Андрей Хржановский — о новом фильме и феномене советской анимации

ЭкспертРепортаж

Андрей Хржановский: «“Стеклянная гармоника” была разрублена топором на заднем дворе студии»

Выдающийся отечественный кинематографист — о своем новом фильме, о феномене советской анимации, о работе с Альфредом Шнитке.

Вячеслав Суриков

Андрей Хржановский — классик отечественной анимации

В прокат вышел анимационный фильм Андрея Хржановского «Нос или заговор «не таких»». В нем два музыкальных произведения Дмитрия Шостаковича — опера «Нос» и «Антиформалистический раек» — объединились со сном Михаила Булгакова, где тот встречается со Сталиным.

Андрей Хржановский принадлежит к числу лучших советских аниматоров, он автор таких шедевров, как «Стеклянная гармоника», «Королевский бутерброд», а также фильма «Любимое мое время…», в основу которого легли пушкинские рисунки. В 2009 году он выпустил фильм, посвященный творчеству Иосифа Бродского, «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». Накануне премьеры нового фильма Хржановского «Эксперт» поговорил с ним о том, как возник замысел фильма «Нос, или Заговор “не таких”» и как он над ним работал.

— Сколько времени заняла работа над вашим новым фильмом?

— Фильм «Нос», который можно увидеть в эти дни в российских кинотеатрах, я делал больше шести лет. Точно этот срок невозможно установить. Возможно, это было семь или восемь лет. Но затевался этот фильм более полувека тому назад, когда я получил согласие Дмитрия Дмитриевича Шостаковича на экранизацию его оперы «Нос».

После окончания ВГИКа я попал на студию «Союзмультфильм» — в порядке эксперимента, который я хотел над самим собой поставить. Но после первой картины я понял грандиозные возможности этого искусства и решил продолжить эти пробы. Моей первой картиной была «Жил-был Козявин», а второй — «Стеклянная гармоника», которую я делал уже с группой, проверенной на предыдущей работе и с участием моих великих соратников. Я имею в виду художников Юло Соостера, Юрия Соболева, и композитора Альфреда Шнитке. И вот этот фильм мы имели несчастье повезти сдавать в Госкино в тот злосчастный день, когда советские танки вторглись в Прагу. Вряд ли этот фильм кто-то видел в те годы, потому что он практически не выходил на экраны. Его положили на полку на двадцать лет, а меня на два года отправили служить на флот. И вот в один из приездов по семейной необходимости (я на три дня получил отпуск) я случайно встретил своего друга, который был кинооператором. Я с ним снимал свою курсовую работу. Он был внуком Корнея Ивановича Чуковского и зятем Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. И вот при этой случайной встрече мне Женя сразу же сказал: «А знаешь, ДД, — так они называли в семье Шостаковича, — очень понравился твой фильм». — «Какой?» — «Жил-был Козявин».

Я, услышав об этом, тут же, в тот же день, написал письмо Дмитрию Дмитриевичу с объяснением в любви к его творчеству и с просьбой разрешить мне экранизировать оперу «Нос». Писал я дерзко не только в смысле обращения к классику, но и потому, что я, честно признаться, понимал всю нереальность такого события. Даже не в смысле его разрешения, а в смысле разрешения цензурного на запуск фильма с таким названием и таким сюжетом. Это было в 1969 году. У Гоголя есть выражение: «Каждый имеет гвоздь, сидящий в голове». Так вот, этот гвоздь, сидел у меня в голове более полувека. До тех пор, пока не настал час реализовать этот замысел. Так сложились обстоятельства, что мы с Юрием Арабовым написали сценарий о Мейерхольде и подавали его в различные инстанции. Он попадал на так называемые питчинги. Все говорили: «Да, все замечательно, интересно, художественно, но, вы знаете, если бы у вас была военно-патриотическая тематика или вот что-то, что позволяло бы нашим гражданам отдохнуть и забыться, то тогда бы и разговоров не было. А у вас это все непонятно, для кого и для чего».

И, получив такие ответы, я вспомнил о давнем замысле фильма по опере Шостаковича. Тем более что у нас в сценарии о Мейерхольде был эпизод, связанный с «Носом». Интересная деталь: Шостакович эту оперу писал, живя в гостях у Мейерхольда, который пригласил его для написания музыки к постановке «Клопа» по Маяковскому. И первыми ее слушателями были Мейерхольд и его жена Зинаида Райх. И поскольку этот эпизод был обозначен в сценарии о Мейерхольде, то я решил на этом сосредоточиться. А дальше уже шло развитие этого сюжета, которое я самостоятельно предпринял, обогащая и варьируя его в течение долгих лет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Техника бокса Техника бокса

Современный спорт – это технологии

Популярная механика
13 мифов о женщинах 13 мифов о женщинах

Думаешь, знаешь женщин так же хорошо, как знал таблицу умножения в пятом классе?

Maxim
Сергей Полунин: «Разве цель искусства не создание новых ценностей и нового общества?» Сергей Полунин: «Разве цель искусства не создание новых ценностей и нового общества?»

Выдающийся танцовщик — о спектакле «Распутин» и о том, как устроен мир балета

Эксперт
Феноменальные преображения: как выглядели советские актрисы до и после пластики Феноменальные преображения: как выглядели советские актрисы до и после пластики

Красавицы советского кино, менявшие внешность с помощью пластической хирургии

Cosmopolitan
Art&Science Art&Science

Можно ли объединить науку и искусство

Популярная механика
Правила жизни Михаила Горбачева Правила жизни Михаила Горбачева

Правила жизни бывшего президента СССР

Esquire
Новый сентиментализм, или За что абьюзили Константина Богомолова Новый сентиментализм, или За что абьюзили Константина Богомолова

Чему нас учит «новая этика» по мнению Константина Богомолова

Эксперт
Правила жизни Дэниела Крэйга Правила жизни Дэниела Крэйга

Правила жизни актера Дэниела Крэйга

Esquire
Как женщины начали шутить и почему никак не могут остановиться? Как женщины начали шутить и почему никак не могут остановиться?

Откуда растут ноги женского стендапа в России, почему женский юмор такой смешной

Cosmopolitan
В шаге от неизвестности В шаге от неизвестности

Встречи с дикими представителями живой природы в лесах Беларуси

Наука и жизнь
8 фактов о языке, которые нужно узнать, прежде чем ты сядешь обедать 8 фактов о языке, которые нужно узнать, прежде чем ты сядешь обедать

Представляешь, для некоторых счастливчиков вкус колбасы в десять раз колбаснее!

Maxim
Афантазия обеспечила иммунитет к страшным рассказам Афантазия обеспечила иммунитет к страшным рассказам

Люди с афантазией не боятся страшных рассказов, но боятся угрожающих изображений

N+1
«Главное — не переоценивать себя». Как принимает решения Чарли Мангер «Главное — не переоценивать себя». Как принимает решения Чарли Мангер

Ментальные модели знаменитого инвестора и лучшего друга Уоррена Баффета

Reminder
Скоро будет Ж.О.П.А Скоро будет Ж.О.П.А

Алексей Жидковский — о кибербуллинге, псевдокоучах и здравом смысле

Собака.ru
Похудеть за неделю: 7 способов, которые не навредят здоровью Похудеть за неделю: 7 способов, которые не навредят здоровью

Как скинуть несколько лишних килограммов в кратчайшие сроки?

Cosmopolitan
Повторяй за мной Повторяй за мной

Как соцсети и онлайн-игры из развлечения превращаются в образовательный ресурс

Vogue
Ученые поймали Ученые поймали

Достижение, которое может быть трамплином для исследований ядерного синтеза

Популярная механика
Вот была бы дисциплина... Вот была бы дисциплина...

Как и зачем воспитывать дисциплину у детей?

Домашний Очаг
«Равный доступ к счастью возможен»: чем занимаются эксперты по устойчивому развитию в больших компаниях «Равный доступ к счастью возможен»: чем занимаются эксперты по устойчивому развитию в больших компаниях

Ольга Лучина — о том, с чего начать изменение корпоративной культуры

Forbes
Зачем мы смотрим фильмы про мир после конца света? Зачем мы смотрим фильмы про мир после конца света?

Психоаналитик рассказывает, почему мы любим постапокалипсис

Psychologies
Как перестать бояться и начать активно действовать: 9 проверенных способов Как перестать бояться и начать активно действовать: 9 проверенных способов

Нельзя постоянно жить в рамках нереализованных амбиций

Playboy
Извержение Везувия 2000 лет назад законсервировало церемониальную повозку древних римлян Извержение Везувия 2000 лет назад законсервировало церемониальную повозку древних римлян

На раскопках обнаружена хорошо сохранившаяся в окаменевшем пепле повозка

N+1
Текстиль, подушки, цветы: что поможет сделать дом уютнее Текстиль, подушки, цветы: что поможет сделать дом уютнее

Как улучшить домашнее пространство, используя подушки, пледы, цветы и картины

РБК
18 (не)детских мультфильмов – коротких и не очень 18 (не)детских мультфильмов – коротких и не очень

Подборка лучших мультфильмов для взрослых

GQ
Битва при Пуатье Битва при Пуатье

Судьбу битвы при Пуатье решили английские лучники

Дилетант
Страшно красивые: чем чреваты бьюти-стандарты сети Instagram и можно ли их воплотить в реальной жизни? Страшно красивые: чем чреваты бьюти-стандарты сети Instagram и можно ли их воплотить в реальной жизни?

Возможно ли воспроизвести в реальной жизни эффект Instagram-фильтров?

Esquire
Обиженная коварными мужчинами Анжелика: любовные трагедии Мишель Мерсье Обиженная коварными мужчинами Анжелика: любовные трагедии Мишель Мерсье

Мишель Мерсье вошла в историю кинематографа как одна из самых красивых актрис

Cosmopolitan
Эльбаз и его фабрика грез Эльбаз и его фабрика грез

Кутюрье Альбер Эльбаз триумфально возвращается в моду

Elle
Как грамотно распределять время: 4 приема Как грамотно распределять время: 4 приема

Какие навыки тайм-менеджмента мы можем взять на вооружение?

Psychologies
«Это бракосочетание — режиссер и артистка»: Лолита Милявская о своей первой театральной роли и диктате на сцене «Это бракосочетание — режиссер и артистка»: Лолита Милявская о своей первой театральной роли и диктате на сцене

Лолита Милявская — о режиссерском диктате и о том, чем театр похож на шоу-бизнес

Forbes
Открыть в приложении