Знакомство с новой Транспортной стратегией России рождает странные ощущения

ЭкспертОбщество

Билет в мечту

Редакционная статья

Знакомство с 285-страничной новой Транспортной стратегией России рождает странные ощущения. Кажется, что у этого грандиозного документа три автора — производственник, политик и экономист. Производственник пишет, где не хватает глубины портов, сколько лет автобусам, пассажирским вагонам и вертолетам, какая доля автодорог не удовлетворяет техническим нормативам (кстати, больше половины) и какова протяженность железнодорожных путей с «просроченными сроками ремонта».

Политик, демонстрируя заботу о людях, говорит о важности повышения транспортной доступности, связности территорий, лучших практиках западных стран, высокоскоростных магистралях, улучшении качества жизни, повышении безопасности. И все это благолепие, конечно же, на фоне снижения негативного воздействия на окружающую среду, движения к безуглеродному счастью, не забывая и о важности сохранения «мобилизационной готовности транспортного комплекса».

Наконец, на авансцене появляется экономист: в тексте возникают фразы сначала тревожные («причиной недостижения показателей стало недофинансирование мероприятий»), а затем и просто пугающие («пользователь платит», «мобильность как услуга», «экономическая целесообразность»).

Транспорт — сфера, регулируемая и финансируемая государством. В противном случае для значительной части жителей страны услуга по имени «мобильность» окажется физически или финансово недоступной. К сожалению, как и другие сферы экономики с активным государственным участием, вроде образования и медицины, транспортная отрасль вынужденно находится в тисках финансовых ограничений. В результате транспортная инфраструктура часто представляет собой минимальный минимум, который давно не соответствует представлениям людей о достойном качестве жизни, а то и вовсе является профанацией. Известна анекдотичная история, как власти одного региона Европейской России «обеспечили регулярное автобусное сообщение» с сельскими поселениями с прямым рейсом автобуса во вторник и обратным в четверг.

Российская сеть автомобильных и железных дорог дефицитна и качественно, и количественно. По протяженности автомагистралей первой категории наша страна едва опережает Венгрию, причем из 1638 км в России почти две трети — платные. А высокоскоростных железных дорог в классическом понимании этого слова, то есть со скоростями движения свыше 250 км в час, в стране нет ни одной. Более того, не только значительному числу участков БАМа, но и железным дорогам многих региональных центров в Европейской России, таких как Псков, Тамбов, Иваново и Ульяновск, до сих пор незнакома электрификация.

Кстати, планы строительства ВСМ-магистралей в стратегии до 2035 года заявлены, но гигантская вилка финансирования и отсутствие конкретных проектов делают их похожими пока лишь на декларацию о намерениях, которые кочуют по российским транспортным документам уже больше десяти лет. Зато вброшена мечта о маглеве — поезде на магнитной подушке как еще более быстрой и перспективной технологии.

В общем, транспортные чиновники выкатили на-гора красивый амбициозный документ. Не забыли ни одного модного тренда. Однако четкой приоритезации задач мы в стратегии не увидели. На реализацию всех заявленных транспортных планов просто нет денег. До 2035 года в транспортный комплекс планируется инвестировать в целевом варианте более 80 трлн рублей, при том что в 2019 году было вложено только 2,1 трлн (1,9% ВВП). Нетрудно посчитать, что для достижения цели ежегодные инвестиции должны вырасти более чем вдвое. Как говорится, не в этой жизни. Точнее, не с этим Минфином, ведь бюджет в моменте профицитен, а нефтяные накопления, по признанию многих экономистов, избыточны.

Скорее всего, инвестиционные транспортные планы будут секвестроваться, и здесь ключевой вопрос — как. Крайние альтернативы понятны. Либо деньги вновь будут размазываться тонким слоем по малодеятельным тепловозным линиям, автобусам по вторникам и десяткам «опорных аэродромов», либо будут сконцентрированы на проектах в наиболее развитых и перспективных городских агломерациях, чтобы приблизить качество жизни в них к мировым стандартам. А транспортная доступность обширных малонаселенных пространств страны будет наконец достигаться самым разумным технологически и экономически способом — вертолетом.

Фото: Максим Каширин/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Украинские «Байрактары»: как использовать и чем сбивать Украинские «Байрактары»: как использовать и чем сбивать

Украина осваивает дроны Bayraktar TB2

Эксперт
Едем со спокойной душой Едем со спокойной душой

Что обязательно нужно сделать перед отпуском?

