Драйв, вайб и серфинг. Как Бали превратился в место силы для русскоязычных предпринимателей
В зимний сезон 2020–2021, когда туристический бизнес по всему миру терпел убытки, а туристы страдали без привычного отдыха, на индонезийском острове Бали в местных кафе особенной популярностью пользовались сырники. По оценкам россиян, которые живут на острове давно, на соотечественников пришлось до 80% всего въездного потока. Большинство приезжих заплатили от 100 тыс. руб. только за перелёт в одну сторону и оформление бизнес-визы (туристические правительство Индонезии не выдаёт с прошлой весны). Позволить себе такое могли в основном предприниматели, не привязанные к офису. Inc. попытался разобраться, что из себя представляет русское бизнес-комьюнити на острове и действительно ли Бали стал центром притяжения молодых российских предпринимателей.
Условно всех предпринимателей, оказавшихся на острове, можно разделить на два типа: тех, кто давно работает в реальном секторе Бали, и тех, кто приезжает на время, занимаясь бизнесом удаленно. Среди вторых довольно отчетливо выделяется группа инфобизнесменов в широком смысле — ведь продавать вебинары о том, как стать счастливее и сделать свою жизнь лучше, гораздо эффективнее с райского острова с репутацией курорта для богачей. Кроме того, здесь частые гости — цифровые кочевники и просто предприниматели, приезжающие сюда на зимовку — параллельно управляющие бизнесом. Много и тех, кто приезжает на випассану или просто разгрузиться и подпитаться энергией перед новым марш-броском (серьезной сделкой, запуском нового бизнеса или пивотом). Особняком стоят крупные бизнесмены, давно переехавшие из России, например основатель QIWI Сергей Солонин.
Так или иначе, но русскоязычных предпринимателей на Бали достаточно, чтобы сложилось бизнес-комьюнити с достаточно регулярными мероприятиями и встречами — от спонтанных бесплатных «кружков по интересам» до больших конференций (например по инфобизнесу) и бизнес-завтраков на несколько сотен человек. Легко можно зайти в местное кафе и неожиданно для себя оказаться на конференции для предпринимателей, где они делятся опытом, как заработать первый миллион, продавая планеры.
Свой среди чужих
Алексей Вимана год назад думал, что его бизнесу пришёл конец. Он — основатель компании Relictium, которая занимается выпуском и экспортом изделий из экзотических пород древесины. На Бали он впервые оказался в 2016 году, переехав из Москвы. Идея основать компанию по производству предметов интерьера возникла спонтанно, когда он увидел, как работают балийские мастера по дереву. Ставку сделали на тех, кто мог позволить себе обставить дом необычной мебелью. Когда начался локдаун, работа встала, ничего не отправляли в течение 5 месяцев. А к лету пошли новые заказы от luxury-аудитории: появился спрос на обеденные столы за $25–50 тыс. Производство переориентировали, в месяц продавали один-два таких стола, в итоге год завершили в плюсе, увеличив основные показатели. Клиентов из России из-за кризиса и падения покупательной способности стало меньше, но появились заказчики из Европы, США, Австралии (в апреле 2021 года компания открыла там шоу-рум). «За год можно было вырасти и в 3 раза, но мы этого не сделали, потому что сами стали размеренными индонезами… Другой менталитет у них, не деньги важны, а сама жизнь, — констатирует предприниматель. — Когда мы с женой начинали бизнес, жили в московском режиме 80/20, где 80 — работа, 20 — семья, а сейчас наоборот. Интегрировались настолько, что стали непродуктивными».
Регистрация бизнеса на Бали
Экспаты на острове в основном открывают компании, связанные с ресторанным бизнесом, производством продуктов, арендой недвижимости и туризмом. На все эти виды деятельности необходимо получать лицензии. Важно, что по закону иностранец не может на 100% владеть бизнесом, поэтому для открытия любой компании нужен будет «номинальный директор» — индонезиец (лучше балиец, если ваш бизнес на Бали), который будет формально выступать владельцем. В зависимости от размера бизнеса существуют различные формы регистрации:
- CV подходит для маленьких магазинчиков и кафе. Иностранец выступает лишь «спонсором» для индонезийцев, на которых оформляются учредительные документы, нельзя оформить рабочую визу (китас) и получить лицензии на многие виды деятельности;PT — более сложная форма, наиболее популярная для мелкого и среднего бизнеса, для регистрации такой компании нужно два индонезийца, а иностранец не может быть собственником, но может официально трудоустроиться в эту компанию и получить рабочую визу. Кроме того, можно оформить от 2 до 7 рабочих виз для других иностранцев — при этом взяв на работу столько же индонезийцев;
- PMA подходит для более крупных компаний, тут иностранец уже может быть вписан в учредительные документы и быть одним из директоров. Количество рабочих виз не ограничено, но зависит от оборота компании и количества нанятых индонезийцев.
Минимальная стоимость оформления бизнеса через посредников — $1,5 тыс. Верхней планки не существует. К примеру, Relictium Алексея Вимана оформлен как PMA, в последний раз он заплатил около $6,5 тыс. за продление документов для компании и своей семьи.
Не так повезло тем россиянам, чей бизнес связан с туристами. Светлана Осипова, управляющая школой серфинга SurfDiscovery (школе 11 лет), говорит, что компанию пришлось практически закрыть: «Стало на 98% меньше клиентов, чем было. Мы ориентированы на русскоязычных отдыхающих. Сейчас работаем только по звонку. Если есть клиенты, то проводим занятие».
Роман Голубятников, владелец ресторана Two Moods в Чангу (Canngu), открыл заведение полтора года назад, буквально за несколько месяцев до пандемии (сам предприниматель родом из Воронежа, там он — совладелец ресторанной сети Just Family). Отбить вложения удалось достаточно быстро (сумму не раскрывает, но указывает, что порог входа на ресторанный рынок — от $200 тыс). «С мая по ноябрь было тяжеловато. Спасло то, что аренда была проплачена на несколько лет вперед. Минимизируя убытки, мы плюс-минус работали, — вспоминает ресторатор. — В декабре правительство начало выдавать бизнес-визы и сюда приехало много русскоязычных: примерно 80% от всего потока. А к новому году мы вернулись к докризисным показателям даже с определенным приростом». Сейчас бизнесмен строит второй ресторан на Бали и ищет площадку под третий.