«Познакомьтесь с собой. Как гены, микробы и нейроны делают нас теми, кто мы есть»
Все мы уверены, что управляем своей жизнью сами. Но особенности поведения, мера аппетита, симпатии к тому или иному типу людей можно объяснить комбинацией генов — или внешним воздействием на них. В книге «Познакомьтесь с собой. Как гены, микробы и нейроны делают нас теми, кто мы есть» (издательство «Бомбора»), переведенной на русский язык Евгением Поникаровым, профессор медицинского факультета Индианского университета в Индианаполисе Билл Салливан рассказывает, до какой степени наши привычки и склонности опираются на генетику и клеточную биологию. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным человеческой тяге к калорийной пище.
Почему вы стремитесь к калорийной жизни
Как упоминалось во второй главе, наша страсть к сладкому уходит корнями в эволюционное прошлое, когда еще не были изобретены такие штуки, как сладкая газировка и пончики. В африканской саванне, где возник наш вид, было трудно найти высококалорийные источники энергии. Люди, тянувшиеся к энергетической пище вроде сладких фруктов, животного жира или меда, получали преимущество перед остальными: у них были резервы топлива для охоты, сражений, секса и покрикивания на детей, чтобы те прекратили изрисовывать стены пещеры.
Чтобы побудить наших предков стремиться к такой пище, эволюция встроила в наши мозги систему наказания и вознаграждения. Чтобы «машина для выживания» была конкурентоспособной, наша ДНК создала мозг, который может ощущать удовольствие и боль. «Машина для выживания», которая не ест, вскоре станет ощущать муки голода. После еды их заменит чувство удовлетворенности. Однако высококалорийные продукты дают не просто его, но и наиприятнейшее ощущение, близкое к оргазму. Наш мозг получает вознаграждение, когда губ касается нечто сладкое. «Поцелуй Херши»* или французский поцелуй — результат будет одинаков: выброс дофамин а — нейромедиатора, который стимулирует центр удовольствия в мозге и требует повторения.
* Hershey’s Kisses («Поцелуи Херши») — марка шоколадных конфет компании «Херши».
То, что мы едим, ощущается на вкус хорошим или плохим, поскольку для нашего организма это примитивный способ отслеживать, что полезно положить в желудок. Наша ДНК сделала высококалорийные продукты такими вкусными, что мы, а точнее наши предки, часто рисковали жизнью и здоровьем, желая их получить. Однако сегодня мы рискуем разве что тем, что автомат по какой-то причине не выбросит батончик «Твикс». Сласти и жир просто окружают нас, и все, что нужно, чтобы их добыть, — оторваться от дивана и открыть дверь разносчику пиццы. Мы живем в реальной версии Конфетной страны