«Тупик имени Сталина», или Почему Бузова на сцене МХАТа — не главная проблема культуры
Неоднозначная реакция общества на спектакль МХАТа «Чудесный грузин» в основном свелась к вопросу, уместно или нет появление Ольги Бузовой на театральной сцене. Проблема, однако, кроется совсем не в этом.
В новом спектакле «Чудесный грузин» во МХАТе про юность Сталина в роли выдуманной «певицы кабаре и корпоративов Беллы Шанталь» на сцене появилась бывшая ведущая «Дома-2» и звезда инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Ольга Бузова. Шквал язвительной критики от «классических» актеров и режиссеров (Сергей Безруков, Юрий Грымов) был предсказуем — но автор этой колонки далек от того, чтобы презирать на сцене все, что «не от Станиславского». Времена изменились; кроме того, феномен Бузовой еще и поважнее будет — для современной культуры. Ее популярность (23 миллиона подписчиков в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)) нельзя объяснить формальными причинами. «Не интеллектуал, не мыслитель, не модель» — как верно о ней замечает худрук МХАТа Эдуард Бояков; она, скорее, «персонаж», символ народной любви нового типа. Мы можем в этой связи вспомнить о феномене Мэрилин Монро или Бритни Спирс — такие фигуры, вероятно, являются неотъемлемым атрибутом общества потребления, когда любят «ни за что» — просто они случайно «совпадают» с миллионами настроений. Такого рода народная любовь возникает, заметим, именно в свободном мире — где, в отличие от тоталитарного, не навязывают критериев красоты или вкуса. Филологам из британских университетов не зазорно изучать тексты Spice Girls, потому что они выражают суть времени. Точно так же следует относиться и к Бузовой на сцене МХАТа — это, в своем роде, даже здорово и нормально.