Мам, мы выросли!
Отношения со взрослыми родителями – тема сложная. Старые и новые обиды, нарушение границ и манипуляции – можно ли обойтись без этого?
Почему все думают, что я хожу к психологу, чтобы жаловаться на родителей? Ну, да. Жаловаться. Мне не с кем поговорить об этом. О том, как мне плохо каждый раз, как я с ними повидаюсь. Мы давно выросли, у меня свои дети большие, а как приезжаю к ним – все те же песни: как ты выглядишь, постриглась бы, тебе надо худеть. Отец заводит волынку про дачу, на которую мы не ездим: для кого же они корячились? А я не хочу туда ездить, мне больно! Мама наготовит гору жирной, невкусной еды, будет требовать, чтобы мы ели, отец хочет с мужем выпить, отказываешься – смертельная обида. Как выстроить отношения с ними так, чтобы и их не обижать, и самим не раниться?»
ЭТО СЛОЖНАЯ во всех смыслах проблема: отношения взрослых людей со своими родителями. Хочется же, чтобы как на рекламной картинке: лучащаяся счастьем семья с парочкой милых деток приезжает на дачу к седовласым, но крепким и подтянутым пожилым родителям, все радостно садятся за стол под яблоней, любовь и покой. В этой прелестной картине нет места застарелым обидам, навязшим в зубах разговорам о болячках или политике, нет ревности к другим детям, погостевали – и счастливые поехали обратно к себе. В реальной жизни такие семьи встречаются редко. Я лично не видела ни разу.
Во-первых, наша социальная культура до сих пор является деревенской, патриархально-общинной. Массовый исход населения из деревни в города начался чуть более ста лет назад, шел волнами, не знаю, все ли читатели в курсе, что последние «крепостные крестьяне» – советские колхозники – жили без паспортов аж до 1974 года, а значит, не могли покидать свои деревни, даже навещать родных в других местах можно было только по справке из сельсовета. Единицей общества считалась семья, домохозяйство, в городах – квартира; у каждого домохозяйства был старший, тот, с кого спрос. И остальные члены семьи должны были ему подчиняться. Ответственный квартиросъемщик решал вопросы прописки, и если главе семьи не нравилось, кого дочь или сын выбрал в партнеры, в его власти было отказать в принятии в дом. В самом прямом смысле: «Доча, нам твой Генка не ко двору, так что пусть отправляется восвояси». Абсолютная власть.
Наоборот тоже работало: дочь уже давно бы развелась с постылым мужем, да мать не дает, как же, дом без мужика останется. То, что давно уже не надо ни дрова рубить, ни от татарского нашествия защищать, не имеет значения.