Компания «Русал» наращивает выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью

ЭкспертБизнес

Алюминий выводят на высокий передел

Российский производитель алюминия компания «Русал» наращивает выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью

Сергей Куликов

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Мировое потребление алюминия минувшие десять лет росло на 5–6% в год (исключением стал лишь 2020-й из-за кризиса, вызванного пандемией, когда оно сократилось на 5,4%). В этом году потребление может вырасти на 6%, перекрыв потери.

Мировой рынок алюминия за те же последние десять лет претерпел существенные изменения, прежде всего за счет кратного роста производства этого металла в Китае — с 16,2 млн тонн в 2010 году до 37,3 млн тонн в 2020-м.

При этом, как отмечают в Алюминиевой ассоциации (объединяет российских производителей, поставщиков и потребителей алюминия), если пять-десять лет назад Китай рассматривался в первую очередь как крупный экспортер алюминиевых полуфабрикатов практически во все страны мира, то сейчас наблюдается переориентация на развитие внутреннего потребления и производство более технологически сложной продукции.

Сегодня Китай практически полностью закрывает свои потребности в алюминии собственным производством, сбалансировав рынок по производству и потреблению, что приводит к обострению конкуренции на рынках вне Китая. И цена — только один из аргументов в глобальном соревновании производителей.

Алюминий избавляется от углерода

В России предприятия алюминиевой отрасли объединены в компании «Русал», которая по итогам прошлого года произвела 3,75 млн тонн металла, фактически на порядок меньше китайских производителей. Но алюминий алюминию рознь. «Русал» еще в 2017 году зарегистрировал собственную марку алюминия Allow. Компания позиционирует себя как производителя продукции с низким углеродным следом, что укладывается в текущую «зеленую» повестку. Углеродный след при производстве алюминия у «Русала» составляет менее четырех тонн СО2 на тонну металла (с учетом прямых и косвенных энергетических выбросов алюминиевых заводов) за счет того, что при производстве алюминия используется энергия гидроэлектростанций (электроэнергия занимает до трети в себестоимости производства алюминия). Среднемировой показатель — около 12 тонн СО2 на тонну алюминия. В Китае, где основу энергетики составляют угольные станции, углеродный след в алюминии доходит до 18 тонн СО2 на тонну металла.

В 2020 году «Русал» вступил в организацию Japan Climate Leaders’ Partnership (JCLP), главные цели которой — объединение компаний, способствующих декарбонизации и устойчивому развитию, а также продвижение безуглеродных технологий в Японии.

В феврале этого года российский концерн получил статус приоритетного глобального поставщика высококачественных первичных литейных сплавов для японской компании Kosei — одного из крупнейших мировых производителей автомобильных колес и запчастей.

Как правило, в своей политике закупок, исходя из ряда параметров, таких как качество продукции, сервис, техническая поддержка, клиент определяет поставщиков, у которых он осуществляет большую часть закупок. Такие поставщики и называются приоритетными. Обычно основной объем портфеля закупок отдается трем приоритетным поставщикам. Иными словами, «Русал» имеет возможность получить большую долю в портфеле закупок Kosei.

«Мы начали работать с заводами “Русала” еще в начале девяностых годов, — отметил президент Kosei Сункити Камия. — За тридцать лет плодотворного сотрудничества мы по достоинству оценили качество продукции, пунктуальность поставок и всю ту поддержку, которую нам оказывает компания».

Объем поставок российского алюминия в Японию составляет около 300 тысяч тонн ежегодно. «Компания Kosei использует алюминий бренда Allow в производстве колес и деталей для ряда ключевых мировых автомобильных брендов, таких как Toyota, Honda, Nissan, Suzuki и других, — пояснили «Эксперту» в пресс-службе «Русала».

Как считают в «Русале», низкоуглеродный металл российской компании станет дополнительным преимуществом продукции Kosei, в основе которой лежат передовые технологии и инновационные инженерные решения: алюминиевые детали используются в производстве широкого ассортимента таких изделий, как автомобили, велосипеды, яхты и гидроциклы.

На низком старте

Основная продукция «Русала» — первичный алюминий. Несколько лет назад компания взяла курс на производство в больших объемах продукции с высокой добавленной стоимостью (ПДС). Ее доля в общем объеме продаж компании по итогам 2020 года составила 44% (против 37% в 2019 году), и развитие этого направления объявляется приоритетным. Цель — довести выпуск такой продукции до 60%. К ПДС в компании относят алюминиевые сплавы, плоские и цилиндрические слитки, катанка, а также алюминий особой чистоты, то есть высокотехнологичная продукция.

График 1: Сферы потребления алюминия по отраслям (%)

Как отмечают в Алюминиевой ассоциации, у всех производителей показатель «продукция с высокой добавленной стоимостью» разный и зависит от их развития и стратегии продаж, уровня интеграции с клиентами, целевыми рынками и проч. «Есть производители со ста процентами долей ПДС, а есть и те, кто производит только стандартные нелегированные слитки, — отмечают в ассоциации. — В среднем, как правило, у лидеров рынка доля ПДС в портфеле достаточно высокая».

