Это Клондайк
Как нашим предпринимателям покорить континент? «Эксперт» поговорил с российскими бизнесменами, имеющими удачный и неудачный опыт работы в Африке
Африка имеет множество культурных особенностей, как в деловом обороте, так и в обычной жизни, которые неплохо бы знать, собираясь выходить на местные рынки. Здесь очень сильны родоплеменные связи, личное общение. Африканцы в большинстве своем не разделяют западные ценности, подходы, мотивацию. Разбираемся вместе с участниками рынка, как отечественному бизнесу начать развитие на этом загадочном континенте.
Союз непохожих
Сооснователь компания NRG Group и эксперт бизнес-клуба «Атланты» Роман Адушкин ведет бизнес с Африкой уже несколько лет. Он рассказывает, что важно знать характерные для регионов черты, чтобы наладить сотрудничество эффективно и безопасно. Предприниматель делит весь континент на три части. Первая — это Северная Африка, или арабская часть, страны Магриба — от Марокко до Египта. Для региона характерна мусульманская культура, важны личные отношения, принято долго и эмоционально торговаться. Дела ведутся неспешно и обсуждаются за чаем.
Двигаясь сверху вниз по карте континента, далее Адушкин выделяет центральную часть Африки, которая, по его мнению, отличается политической нестабильностью и коррумпированностью. Она густо населена, здесь есть явные экономические лидеры — Нигерия и Кения (традиционно экономгеографы относят первую к Западной, а вторую — к Восточной Африке). «Основной принцип в бизнесе — “деньги вперед”. Отгрузка только по авансу или предоплате. В противном случае ни денег, ни контрагента больше не увидишь», — объясняет Адушкин принципы работы в этой части континента.
Самая экономически развитая часть — Южная Африка, считает Адушкин. Здесь в бизнес проникли признаки западной культуры, можно заметить стремление к соблюдению условий контрактов и буквы закона. Но при этом даже на территории лидера региона — ЮАР — высок уровень преступности: общественные заведения, частные компании и парки охраняют вооруженные люди.
Разобраться приезжим или наладить эффективную работу с партнерами при существующем многообразии африканских этносов, культур, связей и особенностей сложно. Многим не ясны неписаные правила, присущая населению и чиновникам логика, особенности жизни. «Первые год-два я чувствовал себя как Пайпер Перри — актриса-блондинка с знаменитого мема, где она сидит на диване, окруженная пятью здоровенными африканцами, — рассказывает Михаил Ляпин, основатель компании Patron Kenya, который живет в Африке уже шесть лет. — Но потом ситуация кардинально изменилась».
Перепрыгнуть ступеньки
Наличие узких мест указывает на колоссальные возможности для бизнеса — заходить можно почти в любую сферу: энергетику, сельское хозяйство, образование, товары и продукты массового потребления. Конкуренция либо низкая, либо отсутствует: многое на континенте не развито или развито недостаточно. Что важно, можно не просто заходить, а создавать рынок, формировать культуру.
Эксперты уверены, что при выходе на африканский рынок можно легко перешагнуть через один-два технологических уровня. «Будущее в мире распределено неравномерно. Что в России или ЕС уже старая консервативная технология или бизнес-модель, для Африки — невероятный прорыв», — утверждает Михаил Ляпин.
При низкой доли проникновения десктопного интернета здесь активно развивают мобильную связь. Многие страны перешагнули эру стационарных компьютеров и перешли к мобильным телефонам, кто-то даже пропустил проводные. Генеральный директор компании Vacustage Inc. Кирилл Стафичук отмечает, что 60–90% населения используют смартфоны. Во многих странах есть проблемы с обеспеченностью банковскими терминалами и пополняемостью деньгами, поэтому доля мобильных платежей, сервисов и телекомкомпаний растет.
В Африке не знакомы с Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и LinkedIn, а потому рынок открыт для социальных сетей. Основатель российской социальной сети TenChat Семен Теняев ведет переговоры с несколькими африканскими консульствами и планирует развивать сеть в их странах. Теняев предлагает им создать мини-приложения внутри сети. Предприниматель видит в Африке огромный потенциал: «Там преобладает молодое поколение — население до 18 лет. По факту можно формировать новую деловую культуру общения с людьми, которые еще не знают, что такое LinkedIn. Тем более что эта сеть архаично старая, без новейших технологий».
«Во многих странах континента порог входа на любой рынок минимален, конкуренция практически отсутствует, а качество услуг очень низкое. Бизнесы, которые у нас давно утонули в “красном океане”, в Африке только начинают появляться», — отмечает Кирилл Стафичук. На этом фоне особенно приятно узнать, что на континенте «отсутствует предубеждение перед российскими товарами, перед россиянами в целом». И, как неоднократно повторяют африканские дипломаты, «нас там ждут». Однако покорить жаркую африканскую волну удается далеко не всем.
«Белые менеджеры отказывались работать с темнокожими заказчиками, и наоборот» — сооснователь компании NRG Group и эксперт бизнес-клуба «Атланты» Роман Адушкин
Компания: «Энергон», входит в NRG Group.
Отрасль: производство литиевых аккумуляторов.
Страна: ЮАР.
Старт: 2021 год.
Компания «Энергон» — производитель и поставщик промышленных аккумуляторов и систем бесперебойного электропитания. В 2021 году Роман Адушкин открыл офис в Йоханнесбурге и столкнулся с проблемой: «Здесь присутствуют весьма жесткие разграничения по расовому признаку: белые менеджеры отказывались работать с темнокожими заказчиками, и наоборот. Сейчас мы работаем над формированием мультинациональной команды. В Африке важно уметь эффективно коммуницировать со всеми заказчиками вне зависимости от расы и вероисповедания».
Открытие офиса компании пришлось на пандемию COVID-19, но многое сделали дистанционно. Например, поиск офиса и склада осуществляли по видеосвязи, договоры аренды отправляли экспресс-почтой. Для найма первых сотрудников заключили договор с местным кадровым агентством. Адушкин уверяет, что вести бизнес ему удобно: «Проблем с перечислением зарплаты на иностранные счета нет».
Несмотря на сложности и особенности континента, африканский рынок прекрасно сочетается с его направлением бизнеса: во многих африканских странах популярны системы аварийного и резервного электропитания, аккумуляторы не просто изредка включаются, а «пашут в три смены». Проблема с поставками электроэнергии — центральная для всей Африки. «Имеющихся мощностей не хватает, а новые объекты почти не вводят. В энергетической сфере есть кадровый голод, из-за этого случаются проблемы с электроснабжением и регулярные блэкауты», — объясняет предприниматель.
Объем продаж «Энергон» в Африке в прошлом году составил 2 млн долларов, или 2% от общего оборота компании. В этом году ждут прироста на 15%, а через год — роста в полтора-два раза за счет освоения новых регионов: Ботсваны, Намибии, Зимбабве, Мозамбика.
В планах у Адушкина — строительство на месте собственной фабрики по производству литиевых аккумуляторов. У компании есть положительный опыт: подобные производства уже функционируют в России и Турции. «Африканский рынок для нас привлекателен не только своим объемом, но и сложностью задач, которые нам приходится решать», — заключает Роман Адушкин.
«Я первый парень на деревне, где сейчас проживают 1,4 миллиарда человек» — основатель Patron Kenya Михаил Ляпин
Компания: Patron Kenya.
Отрасль: микрофинансирование.
Страны: Нигерия, Гана, Камерун, Кения, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР.
Старт: 2015 год.
Фокус компании Patron Kenya — выдача африканцам микрокредитов через мобильное приложение без офисов. На данный момент у приложения 4,5 млн скачиваний. Ежемесячно компания выдает 40 тыс. займов и растет месяц к месяцу на 20%.
Мобильные банковские услуги популярны из-за легкости доступа: население использует для оплаты простые смартфоны на Android, где есть интернет и мобильный кошелек. Явление стало трендом. По словам Михаила Ляпина, за последнее десятилетие вес телекомкомпаний в рыночной капитализации континента вырос с 13 до 29%, тогда как вес сырьевых и энергетических отраслей уменьшился c 34 до 23%.
Patron Kenya работает только на ключевых рынках Африки южнее Сахары. Компания оказывает услуги в восьми странах: Нигерии, Гане, Камеруне, Кении, Танзании, Уганде, Эфиопии, ЮАР. Однако в этих странах проживает 60% населения Африки. Что примечательно, из них 80% знают английский и готовы к англоязычным интерфейсам. Михаил объясняет, что они выбирали страны не исходя из удобства и комфорта для жизни, а смотрели на растущие, стабильные и объемные рынки сбыта. «В США или Европе я буду в конце очереди стартаперов, в Лигу плюща не попадал, в McKinsey не трудился. А тут я первый парень на деревне, где сейчас проживают 1,4 миллиарда человек», — говорит Ляпин.
Предприниматель живет в регионе седьмой год и рассказывает, что, уезжая из России, он наивно полагал, что «купит целую деревню на триста душ за сто долларов». Оказалось, жизнь тут дороже, чем он думал: в Москве он тратил на 40% меньше на оплату счетов семьи. Дороже и услуги для бизнеса: аренда офиса, серверных мощностей, телефония. «С другой стороны, это хорошо: значит, можно и продавать дорого, — рассуждает предприниматель. — Считаю высокие затраты на жизнь в регионе налогом на высокий уровень доходности на вложенный капитал».
Среди плюсов ведения бизнеса в Африке Ляпин называет низкую цену привлечения клиентов в В2С. У людей на руках мало денег, они не так интересны рекламщикам, но и стоимость привлечения клиентов не так высока. «Для нас это хорошо: на клиенте мы зарабатываем меньше, но клиентов в штуках многократно больше. Мы просто привыкли зарабатывать на объеме аудитории. Сегодня они бедны, завтра будут богаче».
Дополнительные баллы привлекательности региона добавляют отсутствие законов о хранении персональных данных, несильно регулируемая ИТ-отрасль и слабые законы по регулированию денежных потоков.
Михаил Ляпин настроен реалистично и не ждет развития технологий в Африке в ближайшие годы. Он предлагает качественно повторять уже созданное «у себя» десять-пятнадцать лет назад. «Успеха достигают классические технологии: есть чем заняться в сфере широкополосного доступа в интернет, услуг дата-центров, банальных финансовых и логистических сервисов, интернет-магазинов, — объясняет Ляпин. — В ЕС и СНГ это давно базовые сервисы с низкой маржей. В Африке эти услуги стоят очень дорого, а качество их предоставления крайне низкое».
«Обмануть снежка — белого человека — в Африке не считается чем-то зазорным или неправильным» — генеральный директор Vacustage Inc. Кирилл Стафичук
Компания: Vacustage Inc.
Отрасль: низкотемпературная сушка овощей и фруктов.
Страна: Мали.
Старт: 2022 год.
Компания Vacustage Inc. Специализируется на разработке оборудования для низкотемпературной вакуумной сушки овощей и фруктов. Есть два основных направления деятельности. Первое: оборудование сдают в аренду фермерам и компаниям по всему миру. Второе: готовые ингредиенты продают foodкорпорациям. «Низкие цены на фрукты, строгое соблюдение стандартов, урожай три раза в год» — по словам генерального директора Кирилла Стафичука, эти факторы позволяют им рассматривать Африку как сырьевую базу и производственную площадку с большим потенциалом.
Стафичук еще в начале своего африканского пути, а потому этот континент для него не рынок сбыта, а постоянная работа с партнерами, которую он ведет с прошлого года в Мали. На партнерских локациях размещают оборудование, вместе перерабатывают фрукты и ягоды, а потом помогают местным контрагентам экспортировать, что произвели. По словам Стафичука, их оборот — до одного миллиона долларов. В компании пробовали запустить местный офис, но идею пока отложили. «Достаточно нормальных местных партнеров и одного экспата — представителя нашей компании», — признается предприниматель. Хотя и отмечает проблемы с поиском персонала: нужно учитывать менталитет населения, вникать в племенные особенности.
Тщательный выбор партнеров и личное знакомство — Vacustage Inc. выбрала поступательную стратегию завоевания региона. Они выезжают на место, общаются с жителями, ищут русскоязычные диаспоры, которые есть повсюду, и любым другим бизнесам Стафичук советует делать так же: «Это связано со спецификой нашего бизнеса — мы рискуем дорогостоящим оборудованием. Обмануть снежка — белого человека — в Африке не считается чем-то зазорным или неправильным. Так устроена жизнь».
Предприниматель убежден, что Россия необоснованно медлит с выходом на континент. «Считаю Африку максимально недооцененным континентом, особенно отечественным бизнесом, — уверен Стафичук. — Пассионарные китайцы, индусы, ливанцы, арабы, турки активно осваивают возможности, предоставляемые бурно развивающимися рынками с минимальным регулированием. Россиян можно пересчитать по пальцам». Но американцы и европейцы тоже не спешат к разделу этого пирога, добавляет предприниматель.
Компания Vacustage Inc. уже наметила выход в новые регионы: Конго, ЦАР, Кению. «Видим нашу дальнейшую жизнь неразрывно связанной с Африкой», — гордо заявляет Кирилл Стафичук в ответ на вопрос о дальнейших планах.
«Наш опыт работы с Африкой ограничен ЮАР и ничем не отличался от работы с партнерами из Европы, США или Австралии» — основатель Kizlyar Supreme Константин Куликов
Компания: Kizlyar Supreme.
Отрасль: производство ножей.
Страна: ЮАР.
Старт: 2012 год.
Одиннадцать лет назад на ежегодной выставке в Германии IWA производитель ножей Kizlyar Supreme познакомился с будущими африканскими партнерами из ЮАР. Проблем ни в начале сотрудничества, ни в дальнейшем не было: разработали единый прайс-лист, структуру скидок, сделали описание каждого изделия, настроили логистику. Основатель Kizlyar Supreme Константин Куликов рассказывает: отправка ножей в Преторию была такой же понятной и простой, как и в другие страны.
В Африку поставляли простые складные ножи — модель Ute, иногда партнеры заказывали охотничьи. «В разовых поставках с другими контрагентами заказывали широкий ассортимент — более 30 вариаций разных моделей, Ute составлял процентов пятнадцать, иногда была мачете, но не больше пяти процентов от всего заказа», — рассказывает Куликов. Ножи покупали гражданского назначения, был интерес и в поставках для армии, но у местного партнера что-то не срослось с заказчиком».
Сотрудничество с Африкой приостановили на волне пандемии. Интерес к ним там не затихает: в прошлом месяце переехавший в ЮАР россиянин интересовался поставкой продукции для продажи. Куликов верит в колоссальный потенциал Африки: «В ближайшие десятилетия сильно вырастет ее благосостояние, поэтому важно одним из первых закрепиться на этом рынке».
Для Куликова работа с партнерами в ЮАР не отличалась от работы в США, Европе, Австралии. Он допускает специфику в других регионах. «Но не думаю, что будут особые препятствия, поскольку язык торговли — цифры и товар», — выражает неожиданный оптимизм Куликов. Он намерен в будущем найти устоявшихся опытных местных игроков с налаженной системой продаж.
«Главной особенностью является финансирование» — ведущий специалист по импортным закупам и логистике ООО «Прометей» Екатерина Шарапова
Компания: ООО «Прометей».
Отрасль: поставка химической продукции.
Страна: Гана.
Годы работы: 2021–2022.
В 2021 году компания «Прометей» решила поставлять в Гану медный купорос — опасное химическое соединение, его часто используют в сельском хозяйстве при изготовлении удобрений. Но на пути к партнерству компания столкнулась с массой препятствий. «Главной особенностью является финансирование, — рассказывает ведущий специалист по импортным закупам и логистике ООО “Прометей” Екатерина Шарапова. — В стране за все денежные потоки отвечает один “министр”, который решает, кому сколько денег дать, а денег, конечно, на всех не хватает». Торговые агенты по всему миру ищут нужный товар и поставщиков. «По приезде домой именно “министр” решает, закупить этот товар или нет. Сделка совершается именно B2B, не B2G», — возмущается Шарапова.
Медный купорос — это опасная химическая продукция, есть особенности ее логистики, не каждый берется за ее перевозку. Кроме того, заказчики обычно хотят маленькую тестовую партию, чтобы убедиться в качестве. Образцы ООО «Прометей» прошли все испытания, стороны договорились перейти к работе в крупных объемах. В общей сложности планировали поставить 100 тонн медного купороса на 250 тыс. долларов для Obeng Prime Ltd. Но оказалось, что в ганском бизнесе все запутано, как в местных джунглях.
Важный вопрос — логистика и доставка товара до «загадочного континента Африка». Крупнейший железнодорожный оператор ПАО «Трансконтейнер» не осуществляет модальных перевозок с Урала на другой континент. Отказались они и загружать поезда в сторону Африки: «Неизвестно, когда они вернутся и вернутся ли», — хотя такая практика и сервис доставки до порта в Новороссийске есть. В итоге нашли других операторов, вручную собрали весь путь — готовые варианты перевозок были неоправданно дорогими.
В финале возникла очередная проблема — оплата с африканской стороны. «Даже когда SWIFT работал предсказуемо, у ганской стороны были перманентные проблемы: то цена высокая, то денег нет — и так по кругу», — сокрушается Екатерина Шарапова. В итоге контракты разорвали, поставку грузов остановили.
По словам Шараповой, их компания больше не планирует пытаться взаимодействовать с африканским рынком. Стоимость логистики будет делать российские товары все менее привлекательными для Ганы с ее низкой покупательской способностью. «И с годами такие сложности будут только прибавляться», — резюмирует Шарапова.
«В Африке никто не суетится»
Русско-африканские отношения набирают сверхобороты. Только за первые шесть месяцев 2023 года запущен Российско-африканский деловой клуб, начала работу инвестиционно-консалтинговая компания «Афроинвест», в Тверской области объявили о создании африканского сафарипарка, в Санкт-Петербурге открывают «Дом Африки», а в Москве прошла первая конференция «Афроконгресс».
Ко всем этим инициативам причастен Александр Беспалов — предприниматель, инвестор, почетный доктор Евразийского международного университета, действующий член экспертного совета комитета по малому и среднему предпринимательству при Госдуме РФ. У него за плечами более двадцати лет в финансовом консалтинге, в рамках собственной компании Bespalov Finance он помогает предпринимателям вести бизнес в 40 странах по всему миру. Сейчас в центре пристального внимания предпринимателя — Африка.
В интервью «Эксперту» Александр Беспалов рассказал о специфике работы с африканскими партнерами.
— Зачем идти в Африку? Какие преимущества инвесторы и предприниматели получают при работе на этом континенте?
— Это Клондайк — фактически единственный оставшийся регион на Земле, который в перспективе 30–50 лет будет опережающими темпами расти по всем направлениям: от экономики до демографии. На развивающихся рынках и доходность соответствующая. А куда еще идти? В Америке кризис, в Европе — стагнация. В Латинской Америке, Австралии, Японии и так далее — везде экономические проблемы. В странах СНГ никакого опережающего роста тоже не предвидится. Китай — закрытая территория, где иностранному бизнесу не слишком рады. Назовите другое место на Земле, которое реально скажет: «Добро пожаловать!».
— Какие направления выгодны для работы с Африкой, каких товаров там ждут?
— Как и любая развивающаяся территория, ждут почти всё и много. Все, что связано с удобрениями, различной техникой и оборудованием, от тракторов до самолетов. И особенно технологии. Энергетика, например, бич многих африканских стран, поэтому любые проекты в этой области будут востребованы. Очень важна для континента горная промышленность, где нужны техника, оборудование, технологии. Но могут «выстрелить» и неожиданные идеи. Например, российское мороженое отлично вышло на местные рынки, африканцы его очень любят.
— Какие национальные особенности нужно учитывать? В Индии, например, когда говорят «завтра» — это, скорее всего, никогда. А что в Африке?
— Дистанционные договоренности в Африке мало что значат. Можно созваниваться с партнерами, писать им письма, но реальные действия начнут предпринимать только после вашего приезда. Если человека нельзя потрогать рукой, то это виртуальная сущность, можно ничего не делать. Они не привыкли к такому формату. Даже если они будут в письмах или звонках говорить «да-да-да, завтра все сделаю», скорее всего, ничего не состоится. Поэтому дистанционно делать там бизнес без собственного представителя невозможно. В Африке никто не суетится. Там тепло, хорошо. Можно посидеть, попить чаю, потом вина — и быстро не будет. Это напоминает испаноговорящие страны. Если говорят «завтра», лучше закладывать неделю. А чтобы наладить эффективные процессы, нужны свои люди: грамотные, мотивированные локальные партнеры и команда, которая их контролирует.
— Как локализовать команды? Что важно знать? Это всем удается?
— В Африку целиком команды не перевозят, разве что в ЮАР, возможно, релоцируют ИТ-компании, там для этого есть все условия. А в основном обеспечивают определенное присутствие тех специалистов, которые нужны на месте. Если говорить про технологические предприятия, то потребуются несколько специалистов: управляющий, технологи, инженеры. Например, когда мы занимались горным делом в Зимбабве, то перевозили часть команды.
А с переездом особых сложностей нет. Я ни разу не слышал, чтобы кому-то просто так не дали визу. В Зимбабве, например, мы делали бизнес-визы за один-два дня. Легализоваться на месте, получив ВНЖ, тоже легко. Конечно, страны в Африке разные, законодательство отличается, но в подавляющем большинстве из них проблем нет.
— Как лучше всего выходить на это направление? Допустим, у меня компания, которая производит оборудование для сухой заморозки фруктов. Я хочу выйти на рынок Африки и нуждаюсь в партнерах. Что делать?
— Есть разные способы. Например, действуют механизмы Торгово-промышленной палаты, которая организует встречи с предпринимателями и дипкорпусом, а также бизнес-миссии. Бизнес-миссии организуют также консульства и посольства — этот формат можно назвать одним из самых эффективных. Если вы правильно сформулируете запрос организатору, то сможете провести ряд встреч, поучаствовать в мероприятиях и обзавестись полезными контактами. Можете и сами все организовать. Попасть на встречу к послу или к торговому атташе африканского государства — дело абсолютно несложное. Можно даже «броситься в воду» — купить билет, полететь туда и сориентироваться на местности. Многие государства имеют специальные инвестиционные агентства, которые будут рады сотрудничеству с вами. Но более эффективно, мне кажется, действовать через российскоафриканские деловые организации, которые сейчас стремительно развиваются.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl