Движение вниз. 50 лет назад начались работы на Кольской сверхглубокой скважине
Закрытая скважина может стать памятником важному научному проекту, закончившемуся скверным анекдотом

Среди рекордных научных проектов XX века, которые Россия приняла по наследству от СССР, один оставляет грустное послевкусие. Это безусловное достижение, потребовавшее много сил, ресурсов и технологических навыков, от которого при этом в популярной памяти не осталось ничего, кроме нелепых слухов, а место, к которому могла бы оказаться привязана память, пребывает в печальном запустении.
Начало этому проекту было положено 50 лет назад. В конце мая 1970 года на Кольском полуострове приступили к бурению сверхглубокой скважины, который суждено было стать в свое время самым глубоким отверстием, прорытым человеком в направлении к центру Земли.
Углубление в недра при всей сложности такой задачи, конечно, не выглядит столь же эффектно, как полет в космос или даже спуск на океанское дно. Возможно, это вопрос особенностей человеческой психики, которая с гораздо большим восторгом смотрит на прыжок в небеса, чем на рытье ямы (если, конечно, это не связано с извлечением скрытых богатств). Тяжесть движения вниз, необходимость пробиваться сквозь толщи не столь эффектна, как выход в безвоздушное пространство. Тем не менее желание докопаться до сердца Земли также относится к архетипическим задачам познания неведомого.
В середине XX века демонстрация достижений, реализующих давние мечтания человечества, становится одним из элементов соревнования «свободного мира» и «социалистического сообщества», прежде всего США и СССР, показывавших друг другу и зрителям во всех точках земного шара, на что способны выстроенные ими социально-экономические системы. Хотя главной гоночной ареной, безусловно было космическое пространство, земная твердь также представляла интерес для приложения научных и технологических возможностей. Тем более что человечество действительно имело до последнего времени лишь приблизительные представления о том, что находится под его ногами глубже определенного уровня.
Одной из первых амбициозных заявок в этой области стал проект Mohole, начатый американскими учеными в 1961 году. Название проекта обыгрывало фамилию австро-хорватского геофизика Андрии Мохоровича, который на основании сейсмических данных обосновал существование четкой границы между земной корой и следующим за ней более глубоким слоем планеты — земной мантией. Эта граница получила имя ученого. Граница Мохоровича, как показывают данные скорости распространения сейсмических волн, наиболее близко прилежит поверхности Земли у океанского дна, поэтому Mohole предполагал провести бурение дна океана в районе мексиканского острова Гваделупе. Проект был широко анонсирован и первоначально порождал большие ожидания, однако в итоге из-за громадных расходов и неочевидных результатов Конгресс свернул финансирование Mohole в 1966 году.