По мнению доцента кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС Павла Грибова, то, что «Русал» увеличивает долю ПДС в объеме производимой продукции, — факт положительный. Вместе с тем, по его мнению, эту работу компании стоило начать еще раньше: «Сейчас, когда глобальный автопром переживает не лучшие времена, компании будет весьма сложно получить значимую долю на рынке. В последние годы “Русал” стал экстренно искать новые возможности использования алюминия. Кроме того, для концерна прозвучал тревожный звонок в авиации: алюминий активно заменяется композитами».

Впрочем, как отмечают в Алюминиевой ассоциации, потребление алюминия авиационной промышленностью составляет менее одного процента от глобального производства. Ее эксперты ожидают, что восстановление спроса здесь произойдет в следующие три–пять лет. А основным драйвером для рынка алюминия в ближайшие пять лет станет транспортная отрасль, поскольку все большее развитие получает электротранспорт, причем не только в сегменте легковых автомобилей: на подъеме производство автобусов и городских грузовиков. Растет применение алюминия в строительстве и инфраструктуры для возобновляемой энергетики.

В феврале стало известно, что «Русал» приобрел активы немецкой компании Aluminium Rheinfelden GmbH, находящейся на грани банкротства. Сумма сделки не разглашается, но известно, что Aluminium Rheinfelden до последнего времени оставалась одним из лидеров на рынке Германии по производству алюминиевых сплавов, полуфабрикатов и углеродных материалов. Как сообщается на сайте компании, она «работает везде, где есть возможность заменить стальные конструкции или чугун легким литым алюминием и его сплавами». Первостепенное значение в компании уделяют как раз работе с производителями автомобилей, разрабатывая для них материалы, позволяющие снизить вес машин и тем самым уменьшить расход топлива и выбросы.

График 2: Как росло производство алюминия в КНР (Млн.т.)

Директор группы корпоративных рейтингов агентства АКРА Илья Макаров, отмечает, что «Русал» , безусловно, заинтересован в расширении своего портфеля потребителей и продуктовой линейки. «Покупка завода в Германии, скорее, нацелена на совершенствование технологий производства алюминиевых сплавов, так как с точки зрения объемов (“Русал” планирует довести их до 30 тысяч тонн в год) это проект мизерный в масштабе его производства».

Ранее высказывалось предположение, что на базе немецкого предприятия «Русал» может создать некий инновационный центр по разработке и продвижению новых технологий и продуктов. Однако пока никакой дополнительной информации по этому поводу от компании не поступало.

В свою очередь исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин считает, что европейский актив будет неплохим приобретением для российского концерна. «Хотя еще лучше было бы создать ситуацию, при которой “Русал” производство всей этой добавленной стоимости перенес в Россию, где есть и мощности, и квалифицированная рабочая сила», — отмечает он. К тому же, по словам Игоря Коровкина, спрос на алюминий в автопроме будет только расти.

Подтверждением этому служит тот факт, считает глава ОАР, что руководство концерна Ford решило увеличить использование алюминия в производстве автомобилей.

Например, уже объявлено, что американская версия фордовского пикапа F-150 нового поколения будет оснащаться алюминиевыми кузовными панелями. Использование этого металла предусматривается при изготовлении капота, дверей и крыльев автомобиля. За счет использования алюминия F-150 сможет скинуть со своих нынешних двух тонн более трехсот килограммов. «Задача уменьшить массу автомобиля всегда будет стоять на повестке дня», — считает Игорь Коровкин. К тому же, по его мнению, замены алюминию для решения этой задачи пока нет и в ближайшие годы не предвидится.

В России тоже есть проекты в транспортной отрасли, где привычная сталь меняется на алюминий. Так, компания «Транспортные системы» начала производить трамвай с алюминиевым кузовом. По словам ее представителей, применение алюминия позволит снизить вес кузова трамвая на 20–40% по сравнению с традиционной или высокоуглеродистой сталью, следовательно, уменьшится давление на рельсы, за счет чего срок эксплуатации путей увеличится. Есть и меркантильная составляющая: даже по истечении 30–40 лет эксплуатации алюминиевые кузова не сильно потеряют в цене. И от передачи металла на вторичное использование можно будет вернуть до 80% его первоначальной стоимости. Суммарная же экономия при использовании парка, состоящего из ста алюминиевых трамваев, за тридцать лет может превысить 3,5 млрд рублей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Молодым ученым в России комфортнее Молодым ученым в России комфортнее

Евгений Хайдуков — о том, как сейчас работается молодым ученым в стране

Эксперт
Как Хелен Герли Браун подарила женщинам свободную любовь и одержимость диетами Как Хелен Герли Браун подарила женщинам свободную любовь и одержимость диетами

За что Герли Браун критикуют феминистки и за что стоит сказать ей «спасибо»

Forbes
Скандий не желает сплавляться Скандий не желает сплавляться

Сплавы металлов с редкоземельным скандием не востребованы в промышленности

Эксперт
Старые, но интересные: 6 онлайн-игр, которые потянут слабые ПК Старые, но интересные: 6 онлайн-игр, которые потянут слабые ПК

Онлайн-игры, не требующие сильного железа

CHIP
С тележкой — за деньгами в Лондон С тележкой — за деньгами в Лондон

Розничная сеть Fix Price выходит на Лондонскую фондовую биржу

Эксперт
Не мелочи жизни Не мелочи жизни

Анекдот про «мама сказала: деньги в бидоне» — прошлый век

Vogue
Пандемия, китайский фактор и суэцкий кризис Пандемия, китайский фактор и суэцкий кризис

Транспортный коллапс в Суэцком канале

Эксперт
Ледниковый период: 7 проблем со здоровьем, из-за которых ты всё время мерзнешь Ледниковый период: 7 проблем со здоровьем, из-за которых ты всё время мерзнешь

Что делать, если ты все время мерзнешь, и нужно ли идти с этой проблемой к врачу

Cosmopolitan
О рыбачке и рыбке О рыбачке и рыбке

Как русская уха покорила Францию

Огонёк
Смотрите-ка, звезда! Смотрите-ка, звезда!

Певица Лиза Монеточка о своих преподавателях и учебе в школе

Домашний Очаг
Анонс «золотой пятилетки» Анонс «золотой пятилетки»

Рынки сырья воспарили, и, похоже, их рост не остановится в ближайшее время

Эксперт
«Вертинский»: сначала на платформе и только через полгода в эфире «Вертинский»: сначала на платформе и только через полгода в эфире

Биография Вертинского — это попытка осмыслить события двадцатого века

Эксперт
Ума Турман написала колонку против закона о запрете абортов в Техасе. Она призналась, что в подростковом возрасте ей пришлось прервать беременность Ума Турман написала колонку против закона о запрете абортов в Техасе. Она призналась, что в подростковом возрасте ей пришлось прервать беременность

Ума Турман выступила против принятого в Техасе закона о запрете абортов

Esquire
Какие мужчины и почему интересуются сексуальным прошлым своих партнерш Какие мужчины и почему интересуются сексуальным прошлым своих партнерш

Стоит ли рассказывать мужчине о прошлых отношениях?

Psychologies
«Разжимая кулаки»: драма об осетинской девушке, которой не позволяют взрослеть «Разжимая кулаки»: драма об осетинской девушке, которой не позволяют взрослеть

«Разжимая кулаки» — история о девушке в беспросветном осетинском городке

GQ
Мне нужны твои камбэки? Мне нужны твои камбэки?

Разбираемся, почему на экранах так много сиквелов и ремейков и как с этим жить

Glamour
Райские кущи Райские кущи

Дизайнеры оформили клубный дом гольф-клуба “Раево” в традициях старой Америки

AD
Как быть с завистью? Как быть с завистью?

Превращаем зависть в мотивацию

Reminder
Палочка-выручалочка калибра 88 мм. История самой грозной немецкой пушки Палочка-выручалочка калибра 88 мм. История самой грозной немецкой пушки

Эта пушка лопала танки как воздушные шарики

Maxim
Страна детства Страна детства

Детская комната – особый мир, где изменяются пространство и время

Лиза
На Красной планете произошли 3 рекордных марсотрясения На Красной планете произошли 3 рекордных марсотрясения

Зонд NASA Mars InSight зафиксировал три марсотрясения

National Geographic
Носатый полоз Носатый полоз

Зачем змее такой нос?

Weekend
Фантастические организации, которые управляют развитием цивилизации Фантастические организации, которые управляют развитием цивилизации

Фантастические книги о могущественных организациях

Популярная механика
История вопроса: рекрутская повинность История вопроса: рекрутская повинность

Когда появилась рекрутская повинность и выражение «забрить в солдаты»

Культура.РФ
«Мы застрянем на USB-C навсегда?»: доводы «за» и «против» решения Евросоюза ввести единый разъём для всех смартфонов «Мы застрянем на USB-C навсегда?»: доводы «за» и «против» решения Евросоюза ввести единый разъём для всех смартфонов

Евросоюз за введение стандарта USB-C, Applе – против

TJ
Ток-шоу Ток-шоу

Для чего нужна микротоковая терапия, какие проблемы она решает?

Grazia
Катализатор: зачем нужен, можно ли ездить без него и как пройти техосмотр Катализатор: зачем нужен, можно ли ездить без него и как пройти техосмотр

Стоит ли избавляться от автомобильного катализатора, какие плюсы и в чем подвох?

РБК
Тайники с добычей помогли кочевым муравьям эффективнее разорять колонии других видов муравьев Тайники с добычей помогли кочевым муравьям эффективнее разорять колонии других видов муравьев

Особенности охоты кочевых муравьев

N+1
Генетики выявили три предковые группы современных японцев Генетики выявили три предковые группы современных японцев

Ученые секвенировали 12 древних геномов

N+1
В Марокко нашли древнейшее свидетельство изготовления одежды В Марокко нашли древнейшее свидетельство изготовления одежды

Археологи обнаружили костяные орудия для выделки шкур возрастом 90 тысяч лет

N+1
Открыть в приложении