Что посеет ВТБ на рынке зерна?
Консолидация госбанком ВТБ крупнейших перевалочных и провозных зерновых активов может обернуться чередой банкротств на зерновом рынке
Стремительная консолидация госбанком ВТБ крупнейших мощностей по перевалке зерна в глубоководных портах всерьез озаботила участников рынка. За последнее время, с августа прошлого года, ВТБ стал владельцем более трети Новороссийского комбината хлебопродуктов, половины государственной Объединенной зерновой компании, полным собственником Новороссийского зернового терминала и вроде как намерен прикупить половину глубоководного терминала в порту Тамань и крупнейшего перевозчика зерна «Русагротранс». Если эти сделки завершатся, ВТБ заполучит почти треть рынка экспортной перевалки зерна и две трети его железнодорожных перевозок, что может привести к монопольному диктату госбанка на рынке.
Наследие Магомедовых
После того как немногим более года назад владельцы группы «Сумма» братья Магомед и Зиявутдин Магомедовы оказались под арестом по обвинению в создании преступного сообщества и хищении у государства 2,5 млрд рублей, всех интересовало, кому достанутся их доли в госкомпаниях. В их распоряжении было более четверти Новороссийского морского торгового порта (НМТП), обладающего одним из крупнейших в стране Новороссийским зерновым терминалом (НЗТ), почти половина государственной Объединенной зерновой компании (ОЗК), которая владеет крупнейшим в стране по объемам перевалки зерна Новороссийским комбинатом хлебопродуктов (НКХП) и в которой братья Магомедовы имели долю. Ситуация начала проясняться уже через несколько месяцев: их зерновыми активами вплотную занялся ВТБ. В августе прошлого года он купил принадлежавшие «Сумме» через офшоры 22,5% акций НКХП, контрольный пакет которого оставался в руках наполовину государственной ОЗК. Тогда банк объяснил сделку «урегулированием задолженности» перед ним Магомедовых: их пакет акций НМТП находился под залогом у банка еще с 2016-го, а в августе прошлого года перешел в его собственность. Рыночная стоимость этой доли «Совэкон» оценивал в 3–4,5 млрд рублей (при общей стоимости НКХП 14–20 млрд рублей). В октябре прошлого года Магомедовы продали свою долю в НМТП его совладельцу компании «Транснефть» за 750 млн долларов. Следом ВТБ прикупил находившиеся в свободном обращении акции НКХП, нарастив свою долю в нем до 33,18%. А уже в феврале этого года госбанк стал полным владельцем доли Магомедовых в самой ОЗК, получив тем самым косвенный, но фактически почти полный контроль над НКХП — основным активом ОЗК. И буквально на следующий же день (!) после этой сделки ВТБ покупает у контролируемого «Транснефтью» Новороссийского морского торгового порта полный пакет акций Новороссийского зернового терминала, который в сезоне 2017/18 годов стал лидером по перевалке зерна, отправив за рубеж 6,3 млн тонн (экспорт в сезоне 2018/19 составил 44,2 млн тонн, по данным «Совэкона»). Столь стремительной консолидации крупнейших перевалочных зерновых активов российский рынок еще не видел.
Единый оператор в одном лице?
Последние сделки ВТБ уже не стал объяснять «урегулированием задолженности». Если при покупке доли в НКХП представитель банка заявлял, что актив будет вскоре продан некоему профильному инвестору, то спустя полгода, с приобретением НЗТ, риторика сменилась на противоположную. На экономическом форуме в Сочи глава ВТБ Андрей Костин заявил журналистам, что доли в НЗТ и ОЗК он продавать не намерен: «Будем взаимодействовать с правительством… Попробуем здесь поработать пару лет». «У нас вырисовывается такой кластер: доля в НКХП (33 процента), 100 процентов НЗТ и 50 процентов минус одна акция ОЗК», — подытожил Андрей Костин активность банка на зерновом рынке. Но, судя по всему, это еще не полная картина. В апреле СМИ сообщили о намерении ВТБ купить половину зернового терминала в порту Тамань у украинского агрохолдинга Kernel, подпавшего под российские контрсанкции. По оценке директора «Совэкона» Андрея Сизова, если сделка состоится, то в руках ВТБ окажется до трети зерновых перевалочных экспортных мощностей страны. Более того, в мае появилась информация, что ВТБ намерен купить у ГК «Рустранском» (оперирует парком в 68 тыс. вагонов) его основной актив «Русагротранс» («ВТБ Капитал» оценил его в 1,360–1,605 млрд долларов), в распоряжении которого находится две трети зерновозов страны. Насколько сделка добровольная, судить трудно: по данным СМИ, у ВТБ в залоге часть акций «Транслеса» — это второй по значимости актив «Рустранскома». Еще в апреле его владельцы Константин Синцов и Константин Засов заявили о выходе на IPO с целью привлечь не менее 300 млн долларов для модернизации вагонного парка, и вдруг уже в мае отказались от этой идеи. «Трудно судить, что на самом деле происходит, но расставаться с ликвидным активом на растущем рынке зерна кажется нелогичным, — рассуждает директор агентства Infranews Алексей Безбородов. — Они в свое время купили “Русагротранс” за несколько миллиардов рублей у дочерней компании РЖД и с тех пор многократно увеличили его рыночную стоимость, приложив немало усилий».
После этого участники рынка не на шутку встревожились столь внезапным появлением монополиста на рынке зерновой логистики, заговорив о вероятном намерении государства создать единого оператора на рынке зерна. «Идея монополизировать экспорт зерна и вообще экспортные мощности давно изжила себя во всем мире, поскольку в таком случае бизнес сразу становится неэффективным, особенно в руках государственных структур», — говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Впрочем, ни Минсельхоз, ни кто-либо другой от правительства ни разу не заявлял о намерении создавать единого оператора на рынке зерна. «Если бы у государства было такое намерение, проще было бы той же государственной ОЗК подмять под себя “Русагротранас” — и всё, — говорит президент Национальной ассоциации экспортеров сельхозпродукции (НАЭСП) Сергей Балан. — В любом случае, если ВТБ помимо новороссийских мощностей купит еще и половину порта в Тамани, а потом и «Русагротранс», у него в распоряжении окажутся ключевые зерновые мощности глубоководных портов, что не может не вызывать опасений. У других компаний попросту может не оказаться доступа к глубоководным портам, а из оставшихся мелководных в дальние страны вывезти урожай труднее и дороже». По его словам, сейчас зернопроизводители и экспортеры пребывают в неопределенности: в июле наступает пора заключения долгосрочных контрактов на перевалку зерна, и пока неизвестно, кому в них будет отказано и какие вообще условия выставит менеджмент ВТБ. «Монополизация — это всегда риск роста цен и неравных условий доступа к мощностям, ничего хорошего участники рынка от этого не ждут, — говорит Сергей Балан. — Если в самом деле на рынке зерна будет создан монстр, который начнет диктовать всем условия выживания, то начнутся банкротства. Может дойти до того, что и крупнейшие иностранные экспортеры попросту уйдут с рынка, если их здесь будут зажимать, поскольку им интересна прежде всего глубоководная перевалка для перевозки на дальние расстояния», — заключает Сергей Балан.
Партнер практики АПК компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд добавляет, что в этом году ожидается снижение мировых цен на зерно и большой урожай в России, а значит, можно прогнозировать снижение цен и маржинальности российских зернопроизводителей и экспортеров. «В такой ситуации необоснованное повышение тарифов может серьезно навредить отечественным экспортерам зерна, что будет противоречить принятой в прошлом году программе развития экспорта», — говорит эксперт.
По прогнозам «Совэкона», в этом сезоне экспорт зерновых составит 44,2 млн тонн, в следующем (2019/20) и вовсе 48,7 млн тонн. Однако директор «Совэкона» Андрей Сизов не склонен паниковать: «Не думаю, что ВТБ, если он на самом деле в итоге закроет заявленные сделки и консолидирует перевалочные активы глубоководных портов, будет злоупотреблять своим положением на рынке и повышать цены на перевалку, они у нас и без того в разы выше, чем в среднем в Евросоюзе, — говорит он. — Хотелось бы, конечно, видеть на рынке больший уровень конкуренции, но не надо забывать, что операторам перевалочных мощностей надо зарабатывать, а не отпугивать экспортеров жесткими условиями. У экспортеров еще останется альтернатива в виде порта в Туапсе, мелководной перевалки в Азовском море и так называемой рейдовой перевалки в Керченском проливе, где зерно перегружают с малотоннажных судов на крупнотоннажные. Во всяком случае, в прошлом году тоже были у многих опасения в связи с риском не успеть вывезти большой урожай. Но уже к концу сезона перевалочные мощности пустовали».
В неменьшей степени слияние перевалочных и перевозных зерновых мощностей вокруг одной структуры беспокоит и перевозчиков зерна: «Есть риск возникновения несправедливой ситуации, с которой перевозчики уже сталкивались, когда в очереди на перевалку в Новороссийске стояли только вагоны “Русагротранса”, других попросту не подпускали туда какое-то время, — говорит директор департамента перевозки зерновых грузов компании “Эколайн” Антон Мишин. — Трудно представить, что может быть теперь, если “Русагротранс” окажется аффилирован с перевалочными мощностями».
ФАС не до вас
Но главный вопрос — почему молчит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая обычно проявляет завидную активность при любой крупной сделке на значимых рынках. На наш запрос ФАС ответила, что не комментирует ситуацию с приобретением ВТБ зерновых активов. «Хотя по закону есть все основания для вмешательства ввиду значимости и суммы сделок, и самого зернового рынка», — говорит директор АНО «Институт повышения конкурентоспособности» Алексей Ульянов. Инна Гольфанд обращает внимание, что прежде ФАС неоднократно судилась с НМТП по поводу завышенных тарифов на перевалку зерна. «Ключевой гарантией отсутствия завышения тарифов является жесткая позиция государственных органов в вопросе регулирования морских терминалов, — говорит г-жа Гольфанд. — Но консолидация активов под управлением государственного банка может способствовать лишь “успеху” переговоров государства с государством по этому вопросу». По поводу загадочного молчания и ФАС, и Минсельхоза Аркадий Злочевский выдвигает версию, что, возможно, мы наблюдаем большой передел зерновой логистики между разными группами влияния. А значит, есть риск развития событий по фольклорному сценарию, когда паны дерутся, а у хлопцев чубы трещат.
ВТБ скупает крупнейшие глубоководные мощности по перевалке зерна
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl