Психолог Виталий Сонькин то и дело дает нам полезные советы по воспитанию и пониманию детей. А еще он интересно рассказывает о том, с чем ему приходится сталкиваться в своей работе.

Домашний Очаг

Семья / Отношения

Синдром школьника

Психолог Виталий Сонькин то и дело дает нам полезные советы по воспитанию и пониманию детей. А еще он интересно рассказывает о том, с чем ему приходится сталкиваться в своей работе.

Виталий Сонькин, психолог, психотерапевт гештальт-терапевт

Иногда друзья спрашивают меня: «Ну, как работа? C чем нынче люди приходят?» Приходят со своим горем и радостями, с сомнениями и любопытством, с отчаянием и воодушевлением. Писать про откровения трудно, ведь мы обязаны хранить втайне истории клиентов. Как делиться теми находками, которые возникают в общении, полном доверия и уважения? Для этой колонки пришлось искать подходящую форму. А надо сказать, что большая часть моей практики – это поиск с клиентом подходящей формы для выражения его переживаний и воплощения желаний.

Когда я начинал психологическую практику, психологи уже показали свою эффективность в работе с детьми, и сводить ребенка «продиагностировать» уже не считалось зазорным. В школах тогда появились специалисты, к которым родители и педагоги начали прислушиваться. Тогда и я начинал с работы с детьми: сперва в школе для одаренных детей, потом в детском психологическом центре. Мы делали разные проекты для родителей и педагогов, для детей способных и отстающих, сирот и с нарушениями поведения, консультировали, пробовали разные методики – от компьютерных до песочной и арт-терапии. Вот несколько наблюдений за школьной жизнью.

Готовность к школе

Есть такое словосочетание – готовность к школе. Как именно к ней нужно быть готовым, неизвестно, но мнение есть у каждого. Мой папа, физиолог, был уверен, что она выражается в способности дотянуться до уха противоположной рукой через макушку головы. Вы уже попробовали? Для взрослого это плевое дело, а малыш до 7 лет на это физически не способен – голова пропорционально огромная, а руки коротки. В 6 лет я только и делал, что тянулся до уха, чтобы получить путевку во взрослую жизнь и октябрятский значок в придачу.

Я психолог и пользуюсь совершенно другими методами. Конечно, есть формальные вещи: проверить внимание и утомляемость, способность составить рассказ по картинкам, нарисовать, прочитать, еще что-то, но мой любимый вопрос ребенку: зачем люди ходят в школу?

«Как зачем? Надо же ходить!»

«И все-таки, зачем?» «Чтобы быть умным», – будущий первоклашка пытается найти «правильный» ответ.

«А зачем умным быть?»

«Чтобы не смеялись другие», – и тут становится понятно, как его мотивируют к учебе дома.

«А зачем нужно, чтобы не смеялись?»

«Чтобы… не знаю. Потому что обидно, когда смеются!»

«И все-таки, для чего нужно, чтобы не смеялись?»

«Для того, чтобы брали играть вместе…»

«А для чего нужно, чтобы брали играть?»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении