их, но и попытаться оказаться внутри — и персонажем, и режиссером: Годаром, Трюффо, Феллини, Бергманом, Бунюэлем. Аллен непринужденно вплетает переснятые им фрагменты этих фильмов в любовную интригу, тоже узнаваемую, но не становящуюся от этого менее занимательной. Мало того что главный герой женат на эффектной брюнетке, которую ему когда-то удалось обольстить своим умом и которая уже успела в нем разочароваться, — он попадает в чувственный плен к очаровательному доктору, в свою очередь не слишком счастливой в браке, и начинает вместо киносеансов ходить к ней на приемы.

Аллен создает фильм без напряжения. Он повторяется в шутках и конструирует сюжет по опробованным лекалам. Не ищет актеров, которые идеальным образом воплотили бы на экране задуманное им, а берет тех, кто соглашается с ним работать, и предлагает им быть на экране самими собой. Не пытается в точности, до деталей, воспроизвести сцены из любимых им фильмов и вложить в них особенный смысл. Он словно поворачивает созданный им самим калейдоскоп, в который вместо разноцветных стекляшек насыпаны персонажи, шутки и ходы сюжета. Аллен поворачивает его и получает тех же персонажей, но в новом сочетании, а эпизоды выстраиваются в иную последовательность, и получается сценарий нового фильма. Эта легкость конструирования сюжета не мешает бесконечно его интерпретировать. Смысл возникает сам собой. Почти каждый может обнаружить себя в этом маленьком, лысоватом очкарике, мучающемся от того, что не может ни в чем найти смысл жизни.

Американская актриса Джина Гершон и французский актер Луи Гуррель

Поиск смысла жизни — базовый сюжет фильмов Аллена, на фоне которого развиваются взаимоотношения мужчины и женщины. Он и она встречаются, женятся, потом начинают утрачивать интерес друг к другу и ищут новый объект желания. Кажется, что Аллен почти подобрался к пониманию того, как устроен механизм, движущий мироздание, почему люди то неумолимо притягиваются друг к другу, то со всей страстью друг от друга отталкиваются. Но каждый раз он вынужден признавать: тайна так и осталась для него тайной. Таинственность, которой окружена и человеческая жизнь, и отношения между мужчиной и женщиной, — неотъемлемая часть его фильмов. Все может быть запутанно, как у героев «Фестиваля Рифкина»: казалось бы, они близки другу другу, но как же на самом деле они далеки — настолько, что это расстояние им не суждено преодолеть. Но даже то, что между ними было (встреча в кафе, поездка на автомобиле), — маленькое, но все же чудо, заставляющее этот мир вращаться вокруг своей оси.

Вуди Аллен — вечный житель Манхэттена, городской невротик, когдато пришедший на смену маленькому смешному человеку Чарли Чаплина. Он, продолжающий снимать фильмы на девятом десятке, несмотря на все обстоятельства, как благоприятные, так и неблагоприятные, сам по себе чудо. Тайна мироздания заключена и в самом Вуди Аллене: она в том, что им движет, что заставляет его снимать фильм за фильмом и, главное, в том, почему они продолжают нам нравиться, независимо от того, сам Аллен в них играет или предпочитает остаться в режиссерском кресле, отправляя на съемочную площадку свой аватар. Почему он может позволить себе снимать кино, не прикладывая усилий к тому, чтобы получился непременно шедевр, и все равно у него получается. Или не получается, и тогда он просто начинает новый фильм. Аллен снял их так много, что трудно какой-то назвать великим, но если говорить обо всех пятидесяти, то ими он действительно сотворил нечто такое, что едва ли кому-то удастся превзойти.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Из тюрьмы в бочку Из тюрьмы в бочку

Куда делись миллиарды Сергея Полонского, да и были ли они?

Forbes
Идеальный пресс: тренировка от фитнес-эксперта Идеальный пресс: тренировка от фитнес-эксперта

Простая и эффективная тренировка, которая поможет добиться шикарного пресса

Cosmopolitan
Фонтан «Плюющиеся лидеры». Парк Презикхааф, Арнем, Нидерланды Фонтан «Плюющиеся лидеры». Парк Презикхааф, Арнем, Нидерланды

Испанец Фернандо Санчес Кастильо не смог установить этот фонтан у себя на родине

Дилетант
Как нельзя носить оверсайз-пиджак: 6 признаков, что ты делаешь это неправильно Как нельзя носить оверсайз-пиджак: 6 признаков, что ты делаешь это неправильно

Пришло время разобраться в ошибках, которые можно совершать, надевая оверсайз

Cosmopolitan
Балканский успех американской дипломатии Балканский успех американской дипломатии

Вытеснят ли Россию из балканского пространства?

Эксперт
Ловушки магического мышления: как их избежать? Ловушки магического мышления: как их избежать?

В чем опасность магического мышления?

Psychologies
Следите за языком и просите о помощи: 10 способов общаться с вредными, уставшими и пассивно-агрессивными коллегами Следите за языком и просите о помощи: 10 способов общаться с вредными, уставшими и пассивно-агрессивными коллегами

Авторы книги «Общение с трудными людьми» — о том, как общаться с коллегами

Forbes
Барражирующие боеприпасы: что это такое Барражирующие боеприпасы: что это такое

Концепция оружия нового поколения – барражирующие боеприпасы

Популярная механика
Брэду Питту – 57! Вспоминаем лучшие высказывания актера Брэду Питту – 57! Вспоминаем лучшие высказывания актера

Вспомнили лучшие высказывания Брэда Питта, показывающие, что он за человек

РБК
Существует ли «быстрый» и «медленный» метаболизм: рассказывают ученые Существует ли «быстрый» и «медленный» метаболизм: рассказывают ученые

Но действительно ли обмен веществ может быть быстрым или медленным?

Популярная механика
«Амбиций у меня вообще поубавилось, тем более в бизнесе»: главное из интервью Олега Тинькова на «Дожде» «Амбиций у меня вообще поубавилось, тем более в бизнесе»: главное из интервью Олега Тинькова на «Дожде»

Олег Тиньков рассказал о борьбе с болезнью и сорвавшейся сделке с «Яндексом»

VC.RU
Психолог поискового отряда «Лиза Алерт»: «Мы должны понимать тех, кого ищем» Психолог поискового отряда «Лиза Алерт»: «Мы должны понимать тех, кого ищем»

Психолог из «Лиза Алерт» делится своей историей

Psychologies
Страшные тайны королевских браков: измены, внебрачные дети и скандальный развод Страшные тайны королевских браков: измены, внебрачные дети и скандальный развод

Королевский брак может казаться сказкой, но за ним кроются ограничения

Cosmopolitan
Писатель, гуманист. Вспоминаем жизнь и творчество Джона Ле Карре Писатель, гуманист. Вспоминаем жизнь и творчество Джона Ле Карре

Как бывший агент британской разведки стал мастером жанра

Esquire
Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса» Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса»

Какие компетенции сегодня нужны строителям и где их взять

РБК
Токсичное пятно: как экологическая катастрофа в Норильске отразилась на репутации компании Владимира Потанина Токсичное пятно: как экологическая катастрофа в Норильске отразилась на репутации компании Владимира Потанина

Почему затраты «Норникеля» на экологию пока не заметны

Forbes
Ученые синтезировали супергидрид европия с 54 атомами Ученые синтезировали супергидрид европия с 54 атомами

Ученые синтезировали и рассчитали некоторые физические свойства гидридов европия

N+1
Чудесная палитра Чудесная палитра

Креативная сервировка стола – один из способов сделать Новый год незабываемым

Лиза
Три истории об анорексии у мужчин Три истории об анорексии у мужчин

Принято считать, что анорексия — женская болезнь

СНОБ
Привет от Собакевича Привет от Собакевича

Что общего между пудингом, хаггисом и няней

Огонёк
Как защитить свои личные фото и видео от слива, даже если ты не знаменитость Как защитить свои личные фото и видео от слива, даже если ты не знаменитость

Как не позволить злоумышленникам взломать твой смартфон

Maxim
Грубые ошибки с длиной верхней одежды: исправь их, чтобы не выглядеть безвкусно Грубые ошибки с длиной верхней одежды: исправь их, чтобы не выглядеть безвкусно

Рассказываем обо всех нюансах, связанных с длиной верхней одежды

Cosmopolitan
Как научить ребенка бережно относиться к деньгам Как научить ребенка бережно относиться к деньгам

Ребенка нужно с детства учить финансовой грамотности

СНОБ
Гигантских вирусов заподозрили в наличии энергетического метаболизма Гигантских вирусов заподозрили в наличии энергетического метаболизма

У пандоравирусов нашли мембранный градиент и ферменты цикла Кребса

N+1
Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
Древнейший хамелеон из бирманского янтаря оказался амфибией Древнейший хамелеон из бирманского янтаря оказался амфибией

Эти древние амфибии могли стрелять языком в добычу

N+1
Корабль, рожденный в «цифре» Корабль, рожденный в «цифре»

Модель имперского звездного разрушителя из кубиков LEGO весит почти 20 кг

Популярная механика
Умная почка Умная почка

Почки создают условия для высокой эффективности работы клеток всех органов

Наука и жизнь
35 лет ОС Windows: история голубого экрана смерти 35 лет ОС Windows: история голубого экрана смерти

Откуда взялся тот самый голубой экран смерти, который никто не любит

Maxim
Куклы не для игры Куклы не для игры

В традиционном народном творчестве заключены целительные возможности

Psychologies
Открыть в приложении