Допрос в Штази и жизнь в сквоте: отрывок из биографии Ангелы Меркель
В «АСТ» вышла книга «Ангела Меркель. Самый влиятельный политик Европы». С разрешения издательства Forbes Woman публикует главу, в которой молодая ученая из Восточной Германии отвечает на вопросы спецслужбистов, уходит от мужа и самозахватом селится в заброшенной квартире
В книге о бывшем канцлере ФРГ прослеживается жизнь женщины польского происхождения, которая выросла при коммунистической диктатуре, работала официанткой в пивной, а затем стала одним из самых могущественных лидеров мира. «Люди практически ничего не знают о 35 годах моей жизни», — сказала Ангела Меркель в интервью журналу «Штерн» в 2004 году. Книга приоткрывает некоторые страницы ее жизни и черты личности. Включая тот факт, что она любит язвительно шутить и умеет имитировать голоса — включая голос Папы Римского. Этот отрывок рассказывает о жизни 24-летней Меркель, — а также о том, как спустя три десятка лет она, уже будучи канцлером, реагировала на наплыв мигрантов с Ближнего Востока.
Готфрид Вильгельм фон Лейбниц был оптимистичным философом. Он выдвинул знаменитую идею о том, что мы живем в «лучшем из возможных миров» и что все, что кажется злом, есть часть высшего плана Господа нашего. Исторически такой взгляд на мир зло высмеял Вольтер, изобразивший Лейбница в образе наивного философа доктора Панглосса в своем комическом романе «Кандид». Эта философская позиция — но без религиозных обертонов Лейбница, — казалась жителям Восточной Германии весьма привлекательной. Коммунистический режим часто описывал собственное государство в терминах, которые легко можно себе представить в устах Лейбница. Еще одной заслугой Лейбница была организация в 1701 г. Бранденбургского научного общества.
Именно в этом престижном учреждении Ангела и начала свою научную карьеру вскоре после окончания университета в 1978 г. Ульрих тоже получил там место. Однако Академия наук, как позже стало называться Бранденбургское общество Лейбница, не была тем местом, куда она стремилась попасть в первую очередь. Стремился ли туда Ульрих, мы не знаем.
Первоначально она предложила свою кандидатуру в Технический университет Ильменау, небольшого городка с 30 000 жителей в центре страны, в Тюрингии. У Ангелы была впечатляющая биография, хорошие оценки и прекрасная характеристика. Неудивительно, что ее пригласили на собеседование, но само собеседование стало для нее сюрпризом. Встретили ее два офицера Штази.
Должно быть, по спине двадцатичетырехлетней выпускницы-физика пробежал холодок. Даже у ни в чем не повинных людей были причины бояться тайной полиции. Те двое не представили девушке никаких инкриминирующих данных и не пытались ее шантажировать. Они проводили с ней собеседование о приеме на работу, но собеседование неожиданного для нее характера. Вся необходимая информация была перед ними, в папочке на столе, и они просто хотели установить, все ли факты в этой папочке соответствуют действительности.
«Ну хорошо, и как часто вы слушаете западное радио? А когда вы в последний раз приобрели джинсы из Западной Германии?» — спрашивали они. Все ответы они знали заранее. Они были вежливы и даже доброжелательны. Они пытались завербовать Ангелу. Она не была врагом государства — для таких у них были другие методы. Так что, спрашивали они, не хочет ли она стать агентом?
Ангела колебалась, по крайней мере позже ей так казалось. Жесткий отказ от предложенной работы вызвал бы подозрения и, скорее всего, погубил бы ее карьеру; не исключено также, что он навлек бы несчастья на ее родных и близких. С другой стороны, согласиться означало бы шпионить за друзьями и родными, причем делать это в интересах политической системы, противником которой она в глубине души была. Так что она выбрала другое, довольно элегантное решение. Она сказала, что не в состоянии хранить секреты. Именно это всегда советовали ей говорить мать и отец: «Родители всегда советовали мне говорить офицерам Штази, что я болтушка и человек, который не в состоянии держать язык за зубами. Еще я сказала им, что не знаю, смогу ли сохранить это в тайне от мужа», — вспоминала позже Ангела.
Сотрудники Штази были в растерянности. Ясно было, что эта женщина — наивный ученый, живущий в параллельной вселенной молекул, атомов и нейтронов. Такая рассеянная чудачка принесла бы мало пользы тайной полиции. Ее вежливо поблагодарили, но работы она не получила.