Бонды рвут на части
Снижение ставок в России и во всем мире привлекает на облигационный рынок покупателей и крупнейших эмитентов.
Спрос на облигации остается высоким: новые выпуски известных компаний получают «переподписку» (превышение спроса над предложением) в три-четыре раза, что позволяет занимать все дешевле и дешевле. Одновременно облигационные ценовые индексы переписывают максимумы: так, индекс RGBI (ценовой индекс ОФЗ) на историческом пике, а индекс корпоративных облигаций RUCBICP (индекс цен наиболее ликвидных облигаций российских заемщиков) — вблизи максимума за последние восемь лет. Это означает, что на вторичном рынке есть спрос и он толкает цены облигаций вверх, а доходности, соответственно, вниз.
Эта динамика соответствует общемировому тренду. Снижающиеся по всему миру ставки заставляют инвесторов покупать бонды — в ожидании, что дальше ставки тоже будут только падать (а цены, соответственно, расти). Особенностью долгового рынка в России стала быстро увеличивающаяся доля частных инвесторов. За девять месяцев 2019 года они выкупили новых корпоративных облигаций на 505 млрд рублей, что почти в два раза больше, чем в 2018 году (25,6% общего объема размещений), и на 59,7 млрд рублей государственных облигаций (3,7% всего объема размещений). При этом число активных клиентских счетов (тех, с которых совершается хотя бы одна сделка в месяц) на облигационном рынке Мосбиржи к июлю этого года увеличилось до 80,6 тыс. с 25,4 тыс. двумя годами ранее.
Мотивы частных инвесторов ясны: депозиты, в отличие от облигаций, перестали быть привлекательными. Немалую роль в этом сыграла популяризация индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) и налоговые льготы по ним, позволяющие получить значительно более высокую в сравнении с депозитами доходность.
На рынке корпоративных и государственных облигаций состав покупателей несколько разный. Корпоративный долг больше интересен внутреннему покупателю, а к ОФЗ высокий интерес (из-за общемирового интереса к риску) проявляют нерезиденты. Санкционные риски зарубежных игроков, похоже, не только не пугают, но даже и привлекают.
Не отстают и компании: снижение ставок позволяет им выпускать бонды под новые, более низкие ставки и рефинансировать старые, более дорогие долги. Но касается это в основном уже «бывалых» эмитентов. За июль, август и две декады сентября, по словам начальника аналитического управления банка «Зенит» Владимира Евстифеева, было размещено около 90 выпусков корпоративных бондов на 460 млрд рублей. Однако за этот период на рынке практически не появилось новых имен. Деньги на рынке, как в рублях, так и в долларах, все еще занимают крупные известные игроки.
Все бегут за ставкой
Облигационный бум, о котором говорили в начале весны, сейчас, как отмечает эксперт «Финама» Алексей Ковалев, несколько спал.
Переплюнуть второй квартал этого года вообще довольно сложно (более чем двукратный прирост размещений по сравнению с первым кварталом — 985 млрд рублей против 434 млрд в первом квартале), поэтому некоторый спад неудивителен. Кстати, в конце года традиционно происходит всплеск размещений, поэтому в четвертом квартале мы снова можем увидеть бум на долговом рынке.
«Сейчас небольшое затишье на рынке, связанное, по-видимому, в первую очередь с тем, что пока не сформировалось понимание относительно размера предельного снижения ставок регуляторами (ФРС США и ЦБ РФ). Возможно, все потенциальное смягчение уже в цене облигаций. Например, доходность ОФЗ с погашением через два года сейчас составляет 6,7 процента, а ключевая ставка ЦБ — 7,0 процента», — объясняет аналитик.
«Девяносто процентов корпоративных выпусков с начала третьего квартала пришлось на качественных и умеренно качественных корпоративных эмитентов (ставка купона ниже 10 процентов), — говорит Владимир Евстифеев. — Новых имен на рынке за этот период практически не появилось, исключение составил дебют белорусского ритейлера “Евроторг“, который был весьма успешным».
