Дислексия: как распознать проблему и помочь ребенку
Низкая скорость чтения, повторяющиеся ошибки, трудности с пониманием текста и неспособность пересказать прочитанное... Все это может превратить школьную жизнь ребенка в настоящее мучение. Как избавить его от подобных переживаний? Разбираемся с логопедом.
Сложности в овладении чтением — не редкость, они знакомы примерно каждому десятому школьнику. Как своевременно заметить нарушения? «Диагноз «дислексия» могут поставить только школьнику, и то не в первые месяцы обучения, а ближе ко второму классу. У детей, которые еще не ходят в школу, можно говорить лишь о предрасположенности к дислексии», — объясняет Ольга Величенкова, эксперт Ассоциации родителей детей с дислексией.
На что стоит обратить внимание родителям?
Трудности у дошкольника 5-6 лет
Речевые нарушения
- Позднее начало речи — ребенок заговорил ближе к 3 годам, речь развивалась медленно.
- Есть нарушения звукопроизношения и трудности воспроизведения относительно сложных слов — не собака, а «фабака», не «квадратный», а «крадратный», не гольфы, а «гофли».
- Ребенок не может выучить простое стихотворение из 4-6 строчек.
Проблемы с произвольной регуляцией
Ребенок неусидчив или, наоборот, медлителен, ему трудно выполнять задания, состоящие из последовательности нескольких действий. Все это говорит о недостаточном уровне развития тех психических процессов, от которых зависит формирование письма и чтения в будущем.
Моторные трудности
Общая неловкость, трудности выполнения ритмичных движений, проблемы с мелкой моторикой — не может завязать шнурки, неправильно держит ручку, не справляется с мозаикой.
Зрительно-пространственные нарушения
- Ребенок затрудняется сказать, где у него левая рука, а где правая, могут быть нарушения ориентировки в окружающем пространстве.
- Он не очень хорошо играет в игры, связанные с пространством, — тетрис, конструкторы, копирование по образцу.
Все это базовые психические функции, на основе которых «растут» навыки письма и чтения. Поэтому, чтобы быть уверенными, что проблем нет, в возрасте 3, 5 и 7 лет имеет смысл показать ребенка логопеду и психологу, чтобы своевременно заметить или исключить нарушения в его развитии.