Нас может ждать череда банкротств на зерновом рынке

ЭкспертБизнес

Что посеет ВТБ на рынке зерна?

Консолидация госбанком ВТБ крупнейших перевалочных и провозных зерновых активов может обернуться чередой банкротств на зерновом рынке

Александр Лабыкин

Стремительная консолидация госбанком ВТБ крупнейших мощностей по перевалке зерна в глубоководных портах всерьез озаботила участников рынка. За последнее время, с августа прошлого года, ВТБ стал владельцем более трети Новороссийского комбината хлебопродуктов, половины государственной Объединенной зерновой компании, полным собственником Новороссийского зернового терминала и вроде как намерен прикупить половину глубоководного терминала в порту Тамань и крупнейшего перевозчика зерна «Русагротранс». Если эти сделки завершатся, ВТБ заполучит почти треть рынка экспортной перевалки зерна и две трети его железнодорожных перевозок, что может привести к монопольному диктату госбанка на рынке.

Наследие Магомедовых

После того как немногим более года назад владельцы группы «Сумма» братья Магомед и Зиявутдин Магомедовы оказались под арестом по обвинению в создании преступного сообщества и хищении у государства 2,5 млрд рублей, всех интересовало, кому достанутся их доли в госкомпаниях. В их распоряжении было более четверти Новороссийского морского торгового порта (НМТП), обладающего одним из крупнейших в стране Новороссийским зерновым терминалом (НЗТ), почти половина государственной Объединенной зерновой компании (ОЗК), которая владеет крупнейшим в стране по объемам перевалки зерна Новороссийским комбинатом хлебопродуктов (НКХП) и в которой братья Магомедовы имели долю. Ситуация начала проясняться уже через несколько месяцев: их зерновыми активами вплотную занялся ВТБ. В августе прошлого года он купил принадлежавшие «Сумме» через офшоры 22,5% акций НКХП, контрольный пакет которого оставался в руках наполовину государственной ОЗК. Тогда банк объяснил сделку «урегулированием задолженности» перед ним Магомедовых: их пакет акций НМТП находился под залогом у банка еще с 2016-го, а в августе прошлого года перешел в его собственность. Рыночная стоимость этой доли «Совэкон» оценивал в 3–4,5 млрд рублей (при общей стоимости НКХП 14–20 млрд рублей). В октябре прошлого года Магомедовы продали свою долю в НМТП его совладельцу компании «Транснефть» за 750 млн долларов. Следом ВТБ прикупил находившиеся в свободном обращении акции НКХП, нарастив свою долю в нем до 33,18%. А уже в феврале этого года госбанк стал полным владельцем доли Магомедовых в самой ОЗК, получив тем самым косвенный, но фактически почти полный контроль над НКХП — основным активом ОЗК. И буквально на следующий же день (!) после этой сделки ВТБ покупает у контролируемого «Транснефтью» Новороссийского морского торгового порта полный пакет акций Новороссийского зернового терминала, который в сезоне 2017/18 годов стал лидером по перевалке зерна, отправив за рубеж 6,3 млн тонн (экспорт в сезоне 2018/19 составил 44,2 млн тонн, по данным «Совэкона»). Столь стремительной консолидации крупнейших перевалочных зерновых активов российский рынок еще не видел.

Единый оператор в одном лице?

Последние сделки ВТБ уже не стал объяснять «урегулированием задолженности». Если при покупке доли в НКХП представитель банка заявлял, что актив будет вскоре продан некоему профильному инвестору, то спустя полгода, с приобретением НЗТ, риторика сменилась на противоположную. На экономическом форуме в Сочи глава ВТБ Андрей Костин заявил журналистам, что доли в НЗТ и ОЗК он продавать не намерен: «Будем взаимодействовать с правительством… Попробуем здесь поработать пару лет». «У нас вырисовывается такой кластер: доля в НКХП (33 процента), 100 процентов НЗТ и 50 процентов минус одна акция ОЗК», — подытожил Андрей Костин активность банка на зерновом рынке. Но, судя по всему, это еще не полная картина. В апреле СМИ сообщили о намерении ВТБ купить половину зернового терминала в порту Тамань у украинского агрохолдинга Kernel, подпавшего под российские контрсанкции. По оценке директора «Совэкона» Андрея Сизова, если сделка состоится, то в руках ВТБ окажется до трети зерновых перевалочных экспортных мощностей страны. Более того, в мае появилась информация, что ВТБ намерен купить у ГК «Рустранском» (оперирует парком в 68 тыс. вагонов) его основной актив «Русагротранс» («ВТБ Капитал» оценил его в 1,360–1,605 млрд долларов), в распоряжении которого находится две трети зерновозов страны. Насколько сделка добровольная, судить трудно: по данным СМИ, у ВТБ в залоге часть акций «Транслеса» — это второй по значимости актив «Рустранскома». Еще в апреле его владельцы Константин Синцов и Константин Засов заявили о выходе на IPO с целью привлечь не менее 300 млн долларов для модернизации вагонного парка, и вдруг уже в мае отказались от этой идеи. «Трудно судить, что на самом деле происходит, но расставаться с ликвидным активом на растущем рынке зерна кажется нелогичным, — рассуждает директор агентства Infranews Алексей Безбородов. — Они в свое время купили “Русагротранс” за несколько миллиардов рублей у дочерней компании РЖД и с тех пор многократно увеличили его рыночную стоимость, приложив немало усилий».