Выходящие на рынок компании встречает бурный спрос, размещения проходят при заметной переподписке. «Русал», в частности, смог разместить на 15 млрд рублей десятилетних облигаций (планировали разместить меньше — всего на 10 млрд рублей). Сначала планировалось привлекать деньги под 8,50–8,65%, однако с учетом почти четырехкратного превышения спроса над предложением книга заявок была закрыта на уровне 8,25% годовых. Для компании такая ставка оказалась рекордно низкой за всю историю.
Схожая ситуация была и у банка «Хоум Кредит»: 20 сентября банк разместил на 5 млрд рублей своих бондов под 8,65% годовых. Высокий спрос на пятилетние бумаги привел к тому, что первоначальная ставка снижалась трижды. «Тинькофф» занял на десять лет 10 млрд рублей уже под 8,25% годовых, правда, здесь в ходе размещения купон снизили всего два раза.
Двадцать пятого сентября ООО «Икс 5 Финанс» (SPV-компания X5 Retail Group) заняла 10 млрд рублей — первоначальный ориентир ставки купона составлял 7,45–7,55% годовых, но поскольку спрос превышал предложение в два раза, книгу заявок закрыли на уровне 7,4%.
Интерес инвесторов, разумеется, распространяется не только на рублевый долг. Евробонды тоже отлично раскупают — как отличный инструмент для вложения валюты. Так, Челябинский трубопрокатный завод выпустил под 4,5% годовых пятилетних бондов на 300 млн долларов, книга заявок при этом превысила миллиард долларов, что позволило компании снизить первоначальную ставку (запланированный диапазон был на уровне 4,75–5%).
С компаниями поменьше картина, конечно, не столь радужная. «Новые компании из второго эшелона выходят на рынок неохотно, поскольку статус публичного эмитента накладывает ряд ограничений и обязательств, что в итоге делает такое привлечение менее выгодным. Вероятно, другие источники фондирования пока выглядят для них привлекательнее», — объясняет г-н Евстифеев.
Постепенно снижающаяся ключевая ставка и планы регулятора снижать ее и дальше будет толкать эмитентов делать новые выпуски облигаций. «Для компаний снижение норм доходности на рынке заимствования предоставляет возможность за счет выпуска новых долгов под более низкие ставки рефинансировать старые долги, выпущенные ранее в условиях более высоких норм доходности. Чем компании и не преминут воспользоваться», — объясняет руководитель торгового деска ИК «Инстант Инвест» Роман Жаткин. Он отмечает и причину временного затишья: «Возможно, некоторые компании выжидают, чтобы зайти на рынок с еще более низкими ставками заимствования».
Кроме мировых тенденций благоприятная обстановка на рынке долга обязана лишним деньгам и новым покупателям.
Имя нам легион
Отчасти благоприятную обстановку для эмитентов, которые выходят на первичный рынок, создает структурный профицит ликвидности в банковской системе. На «лишние» деньги банки могут купить еще немного облигаций, однако его роль гораздо меньше, чем могла бы быть. Основная причина в ЦБ. В частности, Центробанк активно абсорбирует ликвидность через депозитные аукционы и размещение купонных облигаций (КОБР), эти размещения поглощают порядка 90–95% всех свободных рублей, и на рынок корпоративного долга эта денежная масса не попадает.
Снижающиеся ставки толкают на рынок и инвесторов-«физиков», причем во все большем количестве. «Наблюдается интересная тенденция, которая началась с осени прошлого года: снижение стабильно высокой среди держателей долга доли банков и финансовых организаций и рост покупателей среди нерезидентов и частных инвесторов. Причем доля последних за год выросла в три раза. Возможно, причиной этого явления стала популяризация ИИС, рекламная компания которых как раз и построена при примерах высокой доходности в ОФЗ», — говорит Роман Жаткин. Понятно, что на ОФЗ и его более простом варианте ОФЗ-Н покупки частных инвесторов не останавливаются. Ведь упавшая ставка сделала депозиты непривлекательными. Зато надежность, например, бондов системообразующих банков фактически не отличается от таковой у ОФЗ, а доходность у этих выпусков выше, чем у госдолга. Если Сбербанк действующим клиентам предлагает вклад «Онлайн плюс» со ставкой 5,25% (и то его можно открыть до 31 октября), то, например, у размещаемого сейчас выпуска ОФЗ 53004 купон составит 6,5% годовых, а доходность, скажем, трехлетних бондов Тинькофф банка — 8,4% (трехлетние бонды Альфа-банка дадут 7,9%).
Что касается валюты, то на вклад «Сохраняй» Сбербанка в долларах максимальная ставка составляет 0,85% годовых, в то время как надежные евробонды могут предоставить доходность к погашению около 2,5% (например, евробонды «Газпрома»).
Теория заговора
Аукционы Минфина в этом году в очередной раз показали, что иностранцы как любили наш госдолг, так и продолжают любить. Только последние пара аукционов прошли не столь гладко, как хотелось бы. Выпущенный 9 сентября обзор Банка России показал, что даже пакеты санкций, напрямую затрагивающие госдолг, инвесторов беспокоят не сильно. «Санкции не привели к значительным продажам ОФЗ нерезидентами: по данным Национального расчетного депозитария (НРД), в августе объем вложений нерезидентов уменьшился всего на 18 миллиардов рублей», — отмечено в документе. В обзоре также указано, что доля вложений нерезидентов в ОФЗ на счетах иностранных депозитариев, по данным НРД, составила 29% общего объема рынка ОФЗ, что ненамного ниже показателей марта 2018 года (34,5%).
Ситуация с нерезидентами, санкциями и госдолгом доходит иной раз до того градуса комизма, когда можно поверить в теорию заговора: вводится новый жесткий пакет санкций против России, доходность ОФЗ падает, нерезиденты массово скупают госдолг, санкции оказываются неэффективными либо принимаются в более мягкой форме — доходность ОФЗ возвращается. Разница, естественно, оседает в карманах покупателей-нерезидентов.
Если же говорить серьезно, то интерес иностранных инвесторов «вопреки всему» вполне объясним. Положительные макроэкономические показатели России (отношение долга к ВВП, бездефицитный бюджет, положительное сальдо внешней торговли, рост ЗВР и т. п.) не вызывают сомнений в платежеспособности страны. Это отражается и в рейтингах: в августе Fitch повысило кредитный рейтинг России с BBB− до BBB со стабильным прогнозом.
Довольно бодрый первичный рынок пока несильно мешает вторичному (хотя часто бывает, что в периоды масштабных размещений инвесторы временно забывают о вторичном рынке). Похоже, спроса хватает на всех.
«Нельзя утверждать, что вторичный рынок страдает от навеса новых предложений. Объем рынка корпоративных облигаций с начала третьего квартала вырос примерно на 220 млрд рублей, то есть половину спроса на первичном рынке обеспечило рефинансирование погашенных выпусков. Кроме того, первичный рынок помогает вторичному расти в цене: размещения проходят, как правило, по нижней границе ориентируемых диапазонов ставок, что позволяет вторичному рынку осуществлять позитивную переоценку кривой доходности», — говорит Владимир Евстифеев, объясняя взаимоотношения рынков. Однако, как подчеркивает Роман Жаткин, если сравнивать с прошлым годом, то объемы торгов на вторичном долговом рынке стали несколько ниже: «Объем торгов в августе на вторичном рынке составил всего 1516,4 миллиарда рублей против 1790,2 миллиарда в августе 2018 года По отчетам Московской биржи, снизился и среднедневной объем торгов — 68,9 млрд рублей (77,8 млрд рублей в августе 2018 года)». По его мнению, это может быть вызвано увеличившимся участием основных инвесторов в первичных аукционах, на которых можно приобрести те же облигации с премией к рынку.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl