Компания «Русал» наращивает выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью

ЭкспертБизнес

Алюминий выводят на высокий передел

Российский производитель алюминия компания «Русал» наращивает выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью

Сергей Куликов

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Мировое потребление алюминия минувшие десять лет росло на 5–6% в год (исключением стал лишь 2020-й из-за кризиса, вызванного пандемией, когда оно сократилось на 5,4%). В этом году потребление может вырасти на 6%, перекрыв потери.

Мировой рынок алюминия за те же последние десять лет претерпел существенные изменения, прежде всего за счет кратного роста производства этого металла в Китае — с 16,2 млн тонн в 2010 году до 37,3 млн тонн в 2020-м.

При этом, как отмечают в Алюминиевой ассоциации (объединяет российских производителей, поставщиков и потребителей алюминия), если пять-десять лет назад Китай рассматривался в первую очередь как крупный экспортер алюминиевых полуфабрикатов практически во все страны мира, то сейчас наблюдается переориентация на развитие внутреннего потребления и производство более технологически сложной продукции.

Сегодня Китай практически полностью закрывает свои потребности в алюминии собственным производством, сбалансировав рынок по производству и потреблению, что приводит к обострению конкуренции на рынках вне Китая. И цена — только один из аргументов в глобальном соревновании производителей.

Алюминий избавляется от углерода

В России предприятия алюминиевой отрасли объединены в компании «Русал», которая по итогам прошлого года произвела 3,75 млн тонн металла, фактически на порядок меньше китайских производителей. Но алюминий алюминию рознь. «Русал» еще в 2017 году зарегистрировал собственную марку алюминия Allow. Компания позиционирует себя как производителя продукции с низким углеродным следом, что укладывается в текущую «зеленую» повестку. Углеродный след при производстве алюминия у «Русала» составляет менее четырех тонн СО2 на тонну металла (с учетом прямых и косвенных энергетических выбросов алюминиевых заводов) за счет того, что при производстве алюминия используется энергия гидроэлектростанций (электроэнергия занимает до трети в себестоимости производства алюминия). Среднемировой показатель — около 12 тонн СО2 на тонну алюминия. В Китае, где основу энергетики составляют угольные станции, углеродный след в алюминии доходит до 18 тонн СО2 на тонну металла.

В 2020 году «Русал» вступил в организацию Japan Climate Leaders’ Partnership (JCLP), главные цели которой — объединение компаний, способствующих декарбонизации и устойчивому развитию, а также продвижение безуглеродных технологий в Японии.

В феврале этого года российский концерн получил статус приоритетного глобального поставщика высококачественных первичных литейных сплавов для японской компании Kosei — одного из крупнейших мировых производителей автомобильных колес и запчастей.

Как правило, в своей политике закупок, исходя из ряда параметров, таких как качество продукции, сервис, техническая поддержка, клиент определяет поставщиков, у которых он осуществляет большую часть закупок. Такие поставщики и называются приоритетными. Обычно основной объем портфеля закупок отдается трем приоритетным поставщикам. Иными словами, «Русал» имеет возможность получить большую долю в портфеле закупок Kosei.

«Мы начали работать с заводами “Русала” еще в начале девяностых годов, — отметил президент Kosei Сункити Камия. — За тридцать лет плодотворного сотрудничества мы по достоинству оценили качество продукции, пунктуальность поставок и всю ту поддержку, которую нам оказывает компания».

Объем поставок российского алюминия в Японию составляет около 300 тысяч тонн ежегодно. «Компания Kosei использует алюминий бренда Allow в производстве колес и деталей для ряда ключевых мировых автомобильных брендов, таких как Toyota, Honda, Nissan, Suzuki и других, — пояснили «Эксперту» в пресс-службе «Русала».

Как считают в «Русале», низкоуглеродный металл российской компании станет дополнительным преимуществом продукции Kosei, в основе которой лежат передовые технологии и инновационные инженерные решения: алюминиевые детали используются в производстве широкого ассортимента таких изделий, как автомобили, велосипеды, яхты и гидроциклы.

На низком старте

Основная продукция «Русала» — первичный алюминий. Несколько лет назад компания взяла курс на производство в больших объемах продукции с высокой добавленной стоимостью (ПДС). Ее доля в общем объеме продаж компании по итогам 2020 года составила 44% (против 37% в 2019 году), и развитие этого направления объявляется приоритетным. Цель — довести выпуск такой продукции до 60%. К ПДС в компании относят алюминиевые сплавы, плоские и цилиндрические слитки, катанка, а также алюминий особой чистоты, то есть высокотехнологичная продукция.

График 1: Сферы потребления алюминия по отраслям (%)

Как отмечают в Алюминиевой ассоциации, у всех производителей показатель «продукция с высокой добавленной стоимостью» разный и зависит от их развития и стратегии продаж, уровня интеграции с клиентами, целевыми рынками и проч. «Есть производители со ста процентами долей ПДС, а есть и те, кто производит только стандартные нелегированные слитки, — отмечают в ассоциации. — В среднем, как правило, у лидеров рынка доля ПДС в портфеле достаточно высокая».

По мнению доцента кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС Павла Грибова, то, что «Русал» увеличивает долю ПДС в объеме производимой продукции, — факт положительный. Вместе с тем, по его мнению, эту работу компании стоило начать еще раньше: «Сейчас, когда глобальный автопром переживает не лучшие времена, компании будет весьма сложно получить значимую долю на рынке. В последние годы “Русал” стал экстренно искать новые возможности использования алюминия. Кроме того, для концерна прозвучал тревожный звонок в авиации: алюминий активно заменяется композитами».

Впрочем, как отмечают в Алюминиевой ассоциации, потребление алюминия авиационной промышленностью составляет менее одного процента от глобального производства. Ее эксперты ожидают, что восстановление спроса здесь произойдет в следующие три–пять лет. А основным драйвером для рынка алюминия в ближайшие пять лет станет транспортная отрасль, поскольку все большее развитие получает электротранспорт, причем не только в сегменте легковых автомобилей: на подъеме производство автобусов и городских грузовиков. Растет применение алюминия в строительстве и инфраструктуры для возобновляемой энергетики.

В феврале стало известно, что «Русал» приобрел активы немецкой компании Aluminium Rheinfelden GmbH, находящейся на грани банкротства. Сумма сделки не разглашается, но известно, что Aluminium Rheinfelden до последнего времени оставалась одним из лидеров на рынке Германии по производству алюминиевых сплавов, полуфабрикатов и углеродных материалов. Как сообщается на сайте компании, она «работает везде, где есть возможность заменить стальные конструкции или чугун легким литым алюминием и его сплавами». Первостепенное значение в компании уделяют как раз работе с производителями автомобилей, разрабатывая для них материалы, позволяющие снизить вес машин и тем самым уменьшить расход топлива и выбросы.

График 2: Как росло производство алюминия в КНР (Млн.т.)

Директор группы корпоративных рейтингов агентства АКРА Илья Макаров, отмечает, что «Русал» , безусловно, заинтересован в расширении своего портфеля потребителей и продуктовой линейки. «Покупка завода в Германии, скорее, нацелена на совершенствование технологий производства алюминиевых сплавов, так как с точки зрения объемов (“Русал” планирует довести их до 30 тысяч тонн в год) это проект мизерный в масштабе его производства».

Ранее высказывалось предположение, что на базе немецкого предприятия «Русал» может создать некий инновационный центр по разработке и продвижению новых технологий и продуктов. Однако пока никакой дополнительной информации по этому поводу от компании не поступало.

В свою очередь исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин считает, что европейский актив будет неплохим приобретением для российского концерна. «Хотя еще лучше было бы создать ситуацию, при которой “Русал” производство всей этой добавленной стоимости перенес в Россию, где есть и мощности, и квалифицированная рабочая сила», — отмечает он. К тому же, по словам Игоря Коровкина, спрос на алюминий в автопроме будет только расти.

Подтверждением этому служит тот факт, считает глава ОАР, что руководство концерна Ford решило увеличить использование алюминия в производстве автомобилей.