После этого участники рынка не на шутку встревожились столь внезапным появлением монополиста на рынке зерновой логистики, заговорив о вероятном намерении государства создать единого оператора на рынке зерна. «Идея монополизировать экспорт зерна и вообще экспортные мощности давно изжила себя во всем мире, поскольку в таком случае бизнес сразу становится неэффективным, особенно в руках государственных структур», — говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Впрочем, ни Минсельхоз, ни кто-либо другой от правительства ни разу не заявлял о намерении создавать единого оператора на рынке зерна. «Если бы у государства было такое намерение, проще было бы той же государственной ОЗК подмять под себя “Русагротранас” — и всё, — говорит президент Национальной ассоциации экспортеров сельхозпродукции (НАЭСП) Сергей Балан. — В любом случае, если ВТБ помимо новороссийских мощностей купит еще и половину порта в Тамани, а потом и «Русагротранс», у него в распоряжении окажутся ключевые зерновые мощности глубоководных портов, что не может не вызывать опасений. У других компаний попросту может не оказаться доступа к глубоководным портам, а из оставшихся мелководных в дальние страны вывезти урожай труднее и дороже». По его словам, сейчас зернопроизводители и экспортеры пребывают в неопределенности: в июле наступает пора заключения долгосрочных контрактов на перевалку зерна, и пока неизвестно, кому в них будет отказано и какие вообще условия выставит менеджмент ВТБ. «Монополизация — это всегда риск роста цен и неравных условий доступа к мощностям, ничего хорошего участники рынка от этого не ждут, — говорит Сергей Балан. — Если в самом деле на рынке зерна будет создан монстр, который начнет диктовать всем условия выживания, то начнутся банкротства. Может дойти до того, что и крупнейшие иностранные экспортеры попросту уйдут с рынка, если их здесь будут зажимать, поскольку им интересна прежде всего глубоководная перевалка для перевозки на дальние расстояния», — заключает Сергей Балан.

Партнер практики АПК компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд добавляет, что в этом году ожидается снижение мировых цен на зерно и большой урожай в России, а значит, можно прогнозировать снижение цен и маржинальности российских зернопроизводителей и экспортеров. «В такой ситуации необоснованное повышение тарифов может серьезно навредить отечественным экспортерам зерна, что будет противоречить принятой в прошлом году программе развития экспорта», — говорит эксперт.

По прогнозам «Совэкона», в этом сезоне экспорт зерновых составит 44,2 млн тонн, в следующем (2019/20) и вовсе 48,7 млн тонн. Однако директор «Совэкона» Андрей Сизов не склонен паниковать: «Не думаю, что ВТБ, если он на самом деле в итоге закроет заявленные сделки и консолидирует перевалочные активы глубоководных портов, будет злоупотреблять своим положением на рынке и повышать цены на перевалку, они у нас и без того в разы выше, чем в среднем в Евросоюзе, — говорит он. — Хотелось бы, конечно, видеть на рынке больший уровень конкуренции, но не надо забывать, что операторам перевалочных мощностей надо зарабатывать, а не отпугивать экспортеров жесткими условиями. У экспортеров еще останется альтернатива в виде порта в Туапсе, мелководной перевалки в Азовском море и так называемой рейдовой перевалки в Керченском проливе, где зерно перегружают с малотоннажных судов на крупнотоннажные. Во всяком случае, в прошлом году тоже были у многих опасения в связи с риском не успеть вывезти большой урожай. Но уже к концу сезона перевалочные мощности пустовали».

