Дочь Пушкина, умершая от голода: трагичная судьба Марии Гартунг
Старшая дочь Пушкина Мария Александровна Гартунг умерла от голода в возрасте 86 лет. Она так и не дождалась своей новой персональной пенсии, назначенной советскими властями.
Копия отца
Мария родилась в Петербурге 19 мая 1832 года. Имя ей дали в честь покойной бабушки Александра Сергеевича Марии Алексеевны Ганнибал.
«Жена моя имела неловкость разрешиться маленькой литографией с моей особы. Я в отчаянии, несмотря на всё мое самодовольство», — то, что чувствовал поэт, сейчас мы бы назвали когнитивным диссонансом. Пушкин был счастлив, что дочь похожа на него, и в то же время страдал из-за этого: свою внешность он считал «арапским безобразием».
Машка, Маша, Машенька — так поэт называл маленькую Марию. В его письмах постоянно упоминается имя малышки. В каждом он расспрашивает жену о дочери. Ходит ли? Говорит? «Что моя беззубая Пускина?» Сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева, глядя на брата, называла его «нежным отцом».
Маша росла болезненным ребенком, но это не мешало ей быть активной и задиристой девочкой. Братьям не раз и не два доставалось от сестры: нрав у нее был бойкий, а замашки — мальчишечьи. Кукол она не признавала, а вот бегать и прыгать обожала. Еще в детстве освоила верховую езду и до конца жизни сохранила гордую осанку всадницы.
Роковая дуэль случилась, когда Маше исполнилось пять лет. Она одна сохранила воспоминания о знаменитом отце: остальные дети Пушкина на момент его гибели были совсем маленькими.
Следующие семь лет семья Пушкиных прожила в бедности: Наталья осталась одна с четырьмя детьми на руках. Женщина уехала в калужское имение Полотняный Завод к матери и брату и вела там затворнический образ жизни: гостей не принимала, сама визитов не наносила, занималась образованием дочерей и сыновей. Именно благодаря занятиям с матерью Мария прекрасно говорила на немецком и французском, виртуозно играла на фортепиано и отлично рисовала.
Девочка родительницу обожала: мать всегда и во всем была для нее примером. Для Натальи дети стали смыслом жизни. Сватающимся к ней поклонникам, предлагающим отправить их на воспитание в пансион, отвечала: «Кому в тягость мои дети, тот мне не муж». Однако в 1844 году появился мужчина, которого «прицеп» не смущал: после возвращения в Петербург Наталья вышла замуж за генерала Петра Ланского.