Например, уже объявлено, что американская версия фордовского пикапа F-150 нового поколения будет оснащаться алюминиевыми кузовными панелями. Использование этого металла предусматривается при изготовлении капота, дверей и крыльев автомобиля. За счет использования алюминия F-150 сможет скинуть со своих нынешних двух тонн более трехсот килограммов. «Задача уменьшить массу автомобиля всегда будет стоять на повестке дня», — считает Игорь Коровкин. К тому же, по его мнению, замены алюминию для решения этой задачи пока нет и в ближайшие годы не предвидится.

В России тоже есть проекты в транспортной отрасли, где привычная сталь меняется на алюминий. Так, компания «Транспортные системы» начала производить трамвай с алюминиевым кузовом. По словам ее представителей, применение алюминия позволит снизить вес кузова трамвая на 20–40% по сравнению с традиционной или высокоуглеродистой сталью, следовательно, уменьшится давление на рельсы, за счет чего срок эксплуатации путей увеличится. Есть и меркантильная составляющая: даже по истечении 30–40 лет эксплуатации алюминиевые кузова не сильно потеряют в цене. И от передачи металла на вторичное использование можно будет вернуть до 80% его первоначальной стоимости. Суммарная же экономия при использовании парка, состоящего из ста алюминиевых трамваев, за тридцать лет может превысить 3,5 млрд рублей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда наши поезда ездили быстро Когда наши поезда ездили быстро

История скоростного поезда ЭР200

Эксперт
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Кухня в виртуальном, корпоративном и прочих измерениях Кухня в виртуальном, корпоративном и прочих измерениях

Как Первая мебельная фабрика разработала новую стратегию продаж в пандемию

Эксперт
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
С тележкой — за деньгами в Лондон С тележкой — за деньгами в Лондон

Розничная сеть Fix Price выходит на Лондонскую фондовую биржу

Эксперт
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Пандемия, китайский фактор и суэцкий кризис Пандемия, китайский фактор и суэцкий кризис

Транспортный коллапс в Суэцком канале

Эксперт
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Есть ли дружба между евреями и арабами Есть ли дружба между евреями и арабами

Что изменили «Соглашения Авраама» в раскладах на Ближнем Востоке?

Эксперт
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Нелюбимая жена — мать нелюбимого сына Нелюбимая жена — мать нелюбимого сына

Судьба Евдокии Лопухиной сложилась драматично

Дилетант
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Рисковый шампиньон Рисковый шампиньон

Компания «Грибная радуга» создала крупнейшее производство свежих шампиньонов

Эксперт
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Личная жизнь Анны Австрийской Личная жизнь Анны Австрийской

Анна Австрийская считалась самой красивой женщиной Европы своего времени

Дилетант
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Складская дюжина Складская дюжина

В корпорации Amazon сегодня трудится более чем 750 тыс. роботов

ТехИнсайдер
Рай от-кутюр Рай от-кутюр

Соосновательница брендов Splat и Edem о том, как построить бизнес с мужем

Grazia
10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни 10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни

Что говорить ребенку, чтобы он вырос гармоничным и счастливым человеком?

Psychologies
Мое тело: совершенствование VS принятие Мое тело: совершенствование VS принятие

Можно ли найти гармонию с собственным телом, если мы им недовольны?

Psychologies
Замуж за друга: 3 непридуманные истории Замуж за друга: 3 непридуманные истории

Как получается, что мы вдруг видим возлюбленного в том, кого считали друзьями?

Psychologies
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
Уже не игрушка Уже не игрушка

Как открыть творческий бизнес и продавать свои изделия

Лиза
«Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог «Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог

Почему родственникам зависимых тоже нужна терапия?

Psychologies
Сахар: есть или не есть Сахар: есть или не есть

С чем связана наша зависимость от быстрых углеводов и стоит ли с ней бороться

Монокль
Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания

Почему одинаковые ложные воспоминания могут возникать сразу у множества людей?

Psychologies
ДвуАлександрие ДвуАлександрие

«ДвуАлександрие»: реформы, контрреформы, масоны, декабристы и большевики

Знание – сила
Лажа Галактики Лажа Галактики

«Франшиза»: Армандо Ианнуччи и Сэм Мендес разоблачают супергероику

Weekend
«Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии» «Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии»

Что гобелен из Байё сообщает о завоевании Англии нормандцами

N+1
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка: конец беседы

Знание – сила
Открыть в приложении