Что такое дислексия и как помочь ребенку с ней справиться

PsychologiesПсихология

Дислексия: как распознать проблему и помочь ребенку

Низкая скорость чтения, повторяющиеся ошибки, трудности с пониманием текста и неспособность пересказать прочитанное... Все это может превратить школьную жизнь ребенка в настоящее мучение. Как избавить его от подобных переживаний? Разбираемся с логопедом.

Алла Ануфриева

Дислексия: как распознать проблему и помочь ребенку

Сложности в овладении чтением — не редкость, они знакомы примерно каждому десятому школьнику. Как своевременно заметить нарушения? «Диагноз «дислексия» могут поставить только школьнику, и то не в первые месяцы обучения, а ближе ко второму классу. У детей, которые еще не ходят в школу, можно говорить лишь о предрасположенности к дислексии», — объясняет Ольга Величенкова, эксперт Ассоциации родителей детей с дислексией.

На что стоит обратить внимание родителям?

Трудности у дошкольника 5-6 лет

Речевые нарушения

  • Позднее начало речи — ребенок заговорил ближе к 3 годам, речь развивалась медленно.
  • Есть нарушения звукопроизношения и трудности воспроизведения относительно сложных слов — не собака, а «фабака», не «квадратный», а «крадратный», не гольфы, а «гофли».
  • Ребенок не может выучить простое стихотворение из 4-6 строчек.

Проблемы с произвольной регуляцией

Ребенок неусидчив или, наоборот, медлителен, ему трудно выполнять задания, состоящие из последовательности нескольких действий. Все это говорит о недостаточном уровне развития тех психических процессов, от которых зависит формирование письма и чтения в будущем.

Моторные трудности

Общая неловкость, трудности выполнения ритмичных движений, проблемы с мелкой моторикой — не может завязать шнурки, неправильно держит ручку, не справляется с мозаикой.

Зрительно-пространственные нарушения

  • Ребенок затрудняется сказать, где у него левая рука, а где правая, могут быть нарушения ориентировки в окружающем пространстве.
  • Он не очень хорошо играет в игры, связанные с пространством, — тетрис, конструкторы, копирование по образцу.

Все это базовые психические функции, на основе которых «растут» навыки письма и чтения. Поэтому, чтобы быть уверенными, что проблем нет, в возрасте 3, 5 и 7 лет имеет смысл показать ребенка логопеду и психологу, чтобы своевременно заметить или исключить нарушения в его развитии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении