На московский рынок вышла сеть «Максидом»

ЭкспертБизнес

DIY-кольцо сжимается вокруг Москвы

На московский рынок вышла сеть товаров для строительства, ремонта и обустройства дома «Максидом». Это второй петербургский ритейлер в столичном регионе и один из лидирующей десятки в этом секторе торговли

Анастасия Матвеева

Петербургский DIY-ритейлер «Максидом» открыл первый гипермаркет в подмосковных Котельниках, намереваясь вплотную заняться освоением московского рынка. Заметим, что в Котельниках, расположенных сразу за МКАД, уже сформировался кластер крупных торговых центров: ТРК «Мега Белая Дача», где есть «Ашан», «Икеа», «Стокманн» и прочие магазины, «Outlet Village Белая Дача», гипермаркет Globus, — куда москвичи едут, чтобы всласть пошопинговать в реале. До этого сеть «Максидом», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1997 году, осваивала другие региональные рынки: девять ее гипермаркетов расположены в Санкт-Петербурге и по одному в Уфе, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге и Самаре. Теперь, с московским гипермаркетом, всего их стало пятнадцать.

О своем стремлении выйти в столицу компания заявила еще в 2017 году. Для этого она приобрела строение, где в свое время находилось производство соков компании «Нидан». В нем провели перепланировку и приспособили для нужд торговли. Потрачено на это было 2,4 млрд рублей.

Год великого перелома

Приходу «Максидома» в Москву и Подмосковье именно сейчас способствовало несколько обстоятельств. Прежде всего это оживление рынка DIY-товаров, который некоторое время падал: в 2015 году обороты на нем снизились на 5%, а в 2016-м — на 6%, по данным агентства InfoLine. Рост возобновился во второй половине 2017 года за счет оживления потребительской активности, хотя и не компенсировал предыдущего двухгодичного снижения, составив всего 1,8%. А вот в прошлом году, по некоторым данным, эта цифра достигла уже 7,5%. Этому способствовали отложенный спрос, рост продаж загородной недвижимости и новостроек с помощью ипотеки. По мнению аналитиков, хотя нынешний год уже не будет столь благоприятным, слабый рост все же ожидается.

Между тем в период ухудшения ситуации на рынке вырос градус конкуренции и произошли изменения в рядах лидеров в этом единственном секторе отечественного ритейла, где первую тройку долгое время представляли игроки с иностранными корнями. Их продажи стали падать: так, в 2017 году «К-Раута» потеряла 7,6%, OBI — 3%, Castorama — 2%. Только французский ритейлер Leroy Merlin, крупнейший из «иностранцев», существенно вырос — более чем на 20%. И впервые за многие годы в тройку лидеров рынка вошел отечественный игрок — питерская сеть «Петрович», показавшая сопоставимые с французами темпы прироста.

В итоге сеть «К-Раута», принадлежащая финской компании Kesko, в начале 2018 года вообще ушла с рынка, будучи долгое время убыточной. За ней в середине года последовала Castorama, принадлежащая британской компании Kingfisher. За 2017 год убыток ООО «Касторама Рус» составил 2,82 млрд рублей. Сказалось то, что для иностранных сетей российский рынок не приоритетный, и они предпочли не разбрасываться, не инвестировать в продвижение в регионах, а сосредоточиться на тех рынках, где уже достигли лидерства.

Впрочем, не смогли удержать свои позиции и некоторые российские сети. В 2017 году перестали существовать обанкротившиеся федеральные сети гипермаркетов «Стройдепо» и «Суперстрой», а годом ранее — крупнейшая в Сибири сеть «Домоцентр». Таким образом, на рынке к моменту его оживления освободились довольно большие ниши. На этом фоне тот же «Максидом» в 2018 году показал темпы прироста выручки 10,7% (см. график 1). Это произошло, по признанию члена совета директоров ООО «Максидом» Марии Евневич, в том числе за счет ухода с рынка «К-Рауты», большинство магазинов которой были расположены в Петербурге. Кстати, на это же обстоятельство указывали и в сети «Петрович», отвечая на вопрос, что способствовало ее бурному росту.

Наконец, очевидно, что наиболее перспективен с точки зрения покупательной способности населения именно Московский регион. Тем более что, по оценкам специалистов, насыщенность сетевой розницей здесь вдвое ниже, чем в родном для «Максидома» Петербурге.

Сыграть на мелочах

Несмотря на известный дефицит цивилизованной DIY-торговли в Москве и Подмосковье, экспансия «Максидома» в столичный регион связана с определенными рисками. Дело в том, что питерцам придется столкнуться с очень сильными конкурентами, в первую очередь с игроком номер один на рынке Leroy Merlin. Французская сеть агрессивно развивается и существенно превосходит остальных ритейлеров по масштабам: ее выручка в 2017 году составила 272 млрд рублей, что на порядок превышает выручку «Максидома», а темп прироста удивительно высок для таких объемов. Доля этой сети на рынке приблизилась к 13%. Кроме того, Leroy Merlin активно продвигается в регионы и насчитывает 81 магазин в 43 городах России. Французская компания благодаря своему размеру успешно вписалась в тренд консолидации рынка, возникший в ответ на негативные тенденции на нем. Только в 2017 году построено 16 гипермаркетов, а в 2018-м ритейлер приобрел 12 гипермаркетов у «К-Рауты». В 2019 году он намеревается открыть еще около 20 магазинов и впервые выйти во Владивосток и Улан-Удэ.

Но не только французы могут помешать экспансии «Максидома». Уже несколько лет московский рынок осваивает еще одна петербургская сеть — «Петрович». Она тоже развивается весьма динамично. В 2017 году ее оборот вырос на 22%, а в 2018-м компания сумела достичь рекордных в своей истории показателей: темпы прироста составили 30,55% (вместо запланированных 20%), что позволило достичь выручки в размере 49,3 млрд рублей. Напомним, что в 2017 году в рейтинге розничных DIYсетей, составленном исследовательской компанией InfoLine (см. график 2), сеть «Петрович» продвинулась на второе место, обойдя OBI. Между тем «Максидом» занимает лишь шестое место в этом рейтинге (выручка в 2017 году — 21 млрд рублей). «Петрович», между тем, планирует укрепляться в Московском регионе, у него здесь уже три магазина-склада.

Наконец, на московский рынок предполагает выходить третий игрок с Северо-Запада — калининградская сеть «Бауцентр». Имея восемь гипермаркетов в Калининграде, Краснодаре, Омске и Новороссийске (выручка в 2017 году — 16 млрд рублей), она буквально наступает на пятки «Максидому».

На этом конкурентном фоне, чтобы преуспеть, «Максидом» должен как минимум сделать рынку уникальное предложение. Покупатели очень хвалят в сети сервис «Максидома» — быструю доставку, вежливое обращение. Но хороший сервис, быстрая доставка, омниканальность — это уже стандартный конкурентный набор. Хотя могут быть и отличия, позволяющие выделиться среди конкурентов. Например, тот же «Петрович» делает акцент на инновации в организации покупки товаров. «Эксперт» уже писал, что торговый зал московского магазина «Петрович» разбит на две зоны: сash & carry, где покупатель может сам взять с полки легкий товар, и tоuch & beep, где можно, используя планшет или смартфон с мобильным приложением, покупать, просто сканируя NFCметки на товаре. А недавно «Петрович» открыл в столице новый канал продаж в DIY-ритейле — цифровой шоурум. Он появился в московском ТРЦ «Афимолл Сити». Цифровые технологии позволяют покупателю при помощи планшета моделировать будущую отделку в своей квартире. Выбранные материалы проецируются на видеостены и видеопол. Человек перед покупкой получает полное представление о том, как выбранные обои, кафель, плитка, двери будут смотреться в помещении.

Руководство «Максидома» заявляло в СМИ, что они готовы развивать разные форматы торговли, в том числе малые, в которых рынок испытывает дефицит. Однако реальных шагов в этом направлении пока не видно, напротив, ритейлер стартовал в Котельниках с традиционным гиперпроектом. По всей видимости, «питерский гость» сделает акцент на ассортимент, отличающий его от других DIY-ритейлеров. В сети помимо товаров для строительства и ремонта широко представлены товары для обустройства дома вплоть до посуды, мелкой бытовой техники и детских игрушек. В ассортименте ритейлера 60 тыс. наименований (в «Петровиче» 22 тыс.). Здесь, похоже, «Максидом» пошел по пути IKEA. Это подтверждает и организация пространства в магазине в Котельниках, где осуществляется круговая схема движения.

Правда, выходя в нишу товаров для дома, «Максидом» уже вступает в соперничество не только с IKEA, но с крупнейшими онлайн-торговцами — Wildberries и Ozon, у которых продажи в этой ассортиментной линейке растут двузначными темпами. С другой стороны, в противовес интернет-торговле «Максидом» начинает улучшения в офлайн-магазинах, стремясь сделать их более удобными для покупателя. Помимо уже упомянутой круговой схемы движения это размещение товарных групп с учетом гендерных предпочтений, снижение высоты стеллажей и палет. Так что, возможно, сочетание удобств как для приверженцев онлайн-магазинов, так и для любителей традиционного шопинга создаст тот комплекс уникального предложения, который позволит «Максидому» успешно закрепиться в Москве.

Сеть DIY-гипермаркетов «Максидом». Основана в 1997 году в Санкт-Петербурге. Состоит из 15 гипермаркетов: девять в Санкт-Петербурге, по одному в Уфе, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Самаре и Москве. Оборот в 2018 году — 23 млрд рублей.

ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорога в никуда Дорога в никуда

Чем обернулся проект строительства скоростной железной дороги в Калифорнии

Forbes
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Гигиена — в фокусе внимания Гигиена — в фокусе внимания

Смесители для раковины: что нового предлагают производители

Идеи Вашего Дома
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
В городской тиши В городской тиши

Как можно улучшить город, пока он на карантине

Forbes
Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя» Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя»

Футуролог Андрей Михайлов — о влиянии технологий на человеческие привычки

РБК
2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются 2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются

Зачем нарциссы возвращаются к своим бывшим снова и снова?

Psychologies
Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше

Недосып прибавляет к ощущаемому возрасту человека почти 4,5 года

ТехИнсайдер
Что лучше, открыть окно или включить кондиционер? Что лучше, открыть окно или включить кондиционер?

Казалось бы, зачем использовать кондиционер, если можно опустить окно...

4x4 Club
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире

Что раньше строили на месте крупных трагедий в России и мире

СНОБ
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

N+1
Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

Weekend
6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону 6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону

Как терять вес, получая удовольствие от процесса?

VOICE
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает

ДПДЗ прямым образом влияет на работу мотора. Как его проверить?

РБК
Что такое мнительность и кто такой мнительный человек: объяснение гештальт-терапевта Что такое мнительность и кто такой мнительный человек: объяснение гештальт-терапевта

Что значит — мнительный характер? Почему он вреден для вашей жизни?

Psychologies
«Тест на любовь»: женитьба времен пандемии «Тест на любовь»: женитьба времен пандемии

В МТМ — премьера мюзикла «Тест на любовь»

Монокль
На свет появилась корова, которая «дает» инсулин для диабетиков На свет появилась корова, которая «дает» инсулин для диабетиков

ГМО-корова может производить молоко, содержащее человеческий инсулин

ТехИнсайдер
Год на Бабушкинской Год на Бабушкинской

Автофикшен-рассказ Ксении Буржской. Забавный, непринужденно-бытовой, уязвимый

Правила жизни
Анна Ялова Анна Ялова

О новых подходах в режиссуре экспозиций и чего ждать от «Манежа» дальше

Собака.ru
«Никому не верю»: как празднуют первое апреля в разных странах «Никому не верю»: как празднуют первое апреля в разных странах

Рассказываем, как принято отмечать День дурака в разных уголках планеты

ТехИнсайдер
Издательский бизнес с энтузиазмом 1990-х: как Анна Штейнман управляет «Фантом Пресс» Издательский бизнес с энтузиазмом 1990-х: как Анна Штейнман управляет «Фантом Пресс»

Как Анна Штейнман открывала и вела издательский бизнес в 1990-х

Forbes
Я отвечаю Я отвечаю

Актер Андрей Максимов о плюсах и минусах тонкой душевной организации

Psychologies
Женщины меняют Петербург Женщины меняют Петербург

«Собака.ru» вместе с Mercury благодарят петербурженок за их достижения

Собака.ru
«Дева и дракон» в беде: почему фэнтези с Милли Бобби Браун оказалось неудачным «Дева и дракон» в беде: почему фэнтези с Милли Бобби Браун оказалось неудачным

Почему фильм, разрушающий миф о «деве в беде», не оправдывает ожиданий

Forbes
Грустный «Космонавт»: как паук помогает Адаму Сэндлеру справиться с кризисом в браке Грустный «Космонавт»: как паук помогает Адаму Сэндлеру справиться с кризисом в браке

Научная фантастика «Космонавт» про грустного Адама Сэндлера в космосе

Forbes
Шлумбергеры в доме: долгая и интересная жизнь Шлумбергеры в доме: долгая и интересная жизнь

Домашняя шлумбергера — долголетние и невероятно привлекательное растение

Наука и жизнь
Открыть в приложении