Как дизайн-мышление помогает DeepTech-компаниям создавать новые технологии
DeepTech-компании не создают объекты потребления — они изобретают технологии будущего, которые лягут в основу новых продуктов и сервисов. Поэтому многим ошибочно кажется, что дизайн в этой индустрии не играет большой роли. На самом деле главный дизайнер определяет стратегию примерно в той же степени, что и CEO. Виталий Пономарёв, основатель WayRay и Centaura, член жюри Lexus Design Award Russia Top Choice 2021, рассказал, как использовать дизайн-мышление, чтобы изобретать новое и проектировать будущее.
Дизайн — отправная точка инноватора
До недавнего времени дизайн ассоциировался только с визуальной эстетикой, но в современных компаниях дизайн-мышление применяют на всех этапах разработки. На нём построена культура многих технологических брендов, таких как Apple, Airbnb или Dyson. Например, у Стива Джобса дизайнеры долгое время задавали вектор инженерам, а Джони Айв обладал практически таким же авторитетом в принятии решений, как сам Джобс.
Классические стартапы заимствуют существующие технологии и создают с их помощью новые продукты, а дизайн помогает сделать разработки коммерчески успешными. Компании, заинтересованные в создании фундаментальных технологий (DeepTech), работают по другим правилам. Они строят прообраз будущего, подбирая для него оптимальную форму. Для них дизайн — важнейший элемент, определяющий принцип разработки.
Три принципа DeepTech в WayRay:
01
Иди туда, куда другие боятся. DeepTech-компании всегда начинают с нуля и оказываются в «голубом океане» возможностей: они создают технологию, на базе которой в будущем — принципиально новые продукты и услуги. Это не быстрый процесс: цикл разработки может занимать десятилетия, а окупаемость тоже придёт не сразу — если придёт вообще. Но если технологию удастся индустриализировать, то маржинальность будет огромной.
Поскольку у DeepTech-компаний обычно нет конкурентов, они задают вектор всей индустрии и более свободны в вопросах ценообразования.
02
Создавай кросс-дисциплинарную команду. DeepTech-компании не работают в парадигме одной компетенции — чтобы создавать прорывные технологии, нужно соединять знания из разных областей. Например, в сфере биоинформатики работают специалисты, которые обладают гибридными навыками.
03
Передавай опыт дальше. На каком-то этапе DeepTech-компания передаёт части технологии на аутсорс, продаёт её продуктовой компании или — в редких случаях — создаёт свой продукт. Классический пример — израильский стартап PrimeSense, который разработал технологию, лежащую в основе FaceID. Поскольку в 2013 году Apple приобрела стартап, мы считаем сканер лиц её собственной разработкой, а название PrimeSense ни о чём нам не говорит. Некоторым всё-таки удаётся соединять инновационную и продуктовую логику — и без сильного дизайна здесь не обойтись.
DeepTech-продукты — это не смартфон, который можно подержать в руке, а невидимые технологии, которые превращают «кирпич» с электронной начинкой в функциональное устройство. Искусственный интеллект, композитные материалы, технологии редактирования генома, а до этого интернет и электричество — всё это примеры фундаментальных технологий, которые стали базой для того, что прежде казалось невозможным. В WayRay нам удалось построить и технологическую базу, и hardware-продукты на её основе. И добиться этого удалось в том числе благодаря нестандартному подходу к дизайну.