Лиза
Инвесторов зажало между НАТО и инфляцией Инвесторов зажало между НАТО и инфляцией

Рынки акций ждут тяжелые времена

Эксперт
9 способов заслужить родительский авторитет 9 способов заслужить родительский авторитет

9 шагов к формированию прочного родительского авторитета

Psychologies
Почем газ для народа? Почем газ для народа?

Для нескольких миллионов семей газификация их жилищ — годами лелеемая мечта

Эксперт
Как прокачать тормоза правильно и когда это нужно: инструкция Как прокачать тормоза правильно и когда это нужно: инструкция

Подробная инструкция замены тормозной жидкости и ее нюансы

РБК
«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
Красненькая пошла Красненькая пошла

Как отвращение к насилию превратило Сэма Пекинпа в «кровавого Сэма»

Weekend
Трансформация Facebook: есть ли жизнь в метавселенной? Трансформация Facebook: есть ли жизнь в метавселенной?

Корпорация Meta делает ставку на развитие виртуальной реальности

Эксперт
ТОП-3 растительных масел для готовки ТОП-3 растительных масел для готовки

Лучшие полезные растительные масла, которые сделают ваши блюда вкусными

ТехИнсайдер
Перевал Перевал

С момента гибели туристов из группы Игоря Дятлова прошло больше полувека

Популярная механика
Дональд освобожденный Дональд освобожденный

Покушение на Дональда Трампа было обречено повлиять на американскую историю

Монокль
Меньше мусоришь — меньше платишь Меньше мусоришь — меньше платишь

Система обращения c отходами в Японии базируется на заинтересованности граждан

Эксперт
На педали жали: краткий таймлайн велосипедной формы На педали жали: краткий таймлайн велосипедной формы

Как с годами менялась одежда велосипедистов и велосипедисток

Правила жизни
«Железо» против четвертой промышленной революции «Железо» против четвертой промышленной революции

Роботы и 3D-принтеры — техника, в которой футуристы увидели базу Индустрии 4.0

Эксперт
Самок лягушек заподозрили в сексуальном каннибализме Самок лягушек заподозрили в сексуальном каннибализме

Зоологи зафиксировали попытку золотистой литории съесть потенциального партнера

N+1
Тоннель в складчину Тоннель в складчину

Можно ли привлечь угольщиков к софинансированию модернизации Восточного полигона

Монокль
Лето в городе Лето в городе

Как интересно провести время на отдыхе в городе

Здоровье
«Птичье молоко». Торт & конфеты «Птичье молоко». Торт & конфеты

Рассказываем историю главного сладкого украшения праздничных столов в СССР

КАНТРИ Русская азбука
«Брянский сад» заложит яблоки на хранение «Брянский сад» заложит яблоки на хранение

«Брянский сад» запустил первую очередь современного хранилища на 5 тыс. т

Агроинвестор
Социализация и саморазвитие: почему для людей, переживших рак, так важна реабилитация Социализация и саморазвитие: почему для людей, переживших рак, так важна реабилитация

Как в России устроена реабилитация онкопациентов?

Forbes
С первой женой Вицин разошелся, но не расстался, даже женившись на другой С первой женой Вицин разошелся, но не расстался, даже женившись на другой

Вицин старался заразить своими открытиями коллег, но они его не понимали

Коллекция. Караван историй
Опыты на «людях» Опыты на «людях»

Цифровые близнецы как объект медицинских экспериментов

Цифровой океан
Почему женщины убивают Почему женщины убивают

«Одержимая»: хоррор-драма про ужасы дремучего патриархата

Weekend
Вездесущий клещ Вездесущий клещ

Нина Тикунова поделилась своим видением клещевой проблемы в России и в мире

Наука
Как отбросить сожаления: 8 простых способов Как отбросить сожаления: 8 простых способов

Стоит ли долго заниматься самобичеванием, если вы совершили ошибку?

Psychologies
Как вернуться в ресурсное состояние после неудач: 3 простых шага Как вернуться в ресурсное состояние после неудач: 3 простых шага

Что означает удача на самом деле? И как вернуть ее после серии провалов?

Psychologies
Яичница-глaзунья Яичница-глaзунья

Самое простое и самое великое, что можно представить в кулинарии, – это яйцо

КАНТРИ Русская азбука
Постройте свою деревню: простое упражнение, которое поможет стать счастливым без партнера Постройте свою деревню: простое упражнение, которое поможет стать счастливым без партнера

Обязаны ли мы быть счастливы в одиночестве?

Psychologies
Помощь от природы Помощь от природы

Продукты, которые тебе нужны в жару

Лиза
Открыть в приложении