Пролет над гнездом Батьки. Что стоит за задержанием Романа Протасевича
Белорусские власти захватили «ценного языка» — бывшего главреда Nexta Романа Протасевича. Захватили с большим скандалом, но по закону
Присаживайтесь, пожалуйста
Александр Лукашенко снова оказывается в центре международного внимания. Не успело все цивилизованное сообщество осудить его за аналог операции «Трест», когда белорусские чекисты при помощи российских коллег спровоцировали противников Батьки на госпереворот, после чего их задержали, как Александр Григорьевич подкинул им новую инфобомбу: в Минске арестован бывший главный редактор телеграм-канала Nexta (главного канала белорусской оппозиции) Роман Протасевич. Обладатель эксклюзивной информации о том, кто и как выделял деньги на информационное освещение белорусских протестов, кто руководил этим освещением и, самое главное, кто из представителей белорусской власти работает с западными друзьями.
Естественно, журналист прибыл в белорусскую столицу не по своей воле. На борт авиакомпании RyanAir, которым он летел из Афин в Вильнюс, поступило сообщение о минировании, и экипаж, который был на тот момент в белорусском воздушном пространстве, принял решение садиться в аэропорту Минска. После чего пассажиров вывели из салона (то есть на территорию Белоруссии) для осмотра, где Протасевича вместе с его спутницей задержали. По всей строгости закона.
Главной загадкой этой истории являются мотивы, по которым получивший информацию о минировании борта экипаж принял решение совершать экстренную посадку именно в Минске, а не в Вильнюсе (до которого лететь было ближе). У россиян есть одна версия: пилотов звали Петров и Боширов. Западные СМИ и политики пишут о том, что к такому решению экипаж принудил Лукашенко. Мол, сначала белорусские диспетчеры приказали пилотам осуществить посадку в Минске, а затем эту просьбу подкрепил поднявший в небо МиГ-29, который и сопроводил борт RyanAir на посадку в белорусскую столицу.
У здравомыслящих людей эта версия вызывает большие сомнения. Во-первых, в случае экстренных ситуаций на борту последнее слово всегда остается за командиром воздушного судна. Таковы правила и нормы гражданской авиации. Командир (а не белорусский диспетчер) решал, лететь ему в Минск или в Вильнюс. И, судя по опубликованными белорусскими властями переговорам, никто его садиться в Минске силой не заставлял. Во-вторых, судя по таймингу, это решение было принято не под прицелом белорусского МиГ. Информацию о бомбе пилоту передали недалеко от границы с Литвой, и в этот момент белорусский МиГ, по всей видимости, еще даже не взлетел с аэродрома в Барановичах (около 130 км от границы). Эта информация, конечно, еще нуждается в подтверждении — но в любом