Художественный руководитель БДТ — об ощущении наступления новой эпохи

ЭкспертКультура

Андрей Могучий: «У нас в стране театр — это индустрия, которая реально хорошо работает»

Художественный руководитель БДТ — о ремастере спектакля «Что делать?», о пророчествах Чернышевского, об ощущении наступления новой эпохи и о театре будущего

Вячеслав Суриков

Андрей Могучий — художественный руководитель БДТ с 2013 года

Творческая биография Андрея Могучего наиболее прочно связана с основанным им самим после окончания Ленинградского института культуры «Формальным театром», с Александринским театром, где он на протяжении девяти лет ставил спектакли, и с Большим драматическим театром, который он возглавил в 2013 году. За последние девять лет Андрей Могучий поставил на сцене БДТ семь спектаклей, шесть из которых были отмечены премией «Золотая маска» в различных номинациях. «Что делать?» по одноименному роману Николая Чернышевского стал его первой работой на сцене БДТ в качестве художественного руководителя. С 29 марта по 3 апреля на сцене театра состоятся шесть показов обновленной версии этой постановки. «Эксперт» поговорил с Андреем Могучим о том, как текст Чернышевского оказался актуальным в 2010-е годы и какие новые смыслы открылись в нем в годы 2020-е.

— Почему именно Чернышевский? Все-таки он не самый популярный автор из всей когорты русских писателей девятнадцатого века?

— В школе этот роман вызывал у всех жуткую идиосинкразию, и я тогда его не прочел, получив представление о его содержании из аннотаций. Мы обратили внимание на этот роман восемь лет назад — это была не моя инициатива, это произошло с подачи молодых людей, которые пришли вместе со мной в этот театр, я не понимал, зачем и с какой стати его нужно ставить. Но, перечитав роман, я понял, почему у молодой команды возникла к нему тяга. Это роман о новых людях. Тогда мы были в БДТ новыми людьми, и эта категория нас в широком смысле интересовала. Но это роман не просто о новых людях, а о новых людях, которые знают, что делать, и не только знают, а берут и делают. И я понял, что поколение, для которого мы создавали театр, настроено как раз на эту волну. Тогда только начинались все эти хипстерские кофейни, лофты, небольшие мастерские, интернет-радиостанции, когда несколько молодых людей могли объединиться и организовать собственное дело, наподобие мастерских Веры Павловны.

Вот эта тяга к самостоятельности, к тому, что мы можем не болтать, а делать, была очевидной. Она просто висела в воздухе. У нас был такой пример: одна девушка, которая в тот момент работала в театре, благодаря этому спектаклю поняла, что она не должна в своей профессиональной деятельности быть от какого-то зависимой, работать в каком-то иерархическом учреждении, — она должна уйти из него и сделать что-то свое. Этот спектакль появился на сцене благодаря таким наивным и романтичным «разумным эгоистам». Этот спектакль был про них.

Прошло восемь лет, спектакль стал другим, и контекст, в котором он играется, совершенно другой. Поэтому и возник ремастер спектакля. То время, время надежд на какое-то прекрасное будущее, ушло.

Ленин говорил про этот роман, что «он не для тех, у кого молоко на губах не обсохло». Это его крылатое выражение в связи с этим романом я часто повторяю как цитату. Это роман для людей, которые пребывают в состоянии осознанности, которые уже понимают, что надо делать. Но и разочарования, которые приходят вслед за надеждой, мы тоже знаем. Двадцатый век нам это ясно показал. Сегодня наш спектакль про разочарование. «Я чувствую пустоту» — финальная фраза в спектакле. Ее произносит Вера Павловна, главная героиня спектакля. И я ее очень хорошо понимаю.

При Могучем спектакли в БДТ поставили Ян Фабр, Люк Персеваль, Константин Богомолов, Иван Вырыпаев, Виктор Рыжаков, Андрий Жолдак, Владимир Панков и другие режиссеры

— Когда вы обращаетесь к текстам более чем полуторавековой давности, чтобы рассказать о настоящем времени, вы имеете в виду, что мы оказываемся в одной и той же фазе исторического цикла или что Чернышевский — пророк, который сумел из девятнадцатого века увидеть будущее?

— Я имею в виду скорее второй случай, когда художник буквально сконструировал будущее. Чернышевский написал «учебник жизни», по которому люди реально учились жить и действовать.

Это пророческий роман, на котором тогда, в конце девятнадцатого — начале двадцатого века выросло целое поколение. И оказалось, что поколению, находящемуся на грани 2000–2010-х годов, тем, кто взращивал свое ощущение действительности в 2010-е, этот роман тоже важен.

Другое дело, что учебник жизни оказался несовместим с самой жизнью. Когда нашли мертвое тело Маяковского, рядом лежал томик «Что делать?»

В режиссуре есть такая практика — разбор. Это когда разбирается текст и мотивация персонажей: почему они совершают тот или иной поступок, а актеру нужно найти точку, на которую он может опереться, откуда он будет брать энергию. У режиссера Анатолия Васильева есть замечательная мысль: разбирая текст Чехова, надо искать точку опоры в прошлом, а в тексте Горького — в будущем. Герои Горького берут энергию из будущего, а у героев Чехова будущего нет, они всегда смотрят в прошлое.

У героев Чернышевского энергия в будущем, но будущее разбивается об айсберг реальности, как «Титаник». И это одна из тем спектакля. Но при этом в нашем случае главная героиня не становится чеховским персонажем, который льет слезы по прекрасному прошлому. Ее сила в том, что она преодолевает эту реальность, выходит за пределы земных радостей и страданий. Финал спектакля — это лишь начало ее пути.

— Что представлял собой тот момент, когда вы поняли, что нужно делать спектакль по этому роману?

— В романе есть фраза, которая для нас стала слоганом: «Главный герой — женщина, главная тема — свобода». Когда мы делали этот спектакль, ни роль женщины, ни тема феминизма еще так активно не обсуждались.

Тогда никто еще не чувствовал несвободы. Это отчасти была такая игра с темой свободы. Со временем текст Чернышевского становился все более актуальным. Действительность как будто догоняла его — спектакль опережал реальность.

— Что происходит с автором, когда он пытается спрогнозировать будущее, когда он пишет роман или когда режиссер ставит спектакль о том, чего еще нет, но когда-нибудь может быть? Откуда он это узнает?

— Вы задаете вопрос, на который невозможно ответить. Как я могу описать то, что не укладывается в рациональные формулировки?

— Как ощущает себя художник, когда он тревожится по поводу будущего и его тревога сбывается?

— Чувствует ответственность за свои пророчества и начинает формировать в своем сознании образы счастливого будущего в убеждении, что реальность поменяется вслед за его думанием.

— Для чего существуют художественные произведения? Мы уже понимаем, что они не только развлекают, но что они делают? Они нас о чем-то предупреждают или дарят нам какой-то опыт, который мы потом сможем использовать в критической ситуации?

— Нет текста без контекста. Если люди вокруг спят, когда уже пора просыпаться, надо попытаться их разбудить, если они не могут найти точки опоры и сходят с ума, надо помочь им успокоиться. На самом деле любая комедия не может быть сделана художником вне ощущения трагизма — космического трагизма, который присутствует в нашей жизни ежедневно. У меня есть приятель Даниэль Финце Паска — швейцарский режиссер. Он мне рассказывал такую историю: его попросили сделать спектакль для африканских детей, которые потеряли своих родителей. Эти дети находились в тяжелейшем психическом состоянии, а он должен был показывать им спектакль. Он приехал к ним и понял, что он не может показывать спектакль как обычно, потому что эти дети не могут видеть ничего, кроме своего горя. И он на ходу стал переделывать спектакль, чтобы вывести детей из тюрьмы собственного страха и ужаса.

И это для меня пример театра как искусства терапевтического. Мы не можем быть отстранены от контекста, в котором мы живем и работаем. Мне кажется, что сейчас такое количество иголок впивается человеку в мозг, что сознание плывет. Люди теряют все ориентиры, занимают радикально крайние позиции. Один из инструментов искусства — диалог, умение слышать другого, даже если этот другой не готов слышать тебя.

— У вас есть ощущение новой эпохи, в которую мы вот так — в жестком режиме — переходим?

— Это трудно не заметить. Для этого не надо быть художником. Особенно это чувствуется в нашей актерской среде — она наиболее вспыльчивая, она, как порох, здесь любая, даже незначительная перемена вызывает зашкаливающий эмоциональный отклик. Сейчас это одна из моих сильнейших мотиваций остаться в профессии: быть рядом с людьми, которые оказались наиболее уязвимыми в сегодняшней ситуации, и как-то помогать им — насколько это возможно, насколько это в моих силах.

— А что вы им говорите? Что сейчас лучше всего говорить людям, которые чувствуют себя уязвимыми?

— Мне кажется, надо просто помочь другому. Помогать — это единственный рецепт. Надо сублимировать свое состояние в какой-то простой поступок, который может хоть комуто помочь. Это очень хорошая психотерапия.

— Каким должен быть театр наступающей новой эпохи? Вы видите его очертания?

— Мне кажется, что у нас в стране театр — это индустрия, которая реально хорошо работает, которая все эти последние годы эффективно выполняла свою функцию. Сейчас я как художник чувствую, что я должен удержать от разрушения хрупкие организмы артистов, удержать от разрушения хрупкий организм под названием «театр». И на это направлена вся моя энергия.

— Как вы оцениваете ваши работы, которые были сделаны до этого момента? Может быть, у вас появилось ощущение собственной правоты или, наоборот, вы поняли, что в чем-то ошибались?

— Искусство театра эфемерно и зависимо. Спектакль рождается и взрослеет вместе со зрителем, коррелирует с дыханием зала. Многие тексты сегодня звучат по-другому. И зал реагирует на них острее, чем раньше. Это то, что я точно могу отметить.

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Экспорт идет не как по маслу Экспорт идет не как по маслу

Дисбаланс на рынках растительного масла по всему миру уже случился

Эксперт
Помощь себе и планете: как вырастить детей в духе экологического минимализма Помощь себе и планете: как вырастить детей в духе экологического минимализма

Отрывок из книги Стефани Мари Сефериан «Экологически ориентированный минимализм»

Forbes
Фортуна любит везучих Фортуна любит везучих

Как гарантированно привлечь удачу без глупых суеверий и магии

Maxim
Система сборов Система сборов

Как зарабатывает и сколько тратит Всемирное антидопинговое агентство

Forbes
12 фильмов о беженцах и беженстве 12 фильмов о беженцах и беженстве

Фильмы о людях, живущих в переломные времена, людях, у которых больше нет места

Weekend
Как часто нужно менять постельное белье и стирать одежду: 9 вопросов о гигиене Как часто нужно менять постельное белье и стирать одежду: 9 вопросов о гигиене

Список правил для современной хозяйки, которая действует по науке

Популярная механика
Пограничное расстройство личности: в чем его причина? Пограничное расстройство личности: в чем его причина?

Что такое пограничное расстройство личности и почему оно возникает?

Psychologies
Мистер Экс Мистер Экс

Возвращаются однажды все – и те, кого мы бросаем, и те, кто сам гордо ушел

Cosmopolitan
Сигнал из космоса Сигнал из космоса

Всемирная сеть не такая уж и всемирная

Цифровой океан
Провалиться сквозь землю: как возникает и что о нас говорит стыд? Провалиться сквозь землю: как возникает и что о нас говорит стыд?

Стыд имеет много обличий. Он прячется за тревогой и страхом, агрессией и злостью

Psychologies
На острие На острие

Актер Юрий Чурсин — о скрытом темпераменте и своих ролях

OK!
7 продуктов, которые не стоит брать и со скидкой: пользы все равно мало 7 продуктов, которые не стоит брать и со скидкой: пользы все равно мало

Почему эти продукты стоит исключить со своего стола?

Популярная механика
«Юбилейный» переработает горох в изолят и крахмал «Юбилейный» переработает горох в изолят и крахмал

«Юбилейный» планирует построить завод в Тюменской области к 2028 году

Агроинвестор
12 неприхотливых подвесных растений, которые освежат любой интерьер 12 неприхотливых подвесных растений, которые освежат любой интерьер

Эти подвесные растения оживят любое пространство

Cosmopolitan
Путешествие  в Новый Свет Путешествие  в Новый Свет

Обстановка дома в лучших традициях американской классики

Идеи Вашего Дома
Открываем дачный сезон. И снова здравствуйте! Открываем дачный сезон. И снова здравствуйте!

Первое, что необходимо сделать в саду весной, – убрать листья

Лиза
Пазл сложился: как Apple удалось замкнуть логистическую цепочку внутри компании Пазл сложился: как Apple удалось замкнуть логистическую цепочку внутри компании

Почему процессоры Apple — событие последних нескольких лет?

Forbes
8 странных и поразительных фактов о страусах 8 странных и поразительных фактов о страусах

Чего вы точно не знали о страусах

Популярная механика
Коляска-противогаз, зимний сочинский солярий и другие редкие исторические фотографии, которых вы еще не видели Коляска-противогаз, зимний сочинский солярий и другие редкие исторические фотографии, которых вы еще не видели

Сегодня же эти снимки можно рассматривать часами, не переставая удивляться

Популярная механика
«Синдром предков»: когда прошлое семьи вредит вашему настоящему «Синдром предков»: когда прошлое семьи вредит вашему настоящему

Синдром предков — влияние на жизнь бессознательных семейных сценариев

Psychologies
Из XS в плюс-сайз: 5 моделей, которые стали популярнее, когда набрали вес Из XS в плюс-сайз: 5 моделей, которые стали популярнее, когда набрали вес

Они стали известнее, когда перешли в другую размерную категорию

Cosmopolitan
Секреты и значение ангельского числа 555 Секреты и значение ангельского числа 555

Что означает число 555?

Cosmopolitan
Когда рушится мир: как быстро привести себя в порядок в невыносимой ситуации Когда рушится мир: как быстро привести себя в порядок в невыносимой ситуации

Внутри многих из нас разворачивается психологический кризис с приступами паники

Forbes
5 польских сериалов 5 польских сериалов

Все эти сериалы по-разному переосмысляют историю и современность

Weekend
Шаг для человечества: какой была первая ракета Шаг для человечества: какой была первая ракета

Как Роберт Годдард создал первую ракету на жидком топливе?

Популярная механика
Время первого Время первого

Все о водороде — энергоносителе будущего

Цифровой океан
Из чайника или бутылки? Из чайника или бутылки?

5 главных мифов о питьевой воде

Лиза
Археологи нашли на Алтае погребение булан-кобинского подростка с «переходным» статусом Археологи нашли на Алтае погребение булан-кобинского подростка с «переходным» статусом

Подростка похоронили с предметами вооружения, но без верхового коня

N+1
Изобретения древних римлян, которые изменили мир Изобретения древних римлян, которые изменили мир

Какие изобретения древних римлян мы используем до сих пор?

Популярная механика
Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной? Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?

Какое место занимает сексуальность в отношениях друзей разного пола?

Psychologies
Открыть в приложении