В неменьшей степени слияние перевалочных и перевозных зерновых мощностей вокруг одной структуры беспокоит и перевозчиков зерна: «Есть риск возникновения несправедливой ситуации, с которой перевозчики уже сталкивались, когда в очереди на перевалку в Новороссийске стояли только вагоны “Русагротранса”, других попросту не подпускали туда какое-то время, — говорит директор департамента перевозки зерновых грузов компании “Эколайн” Антон Мишин. — Трудно представить, что может быть теперь, если “Русагротранс” окажется аффилирован с перевалочными мощностями».

ФАС не до вас

Но главный вопрос — почему молчит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая обычно проявляет завидную активность при любой крупной сделке на значимых рынках. На наш запрос ФАС ответила, что не комментирует ситуацию с приобретением ВТБ зерновых активов. «Хотя по закону есть все основания для вмешательства ввиду значимости и суммы сделок, и самого зернового рынка», — говорит директор АНО «Институт повышения конкурентоспособности» Алексей Ульянов. Инна Гольфанд обращает внимание, что прежде ФАС неоднократно судилась с НМТП по поводу завышенных тарифов на перевалку зерна. «Ключевой гарантией отсутствия завышения тарифов является жесткая позиция государственных органов в вопросе регулирования морских терминалов, — говорит г-жа Гольфанд. — Но консолидация активов под управлением государственного банка может способствовать лишь “успеху” переговоров государства с государством по этому вопросу». По поводу загадочного молчания и ФАС, и Минсельхоза Аркадий Злочевский выдвигает версию, что, возможно, мы наблюдаем большой передел зерновой логистики между разными группами влияния. А значит, есть риск развития событий по фольклорному сценарию, когда паны дерутся, а у хлопцев чубы трещат.

ВТБ скупает крупнейшие глубоководные мощности по перевалке зерна

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цифровизация идет пунктиром Цифровизация идет пунктиром

Переход российской промышленности к новой модели производства еще впереди

Эксперт
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Обманчивый блеск Обманчивый блеск

Ставка на золото и палладий может защитить инвестора от падения акций

Эксперт
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Партия транзитного периода Партия транзитного периода

«Единая Россия» связывает свои мечты с эффективностью правительства

Эксперт
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Первая технологическая война Первая технологическая война

Удастся ли Китаю вернуть себе статус самой мощной цивилизации мира

Эксперт
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Река невидимой мощи – контактная сеть Река невидимой мощи – контактная сеть

На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техника
Ничего личного Ничего личного

Почему не стоит давать советы окружающим?

VOICE
Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция

Фрагмент из книги «Я и мои эмоции» Хесус Ларринага

Psychologies
Вы поразитесь, как диабет влияет на ваши глаза! Вот о чем предупредили эксперты Вы поразитесь, как диабет влияет на ваши глаза! Вот о чем предупредили эксперты

Неочевидно, но диабет может привести к серьёзным проблемам и с глазами

ТехИнсайдер
Инфернальный Хью Грант, Пингвин Фаррелл и другие внезапные злодейские роли известных актеров Инфернальный Хью Грант, Пингвин Фаррелл и другие внезапные злодейские роли известных актеров

Актеры, которые отважились сменить амплуа и сыграть отрицательных персонажей

СНОБ
Передовая на передовой Передовая на передовой

«Великая»: байопик легендарной военной корреспондентки Ли Миллер

Weekend
Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
«Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог «Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог

Почему родственникам зависимых тоже нужна терапия?

Psychologies
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Рудознатцы Рудознатцы

Как сейчас в России ищут золото

ТехИнсайдер
Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии

Реактор БН-800: как он может повлиять на будущее человечества?

СНОБ
Что такое черри-пикинг и как понять, что собеседник использует его против вас Что такое черри-пикинг и как понять, что собеседник использует его против вас

По каким признакам можно распознать черри-пикинг, что ему можно противопоставить

Psychologies
Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте

Как привлечь инвестиции и как при этом избежать самых распространенных ошибок?

Inc.
Золотой ключик Золотой ключик

Что можно и нужно хранить в банковской ячейке

Лиза
3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа» 3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа»

Как понять, что вы больше не любовники, а просто сожители?

Psychologies
Открыть в приложении